• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Разработка урока по литературному чтению на тему Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Разработка урока по литературному чтению на тему Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

3 КЛАСС


Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
Учитель: Ганчина Татьяна Дмитриевна, учитель начальных классов высшей категории, МБОУ Радищевская СОШ №1 Ульяновской области.
Цели урока: А) Образовательные: -продолжить работу по формированию навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость); -совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки; -учить понимать эмоциональное состояние героя и эмоциональный настрой произведения; Б) Развивающие: -развивать умение самостоятельно работать с текстом; -развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное; -развивать эмоциональность, артистичность; В) Воспитывающие: -воспитывать нравственные качества личности; -воспитывать интерес к чтению; -создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.

Оборудование:

- мультимедиа

- экран

- презентация к уроку

- магнитофон

- колонки


Ход урока:


  1. Организационный момент
Учитель: - Прозвенел звонок, а значит, мы переносимся в мир литературы, где нас ожидает встреча с одним из её произведений.
II) Актуализация знаний. Учитель: -К какому жанру относится это произведение, вы узнаете, послушав стихотворение: Бывает в прозе этот жанр, а может быть в стихах. В нём вымысел и волшебство заключены в словах. Здесь звери думают как люди и даже говорят. Народа мудрость вековая таится в нём, как клад. Их пишут авторы, из уст в уста передаёт народ. Одну из них сегодня вспомнить настал черёд. Учитель: - О каком жанре говорится в стихотворении? (о сказке) Предполагаемые ответы детей приводятся в скобках. Учитель: - Как вы догадались? (называют признаки сказки) Учитель: -Какая это сказка, народная или литературная? (литературная) Учитель: -Докажите. (есть автор) Слайд 2 Учитель: -Назовите автора этой сказки (Д.Н. Мамин-Сибиряк)
III) Постановка проблемы Учитель: -Прочитайте название сказки. (читают запись на слайде 2: «Про огорбах ацйаз - Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост».) Учитель: -Какие слова было трудно читать? (огорбах ацйаз) Почему? (перевёрнуты, написаны зеркально) Учитель: - Прочитайте их справа налево? (храброго зайца) Учитель: -Теперь они написаны верно, но выделены красным цветом. Как вы думаете, почему? (мы привыкли, что заяц бывает не храбрым, а трусливым) Учитель: -Можете ли вы по заглавию догадаться, кто является главным героем сказки? (заяц) Учитель: -Вы заметили, что здесь присутствует противоречие. Сегодня мы попытаемся его разрешить: Слайд 3 -Может ли заяц быть храбрым? -Может ли трус стать храбрецом? - Совместными усилиями создадим портрет главного героя.
IV) Постановка целей их принятие Слайд 4 Речевая разминка Учитель: -Прочитайте пословицы. Слайд 5 В каждой из них пропущено одно слово. Вспомнив содержание сказки, вы сможете прочитать пословицу. *…от листа бежит, а лягушка от него. * заяц от листа бежит, лягушка от него. *…болтает, а голова отвечает. *Язык болтает, а голова отвечает. *… ноги кормят. *Волка ноги кормят. -Прочитайте пословицы выразительно.
V) Работа над темой урока. Анализ текста сказки.
  1. Проверка первичного восприятия (проверка домашнего чтения).
Учитель: -Понравилась ли вам сказка? -Чем понравилась?
  1. Словарная работа.
Учитель: - Прочитайте крылатые выражения, которые вы встретили в сказке. Объясните, как вы поняли их смысл. Слайд 6 *душа в пятки *сердце замерло от испуга *язык примёрз *не может говорить от страха *задал стрекача *очень быстро побежал
  1. Повторное чтение. Работа с учебником.
Слайд 7 Учитель: - Прочитайте 1 абзац вполголоса. Учитель: - Если бы вы были художником, как бы вы нарисовали зайчика? Слайд 8 -Что делал зайчик? Выберите из текста название его действий (боялся, дрожал, прятался, убегал) Учитель: -Были ли у зайчика серьёзные причины для страха? - Как бы вы охарактеризовали зайчика? Какой он? (трусливый, жалкий, смешной) Учитель: - Вспомните пословицы из речевой разминки. Как вы думаете, какая пословица описывает характер и поведение нашего героя? (Заяц от листа бежит, а лягушка от него.) Учитель: - Прочитайте следующий отрывок. Подумайте и скажите, похож ли зайчик в этом эпизоде на первый портрет? (не похож, отличается поведением) Слайд 9 - Докажите. Как теперь ведёт себя наш герой? (хвастается без причины) - Почему изменилось его поведение? (надоело бояться) -Какой он? (смешной) Учитель: - Прочитайте текст карточки №1. Сравните его с содержанием сказки. Чем отличаются эти тексты? (глаголами) Учитель: - Подчеркните глаголы, которые нужно заменить.

Карточка № 1 «Пришли старые зайцы, пришли маленькие зайчата, пришли старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого»
Учитель: - Уточните, какие глаголы употреблены в тексте сказки. (собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи) - Верно, автор подобрал более точные глаголы-синонимы. Они показывают, что поведение зайчика было настолько необычным, что собрались зайцы всех возрастов. Включается аудиозапись смеха из одноименного мультфильма. Учитель: -Слышите? Раздаются странные звуки? Чей это смех? (смеются зайцы) Учитель: - Какие глаголы употребил писатель, чтобы передать смех зайцев? Назовите их. Слайд 11 Учитель: -Почему им стало так смешно? (хвастовство не оправдано) -Даже старые зайцы не сдерживаются. Учитель: -Зачитайте, что стали делать развеселившиеся зайцы? (начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли) Слайд 12
VI) Физпауза Учитель: -Значит и нам пора отдохнуть. Дружно встали на разминку, Потянули наши спинки. 1,2, 3, Ты не упади, смотри. *Мелодия - движения. Всё, закончилась зарядка. Мы пройдёмся для порядка. Остановимся и снова Мы к занятиям готовы.
VII) Работа над темой урока. (Продолжение) Учитель: -Рассмотрите рисунок в учебнике на с.184. Зачитайте соответствующий эпизод. -Можно ли сказать, что портрет героя меняется? Слайд 13 -Что он делает? Каким он стал? (окончательно разошёлся, смешной и глупый) Учитель: - Расскажите, что произошло дальше? Изменилось ли состояние нашего героя? Слайд 14 (зайчик увидел волка и остолбенел, не смел дохнуть) Учитель: - Обратите внимание на стоп-кадры мультфильма. Слайд 15 Они иллюстрируют быструю смену событий. Прочитайте к каждой иллюстрации подходящий эпизод из сказки. (Дальше случилась совсем необыкновенная вещь. Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем покатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.) Выборочное чтение по вариантам Учитель: Слайд 16 - Ребята 1 варианта, зачитайте эпизод о состоянии зайчика. (Долго бежал несчастный зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил. Ему всё казалось, что волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.) - Ребята 2 варианта, найдите и прочитайте эпизод о том, что чувствовал волк. (А волк в это время бежал в другую сторону. Когда заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а это был какой-то бешеный.) Учитель: - Когда зайчик перестал бояться? (когда он услышал, как его хвалят за смелость) Учитель: - Как изменилось поведение зайчишки? Слайд 17 (он приободрился. вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаз)
VIII) Обобщение Учитель: - Вспомните главный проблемный вопрос урока. Слайд 18 (Может ли трус стать храбрецом?) - Как вы на него ответите? Слайд 19 (Может, если поверит в себя и свои силы)
IX) Домашнее задание - Представьте себе, что волк вернулся. Подумайте, как будет вести себя зайчик в этом случае. Попытайтесь нарисовать его портрет в данной ситуации.



© 2010-2022