- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по математике на тему Площадь прямоугольника. 2 класс
Конспект урока по математике на тему Площадь прямоугольника. 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чиркова Е.В. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект открытого урока по математике.
Тема «Площадь прямоугольника» 2 класс
Учебник «Математика. 2 класс» Петерсон Л.В.
Учитель Чиркова Е.В.
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода).
Цель:
формировать способность учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника.
Задачи:
-
Сформировать умение вычислять площадь прямоугольника по формуле, ввести в речевую практику термин «формула».
-
Выявить переместительное свойство умножения, формировать умение использовать его свойство для рационализации вычислений.
-
Тренировать вычислительный навык.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в парах.
Познавательные УУД:
- уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные УУД:
- уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь»;
- уметь вычислять площадь прямоугольника и квадрата как частный случай.
Организация пространства:
Фронтальная работа, индивидуальная работа, создание проблемной ситуации, работа в парах.
Мыслительные операции: анализ, синтез, аналогия, сравнение.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Мы изучили немало тем по математике. Математика - это точная наука, которая любит краткость в формулировке и записях. Поэтому мы на уроках очень часто пользуемся символами и сокращениями.
S
P
+
=
×
-
см²
дм²
- Прочитайте и расшифруйте символы и сокращения, которые вы видите на доске. (Площадь, периметр, плюс, равно, минус, умножить, квадратные сантиметры, квадратные дециметры.)
- Пользуясь этими символами, назовите 2 последние изученные темы. (Площадь фигур, умножение.)
- На сегодняшнем уроке мы продолжим работать и с площадью, и с умножением.
- Учитель открывает пословицу :
-
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
-
Прочитайте пословицу.
- Как вы думаете, придется ли вам скучать на уроке? (…)
- Урок посвящен открытию новых знаний, как вы будете работать? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, постараться самим открыть новые знания.)
- Придется ли вам скучать? (Нет.)
- С чего начнем урок? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Учитель раздает учащимся карточки с заданием 1:
- Как можно посчитать все количество клеток и точек? (Группируя.)
- Как будете группировать точки? (По 4 точки в группу.)
- Как будете группировать клеточки? (В прямоугольники по 15 штук.)
- Посчитайте точки, клетки.
- Сколько получилось точек? (20.)
- Сколько получилось клеток? (30.)
- Что особенного в выражениях, которые вы составили? (Во всех выражениях одинаковые слагаемые.)
- О чем это говорит? (Можно записать с помощью действия умножения.)
- Запишите выражения к каждому рисунку.
- Какие выражения вы записали? (4 · 5, 15 · 2.)
- Почему в выражениях вы именно так расставили числа? (Первый множитель показывает, чему равно слагаемое, второй множитель показывает, сколько раз слагаемое повторяется.)
- Какая фигура перед вами? (Прямоугольник.)
- Как называется большая сторона? (Длина.)
- Как называется меньшая сторона? (Ширина.)
- Докажите, что длина и ширина прямоугольника - это величины. (Можно измерить и результат выразить числом.)
- Какую еще величину можно найти у прямоугольника? (Периметр.)
- Как? (Найти сумму длин всех сторон.)
- А площадь является величиной? Докажите. (Да, т.к. мы выбираем мерку, узнаём, сколько раз она укладывается в фигуре, и результат выражаем числом.)
- Какие общепринятые единицы измерения площади вы знаете? (Сантиметр квадратный, дециметр квадратный, …)
- Что такое квадратный сантиметр? (Это площадь квадрата со стороной 1 см.)
- Я предлагаю измерить площадь данного прямоугольника. Переверните его другой стороной. Что вы видите? (Он расчерчен на квадратные сантиметры.)
- Как вы будете вычислять площадь? (Путем пересчета мерок.)
- Выполните это задание.
- Чему равна площадь данного прямоугольника? (10 см².)
- Что вы повторили и узнали? (Мы повторили, что такое умножение, счет укрупненными единицами счета, вычисление площади путем пересчета мерок.)
- Нужно узнать площадь данного прямоугольника.
- Что нового в этом задании? (Мы пока не знаем.)
- Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Вычислению площади прямоугольника.)
- Попробуйте выполнить это задание.
- Итак, посмотрим, что у вас получилось. Кто не смог вычислить площадь данного прямоугольника?
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли вычислить площадь данного прямоугольника.)
- Кто смог вычислить? Как вам это удалось?
- Обоснуйте свое мнение. Назовите правило (почему правило такое).
- Что вы не можете сделать? (Мы не можем назвать правила, по которому нашили площадь прямоугольника.)
- Что нужно сделать? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
- Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались расчертить прямоугольник на квадратные сантиметры, а затем подсчитать количество квадратов.)
- В чем затруднение? (Не хватило времени.)
- Почему же возникло затруднение? (Данный способ не удобен, а другого способа у нас нет.)
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Что вам может помочь. Что вы повторяли в начале урока? (Счет укрупненными единицами счета, запись суммы одинаковых слагаемых в виде произведения, умение находить площадь прямоугольника с помощью мерок.)
- Как это вам поможет? (Мы расчертим прямоугольник на квадратные сантиметры, попробуем мерки сгруппировать, затем записать в виде суммы одинаковых слагаемых и, соответственно, произведения, сделаем вывод.)
- Далее я предлагаю поработать вам в парах. Скажите, как должна работать пара, чтобы не мешать другим? (Нужно разговаривать в полголоса, не спорить и не кричать; в случае необходимости можно и нужно обратиться к учителю.)
- Попробуйте выполнить план в группах.
- Что вы сделаете в начале? (Расчертим данный прямоугольник на квадратные сантиметры.)
- Выполните этот шаг.
- Что дальше? (Попробуем сгруппировать мерки.)
- Как можно это сделать? (По 6 квадратов, по 3, по 4, по 2.)
- Как удобнее сгруппировать? (По 3 или по 4.)
- Почему? (3 квадрата умещается по ширине, а по 4 умещается по длине.)
- Значит, как вы можем группировать? (По столбикам и по строчкам.)
- Сгруппируйте и запишите выражения. Сколько получится выражений? (Два.)
3 + 3 + 3 + 3 =
4 + 4 + 4 =
- Что вы видите? (Во всех выражениях - сумма одинаковых слагаемых.)
- Можете ли выполнить третий шаг плана? (Да.)
- Замените данные суммы произведениями.
3 + 3 + 3 + 3 = 3 · 4
4 + 4 + 4 =4 · 3
- Чему равна площадь прямоугольника? (12 см².)
- Посмотрите на произведения, как же можно вычислить площадь? (Чтобы вычислить площадь можно ширину умножить на длину.)
- Мы расчертили прямоугольник на квадратные сантиметры. Затем, мы поняли, что удобнее сгруппировать по ширине или длине. Мы составили выражения из одинаковых слагаемых, затем записали с помощью действия умножения. Мы сделали вывод, чтобы узнать площадь прямоугольника, можно длину умножить на ширину.
- Как это правило вы можете записать? (С помощью слов, с помощью букв латинского алфавита.)
- Что будет удобнее? (Записать с помощью букв латинского алфавита.)
- Как будет выглядеть запись? (Площадь запишем с помощью буквы S, длину и ширину буквами a и b.)
- Откройте учебник на странице 73. Прочитайте правило.
- Сделайте вывод. (Мы все «открыли правильно.)
- Как назвать эту запись?
- В математике такие записи называются формулами. Для чего нужны формулы? (Для удобства записи правила, удобно применять, …)
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Как можно вычислить площадь прямоугольника? (Нужно ширину умножить на длину или длину на ширину.)
- Имеет ли значение, что на что умножать? (Нет.)
- Каким свойством обладает действие умножение? (Переместительным.)
- Что это за свойство? (От перестановки множителей значение произведения не меняется.)
- Как это свойство можно записать?
a · b = b · a
- Все согласны? (Да.)
- Как это проверить? (Мы посмотрим в учебнике.)
- Откройте учебники на странице 76. Прочитайте правило.
- Сделайте вывод. (Мы все «открыли правильно.)
- Подумайте, как пригодиться переместительное свойство умножения при вычислении площади прямоугольника? (Можно быстрее вычислить площадь прямоугольника.)
- Что теперь вы можете делать? (Быстро вычислять площадь прямоугольников, применять переместительное свойство умножения при вычислениях.)
- Найдите № 4 на странице 74.
- Прочитайте задание.
Учитель выносит схему на доску.
- Сколько прямоугольников вы видите? (Три.)
Один из учащихся показывает все прямоугольники на доске.
- Найдите площадь каждого из них.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментированием:
- Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно ширину умножить на длину. Поэтому записываю выражение 7 · 3. Умножение, это сумма одинаковых слагаемых, поэтому заменяю произведение суммой и ищу, чему равна площадь.
Оставшаяся часть задания комментируется аналогично.
2) Работа в парах.
№ 2, стр. 73
- Найдите № 2 на странице 73.
- Выполните это задание в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу.
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
- Исправьте ошибки.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
№ 3 (а), стр. 74
- Выполните в № 3 (а) самостоятельно.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка? (...)
- Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
- Какое свойство умножения помогает быстрее вычислять площадь прямоугольника? (Переместительное свойство.)
- В конце урока я предлагаю потренироваться в использовании этого свойства.
- Прочитайте задание.
- Прочитайте первую задачу.
- Составьте выражение.
- Как найти значение этого выражения? (Нужно заменить произведение суммой.)
- Удобно ли это сделать? (Нет, нужно поменять множители местами.)
- Примените данное свойство и найдите значение выражения.
3 · 25 = 25 · 3 = 25 + 25 + 25 = 75
Далее задание комментируется аналогичным образом. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Открыть новый способ вычисления площади прямоугольника.)
- Вам удалось достичь цели? (Да.)
- Кому из вас было скучно на уроке? Почему?
- Кому не было?
- Кто смог открыть правило сам? Докажите.
- Кто не смог? Почему?
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
- Далее учитель комментирует домашнее задание:
-
Домашнее задание:
- № 3 (б), стр. 74, № 4. стр. 76;
- ☺ № 8, стр. 75