Программа коррекционной работы социального педагога

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ

Директор

______________________

«____» ____________ 20 год



Программа коррекционной работы

социального педагога МБОУ «Тотемская СОШ №2»


Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта. В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы.

Цель: создание системы психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» (медицинские, социальные, учебные, поведенческие).

Задачи:

  • своевременное выявление детей с трудностями в обучении;
  • Диагностирование по проблемам развития и обучения;
  • Определение особых образовательных потребностей и особенностей организации образовательного процесса;
  • Разработка и реализация маршрута сопровождения учащихся, где отражаются пробелы в знаниях, намечаются пути решения проблем;
  • Оказание поддержки в выполнении норм и правил поведения в ОУ;
  • Воспитание сознательной дисциплины у школьников, правосознания и чувства ответственности за совершаемые поступки;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяет следующие принципы: Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям. Гуманно-личностный - всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к решению. Принцип комплексности - психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, педагогами, мед. работником, родителями. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Условия реализации программы: программа может быть реализована при условии наличия в образовательном учреждении следующих специалистов: педагог-психолог, учитель - логопед, социальный педагог, медицинский работник. Материалы и оборудование: методическая литература, психодиагностический инструментарий, развивающие игры, наглядные пособия.



Механизм реализации программы Механизмом реализации коррекционной работы школы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе, в том числе социального педагога.

Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
  • многоаспектный анализ личностного и социального развития ребёнка;
  • составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося.



Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является психолого - педагогический служба. Ее главная задача: защита прав и интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса. В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

  • сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • сотрудничество со службами профилактики;

  • сотрудничество со средствами массовой информации;

  • сотрудничество с родительской общественностью.



Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления

Направления работы

Характеристика содержания

Мероприятия

Сроки

Диагностическая работа

- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной социально-педагогической помощи;

-установление причин, способствующих отклонениям в поведении учащихся;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений

- выявление резервных возможностей ребенка

- создание диагностических «портретов» обучающихся, постановка социального диагноза

Организация мониторинга социального состава обучающихся ОУ

Наблюдение во время уроков

Беседы с педагогами, родителями, учащимися, специалистами

Посещение семей, заполнение картотеки

Участие в заседаниях школьных ПМПк.

Разработка индивидуального маршрута сопровождения учащихся, где отражаются пробелы в обучении, намечаются пути их ликвидации

сентябрь

в течение года

Коррекционно-развивающая работа

- обеспечение коррекционной и профилактической работы с учащимися, состоящими на различных видах учета

- организация и проведение индивидуальных и групповых бесед, необходимых для преодоления трудностей обучения и профилактики правонарушений;

- сотрудничество с педагогами и специалистами по вопросам разрешения проблем у обучающихся и их семей, организация совместной помощи

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Реализация профилактической работы (беседы, консультации, разъяснительная работа, привлечение специалистов различных социальных служб)

Педсоветы, МО, совещания, семинары

Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни

В течение года



Согласно планам

Консультативная работа

-консультирование педагогов по преодолению трудностей в вопросах обучения и отклонения в поведении обучающихся

- оказание помощи классным руководителям в организации и проведении родительских собраний

- консультирование обучающихся по выявленным проблемам, формирование положительной мотивации к обучению, преодоление затруднений в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к социуму

- консультирование родителей по разрешению социально-педагогических проблем

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

Беседы, консультации, разъяснительная работа, наблюдение в учебной и внеурочной деятельности, контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе, ведение документации, привлечение специалистов

Рекомендации, индивидуальные и групповые консультации

В течение года

Информационно-просветительская работа

- различные формы просветительской деятельности для родителей и учащихся по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам; организация разъяснительной работы по ситуациям, связанным с реализацией права

- педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, буклеты, памятки, родительские собрания

Выступления на совещаниях, педагогических советах.

Подготовка наглядных и раздаточных материалов для родителей, педагогов и обучающихся

В течение года



Ожидаемые результаты программы: - своевременное выявление обучающихся «группы риска», - снижение количества детей с трудностями в обучении и поведении,





© 2010-2022