Конспект урока русского языка на тему Учимся писать гласные и согласные в корне слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка на тему Учимся писать гласные и согласные в корне слова





«В стране Словарии».


План открытого урока

русского языка на тему

«Учимся писать гласные и согласные

в корне слова»

во 2 «А» классе

МОУ «Начальная школа - детский сад»

г.-к. Железноводска.

УМК «Начальная школа XXI века»

под ред. Н.Ф.Виноградовой.



Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

«Отличник народного просвещения»

Жакобова Анна Ивановна.


2011 год.





Цели урока:

  • учить определять наличие в корне слова изучаемых орфограмм (безударные гласные, парные по звонкости-глухости
согласные);
  • отрабатывать умение применять правильный способ проверки орфограмм и выбирать правильную букву;
  • закреплять написание словарных слов
  • воспитывать интерес к обучению, чувства коллективного сопереживания и сотрудничества, сплочённости, культуру общения и поведения;
  • формировать умение принимать участие в обсуждении поставленных вопросов, развивать мышление, внимание, память, наблюдательность, письменную и устную речь учащихся через построение собственных высказываний.



Оборудование:
  • авторский медиапродукт: презентация «В стране Словарии » (к уроку русского языка на тему « Учимся писать гласные и согласные в корне слова»);
  • компьютер с программой Power Point, мультимедийный проектор.
  • 2 рабочие тетради на печатной и непечатной основе;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • схемы орфоргамм « Безударные гласные в корне слова», « Парные согласные в корне слова»;
  • алгоритм работы над орфограммами;
  • кроссворд «Словарные слова».



Этимологический словарь: «корешок».


Ход урока.

I.Актуализация. 1.- Из чего состоит наша речь? ( Из слов.) - Уже 2-й год мы проникаем в тайны каждого маленького кирпичика нашей речи. И чем больше тайн каждого слова мы узнаем, тем богаче становится наша речь. Сегодняшний урок посвящен открытию ещё некоторых тайн, которые хранит в себе слово. И где же, как не в стране Словарии нам открывать эти тайны! (1-й слайд.) 2. Работа над рифмой. Дети добавляют по смыслу слово-рифму. Страна Словария богата, В ней много разных слов живет. И хоровод словарный дружный Всем только знания ….. ( дает)!
II. Чистописание. . -Окружают эту страну цепи буквенных гор. (Написание соединений букв по образцу на доске до конца строки.: СсIсС ) - Преодолеть придется много преград. За успешное выполнение заданий каждый получает приз - солнышко. III. Работа по теме урока.

  1. Родственные слова.
    • Назовите похожие слова в стихотворении. (Словария, слово,
словарный.) Как они называются? (Родственные.) Запись слов в тетради. (2-й слайд.)
  • Почему они родственные? Какова роль корня в слове?
Выделение корня в записанных словах.
  • ( 3-й слайд) - В стране словари живет великий волшебник… Корней Корнеевич.
  • (4-й слайд.) - Он прислал к нам на урок своего родственника. Знакомьтесь - это Корешок!
  • - Как вы понимаете значение слова «корешок»?
Объяснение значения слова «корешок» :
    • маленький корень;
    • место, где сшиты листы книги, тетради;
    • часть листа, остающаяся после отрыва квитанции;
    • близкий друг, приятель.
  • Запись родственных слов в тетради: Корней, Корнеевич, Корешок.
(5-й слайд.)
  1. Орфограммы «Безударные гласные в корне слова», «Парные согласные в корне слова».
  • - Вместе с Корешком мы отправляемся по стране Словарии открывать и узнавать волшебные правила написания букв в корне слова, учиться находить «опасные места» в словах. (Открывается доска.)
  • Что такое «опасное место» в слове? Как по-другому называется «опасное место»? Какие 2 орфограммы вы уже знаете?
Работа над схемами написания безударных гласных и парных согласных в корне слова. Работа по алгоритму проверки написания гласных и согласных в корне слова: 1.Прочитай слово. 2.Выдели корень. 3.Определи орфограмму («опасное место»). 4.Подбери проверочное слово. 5.Вставь букву. 6.Обозначь орфограмму.

3.Кроссворд «Словарные слова».

  • Рабочая тетрадь №1, стр. 37, упражнение №4. 2 ученика читают задания, все записывают ответы.
  • Проверка правильности выполнения по плакату.
  • Запись слов весело, берёза, выполнение работы по алгоритму.
  • Вывод: безударные гласные в словарных словах не проверяются.

ФИЗМИНУТКА для глаз. (7-й слайд.)
  1. Подбор проверочных слов для безударных гласных в корне слова.
  • «Поляна безударных гласных» ( 8-й слайд.) Подбор проверочных слов:
п . .ляна - …, с . сна - …, р . ды - …, д . ревья - …, цв . ты - … .
  1. Подбор проверочного слова в зависимости от смысла предложения (словосочетания).
  • (9-й слайд) У д . тей м . чи. (детей, мечи, мячи)
  • (10-й слайд.)
Витя с дерева ( ) сл . зал. Кот сметану всю ( ) сл . зал. Мы детишек ( ) прим . ряем А костюмы ( ) прим . ряем.
  • Рабочая тетрадь №1, стр. 36, упражнение №2. Взаимопроверка.

ФИЗМИНУТКА. (12-й слайд.)

Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),
Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),
По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).

На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались (показывают движения соответствующие словам стихотворения)
Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт - привет!

  1. Проверка парных согласных в корне слова.

  • (13-й слайд.) «Озеро парных согласных» :

но . ки ло . ка ры . ка

ж д б

  • Эстафета . Каждый вариант получает карточку, в которой надо вставить парные согласные в корне слова. Дети передают друг другу карточку. Побеждает команда, правильно справившаяся с заданием.

  • Одновременное с эстафетой выполнение упражнения № 3 на странице 36 в рабочей тетради №1. Проверка правильности выполнения по 13-ому слайду.

IV. Итог урока.

  • Какие тайны слова вы открывали в путешествии по стране

Словарии?

Что вам в этом помогало?

Где вам было легко?

В чем вы испытывали трудности ?

  • Оценка работы.

  • Вручение медалей победителям от Корешка.

В корне слова непременно Надо буквы проверять. Звуки любят перемены Им не стоит доверять. Гласные и согласные Бывают очень опасные. Надо, ребята, опять и опять Правила к ним применять.





© 2010-2022