Рабочая программа по внеурочной деятельности Экологический проект (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа


по внеурочной деятельности

Экологический проект «Напиши письмо сове»




1 класс

Количество часов 33

Учитель Гребенщикова Наталия Геннадьевна




















Подольск 2014



Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………….3
  2. Цели и задачи программы……………………………………4 - 5
  3. Содержание курса…………………………………………….6 - 7
  4. Тематическое планирование………………………………….8
  5. Календарно - тематическое планирование………………….9 - 10
  6. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности………………………….11
  1. Материально - техническое обеспечение…………………...12
  2. Используемая литература……………………………………13 - 14




























Программа курса по внеурочной деятельности

Направление «Проектная деятельность»

«Экологический проект «Напиши письмо сове»

Пояснительная записка Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Понятие «проект» имеет в нашей культуре разные значения. В данном случае мы используем это понятие в его педагогическом, несколько отличающемся от традиционного, смысле. Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели. Они направлены на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта. В то же время проекты, выполняемые учащимися под руководством педагога, признаются сегодня действенным средством реализации компетентностного, системно-деятельного подхода к обучению и воспитанию. Их разработка и реализация позволяет достигать ряда актуальных образовательных эффектов, в т.ч.:

  • позволяет научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
  • учит ученика размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • даёт опыт принятия самостоятельных аргументированных решений;
  • позволяет научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Программа «Экологический проект «Напиши письмо сове» предназначена для учащихся 1 класса. Связана с изучением курса «Окружающий мир» и предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием.


Цель работы над проектом:
  • развитие познавательной и творческой активности младших школьников;
  • формирование у них ответственного отношения к окружающей среде, понимание целостности природы и взаимосвязи всех её компонентов;
  • формирование у младших школьников основ экологического мировоззрения;
  • развитие ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, познавательного развития).
Задачи: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). 6. Воспитать чувство бережного отношения к природе. В основу программы курса «Экологический проект «Напиши письмо сове» положен опыт и методика доктора педагогических и кандидата биологических наук Рыжовой Натальи Александровны, которая разработала нестандартные приемы работы на уроках экологии в начальной школе и апробировала свою программу и методику в гимназии. Программа «Экологический проект «Напиши письмо сове» носит научно-познавательную направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. Программа рассчитана на проведение занятий в течение учебного года 1 час в неделю с учащимися младшего школьного возраста 7 - 8 лет. Работа в рамках экологического проекта строится на основе интегрированного подхода. При реализации содержания данного проекта расширя­ются знания, полученные детьми при изучении школьных кур­сов изобразительного искусства, технологии, ли­тературного чтения, окружающего мира.
Форма работы: - беседы с использованием иллюстративного материала, гербария, моделей; - наблюдения за домашними животными; - изучение литературы; - составление картотеки; - проведение экскурсий; - рисование портретов животных; - написание писем; - создание коллажа, макетов; - выпуск книжек - малышек; - обсуждение результатов работы. Подведение итогов работы происходит в форме общественной презентации: - конференция; - утренник; - конкурс; - создание макетов; - выставка и др. Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране. Изучение окружающего мира и его составляющих - растений и животных - помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.













Содержание курса 1. Введение в экологию. Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Практическая работа: - Экологическая викторина. 2. Почему мы любим животных? Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помога­ют стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Живот­ные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их. Практическая работа: конкурс эрудитов - любителей животных. Экскурсия в живой уголок школы. 3. Разнообразие животных. Работая по данной теме, акцентируйте внимание детей на отличительных признаках разных систематических групп животных и разнообразии животного мира. Насекомые - это животные, у которых шесть ног. Дополнительные признаки - насечки с нижней стороны тела и три части тела (голова, грудь и брюшко). Рыбы - это животные, тело которых покрыто скользкой чешуей. Рыбы - водные обитатели, передвигаться им помогают плавники, они дышат через жабры. Птицы - животные, тело которых покрыто перьями, большинство птиц летает. Звери - животные, тело которых покрыто шерстью или мехом. Они кормят своих детенышей молоком. Некоторые звери живут в воде (моржи, киты), их тело не имеет волосяного покрова. Практическая работа: написание писем животным, наблюдение за животными (птицы, рыбки), выставка рисунков, фотографий «Мой любимый зверек», просмотр видеоматериалов о животных. 4. Работа с литературой. Проанализировать наличие книг по данной теме в школьной библиотеке. Подбор книг о животных, фотографий. Практическая работа: Составление картотеки, подбор стихотворений, загадок, поговорок о животных. Создание книжек - малышек о животных. 5. Изготовление почтового ящика. Практическая работа: изготовление специального почтового ящика. Объявить конкурс на лучшее оформление почтового ящика. По мере выполнения заданий дети опускают в него письма. 6. Как оформить конверт. Конверты для писем дети могут сделать вместе с педагогом или самостоятельно. Обсуждаются правила оформление конверта. Изготовление почтовых марок с изображением животного - адресата. Практическая работа: изготовление конвертов. 7. Как составить адрес. Чтобы письмо попало к животному, на конверте необходимо написать адрес. Это задание помогает сформировать у ребят первоначальные представления о местах обитания животных. Знакомство детей с основами классификации животных (имя - вид, фамилия - род, семья - семейство). Практическая работа: составление книжечки с адресами любимых животных. 8. Как составить анкету животного. Анкета включает ряд пунктов, каждый из которых формирует у ребенка первые представление о том или ином экологическом понятии. (Сами термины не употребляются.) Заполнение анкеты позволяет также проверить и закрепить знания о животных. Пункты анкеты: - профессия животного; - особые приметы; - одежда; - враги. Практическая работа: составление анкеты животных. 9. Как составить меню для животного. Дети составляют для животного меню его обеда. Необходимо перечислить самую любимую еду животного. Практическая работа: красочного оформления меню животных, конкурс «Оригинальное меню». 10. Как составить текст письма. При составлении текста письма необходимо придерживаться определенных правил. Письмо животному может быть небольшим по объему. Письма сочиняют как на занятиях, так и в свободное время или в качестве домашнего задания (Например, в качестве сочинения.) Возможны два варианта писем: - письмо - приглашение; - письмо - вежливый отказ. Практическая работа: составление писем. 11. Обсуждение писем и ответов животных. Обсуждение, чтение писем детей и ответов живот­ных дает возможность педагогу донести информа­цию по теме до всех детей. Обратите внимание детей на правила этики: чужие письма без согласия их автора читать нельзя. Поэтому перед чтением и обсуждением писем и ответов обязательно спросите разрешения у ребенка. Обязательно отмечайте хорошие, интересные письма, хвалите их авторов. Практическая работа: обсуждение, чтение писем детей и ответов живот­ных. 12.Экологический утренник. Подготовка и проведение экологического утренника. 13. Итоговое занятие. Конференция, презентация. Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки рисунков, писем. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных. Практическая работа: проведение конференции, выстав­ки или презентации.

Тематическое планирование № п/п Темы Количество часов Всего Теория Практика

Введение в экологию. 1 1 -
Почему мы любим животных? 2 1 1
Разнообразие животных: - насекомые; - рыбы; - птицы; - звери. 9 1 8
Работа с литературой. Составление картотеки, подбор стихотворений, загадок, поговорок о животных. 4 1 3
Изготовление почтового ящика. 1 - 1
Как оформить конверт. 2 1 1
Как составить адрес. 2 1 1
Как составить анкету животного. 3 1 2
Как составить меню для животного. 2 1 1
Как составить текст письма. 3 1 2
Обсуждение писем и ответов животных. 1 - 1
Экологический утренник 2 1 1
Итоговое занятие. Конференция, презентация. 1 - 1
Итого 33 10 23



















Календарно - тематическое планирование
неделя №п/п № занятия

Тема Примечание


Введение в экологию

1. Введение в экологию.



Почему мы любим животных

1. Почему мы любим животных?

2. Почему мы любим животных?



Разнообразие животных.

1. Разнообразие животных.

2. Насекомые.

3. Насекомые.

4. Рыбы.

5. Птицы.

9.

6. Птицы

10.

8. Звери.

11.

9. Звери.



Работа с литературой.

12.

1. Работа с литературой.

13.

2. Составление картотеки.

14.

3. Подбор стихотворений о животных.

15.

4. Подбор стихотворений, загадок, поговорок о животных.



Изготовление почтового ящика.

16.

1. Изготовление почтового ящика.



Как оформить конверт.

17.

1. Как оформить конверт.

18.

2. Как оформить конверт.



Как составить адрес.

19.

1. Как составить адрес.

20.

2. Как составить адрес.



Как составить анкету животного.

21.

1. Анкета животного.

22.

2. Анкета животного.

23.

3. Анкета животного.



Как составить меню для животного.

24.

1. Как составить меню для животного.

25.

2. Как составить меню для животного.



Как составить текст письма.

26.

1. Как составить текст письма.

27.

2. Как составить текст письма.

28.

3. Как составить текст письма.



Обсуждение писем и ответов животных.
29.

Обсуждение писем и ответов животных.



Экологический утренник
30.

1. Экологический утренник
31.

2. Экологический утренник



Итоговое занятие.
32.

1. Конференция, презентация.
33.

2. Конференция, презентация.














































Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД: Регулятивные УУД:
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).




Материально-техническое обеспечение №п/п Наименования учебного оборудования 1. Книгопечатная продукция
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1класса:
  • программа
  • учебники, хрестоматии
  • энциклопедии
  • методическое пособие для учителя.

2. Наглядные пособия
Плакаты по темам: «Дикие и домашние животные» «Времена года» «Перелетные и зимующие птицы» Карточки: «Живая и неживая природа» «Классификация животных» «Дикие и домашние животные» «Времена года» 3. Игры и игрушки
Игры, лото, викторины 4. Учебное оборудование
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Учебный стол Учебный стул Учительский стол Учительский стул















ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова,- М.: Просвещение, 2010.
  2. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.
  3. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2008.
  4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова - М.: Просвещение, 2011.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2011.
  6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011.
  7. Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект - М.: Карапуз - Дидактика, 2007.




























ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ


  1. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2008.
  3. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас - определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.


























© 2010-2022