- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по информатике в 3 классе, автор А. В. Горячев «Информатика в играх и задачах»
Рабочая программа по информатике в 3 классе, автор А. В. Горячев «Информатика в играх и задачах»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Галкина Л.В. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Программа учебного курса по информатике начальной школы составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) и Концепцией Образовательной системы «Школа 2100» с учетом авторской учебной программы А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах». Главная цель данного курса информатики и ИКТ - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели программы для 3 класса
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
-
овладение способами УУД;
- развитие интереса к информатике.
-
проблемно-диалогическая технология;
-
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
-
технология продуктивного чтения.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Класс
Наименование учебника
Методическая литература для учителя
3 класс
А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах». Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Баласс», 2011
А.В. Горячев Методические рекомендации. «Информатика в играх и задачах», 2 класс. Пособие для учителей. М.: «Баласс», 2011
В рабочей программе изменено количество учебных часов, отводимых на изучение курса информатики, в соответствии с учебным планом школы. В базисном учебном плане в обязательной части на изучение информатики в 3 классах отводится 1 час в неделю (всего 34 часа в год). Промежуточная и итоговая аттестация учащихся осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы. Ценностные ориентиры изучения предмета «Информатика»: Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
В таблице 1 представлены планируемые результаты учебного предмета, предметные умения базового и повышенного уровня (выделены курсивом), УУД. Предметные результаты освоения программы выражены в виде учебных действий школьника
Таблица 1.
№ п/п
Результаты
умения
1.
Личностные осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
способен к самооценке на основе данных критериев;
Получает возможность: уважать информацию о частной жизни и информационным результатам других людей;
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
2.
Метапредметные:
1. регулятивные УУД
Планирует последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
Находит ошибки в плане действий и вносит в него изменения;
Работая по предложенному плану, использует необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Учится планировать учебную деятельность на уроке.
Получит возможность:
адекватно воспринимает предложения и замечания учителя, одноклассников, родителей
Высказывает свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
в сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи
2. познавательные УУД
Выбирает основания и критерии для сравнения предметов
Добывает новые знания: находит необходимую информацию в учебнике.
Добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
делает выводы в результате совместной работы класса и учителя
Использует знаково- символические средства
анализирует объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
Получит возможность:
- устанавливать причинно- следственные связи;
-строить логические цепи рассуждений.
3. Коммуникативные УУД
Слушает и понимает речь других.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Получит возможность:
Допускает возможность существования разных точек зрения у людей
выслушивает собеседника и ведет диалог;
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Предметные находит общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); называет общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса; понимает построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; выполняет простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; изображает графы; выбирает граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; находит на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
В таблице 2 представлены предметные результаты освоения программы выражены в виде учебных действий школьника и соотнесены с каждым из разделов учебного содержания, а УУД представлены списком, так как формируются и развиваются средствами всего курса.
Таблица 2
Раздел учебного
предмета
Содержание учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные умения
Универсальные учебные действия
Алгоритм
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы
-понимает построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполняет простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
Личностные результаты:
критически относится к информации и избирательность её восприятия;
уважает информацию о частной жизни и информационные результаты других людей;
осмысливает мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
Регулятивные универсальные учебные действия:
-планирует последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
-находит ошибки в плане действий и вносит в него изменения.
Познавательные универсальные учебные действия:
-моделирует- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
-анализирует объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-синтезирует - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбирает основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
-подведение под понятие;
-устанавливает причинно-следственных связей;
-строит логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-аргументирует свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
-выслушивает собеседника и ведет диалога;
-признаёт возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Группы (классы) объектов Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
-находит общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называет общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса
Логические рассуждения Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
-находит общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
-называет общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса
- изображает графы;
- выбирает граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находит на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Применение моделей (схем) для решения задач
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задачи на закономерности. Аналогичные закономерности.
-находит общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
-называет общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса
- находит на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Содержание курса
предмета «Информатика»
3 класс
1. Алгоритмы (8 часов). Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
2. Группы (классы) объектов (9 часов). Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
3. Логические рассуждения (10 часов). Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья. 4. Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов). Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Формой контроля являются контрольные работы.
Тематическое планирование
3 класс
Утверждаю:
____________________ руководитель кафедры начальных классов
№ п/п тема урока
кол-во часов
дата
- Алгоритмы.
9
1
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели.
1
2
Формы записи алгоритмов: блок - схема.
1
3
Формы записи алгоритмов: построчная запись..
1
4
Выполнение алгоритма.
1
5
Составление алгоритма.
2
6
Поиск ошибок в алгоритме.
7
Линейные алгоритмы.
1
8
Ветвящиеся алгоритмы.
1
9
Циклические алгоритмы.
1
2. Группы (классы) объектов.
8
10
Общие названия и отдельные объекты.
1
11
Разные объекты с общим названием.
1
12
Разные общие названия одного отдельного объекта.
1
13
Состав и действия объектов с одним общим названием.
1
14
Отличительные признаки.
1
15
Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе.
1
16
Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе.
1
17
Имена объектов.
1
3. Логические рассуждения.
10
18
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие»
1
19
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие»
1
20
Отношения между совокупностями (множествами) : объединение.
1
21
Отношения между совокупностями (множествами) : пересечение.
1
22
Отношения между совокупностями (множествами) : вложенность.
1
23
Графы и их табличное описание
1
24
Графы и их табличное описание
1
25
Пути в графах.
1
26
Пути в графах.
1
27
Деревья.
1
4. Применение моделей (схем) для решения задач.
7
28
Игры.
1
29
Анализ игры с выигрышной стратегией.
1
30
Решение задач по аналогии.
1
31
Решение задач по аналогии.
1
32
Решение задач на закономерности.
1
33
Решение задач на закономерности.
1
34
Аналогичные закономерности.
1
В таблице 3 представлены основные виды деятельности учащихся при изучении разных тем данного курса. Основные виды деятельности учащихся представлены на уровне «Выпускник научится» и повышенном уровне «Выпускник получит возможность научиться» (выделены курсивом).
Таблица 3.
Тема
Число часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Алгоритмы
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
9
Определяет этапы (шаги) действия. Определяет правильный порядок выполнения шагов. Выполняет простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находит и исправляет ошибки в алгоритмах. Выполняет, составляет и записывает в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулирует условия ветвления и условия выхода из цикла.
Группы (классы) объектов
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
8
Описывает предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.
Находит общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).
Именует группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.
Определяет общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывает значения этих признаков в виде таблицы.
Описывает особенные свойства предметов из подгруппы.
Логические рассуждения
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
10
Определяет принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определяет принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).
Отличает высказывания от других предложений, приводит примеры высказываний, определяет истинные и ложные высказывания. Строит высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определяет истинность составных высказываний.
Выбирает граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составляет граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.
Применение моделей (схем) для решения задач
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
7
Находит пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.
Находит закономерность и восстанавливает пропущенные элементы цепочки или таблицы.
Располагает предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.
Находит закономерность в ходе игры, формулировать и применяет выигрышную стратегию.
Описание материально - технического обеспечения: 1. учебно - методические комплекты (УМК) 2. печатные пособия: - демонстрационный материал, картинки, таблицы в соответствии с основными темами программы - карточки с заданиями по математике 3. компьютерные и информационные - коммуникативные средства - цифровые информационные и инструменты и источники 4.технические средства обучения: - магнитная доска, - экспозиционный экран, - персональный компьютер для учителя и каждого ученика, - сервер для начальной школы, -сканер, принтер лазерный, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера