Конспект урока по математике на тему Площадь прямоугольника. 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по математике.

Тема «Площадь прямоугольника» 2 класс

Учебник «Математика. 2 класс» Петерсон Л.В.

Учитель Чиркова Е.В.


Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода).

Цель:

формировать способность учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника.

Задачи:

  1. Сформировать умение вычислять площадь прямоугольника по формуле, ввести в речевую практику термин «формула».

  2. Выявить переместительное свойство умножения, формировать умение использовать его свойство для рационализации вычислений.

  3. Тренировать вычислительный навык.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в парах.

Познавательные УУД:

- уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные УУД:

- уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь»;

- уметь вычислять площадь прямоугольника и квадрата как частный случай.

Организация пространства:

Фронтальная работа, индивидуальная работа, создание проблемной ситуации, работа в парах.

Мыслительные операции: анализ, синтез, аналогия, сравнение.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

  • Мы изучили немало тем по математике. Математика - это точная наука, которая любит краткость в формулировке и записях. Поэтому мы на уроках очень часто пользуемся символами и сокращениями.
Учитель открывает на доске карточки со знаками:

S

P

+

=

×

-

см²

дм²



- Прочитайте и расшифруйте символы и сокращения, которые вы видите на доске. (Площадь, периметр, плюс, равно, минус, умножить, квадратные сантиметры, квадратные дециметры.)

  • Пользуясь этими символами, назовите 2 последние изученные темы. (Площадь фигур, умножение.)
  • На сегодняшнем уроке мы продолжим работать и с площадью, и с умножением.
  • Учитель открывает пословицу :
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.

  • Прочитайте пословицу.

  • Как вы думаете, придется ли вам скучать на уроке? (…)
  • Урок посвящен открытию новых знаний, как вы будете работать? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, постараться самим открыть новые знания.)
  • Придется ли вам скучать? (Нет.)
  • С чего начнем урок? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Учитель раздает учащимся карточки с заданием 1:



  • Как можно посчитать все количество клеток и точек? (Группируя.)
  • Как будете группировать точки? (По 4 точки в группу.)
  • Как будете группировать клеточки? (В прямоугольники по 15 штук.)
  • Посчитайте точки, клетки.
Учащиеся самостоятельно выполняют на карточках.
  • Сколько получилось точек? (20.)
  • Сколько получилось клеток? (30.)
  • Что особенного в выражениях, которые вы составили? (Во всех выражениях одинаковые слагаемые.)
  • О чем это говорит? (Можно записать с помощью действия умножения.)
  • Запишите выражения к каждому рисунку.
Один из учащихся работает у доски.
  • Какие выражения вы записали? (4 · 5, 15 · 2.)
  • Почему в выражениях вы именно так расставили числа? (Первый множитель показывает, чему равно слагаемое, второй множитель показывает, сколько раз слагаемое повторяется.)
Учитель открывает на доске эталон. Учитель раздает учащимся карточки с прямоугольником, который с одной из сторон расчерчен на квадратные сантиметры.
  • Какая фигура перед вами? (Прямоугольник.)
  • Как называется большая сторона? (Длина.)
  • Как называется меньшая сторона? (Ширина.)
  • Докажите, что длина и ширина прямоугольника - это величины. (Можно измерить и результат выразить числом.)
  • Какую еще величину можно найти у прямоугольника? (Периметр.)
  • Как? (Найти сумму длин всех сторон.)
  • А площадь является величиной? Докажите. (Да, т.к. мы выбираем мерку, узнаём, сколько раз она укладывается в фигуре, и результат выражаем числом.)
  • Какие общепринятые единицы измерения площади вы знаете? (Сантиметр квадратный, дециметр квадратный, …)
  • Что такое квадратный сантиметр? (Это площадь квадрата со стороной 1 см.)
  • Я предлагаю измерить площадь данного прямоугольника. Переверните его другой стороной. Что вы видите? (Он расчерчен на квадратные сантиметры.)
  • Как вы будете вычислять площадь? (Путем пересчета мерок.)
  • Выполните это задание.
Учащиеся самостоятельно вычисляют площадь.
  • Чему равна площадь данного прямоугольника? (10 см².)
3) Задание для пробного действия.
  • Что вы повторили и узнали? (Мы повторили, что такое умножение, счет укрупненными единицами счета, вычисление площади путем пересчета мерок.)
Учитель раздает каждому учащемуся карточки с заданием для пробного действия- прямоугольники размером 3 см × 4 см.
  • Нужно узнать площадь данного прямоугольника.
  • Что нового в этом задании? (Мы пока не знаем.)
  • Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Вычислению площади прямоугольника.)
Учитель открывает на доске тему урока «Площадь прямоугольника».
  • Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточках. Учитель ограничивает учащихся во времени.
  • Итак, посмотрим, что у вас получилось. Кто не смог вычислить площадь данного прямоугольника?
Учащиеся поднимают руки. Вероятнее всего, учащиеся будут пытаться расчертить прямоугольник на квадратные сантиметры. Разумеется, они этого сделать не успеют.
  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли вычислить площадь данного прямоугольника.)
  • Кто смог вычислить? Как вам это удалось?
Не следует исключать тот вариант, когда учащиеся могут воспользоваться правилом вычисления площади путем умножения ширины на длину. Однако в данном случае учащиеся не смогут обосновать, на каком основании допустимо это действие.
  • Обоснуйте свое мнение. Назовите правило (почему правило такое).
Учащиеся в замешательстве, так как нет соответствующего правила или учащиеся не могут объяснить, почему это правило именно такое.
  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем назвать правила, по которому нашили площадь прямоугольника.)
  • Что нужно сделать? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
  • Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались расчертить прямоугольник на квадратные сантиметры, а затем подсчитать количество квадратов.)
  • В чем затруднение? (Не хватило времени.)
  • Почему же возникло затруднение? (Данный способ не удобен, а другого способа у нас нет.)
  1. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать новый, удобный способ вычисления площади прямоугольника.)
  • Что вам может помочь. Что вы повторяли в начале урока? (Счет укрупненными единицами счета, запись суммы одинаковых слагаемых в виде произведения, умение находить площадь прямоугольника с помощью мерок.)
  • Как это вам поможет? (Мы расчертим прямоугольник на квадратные сантиметры, попробуем мерки сгруппировать, затем записать в виде суммы одинаковых слагаемых и, соответственно, произведения, сделаем вывод.)
5. Реализация построенного проекта.
  • Далее я предлагаю поработать вам в парах. Скажите, как должна работать пара, чтобы не мешать другим? (Нужно разговаривать в полголоса, не спорить и не кричать; в случае необходимости можно и нужно обратиться к учителю.)
  • Попробуйте выполнить план в группах.
В случае затруднения организуется подводящий диалог:
  • Что вы сделаете в начале? (Расчертим данный прямоугольник на квадратные сантиметры.)
  • Выполните этот шаг.
Один из учащихся выполняет шаг у доски, остальные учащиеся работают на карточках.
  • Что дальше? (Попробуем сгруппировать мерки.)
  • Как можно это сделать? (По 6 квадратов, по 3, по 4, по 2.)
  • Как удобнее сгруппировать? (По 3 или по 4.)
  • Почему? (3 квадрата умещается по ширине, а по 4 умещается по длине.)
  • Значит, как вы можем группировать? (По столбикам и по строчкам.)
  • Сгруппируйте и запишите выражения. Сколько получится выражений? (Два.)
Двое учащихся записывают выражения на доску, остальные учащиеся на карточки:

3 + 3 + 3 + 3 =

4 + 4 + 4 =




  • Что вы видите? (Во всех выражениях - сумма одинаковых слагаемых.)
  • Можете ли выполнить третий шаг плана? (Да.)
  • Замените данные суммы произведениями.
Двое учащихся записывают выражения на доску, остальные учащиеся на карточки:

3 + 3 + 3 + 3 = 3 · 4

4 + 4 + 4 =4 · 3




  • Чему равна площадь прямоугольника? (12 см².)
Учащиеся дописывают значения выражений.
  • Посмотрите на произведения, как же можно вычислить площадь? (Чтобы вычислить площадь можно ширину умножить на длину.)
Если учащиеся работали в группах, учитель организует защиту результата. При защите проекта учащиеся показывают составленные выражения. Вариант защиты:
  • Мы расчертили прямоугольник на квадратные сантиметры. Затем, мы поняли, что удобнее сгруппировать по ширине или длине. Мы составили выражения из одинаковых слагаемых, затем записали с помощью действия умножения. Мы сделали вывод, чтобы узнать площадь прямоугольника, можно длину умножить на ширину.
Далее работа организуется по составлению формулы:
  • Как это правило вы можете записать? (С помощью слов, с помощью букв латинского алфавита.)
  • Что будет удобнее? (Записать с помощью букв латинского алфавита.)
  • Как будет выглядеть запись? (Площадь запишем с помощью буквы S, длину и ширину буквами a и b.)
Учитель вывешивает на доску эталон.
  • Откройте учебник на странице 73. Прочитайте правило.
Один из учащихся читает правило вслух.
  • Сделайте вывод. (Мы все «открыли правильно.)
  • Как назвать эту запись?
Учащиеся предлагают свои варианты.
  • В математике такие записи называются формулами. Для чего нужны формулы? (Для удобства записи правила, удобно применять, …)
  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Как можно вычислить площадь прямоугольника? (Нужно ширину умножить на длину или длину на ширину.)
  • Имеет ли значение, что на что умножать? (Нет.)
  • Каким свойством обладает действие умножение? (Переместительным.)
  • Что это за свойство? (От перестановки множителей значение произведения не меняется.)
  • Как это свойство можно записать?
Один из учащихся записывает свойство на доске:

a · b = b · a


  • Все согласны? (Да.)
  • Как это проверить? (Мы посмотрим в учебнике.)
  • Откройте учебники на странице 76. Прочитайте правило.
Один из учащихся читает правило слух.
  • Сделайте вывод. (Мы все «открыли правильно.)
Учитель вывешивает на доску эталон.
  • Подумайте, как пригодиться переместительное свойство умножения при вычислении площади прямоугольника? (Можно быстрее вычислить площадь прямоугольника.)
  • Что теперь вы можете делать? (Быстро вычислять площадь прямоугольников, применять переместительное свойство умножения при вычислениях.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1) Фронтальная работа. № 4, стр. 74
  • Найдите № 4 на странице 74.
  • Прочитайте задание.

Учитель выносит схему на доску.

  • Сколько прямоугольников вы видите? (Три.)

Один из учащихся показывает все прямоугольники на доске.

  • Найдите площадь каждого из них.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментированием:

  • Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно ширину умножить на длину. Поэтому записываю выражение 7 · 3. Умножение, это сумма одинаковых слагаемых, поэтому заменяю произведение суммой и ищу, чему равна площадь.

Оставшаяся часть задания комментируется аналогично.

2) Работа в парах.

№ 2, стр. 73

  • Найдите № 2 на странице 73.
  • Выполните это задание в парах.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу.

  • Проверьте свои результаты.
  • Кто из вас ошибся?
  • В чем ошибка?
  • Исправьте ошибки.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

№ 3 (а), стр. 74

  • Выполните в № 3 (а) самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в рабочих тетрадях. Проверка организуется по образцу. Учитель помещает образец рядом с эталоном.
  • Кто из вас ошибся?
  • В чем ошибка? (...)
  • Исправьте ошибку.
  • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
  • Кто не ошибся?
  • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
  • Какое свойство умножения помогает быстрее вычислять площадь прямоугольника? (Переместительное свойство.)
  • В конце урока я предлагаю потренироваться в использовании этого свойства.
№ 3, стр. 76
  • Прочитайте задание.
  • Прочитайте первую задачу.
  • Составьте выражение.
Один из учащихся составляет выражение на доске 3 · 25.
  • Как найти значение этого выражения? (Нужно заменить произведение суммой.)
  • Удобно ли это сделать? (Нет, нужно поменять множители местами.)
  • Примените данное свойство и найдите значение выражения.
Один из учащихся записывает решение задачи на доске:

3 · 25 = 25 · 3 = 25 + 25 + 25 = 75


Далее задание комментируется аналогичным образом. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Открыть новый способ вычисления площади прямоугольника.)
  • Вам удалось достичь цели? (Да.)
  • Кому из вас было скучно на уроке? Почему?
  • Кому не было?
  • Кто смог открыть правило сам? Докажите.
  • Кто не смог? Почему?
  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
  • Далее учитель комментирует домашнее задание:
  • Домашнее задание:

  • № 3 (б), стр. 74, № 4. стр. 76;
  • ☺ № 8, стр. 75


© 2010-2022