Клубный час-Игры разных народов

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий летнего праздника «Игры народов мира»

Опубликовано: Июнь 21, 2012

Подготовила: Инструктор по физической культуре Кудрявцева Анна Вячеславовна - высшая квалификационная категория

Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям.

Определение ООН

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом:ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Характеристика определения толерантности в преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

В наши дни ситуация в мире очень неспокойная: войны в Чечне, в Афганистане, в Израиле… Поэтому очень много людей - мирных жителей этих стран - оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Эти люди вынуждены бежать из своей страны, таким людям нужна помощь. Кров для бездомных - наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Грузии, Киргизии, Азербайджана, Афганистана, Латвии, Эстонии, Чечни, Дагестана. Эти люди - мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.

Проблема толерантности становится всё острее с каждым годом. Очень важно, чтобы уважение к культуре другого народа воспитывалось с дошкольного возраста. Что мы можем предложить в этом плане:

  • повышение уровня знаний родителей воспитанников о толерантности , осознание у них этой проблемы

  • создание развивающей и обучающей среды в группах по данной проблеме

  • проведение праздников и других массовых мероприятий, с целью ознакомления дошкольников с национальными обычаями, оригинальностью самовыражения того или другого народа

  • проведение подвижных игр, как средства заинтересованности фольклором других народов

  • игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуация

  • изучение русских народных праздников, народных праздников ближайших стран-соседей, праздников народов Востока и мусульманских стран

  • театрализованная деятельность по сценариям, в основе которых сказки народов мира

Весь процесс воспитания дошкольников идёт через игру. Игра - это спутник жизни ребёнка, источник всех его эмоций. В воспитании у детей толерантности этот вид деятельности имеет самое главное значение. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников.

Радость движения идет параллельно с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре других стран.

Сценарий праздника «Калейдоскоп игр народов мира».

(материал подготовили: Кудрявцева А.В. - инструктор по физической культуре ГБДОУ № 6, Приморского СПБ; Щербакова О.В. - старший воспитатель ГБДОУ № 6, Приморского СПБ)

Цели и задачи: изучение подвижных игр народов мира; ознакомление дошкольников с фольклором и национальными обычаями разных народов; воспитывать чувство уважения к традициям и языку народов разных стран; совместная радость движения детей разных национальностей.Клубный час-Игры разных народов

1. Дети по группам строятся на площадке. Звучат детские песни о лете. Ведущий читает стихотворение и загадывает детям загадки.

Здравствуй, ЛЕТО! Татьяна Бокова

Сколько солнца! Сколько света!
Сколько зелени кругом!
Что же это? Это ЛЕТО
Наконец спешит к нам в дом.
Певчих птиц разноголосье!
Свежий запах сочных трав,
В поле спелые колосья
И грибы в тени дубрав.
Сколько вкусных сладких ягод
На поляночке в лесу!
Вот наемся я и на год
Витаминов запасу!
Накупаюсь вволю в речке,
Вволю буду загорать.
И на бабушкиной печке
Сколько хочешь буду спать!
Сколько солнца! Сколько света!
Как прекрасен летний зной!
Вот бы сделать так, что лето
Было целый год со мной!

Загадки.

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …
(Солнце)
Летом - снег!
Просто смех!
По городу летает,
Почему же он не тает?
(Пух с тополей)
В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? … (Облака)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.
(Роса)
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти.
(Радуга)
Ну, вот и лето прилетело.
Зазеленело все, запело.
На одуванчик белый дунь…
Сейчас цветет он. Ведь… (июнь)

На термометре жара,
Всюду зелена трава.
Загораем на песке,
Видно катер вдалеке.
Небо - словно синий тюль.
Ну а месяц тот - … (июль)

Лето близится к концу,
Уж грибов полно в лесу,
Под ногами веток хруст.
Что за месяц? Это… (август)

2.Ведущий рассказывает детям легенду.

Легенда североамериканских индейцев.
Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

3. Детям предлагается картинка, и они рассказывают, что изображено на ней.

4. Ведущий предлагает детям подумать и сказать, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.

- Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.
Ответы детей: добрый, умный, смелый, сильный, улыбчивый, хороший, честный.
- Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя.
(дети рассказывают стихотворение Саньковой Е.С., воспитателя подг.группы ГБДОУ № 6, «Дети всей Земли»)

Мы рады всем ребятам
И детям всей Земли…
Из гор или из тундры,
С аула иль степи.
К нам в сад пришли ребята
Марсель и Акобир, Адель пришел когда-то
Теперь дружу я с ним.
Не важно, что родился
Мой друг в другой стране,
Товарища не бросит
Он никогда в беде!
Казах он иль татарин,
Таджик или грузин,
В саду прекрасном нашем
Подружимся мы с ним!
И пусть я с кожей белой ,
А друг мой потемней,
Не в этом вовсе дело,
А в дружбе с ним моей!
И если друг мой честен,
И не кривит душой,
Мы в школе сядем вместе
За партой за одной!

5. Детям раздают цветы и флажки. Все строятся в колонны группам. Исполняется танец-марш, под песню «Зеркало Земли» (Карпеев Кирилл, шоу-группа «Саманта»)

Клубный час-Игры разных народов Клубный час-Игры разных народов

6. Каждой группе выдаётся маршрутный лист и все идут на свою станцию.

Калейдоскоп
игр народов мира

  1. Станция «Летняя игровая»

  2. Станция «Лесная»

  3. Станция «Магическая»

  4. Станция «Перепелочка»

  5. Станция «Юный джигит»

  6. Станция «Стрелок»

Станция «Стрелок»

Башкирская народная игра

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 - 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок - стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием. Выигрывает тот игрок, который ни разу не был стрелком (первый стрелок, не считается проигравшим).

Станция «Юный джигит

«Подними платок» Дагестанская народная игра

Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончание музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.Клубный час-Игры разных народов

Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка. Поднявший платок получает очко. Игра проводится 7-10 минут. Выигрывает тот игрок, у которого больше очков.

Станция « Летняя, игровая»

«Охотники и утки» Белорусская народная игра

Играющие делятся на две команды с одинаковым количеством участников. Одна команда - качки (утки), другая - охотники. Охотники образуют внешний большой круг и очерчивают его. Утки очерчивают внутренний малый круг на расстоянии 2,5 - 3 м от круга охотников. По сигналу охотники стреляют в уток - стараются попасть в них мячом. Когда все утки пойманы, команды меняются местами.Клубный час-Игры разных народов

Правила игры. Охотникам и уткам нельзя выходить из очерченных кругов. Осаленный мячом игрок, выходит из игры. Если играют несколько команд, выигрывает та команда, которая быстрее переловит уток.

Подвижная игра «Садовник и цветы».( Русская народная игра)

Правила игры. Дети-»цветы» находятся на одной стороне площадки (у каждого в руках цветок), а водящий - «садовник» - в центре площадки. Приближаясь к цветам, он произносит: «Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок». Цветы отвечают: «Не хотим, чтоб нас срывали / И венки из нас сплетали. / Мы хотим в саду остаться, / Будут нами любоваться». С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а «садовник» старается поймать кого-нибудь. Кого поймал, тот «цветок» выходит из игры.(дети хором называют название цветка). После того , как пойманы 5-6 игроков назначается новый «садовник».

Станция «Лесная»

«Липкие пеньки» Башкирская народная игра

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

Станция «Магическая»

«Колдун» Украинская народная игра

Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец, таким образом будет захвачен трижды, становится колдуном. Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный игрок замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто старается выручить товарища.

Правила игры. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.

Станция «Перепёлочка»

Украинская народная игра «Перепёлочка»

Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга - перепелочка. На слова народной песни:
- Ой, у перепелочки да головка болит
- все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» - опускают руки вдоль туловища. На припев:
- Тут была, тут была перепеленка,
Тут была, тут была сизокрылая -
дети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепел очка - вправо. На последнее слово все останавливаются. На слова:
- Ой, у перепелочки да коленки болят -
все наклоняются вперед и дотрагиваются до колен, а на повтор слов: «Да коленки болят» - выпрямляются. Слова и действия припева повторяются. Ведущий продолжает:
- Ой, у перепелочки крылья не болят -
все играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов: «Крылья не болят» - опускают вниз.
На слова: «Птички поднялись и улетели!» - все бегут по кругу.
Правила игры. Движения выполнять красиво, в соответствии с текстом.Клубный час-Игры разных народов

7. После прохождения всех станций дается команда на построение.

Каждая группа приносит с собой карточки с описанием игр. Дети рассказывают, какие новые игры они узнали, что понравилось больше всего. Все образуют большой круг и поют песню «Улыбка» (Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского)

8. В конце праздника дети награждаются медальками и запускают в небо шары.

Рекомендуемые игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Горелки», «Мячик кверху», «Птицелов», «филин и пташки» (русские народные игры); «Юрта» (башкирская народная игра!; «Биляша» (марийская народная игра), «Гаккарис» (осетинская народная игра); «Серый волк» (татарская народная игра); «Утушка» (чечено-ингушская народная игра); «Иванка», «Заплетись плетень» (белорусские народные игры); «Медведь и пчёлы» (узбекская народная игра); «Изюминка», «Дети и петух» (азербайджанские народные игры); «Король зверей», «Ловля рыб» (литовские народные игры); «Догони меня» (латвийская народная игра»; «Спасение пойманных», «Охота на куропаток» (таджикские народные игры); «Похитители огня», «Земля, вода, огонь, воздух» (армянские народные игры); «Сторож» (эстонская народная игра).

Используемые сайты:
twirpx.com›file/386427/ nsportal.ru›Детский сад›Разное

razumniki.ru›Что цветет летом razumniki.ru›zagadki_pro_leto.html

ru.wikiped

Используемая литература: «Детские подвижные игры народов СССР», А.В.Кенеман
М. «Просвещение», 1989

ИГРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Игры с бегом

«Змейка» (русская народная игра) Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: побежать в противоположную сторону, сделать резкий поворот (под углом 90°), закрутить цепочку «змейкой», описать круг и т.д. Правила: 1. Все дети должны крепко держаться за руки, чтобы «цепочка» не порвалась. 2. Игроки должны точно повторять все движения ведущего и стараться бежать «след в след». 3. Хорошо использовать в игре естественные препятствия: обегать вокруг деревьев, наклоняться, пробегая под их ветками, сбегать но склонам неглубоких оврагов. При игре в помещении можно создать «полосу препятствий» из больших кубиков или спортивных предметов (обручей» кеглей, гимнастических скамеечек). 4. Игру можно остановить» если «цепочка» порвалась, и выбрать нового ведущего.

«Салки» (русская народная, игра) Перед началом игры надо выбрать водящего («салку»). По команде все дети кидаются врассыпную, а водящий начинает гоняться за одним из детей. Догнав убегающего ребенка и коснувшись его рукой, водящий произносит: «Я тебя осалил!» Теперь этот ребенок становится водящим и должен «осалить» другого. Правила: 1. Водящий гоняется только за одним ребенком из группы. 2. Остальные дети, бегая по площадке, следят за сменой водящих и должны убегать врассыпную от нового водящего. «Кошки-мышки» (русская народная игра) Эту игру, так же как и «салки», начинают с выбора водящего («кошки»). Другие дети - «мышки» - разбегаются в разные стороны, а «кошка» пытается догнать их. Игрок, которого он коснулся рукой, становится водящим. Правила: 1. Водящий гоняется за разными детьми, пытаясь догнать того ребенка, который находится к нему ближе всего. 2. Если «кошка» хочет догнать какого-то определенного ребенка, то он должен сначала громко назвать его по имени. По условиям игры можно несколько раз менять «цель», т.е. называть другое имя и начинать гоняться за этим ребенком, если он оказался вблизи «пятнашки». 3. Все игроки должны внимательно следить за сменой водящих и стараться во время игры находиться от них на расстоянии.

«Липкие пеньки» (башкирская народная игра) Водящие (их несколько человек одновременно) присаживаются на корточки, а остальные игроки бегают между ними. Водящие пытаются, неподвижно сидя на корточках, поймать или хотя бы коснуться руками («ветками») пробегающих детей. Если им это удалось, то пойманный ребенок становится водящим, и теперь сам должен ловить («приклеивать») веселых бегунов. Привило: 1. Нельзя ловить игроков за одежду. 2. «Пеньки» не должны сходить с места.
«Вестовые» (якутская народная игра) На бескрайних просторах Крайнего Севера, где давным-давно зародилась эта игра, вести передавались специальными людьми - вестовыми. Они ездили на оленях или собачьих упряжках, а сами «письмена» еще до освоения письменности народами Севера изготавливались с помощью узелков на связках тесемок из тонких полосок кожи или веревок. Для игры понадобятся две такие связки тесемок с узелками. Перед началом игры дети делятся на две команды и разбиваются в них по парам. В каждой паре один ребенок будет «вестовым», а другой «оленем». В помещении или на площадке обозначается место для двух «столбов». Вокруг каждого «столба» должны будут обегать игроки определенной команды, причем первым должен бежать «олень», а сзади, не отставая от него ни на шаг, бежит «вестовой» из этой пары игроков. Игра проводится в виде эстафеты: каждый вестовой вместе со своим оленем «скачет» к столбу, обегает его вокруг по часовой стрелке два раза и быстро возвращается к своей команде. Там он отдает свою связку тесемок («письмо») следующей паре игроков, и новый «вестовой» с «оленем» опять пускается в путь. Выигравшей считается команда, чьи «вестовые» первыми вручат «письмо» судье по окончанию пути. Правила: 1. «Вестовой» не должен обгонять своего «оленя». 2. Надо обязательно сделать два круга возле столба. 3. Следующий «вестовой» не имеет права выбегать навстречу игрокам своей команды, возвращающимся с «письмом».

«Ворота» (русская народная игра) Все дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Они берутся за руки, которые поднимают высоко над головой, образуя «ворота». Дети из последней пары быстро пробегают под воротами и встают впереди всех, затем бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все дети пробегут под воротами. Привила: 1. Дети держат друг друга за руки, пробегая под воротами. 2. Нельзя задевать «ворота». 3. Во время игры можно изменять высоту ворот, постепенно «опуская руки»: это значительно усложнит выполнение задания.

«Капканы» (русская народная игра) Для этой игры выбирается несколько игроков, которые встают парами, лицом друг к другу. Они берутся за руки и поднимают их вверх, как и при игре «ворота»: теперь - это «капканы». «Капканы» должны быть расставлены по игровому полю равномерно. Остальные дети бегают, свободно пробегая через «капканы», пока они открыты. Неожиданно «капканы» закрываются: водящие опускают руки (сигналом может служить свисток судьи или прекращение музыки). Те дети, которые в этот момент пробегали через капканы, оказываются в ловушке. Пойманные игроки и дети, изображавшие в игре «капканы», берутся за руки и становятся в круг, поднимая сомкнутые руки вверх. Остальные игроки образуют «цепочку», которая змейкой вьется по кругу, пробегая через «капканы». «Капканы» закрываются снова, и опять некоторые дети оказались в ловушке: теперь внутри круга. Правила: 1. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется всего несколько детей. 2. Игру можно повторять 2-3 раза, заменяя «капканы». 3. В конце игры надо отметить самых ловких игроков и самый удачливый «капкан».

«Золотые ворота» (русская народная игра) В начале этой игры (другие варианты ее названий: гусиный мост, золотой мост) выбирают двух игроков. Они будут «солнцем» и «луной». Эти игроки становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через ворота. Водящие («солнце» и «луна») речитативом повторяют скороговорку: Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй раз - запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! «Ворота» закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что «ворота» закрываются в конце стихотворения, спешат быстрее проскочить в них. Водящие тоже могут ускорять темп произнесения: так вся игра становится более динамичной и неожиданной. Пойманный игрок становится сзади «луны» или «солнца», и игра продолжается вновь до тех пор, пока все игроки не будут распределены на две команды. Дальше команды устраивают между собой соревнования в перетягивании (каната или взявшись за руки). «Золотые ворота - круговые» (русская народная игра) В этой игре половина игроков образует круг, взявшись за руки и подняв их вверх - это круглые ворота. Остальные дети образуют живую цепочку, которая поочередно огибает каждого игрока, стоящего в круге. Дети, изображающие «ворота», повторяют речитативом стих (см. игру «Золотые ворота). На последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри круга. Пойманные дети образуют вместе с детьми, уже стоявшими в круге, еще больший круг, и игра продолжается. Постепенно цепочка игроков становится все короче, а детей в круге - все больше. Игра заканчивается, когда вне круга остаются всего несколько детей. Правила: 1. Нельзя останавливаться перед воротами и не входить в них, если вот-вот должны произнести последние слова стиха. Такие дети тоже считаются пойманными. 2. Дети в цепочке не должны размыкать руки. Если игрок «оторвался» от своей цепочки и остался один, то он тоже считается пойманным.

«Горелки» (русская народная игра) Игра проводится на поляне или в зале длиной не менее 20-30 м. Выбирают водящего - «горелыцика». У него за спиной выстраиваются пары играющих (обычно в паре - девочка и мальчик), первая пара должна стоять сзади «горелыцика» на расстоянии 10 шагов. Все игроки хором говорят: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят. Начиная со слов «колокольчики звенят», «горельщик» смотрит вверх. В это время пара, стоящая сзади всех, разъединяет руки, и с разных сторон обходит колонну игроков. Дети тихо приближаются к «горелыцику», на последнее слово («звенят») срываются с места и бегут вперед, мимо «горелыцика», стараясь впереди опять соединиться в пару. Водящий пытается «осалить» одного из игроков. Если ему это удалось, то он образует с ним пару, а пойманный игрок сам становится «горелыциком». Игра продолжается. «Горелыцик» должен постепенно отходить вперед, чтобы расстояние между ним и первой парой не сокращалось. При игре в зале наоборот игроки в колонне должны делать несколько шагов назад, чтобы расстояние между игроками и «горелыциком» оставалось прежним. Правила: 1. «Горелыцик» не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать. 2. «Горелыцик» может «осалить» бегущих только до того момента, пока они опять схватятся за руки. 3. Иногда принято отмечать место впереди «горель-щика» (примерно в 15 м), до которого бегущие игроки не должны пытаться соединить руки. 4. Каждая пара пробежавших детей становится впереди всей колонны. «Удмуртские горелки» (удмуртская народная игра) Играющие разбиваются на пары и строятся колонной, как в русских «горелках». Однако водящий становится лицом к первой паре, впереди от нее, примерно в 10 шагах. Он держит в поднятой руке платок или шарф. Последняя пара разъединяет руки, и каждый игрок бежит вдоль своей стороны колонны вперед, к водящему. Тот игрок, который успеет схватить платок первым, становится водящим, а другой игрок становится в пару с прежним водящим во главе колонны. Вся колонна постепенно продвигается вперед, а водящий отступает на несколько шагов назад, чтобы расстояние между ним и первой парой не уменьшалось. Правила: 1. Сигналом к началу бега для каждой пары является поднятие ведущим платка вверх, над головой. 2. Водящий не должен протягивать платок навстречу одному из игроков, а должен держать его в высоко поднятой руке. 3. Если подбежавшие игроки одновременно схватились за платок, то водящий остается, а эта пара становится впереди колонны. 4. Игрокам нельзя силой вырывать платок друг у друга. «Колышки» (марийская народная игра) Перед началом игры все игроки должны запастись деревянными колышками длиной около одного метра и воткнуть их в землю вокруг водящего так, чтобы образовался круг радиусом 3-5 м. Водящий должен сначала попросить у каждого ребенка колышек, но дети могут не отдавать свой колышек, потому что в этом случае им придется становиться на место водящего. Если все дети водящему отказали, то он начинает сердиться и пытается захватить любой колышек. Для этого он должен положить руку на выбранный колышек и громко посчитать до трех. На счет «три» водящий выбегает из круга и бежит вокруг. Хозяин круга одновременно бросается в противоположную сторону, стараясь обогнать водящего и добежать до своего колышка первым. Тот, кто первым добежит до колышка, становится его хозяином, а проигравший становится в круг и должен водить снова. Правила: 1. Нельзя бежать раньше слова «три», иначе старт будет повторен. 2. Нельзя сокращать круг, срезая его наискосок. «Поляна - жердь» (удмуртская народная игра) Эту народную игру лучше всего проводить на полянке с мягкой почвой. Если земля сильно утоптана, то следует попросить детей до начала игры специально вскопать или разрыхлить место, куда будет втыкаться жердь (толстая палка длиной 2 м). Вокруг жерди очерчивается граница круга радиусом 10-15 м (в зависимости от возраста детей это расстояние может быть и уменьшено). Водящий становится возле жерди, остальные игроки становятся за границей круга. По условному сигналу водящего игроки по очереди вбегают в круг и, не останавливаясь, на бегу ударяют по жерди рукой или ногой (это должно быть уточнено до начала игры). Если жердь при ударе падает, то водящий должен броситься вдогонку за этим игроком, пытаясь «осалить» его до того, как игрок пересечет границы круга. Если водящий догнал игрока, то неудачливый игрок становится водящим. Если нет, то он возвращается на центр круга, заново втыкает жердь так, чтобы она стояла строго вертикально к поверхности площадки, и игра продолжается. Правила: 1. В круг может забегать только один игрок, остальные дети ждут своей очереди. 2. Водящий не должен мешать игроку ударять по жерди. 3. Если жердь не упала, а только наклонилась, то водящий не будет догонять игрока. 4. Если в ходе игры кто-нибудь из детей специально не хочет сильно толкать жердь, чтобы водящий за ним не гнался, то такой игрок назначается водящим.

«Два Мороза» (русская народная игра) Для этой игры надо выбрать двух водящих - «двух морозов». Один - «Мороз Красный нос», а другой - «Мороз Синий нос». Обозначаются две крайние линии на противоположных концах поля: здесь можно прятаться от «морозов». По полю гуляют два «мороза». Они громко произносят: «Я - Мороз Красный нос!», «А я - Мороз Синий Нос». А потом вместе спрашивают у детей: «Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Дети хором отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!» После этого дети стараются быстро перебежать из одного конца поля на другой, чтобы успеть спрятаться за спасительную линию границы поля, где мороз им уже не страшен. «Морозы» стараются догнать и «осалить» бегущих через поле детей. Если «мороз» коснулся рукой ребенка, то он считается «замороженным». Этот игрок должен замереть («замерзнуть») в той позе, в которой его настигнул «мороз». Дети, перебежав поле, немного отдыхают, и игра продолжается. «Морозы» опять спрашивают: «Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Смельчаки отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз». На обратном пути дети стараются выручить «замороженных» друзей: их можно спасти из ледяного плена, если, пробегая мимо, успеть коснуться рукой. «Морозы» стараются «заморозить» пробегающих мимо детей и защищают своих пленников. После нескольких перебежек выбирают других «морозов» из числа самых ловких игроков, которые ни разу не попались и смогли выручить других детей из ледяного плена. Правила: 1. Перебегать площадку можно только после слов: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз». 2. Если кто-то из детей не побежал вместе со всеми, а замешкался на краю площадки, то он считается «замороженным ». «Стой, олень» (игра, народа коми) Эта игра очень популярна у народов Крайнего Севера, в ней игроки могут испытать свои качества в роли оленей. Игра проводится на улице или в большом спортзале, где до начала игры специально отгораживаются границы «пастбища». Водящий («пастух», «охотник»), который определяется по жребию или считалке, должен поймать за игру нескольких «оленей». Игра начинается, когда водящий закричит: «Беги, олень!» Все игроки кидаются по площадке врассыпную, а «пастух» пытается догнать любого «оленя», коснувшись его небольшой палочкой и произнеся: «Стой, олень!» Игра продолжается до тех пор, пока «пастух» не поймает пять оленей. Правила: 1. Надо лишь касаться игрока палочкой, а не ударять его. 2. Игроки, выбежавшие за пределы площадки, считаются пойманными. Водящие (игроки команды, которая догоняла) быстро поворачиваются и бегут назад, в свою сторону игрового поля. Они стремятся добежать до конца игрового поля со своей стороны. Однако осаленный игрок должен громко крикнуть: «Оленма!» («Я есть!»), и по этой команде все игроки поворачиваются и пытаются догнать убегающих противников за тем, чтобы в свою очередь «осалить» любого из них. Роли убегающих и догоняющих могут меняться несколько раз, пока одной из команд не удастся добежать до своего конца игрового поля в полном составе. Правила: 1. Нельзя выбегать за боковую линию, такой игрок считается «осаленным». 2. Надо обязательно крикнуть «Оленма!», чтобы все игроки твоей команды услышали, что их игрока «осалили».

«Казаки-разбойники» (русская народная игра) Игра проводится на улице. Все игроки делятся на две команды. Бросают жребий: игроки одной команды становятся «разбойниками», а другой - «казаками». У «казаков» есть «стан»: его охраняет один из «казаков». «Казаки» дают «разбойникам» некоторое время, чтобы они могли спрятаться, а затем отправляются на их ловлю. Если обнаруженный «разбойник» успеет добежать до казачьего «стана», он не считается пойманным, а сам становится «казаком». Игра заканчивается, когда «казаки» поймают всех «разбойников». Правила: 1. Необходимо ограничить место, где должны прятаться разбойники. 2. Пойманные «разбойники» отводятся в «стан», где их до конца игры будет охранять один «казак». Волк и овцы (русская народная игра) Перед началом игры надо выбрать «волка» и «пастуха», остальные дети будут «овцами». На противоположных сторонах площадки обозначают границы двух «овчарен» - это места, где «овцы» могут спастись от волка. Перед началом игры все «овцы» должны расположиться на краю поля, в одной из «овчарен». В центре площадки очерчивают круг: здесь будет «волчье логово». Дети хором произносят: Пастушок, пастушок, Заиграй в рожок! Травка мягкая, Роса сладкая. Гони стадо в поле, Погулять на воле! «Пастух» играет в «рожок» и так выпускает своих «овечек» погулять по заливному лугу. «Волк» внимательно следит за пасущимися «овечками» из своего «логова». Когда «пастух» крикнет: «-Волк!», «овечки» должны успеть добежать до другой овчарни, на противоположной стороне поля. А «волк» выскакивает из своего «логова» и пытается их поймать («осалить»). «Пастух» защищает «овечек», загораживая их от «волка». «Овечки», которых «волк» поймал, выходят из игры. Правила: 1. «Волк» не должен ловить «овечек», достаточно только «осалить» их. 2. «Пастух» не должен задерживать «волка», хватать его руками, он может только заслонять своих «овечек». 3. «Овечкам» нельзя возвращаться в ту «овчарню», из которой они вышли на пастбище. Они должны обязательно перебежать «поле», попав на его противоположную сторону, минуя «волчье логово». «Ястреб и утки» (бурятская народная игра) Игра проводится на улице. Необходимо разделить участок на несколько зон: «камыши», «озеро». «Озеро» - это очерченная зона произвольной формы на одном из противоположных концов поля. На другом конце поля располагается «ястреб» - это ведущий, который будет ловить «уток». «Утки» должны по команде убегать от «ястреба», по дороге к «озеру» прячась в «камышах». «Камыши» - это несколько игроков, которые располагаются в произвольном порядке на расстоянии 1-1,5 м друг от друга на пути «уток» к «озеру». «Утки» спасаются сначала среди «камышей», а потом - в «озере», где «ястреб» уже не может их ловить. Если «ястреб» сумел «осалить» нескольких уток, то они считаются пойманными и выходят за пределы игрового поля. «Ястреб» продолжает ловить уже меньшее количество «уток». «Ястреб» побеждает, если сумел поймать всех «уток». Правила: 1. «Камыши» не должны сходить с места или ловить кого-нибудь из игроков руками. 2. «Камыши» могут раскачиваться, стоя на месте, и таким образом мешать «ястребу» ловить «уток». 3. Каждая «утка» обязана поплутать в «камышах», а не сразу бежать к «озеру», где она будет в полной безопасности.

«Бег с палкой в руке» (ингушская народная игра) Известно много традиционных приемов этой игры, популярной у народов Северного Кавказа: держать палку на ладони, на пальце, на кулаке, локте и т.п. Рассмотрим, как можно устроить целое соревнование в беге, держа палку на ладони. Для этого надо заранее определить расстояние от старта до финиша и отметить его. Оно может быть 50-100 м, но маленькие дети могут бежать и на меньшую дистанцию. Также надо подготовить деревянные палки, с которыми участники будут соревноваться в беге. Они должны быть примерно одинакового веса и размера, чтобы все участники испытывали одинаковые трудности в удержании своих палок в равновесии. Если соревнуются школьники, то палки могут быть длиной до 1 м, если игра проводится со старшими дошкольниками, то длина палки не должна быть больше 50 см. Участники одного забега также не должны очень сильно отличаться между собой по росту. Дети должны пробежать от старта до финиша, держа перед собой палку на ладони вытянутой вперед руки. Если ребенок во время бега уронил палку, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто сумел первым добежать до финиша и не уронить палку. Правила: 1. Если во время бега участник поддержал покачнувшуюся палку другой рукой, то он считается проигравшим и должен выбыть из игры. 2. При «фальстарте» игроку его результат не засчитывается. «Слепой медведь» (осетинская народная игра) Традиционно в этой игре внимание «слепого медведя» игроки привлекали с помощью трещоток: две деревянные палочки длиной с карандаш. Концы одной из палочек имели «зазубринки», при проведении по которым гладкой стороной другой палочки можно было получить своеобразный треск. Однако можно использовать и другие звуковые сигналы, например звон колокольчика. По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза. Остальные дети приближаются к медведю и начинают трещать деревянными палочками. «Слепой медведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля. Пойманный игрок сам становится «слепым медведем». Правила: 1. Если игрок покинет пределы игровой площадки, то он считается проигравшим. 2. Игрок, приблизившийся к медведю, должен обязательно трещать трещотками. «Жмурки» (русская народная игра) Перед началом игры по жребию определяют, кто будет водящим. Ему плотно завязывают глаза, чтобы он не мог ничего видеть, и ставят лицом к стенке. Водящий громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять: я иду искать». За это время остальные дети должны спрятаться в помещении. Если игра проводится на улице, то надо определить границы участка, за которые игрокам нельзя выходить. Водящий на ощупь пускается на поиски детей, а те, перебегая с места на место, стараются не шуметь, чтобы он не услышал, где они находятся. Водящий пытается сначала поймать игрока, а затем, если ему это удалось, должен определить, кто перед ним. Угаданный игрок сам становится водящим. Правила: 1. Если водящий пошел в направлении, где нет ни одного ребенка, то можно помочь ему, произнеся: «Холодно, очень холодно!» По мере приближения к игрокам, становится «теплее». 2. Пойманный игрок отпускается, если водящий на ощупь не смог правильно определить, кто перед ним. 3. Иногда разрешается специально обмениваться некоторыми элементами одежды (бантиками, заколками, кепками), чтобы водящему было труднее узнать игроков с закрытыми глазами. Жмурки (в кругах) (башкирская народная игра) Эту игру можно проводить на улице или в помещении. Необходимо до начала игры заготовить небольшие кружочки, на которые в дальнейшем будут становиться игроки. Рекомендуем вырезать такие кружочки из плотного картона такого размера, чтобы на них можно было устойчиво стоять двумя ногами. Однако можно просто очертить круги мелом на асфальте или палочкой на земле. Главное, чтобы они были хорошо заметны, и количество таких кругов несколько превышало количество игроков. В центре площадки «раскручивают» водящего с завязанными глазами, чтобы он потерял ориентацию и не знал, в какую сторону он идет. По команде взрослого водящий идет наугад, а другие игроки перебегают из кружка в кружок до тех пор, пока водящий не подойдет вплотную к одному из них. Тогда все «замирают», а водящий должен в полной тишине попытаться на ощупь найти, где спрятался игрок. Ребенок, которого ловят, может приседать, наклоняться в сторону, но ни при каких обстоятельствах не сходить с круга. Если он не смог удержать равновесия и заступил за круг, он считается проигравшим. Если водящий сумел найти игрока, стоящего на круге, то он должен еще определить на ощупь, кого он поймал. Если это ему удалось, то этот игрок становится водящим. Правила: 1. Все дети могут опять перебегать с кружка на кружок, шуметь, хлопать в ладоши, только до того момента, пока водящий не подошел вплотную к игроку «в кружке». 2. Ребенок, который попытался убежать или просто не удержал равновесие (сдвинулся с места), когда «водящий» вплотную подошел к его кружку, сам становится водящим.

Жмурки «Маша и Яша» (русская народная игра) Для этой игры дети выбирают водящими мальчика и девочку. Мальчика назначают «Машей»: теперь он должен говорить тонким голосом, а девочку «Яшей»: с этого момента она говорит басом. Обоим водящим завязывают глаза. Остальные дети берутся за руки и образуют вокруг ведущих замкнутый круг. Водящие становятся в круг, их раскручивают, чтобы им было труднее сохранить ориентацию, и отпускают «искать» друг друга. «Яша» ищет «Машу», окликая ее басом, а «Маша» откликается, но не очень-то спешит навстречу «Яше». Если «Яша» вслепую примет за «Машу» другого ребенка, ему указывают на ошибку. Игра продолжается до тех пор, пока смешная парочка наконец не встретится. Затем можно выбрать другую пару игроков. Правила: 1. «Маша» считается пойманной, если «Яша» коснулся ее рукой. 2. Если «Яша» долго не может поймать «Машу», можно предложить героям поменяться ролями или уступить место другим детям. «Маляр и краски» (татарская народная игра) Перед началом игры выбирают водящего («маляра») и «хозяйку красок». Остальные дети становятся «красками», каждый ребенок выбирает себе собственный цвет, но так, чтобы «маляр» не услышал его названия. Водящий («маляр») обращается к «хозяйке красок»: «Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?» - «У меня красок много, - отвечает «хозяйка красок», - какую тебе?» Все «краски» сидят рядышком на лавке и ждут, какой цвет назовет «маляр». Названная «краска» должна вскочить с лавки и успеть добежать до противоположного конца комнаты или площадки, где можно будет укрыться за специально начерченной линией. «Маляр», называя «краску», не знает, есть ли она у «хозяйки» и какой это игрок. Он должен постараться угадать нужный цвет, а затем или успеть поймать убегающую «краску», или хотя бы «осалить» ее. Обычно «маляр» по условиям игры должен собрать не менее пяти красок. Тогда можно выбирать другого «маляра», «хозяйку красок», присвоить «краскам» новые имена и начинать игру снова. Правила: 1. Маляр не должен ловить «краску», когда она еще только поднимается со стула. 2. Нельзя двум игрокам выбирать название одной «краски». «Чур, все!» (прятки со скороговорками) (игра народов коми) Перед началом игры дети делятся на две команды и выбирают двух судей, которые будут строго следить за соблюдением правил в течение всей игры. Жребием определяется, какая команда будет прятаться первой. Все игроки другой команды становятся в круг и условленное число раз произносят хором скороговорку, например «Все бобры добры для своих бобрят». (Правильное произношение скороговорки должно быть доступно всем. Если в команде есть дети с нарушениями произношения отдельных звуков, то скороговорка может быть заменена на более простую: «Под топотом копыт пыль по полю летит».) Судьи следят за правильностью произношения скороговорки и считают, сколько раз ее произносят. За это время все дети из другой команды должны успеть спрятаться. Закончив произносить скороговорку, игроки из водящей команды начинают искать спрятавшихся противников. Когда удастся найти первого игрока другой команды, надо громко закричать: «Чур!», и назвать найденного ребенка по имени. Затем все игроки из обеих команд бегут к месту жеребьевки и, взявшись за руки, хором один раз произносят ту же самую скороговорку, что и в начале игры. За правильностью произношения скороговорки каждой командой следит свой судья. Выигравшей считается команда, которая первой выполнила всю эту последовательность действий. Она получает право прятаться. Правила: 1. До начала произнесения скороговорки все игроки должны успеть взяться за руки. 2. Произносить скороговорку надо правильно, не переставляя слова, слоги, звуки.

Игра "ПЕРЕТЯНИ 3А ЧЕРТУ" (Россия)

Команды становятся у черты друг против друга. По сигналу соревнующиеся хватаются за руки и стараются перетянуть противника через черту. Переступивший черту обеими ногами считается пленником и выходит из игры. Победивший теперь может помочь товарищам обхватив за талию игрока своей команды, вместе с ним перетягивает противника. Побеждает команда, захватившая больше пленных.

Игра "Шутур бази" ("верблюды") (Афганистан)

В этой игре участвуют две команды "верблюдов", каждая со своим вожаком. Вожак одной произносит: "Один из моих верблюдов пасется среди твоих!" По этому сигналу игроки обеих команд начинают ловить вожаков противников. Команда, которой это удается, объезжает круг на спинах "верблюдов" другой!

Игра "Акса-таук", Туркмения

Количество игроков в данной игре неограниченно (от 10 человек).
Участники должны разделиться на две равные по количеству команды, выбрать капитана. Затем команды встают на площадке длиной в 50 м друг напротив друга. Капитан должен направить одного человека в разведку. Разведчик в свою очередь должен дойти до линии соперников, быстро коснуться одного из них и бежать обратно. Если убегающий ушел от преследования, то он возвращается в свою команду. Если соперник успел до него дотронуться, разведчик становится пленником противоположной команды, и наоборот.
Игра подходит к концу, когда в одной из команд останется меньше половины участников.

Игра "Гнездо черепахи", Малайзия

"Черепаха" (водящий) кладет "яйца" - камешки в центр круга, образованного игроками и зрителями. Игроки пытаются украсть "яйца" и при этом не попасться "черепахе". Пойманный становится "черепахой" и занимает место водящего.



Сценарий



спортивного праздника «Играют все!»

(Детские подвижные игры народов России)

для учащихся 4-х классов.























Разработчик: Герцен Елена Алексеевна,

учитель физической культуры

МОУ гимназии № 11,

высшей квалификационной категории.





















Волгоград

2011 год



Сценарий

спортивного праздника «Играют все!»

(детские подвижные игры народов России)

для учащихся 4-х классов.





Цели и задачи:

1. Приобщать детей к народному творчеству.

2. Знакомство с национальными играми народов России.

3. Воспитание уважения друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.

Место и время проведения праздника:

07 ноября 2011 года в спортивном зале физкультурно-оздоровительного комплекса.

Наглядное оформление:

Транспарант с названием спортивного праздника и приветствия участников, стенгазеты на тему: «Игры народов России».

Музыкальное оформление: Гимн России, народная музыка.

Праздник организуют и проводят:

Социальный педагог, учителя физической культуры, музыкальный работник, классные руководители.

Оборудование и инвентарь:

Кольца диаметром 20 см, гимнастические палки, обручи, эстафетные палочки, шапка, секундомер.

Организационная работа:

Классам дается домашние задания:

а) подготовить стенгазеты «Детские подвижные народов России»;

б) подготовить представление своей команды;

в) коротко рассказать о традициях нации.

Награждение:

Команды-победители награждаются грамотами и подарками.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие участники и гости праздника! Сегодня мы познакомим вас с некоторыми детскими подвижными играми народов нашей необъятной Родины!

В народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять волю и стремление к победе. Хотелось бы заметить, что многие детские игры имеют разные названия в зависимости от местности, региона, но при этом одинаковые по сути. Например: русская подвижная игра «Петух» похожа по правилам на Северо-Осетинскую народную игру «Гаккарис», в Дагестанскую игру «Слепой медведь» и русскую игру «Жмурки» так же играют по одним и тем же правилам. В играх нет жестокости, они несут радость и доброту. Мы начинаем играть, но в начале предлагаю принять кодекс игроков подвижных игр:

* Играть честно, дружно, строго соблюдая установленные правила;

* Помнить о законе всех игр: "один - за всех, и все - за одного". Ставить интересы команды выше своих;

* Не горячиться, проявлять больше выдумки и смекалки;

* Никогда не сердиться, если в игре вас случайно толкнули или наступили на ногу;

* Играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами;

* Не мешай другим и не допускай никакой грубости, старайся управлять своим поведением, веди себя дисциплинированно, четко, организованно;

* Научившись - научи.

Для детей все открыты дороги.

Нет преград на их светлом пути.

Шустрые, спортивные,

Смелые, активные,

Сообразительные, любознательные,

В общем, привлекательные!

Все-то умные, красивые,

Лукавые, счастливые!

Необычный день начинается

Фестиваль игры приближается.

Разрешите мне представить команды участников спортивного праздника ( идет представления команд). Звучит Гимн России.

Хантыйская народная игра "Олени и пастухи":

Каждому участнику дается кольцо (диаметр - 20 см). По очереди каждый набрасывает кольцо - "маут" на палку, которую держат скоморохи, на расстоянии 2.50-3 метра. (Оценивается меткость).

Поиграем в ненецкую народную игру "Оленьи упряжки".

Ребенок в обруче "запряженный олень", другой ученик - держится за обруч "каюр". По сигналу упряжки бегут до стоек, оббегают и возвращаются обратно, передают обруч следующей паре и т.д.

Дагестанская народная игра «Слепой медведь»:

Играющие свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего - медведя,

которому завязывают глаза. Они водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим.

Правила игры: Водящий не должен подглядывать. Убегать за линию площадки игрокам не разрешается. Если медведь долго не может запятнать, надо поменять водящегося.

Северо-Осетинская народная игра «Гаккарис»:

На игровой площадке по кругу на расстоянии 40-50 см друг от друга чертят круги. В них на корточках приседают игроки. Водящий, прыгая на одной ноге, старается столкнуть кого-нибудь из игроков с места. Игрок считается сбитым, если хотя бы одна его нога сместилась и ступня оказалась за чертой круга.

Правила игры:

-игрокам разрешается время от времени касаться руками пола;

-водящий не должен ударять сидящего ногой, а слегка только подталкивать его;

-по договоренности водящему разрешается менять ногу, на которой он прыгает.



Казачья народная игра: «Игра в шапку»:

На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

-шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед;

-если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.

Русская народная игра «Пустое место»

Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят друг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.

Правила игры:

- водящий не имеет права ударять вызываемого, он может только коснуться его.

- водящий может не сразу броситься бежать в ту или другую сторону, вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком направлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу.

«Стой!» (удмуртская народная игра):

Выбирают водящего, остальные дети становятся вокруг него. Они начинают перебрасывать мяч друг другу над водящим, но не очень высоко. Водящий пытается перехватить мяч на лету или в руках у любого игрока. Если ему это удалось, то на место водящего становится игрок, который последним держал мяч в руках до того, как его коснулся водящий.

Если во время игры мяч упадет, то все игроки быстро разбегаются в разные стороны, пока водящий не успел схватить мяч с земли. Как только мяч окажется в руках у водящего, он кричит: «Стой!» Все замирают на своих местах. Водящий бросает мяч с того места, где он его подобрал, в любого игрока. Если он попадет в свою «цель», то этот игрок становится водящим. Если водящий промахнется, все игроки опять становятся вокруг него, и игра с перебрасыванием мяча продолжается.

Правила игры:

- мяч в этой игре кидают только стоя неподвижно на месте, а вот ловить его можно и передвигаясь.

- если после крика: «Стой!» игрок, в которого кинули мяч, шевельнется, он становится водящим, даже если мяч в него не попал.

Ведущий: Сегодня вы сами убедились, что в народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. В наших соревнованиях нет победителей и побежденных, победила ДРУЖБА! Спасибо всем!

Ну вот пришла пора

Сказать нам на прощанье

До новой встречи

До свиданья.





28 апреля в нашей школе прошел праздник - фестиваль игр народов России. Нет на земле ни одного государства, где жило бы столько разных народов, как в России. На многих десятках языках говорит население нашей великой Родины. На многих десятках различных языков учатся дети в школах, поются песни, печатаются книги. Россия - многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа численностью свыше 400.000 каждый. Миллионы дружных рук укрепляют день за днем силу, могущество и славу России, строят общее хозяйство, общую культуру. В незапамятные времена с различных сторон пришли отдельные народы и племена к берегам морей и рек нашей Родины, расселились в лесах, тундрах, в песках горячего юга. Звонкими голосами перекликаются сегодня Север и Юг, Восток и Запад: так много общих дум и переживаний, столько общих трудов, забот и творческих радостей у народов нашей обширной страны! И каждый народ играет в свои игры и делает это по-своему.

Я люблю тебя, Россия!

Я хочу чтоб ты цвела!

Словно птица в небе синем,

Распахнувши два крыла,

Ты согрела полпланеты -

Сто народов! Сто племен!

Мы - твои родные дети

Пусть синеет небосклон!

Немцы, русские, башкиры,

и казахи и мордва,

Проживаем в добром мире

Как на дереве листва.

И еще десятки разных

Наций, сел и городов!

Этот день - наш общий праздник!

Этот край - наш общий дом!

Каждый класс познакомился с традициями одного из народов нашей страны. И сколько бы народов ни жило в нашей огромной стране, я думаю, что вы со мной согласитесь, что люди должны дружить!

  • Гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого.

  • Нет плохих наций, есть не очень хорошие люди. Они могут быть разных национальностей

  • Изучай культуру других народов - эти ты обогатишь свою собственную

Дружба народов - не просто слова,
Дружба народов навеки жива.







Список литературы:





1.Кенеман А.В.:Под ред. Осокиной Т.И. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей дет.сада- М.: Просвещение, 1988;

2.Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. Издательство Физкультура и спорт. М.

1971;

3.Яковлев В.Г., В.П.Ратников. Подвижные игры. Просвещение, 1977;

4.Ресурсы Интернета - «Яндекс».

Автор проекта

Ртищева Наталья Николаевна

Портфолио проекта

Игры народов России

Предмет, класс

Физическая культура 4 класс

Краткая аннотация проекта

Подвижная игра - спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой

  • Цель проекта

Ознакомление детей младшего школьного возраста с играми народов России, знакомство с культурными традициями и обычаями людей различных национальностей. Изучение различных видов игр и развитие интереса к физической культуре и спорту.

  • Что участие в проекте даст его участникам

Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках лазанье, метание, ловле т.д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают волю, сообразительность, смелость, быстроту реакций. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.Продуктом работы по проекту станет презентация учащихся, дающая ответы на вопрос: Какие бывают игры?. Презентация будет полезна всем тем, для кого важно здоровье и активный отдых.

  • Как будут оцениваться и обсуждаться:

ход проекта 1 этап: Организационно-подготовительный: Определение темы; постановка задачи; распределение заданий между детьми. Деятельность руководителя на данном этапе реализация проекта: ставит перед учащимися проблему; наблюдает за учащимися, консультирует,участвует в принятии решения, при необходимости оказывает помощь. Деятельность учащихся на 1 этапе проектирования: слушают учителя, анализируют услышанное и предстоящую деятельность. 2 этап: Основной этап: Поиск информации, выполнение презентаций, выбор творческого названия проекта. Деятельность руководителя: наблюдает за процессом деятельности ребенка, консультирует по мере возникновения проблем. Деятельность учащихся: подбирает режим обработки материала, осуществляет контроль качества обработки информации. 3 этап: Заключительный. Защита проектов. Подготовка учащимися отчета о проделанной работе (презентации,информационные листы , буклеты), защита полученных результатов. Подведение итогов.

  • Результаты проекта

Результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию детей, развитию координации движений, ловкости и меткости. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Вопросы, направляющие проект

  • Основополагающий вопрос

Можно ли играя познать мир?



  • Проблемные вопросы

Есть ли польза от занятий подвижными играми?

Почему "подвижные игры" важны для личности?



  • Учебные вопросы

Какие физические качества формируются в играх?

Каковы особенности народных игр?

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь учащихся всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром.В ходе игры учитель привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений. за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, оказывать товарищескую поддержку, добиваться общей цели. Задача учителя заключается, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Возможные вопросы для совместного с родителями обсуждения и решения

| анкета для родителей

Каковы пути и средства привлечения родителей к совместной работе

| Памятка для родителей

Публикация учителя

публикация

Визитная карточка проекта

| визитная карточка

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

| презентация учителя

Пример продукта проектной деятельности учащихся

| презентация учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

| Критерии оценивания

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Аппаратное обеспечение компьютер(-ы), фотоаппарат, лазерный диск, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, сканер, другие типы интернет-соединений.

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

Игры народов России Спортивный досуг

7 Август 2014 / Разное

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №2696

Конспект досуга «Игры народов России»

Выполнила:

Бигильдина Румия Рашидовна

Москва

2014

«Игры народов нашей страны»

Ведущий:

Эй, девчонки и мальчишки,

Озорные шалунишки.

Приглашаю поиграть,

Свою ловкость показать.

Друга за руку бери

С ним играть и приходи.

Позовем мы и гостей

Вместе будет веселей.

Мы живем с вами в России, самой большой стране на Земле. Когда на одном ее конце дети просыпаются, то на другом - уже ложатся спать, когда в одном месте нашей страны цветут деревья, то в другом - может идти снег.

Чтобы пересечь нашу страну надо целую неделю ехать на поезде или целый день лететь на самолете.

Но где бы мы с вами не оказались, можно уверенно сказать: все дети нашей страны любят играть. И я вас приглашаю совершить путешествие по нашей стране и поиграть в игры народов России. Ну, что, в путь?

Физкультминутка «Самолет»

Руки в стороны: в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре -

Полетел наш самолет.

Самолет гудит,

Самолет летит.

На полянку прилетел,

Лететь дальше не хотел.

Срочно сделать мы решили

Самолет другой модели.

Над Россией полетим

К друзьям в гости прилети.

Самолет гудит,

Самолет летит.

На полянку тихо сел

К друзьям в гости прилетел.

Мы с вами оказались на самом севере нашей страны.

Здесь живут ханты, манси, ненцы, буряты, эвенки.

Раз в год народы Севера собираются вместе на праздник оленеводов,

чтобы показать свою сноровку в метании, силу в борьбе, ловкость в играх, умения в ходьбе на лыжах.

Женщины и мужчины надевают нарядно расшитые шубы, к рогам оленей привязывают колокольчики, упряжь украшают лентами и искусственными цветами.

Расскажу вам немного о празднике оленеводов.

Главный помощник на нашем празднике - олень. Он может пройти там, где никакой автомобиль не проедет. Из оленьих шкур шьют одежду, и жилье ими утепляют. Чтобы стать настоящим оленеводом, нужно быть очень ловким и умелым.

Начинается праздник бегом оленьих упряжек. Вот они, наши красавцы-олени.

В белой тундре, где снега,

Он растил свои рога -

Гордый северный олень!

Царь всех северных зверей.

Устроим и мы забеги на оленьих упряжках.

«Вестовые» (якутская народная игра)

На бескрайних просторах Крайнего Севера, где давным-давно зародилась эта игра, вести передавались специальными людьми - вестовыми. Они ездили на оленях или собачьих упряжках, а сами «письмена» еще до освоения письменности народами Севера изготавливались с помощью узелков на связках тесемок из тонких полосок кожи или веревок. Для игры понадобятся две такие связки тесемок с узелками.

Перед началом игры дети делятся на две команды и разбиваются в них по парам. В каждой паре один ребенок будет «вестовым», а другой «оленем». В помещении или на площадке обозначается место для двух «столбов». Вокруг каждого «столба» должны будут обегать игроки определенной команды, причем первым должен бежать «олень», а сзади, не отставая от него ни на шаг, бежит «вестовой» из этой пары игроков. Игра проводится в виде эстафеты: каждый вестовой вместе со своим оленем «скачет» к столбу, обегает его вокруг по часовой стрелке два раза и быстро возвращается к своей команде. Там он отдает свою связку тесемок («письмо») следующей паре игроков, и новый «вестовой» с «оленем» опять пускается в путь.

Выигравшей считается команда, чьи «вестовые» первыми вручат «письмо» судье по окончанию пути.

Правила:

1. «Вестовой» не должен обгонять своего «оленя».2. Надо обязательно сделать два круга возле столба.3. Следующий «вестовой» не имеет права выбегать навстречу игрокам своей команды, возвращающимся с «письмом».

«Рукавицу гнать» (бурятская народная игра)

Выбирают водящего и садятся вокруг него тесным кругом или напротив ведущего на лавке, но тоже так тесно, чтобы не было зазоров между сидящими. Руки все игроки держат за спиной. У одного из игроков в руках рукавица. Он начинает громко нараспев приговаривать: «Рукавицу гони!», одновременно передавая рукавицу своему соседу. Тот, в свою очередь, громко подхватывает песню и как можно быстрее передает рукавицу дальше. Водящий указывает на игрока, который должен показывать свои руки. Если в них рукавица, то проигравший становится водящим, если нет, то игра продолжается.

Правила:

1.Поет только тот, у кого рукавица.

2.Нельзя пытаться задержать у себя рукавицу, надо быстро передавать ее следующему игроку, который тут же начинает петь. Так создается эффект «какофонии», когда несколько игроков поют одновременно, с небольшой задержкой по времени.

3.Если водящий правильно указал игрока, у которого рукавица, тот не имеет права передавать ее дальше, а должен показать водящему и занять его место.

Вот такой веселый праздник проводится у жителей Севера каждый год. А нам пора продолжить наше путешествие.

Физкультминутка «Самолет»

На юге нашей страны тоже живет много народностей: кумыки, осетины, лезгины, даргинцы.

Это край высоких гор, бурных рек, бескрайних пастбищ.

А люди, живущие здесь: гордые, сильные, смелые, веселые. Поиграем в народные игры жителей этих мест.

«Слепой медведь» (осетинская народная игра)

Традиционно в этой игре внимание «слепого медведя» игроки привлекали с помощью трещоток: две деревянные палочки длиной с карандаш. Концы одной из палочек имели «зазубринки», при проведении по которым гладкой стороной другой палочки можно было получить своеобразный треск. Однако можно использовать и другие звуковые сигналы, например звон колокольчика.

По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза.

Остальные дети приближаются к медведю и начинают трещать деревянными палочками. «Слепой медведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля.

Пойманный игрок сам становится «слепым медведем».

Правила:

1. Если игрок покинет пределы игровой площадки, то он считается проигравшим.2. Игрок, приблизившийся к медведю, должен обязательно трещать трещотками.

Спасибо нашим друзьям за такие замечательные игры, но нам пора продолжать наше путешествие.

Физкультминутка «Самолет»

Приземлился наш самолет в Марийскую Республику

Как и мы, марийцы очень любят веселиться. Во время праздников они надевают самые красивые народные костюмы, поют, танцуют, играют в народные игры.

«Бой петухов» (марийская народная игра)Все игроки должны разделиться на пары так, чтобы дети одного возраста и примерно равные по силам оказались друг напротив друга. Затем команды выстраиваются в две шеренги, одна напротив другой, так, чтобы каждый ребенок оказался напротив своего соперника. Дети становятся на одну ногу; другую ногу, согнутую в колене, держат за спиной обеими руками. По команде все дети начинают прыгать на одной ноге по направлению к своим соперникам, выставив вперед плечо. Сблизившись, противники толкают друг друга плечом, отскакивают и снова с разбега сталкиваются. Если во время петушиного боя игрок потеряет равновесие и встанет на обе ноги или обопрется на руку, чтобы не упасть, то он считается проигравшим, и пара выходит из игры. Когда все пары закончат состязаться, подсчитывается, сколько игроков из каждой команды стали победителями в бою петухов. Так определяется команда-победительница.Правила:1. Толкаться можно только плечом в плечо, другие удары запрещены.2. Можно толкать только своего соперника по паре.

Теперь мы с вами оказались в центре нашей страны. Здесь живет народ - татары.

Главный город татар - Казань. Это большой и красивый город. Татары говорят на татарском языке. «Здравствуйте» на татарском языке звучит как «исенмэсез». Давайте поздороваемся друг с другом на татарском языке.

«Жмурки» (татарская народная игра)

Эту игру можно проводить на улице или в помещении. Необходимо до начала игры заготовить небольшие кружочки, на которые в дальнейшем будут становиться игроки. Рекомендуем вырезать такие кружочки из плотного картона такого размера, чтобы на них можно было устойчиво стоять двумя ногами. Однако можно просто очертить круги мелом на асфальте или палочкой на земле. Главное, чтобы они были хорошо заметны, и количество таких кругов несколько превышало количество игроков.

В центре площадки «раскручивают» водящего с завязанными глазами, чтобы он потерял ориентацию и не знал, в какую сторону он идет. По команде взрослого водящий идет наугад, а другие игроки перебегают из кружка в кружок до тех пор, пока водящий не подойдет вплотную к одному из них. Тогда все «замирают», а водящий должен в полной тишине попытаться на ощупь найти, где спрятался игрок. Ребенок, которого ловят, может приседать, наклоняться в сторону, но ни при каких обстоятельствах не сходить с круга. Если он не смог удержать равновесия и заступил за круг, он считается проигравшим.

Если водящий сумел найти игрока, стоящего на круге, то он должен еще определить на ощупь, кого он поймал. Если это ему удалось, то этот игрок становится водящим.

Правила:

1. Все дети могут опять перебегать с кружка на кружок, шуметь, хлопать в ладоши, только до того момента, пока водящий не подошел вплотную к игроку «в кружке».

2. Ребенок, который попытался убежать или просто не удержал равновесие (сдвинулся с места), когда «водящий» вплотную подошел к его кружку, сам становится водящим.

У башкирских народов язык и традиции похожие на татарские.

«Липкие пеньки» (башкирская народная игра)

Водящие (их несколько человек одновременно) присаживаются на корточки, а остальные игроки бегают между ними. Водящие пытаются, неподвижно сидя на корточках, поймать или хотя бы коснуться руками («ветками») пробегающих детей. Если им это удалось, то пойманный ребенок становится водящим, и теперь сам должен ловить («приклеивать») веселых бегунов.

Привила:

Нельзя ловить игроков за одежду.

2. «Пеньки» не должны сходить с места.

А на востоке от Казани находится Республика Удмуртия. Давайте поиграем в Удмуртские горелки.

«Удмуртские горелки» (удмуртская народная игра)

Играющие разбиваются на пары и строятся колонной, как в русских «горелках». Однако водящий становится лицом к первой паре, впереди от нее, примерно в 10 шагах. Он держит в поднятой руке платок или шарф.

Последняя пара разъединяет руки, и каждый игрок бежит вдоль своей стороны колонны вперед, к водящему. Тот игрок, который успеет схватить платок первым, становится водящим, а другой игрок становится в пару с прежним водящим во главе колонны. Вся колонна постепенно продвигается вперед, а водящий отступает на несколько шагов назад, чтобы расстояние между ним и первой парой не уменьшалось.

Правила:

1. Сигналом к началу бега для каждой пары является поднятие ведущим платка вверх, над головой.

2. Водящий не должен протягивать платок навстречу одному из игроков, а должен держать его в высоко поднятой руке.

3. Если подбежавшие игроки одновременно схватились за платок, то водящий остается, а эта пара становится впереди колонны.

4. Игрокам нельзя силой вырывать платок друг у друга.

И как бы мы далеко не жили друг от друга: на севере, юге, западе или востоке - всех нас объединяет такая замечательная страна - Россия. Всех детей может объединить русские игры и хоровод

«Капканы» (русская народная игра)

Для этой игры выбирается несколько игроков, которые встают парами, лицом друг к другу. Они берутся за руки и поднимают их вверх, как и при игре «ворота»: теперь - это «капканы». «Капканы» должны быть расставлены по игровому полю равномерно. Остальные дети бегают, свободно пробегая через «капканы», пока они открыты.

Неожиданно «капканы» закрываются: водящие опускают руки (сигналом может служить свисток судьи или прекращение музыки). Те дети, которые в этот момент пробегали через капканы, оказываются в ловушке.

Пойманные игроки и дети, изображавшие в игре «капканы», берутся за руки и становятся в круг, поднимая сомкнутые руки вверх. Остальные игроки образуют «цепочку», которая змейкой вьется по кругу, пробегая через «капканы». «Капканы» закрываются снова, и опять некоторые дети оказались в ловушке: теперь внутри круга.

Правила:

1. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется всего несколько детей.

2. Игру можно повторять 2-3 раза, заменяя «капканы».

3. В конце игры надо отметить самых ловких игроков и самый удачливый «капкан».

«Золотые ворота - круговые» (русская народная игра)

В этой игре половина игроков образует круг, взявшись за руки и подняв их вверх - это круглые ворота. Остальные дети образуют живую цепочку, которая поочередно огибает каждого игрока, стоящего в круге. Дети, изображающие «ворота», повторяют речитативом стих (см. игру «Золотые ворота).

На последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри круга.

Пойманные дети образуют вместе с детьми, уже стоявшими в круге, еще больший круг, и игра продолжается. Постепенно цепочка игроков становится все короче, а детей в круге - все больше.

Игра заканчивается, когда вне круга остаются всего несколько детей.

Правила:

1. Нельзя останавливаться перед воротами и не входить в них, если вот-вот должны произнести последние слова стиха. Такие дети тоже считаются пойманными.

2. Дети в цепочке не должны размыкать руки. Если игрок «оторвался» от своей цепочки и остался один, то он тоже считается пойманным.

Вот теперь вы знаете, какие интересные игры бывают у народов нашей родины.

Дети под музыку «Я, ты, он, она-вместе дружная семья»



© 2010-2022