- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа коррекционной работы социального педагога
Программа коррекционной работы социального педагога
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Семенкова Е.В. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УТВЕРЖДАЮ
Директор
______________________
«____» ____________ 20 год
Программа коррекционной работы
социального педагога МБОУ «Тотемская СОШ №2»
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта. В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы.
Цель: создание системы психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» (медицинские, социальные, учебные, поведенческие).
Задачи:
- своевременное выявление детей с трудностями в обучении;
- Диагностирование по проблемам развития и обучения;
- Определение особых образовательных потребностей и особенностей организации образовательного процесса;
- Разработка и реализация маршрута сопровождения учащихся, где отражаются пробелы в знаниях, намечаются пути решения проблем;
- Оказание поддержки в выполнении норм и правил поведения в ОУ;
- Воспитание сознательной дисциплины у школьников, правосознания и чувства ответственности за совершаемые поступки;
- Оказание консультативной и методической помощи родителям по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяет следующие принципы: Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям. Гуманно-личностный - всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к решению. Принцип комплексности - психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, педагогами, мед. работником, родителями. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Условия реализации программы: программа может быть реализована при условии наличия в образовательном учреждении следующих специалистов: педагог-психолог, учитель - логопед, социальный педагог, медицинский работник. Материалы и оборудование: методическая литература, психодиагностический инструментарий, развивающие игры, наглядные пособия.
Механизм реализации программы Механизмом реализации коррекционной работы школы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе, в том числе социального педагога.
Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и социального развития ребёнка;
- составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося.
Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является психолого - педагогический служба. Ее главная задача: защита прав и интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса. В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
-
сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
сотрудничество со службами профилактики;
-
сотрудничество со средствами массовой информации;
-
сотрудничество с родительской общественностью.
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления
Направления работы
Характеристика содержания
Мероприятия
Сроки
Диагностическая работа
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной социально-педагогической помощи;
-установление причин, способствующих отклонениям в поведении учащихся;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений
- выявление резервных возможностей ребенка
- создание диагностических «портретов» обучающихся, постановка социального диагноза
Организация мониторинга социального состава обучающихся ОУ
Наблюдение во время уроков
Беседы с педагогами, родителями, учащимися, специалистами
Посещение семей, заполнение картотеки
Участие в заседаниях школьных ПМПк.
Разработка индивидуального маршрута сопровождения учащихся, где отражаются пробелы в обучении, намечаются пути их ликвидации
сентябрь
в течение года
Коррекционно-развивающая работа
- обеспечение коррекционной и профилактической работы с учащимися, состоящими на различных видах учета
- организация и проведение индивидуальных и групповых бесед, необходимых для преодоления трудностей обучения и профилактики правонарушений;
- сотрудничество с педагогами и специалистами по вопросам разрешения проблем у обучающихся и их семей, организация совместной помощи
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Реализация профилактической работы (беседы, консультации, разъяснительная работа, привлечение специалистов различных социальных служб)
Педсоветы, МО, совещания, семинары
Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни
В течение года
Согласно планам
Консультативная работа
-консультирование педагогов по преодолению трудностей в вопросах обучения и отклонения в поведении обучающихся
- оказание помощи классным руководителям в организации и проведении родительских собраний
- консультирование обучающихся по выявленным проблемам, формирование положительной мотивации к обучению, преодоление затруднений в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к социуму
- консультирование родителей по разрешению социально-педагогических проблем
Индивидуальные, групповые, тематические консультации
Беседы, консультации, разъяснительная работа, наблюдение в учебной и внеурочной деятельности, контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе, ведение документации, привлечение специалистов
Рекомендации, индивидуальные и групповые консультации
В течение года
Информационно-просветительская работа
- различные формы просветительской деятельности для родителей и учащихся по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам; организация разъяснительной работы по ситуациям, связанным с реализацией права
- педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей
Лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, буклеты, памятки, родительские собрания
Выступления на совещаниях, педагогических советах.
Подготовка наглядных и раздаточных материалов для родителей, педагогов и обучающихся
В течение года
Ожидаемые результаты программы: - своевременное выявление обучающихся «группы риска», - снижение количества детей с трудностями в обучении и поведении,