Звук и буква Лл

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение "Специальная (коррекционная) школа №1 г.Усолье - Сибирское"

Учитель Бильдакова В.Н.

Урок чтения и письма во 2 классе, обучение детей с умеренной отсталостью

Цели урока:

образовательные: продолжить знакомить учащихся со звуком и буквой Лл; создать условия для формирования у учащихся правильного чтения слогов с буквой "л", учить писать строчную букву "л".

коррекционно-развивающие:

- развитие мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

- развитие фонематического восприятия;

- развитие и коррекция речи путём полных ответов на вопросы учителя, построения грамматически правильно оформленных предложений;

воспитательные:

- формирование коммуникативных умений

Книга "Букварь", под ред. В.В.Воронковой для 1 класса, предметные картинки, общая и индивидуальные кассы букв и слогов.

Ход урока

1. Организационное начало урока.

- Улыбка помогает человеку всегда и всюду, улыбнёмся, поздороваемся со всем нашим окружением, играя в"Эхо": я скажу, вы повторите.

- Здравствуй, небо голубое!

- Здравствуй, солнце золотое!

- Здравствуй, вольный ветерок!

- Здравствуй, клён наш дорогой!

- Дайте силы нам, здоровья!

И сами себе пожелаем: "Пусть у нас всё будет хорошо."

- Молодцы!

II. Сообщение темы урока.

Мы сегодня продолжим изучать звук и букву "Лл", будем учиться дальше составлять слоги в кассе букв, а также писать строчную (маленькую) букву "л".

III. Актуализация знаний и умений.

1.А сейчас отгадайте загадку.

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(Лук)

- Правильно, это лук.

Повторите громко, как я:

л-л-лук (утрированно, растягивая звуки)

- Кто скажет, с какого звука начинается это слово?

- Да, верно, со звука "л".

Я начну, вы продолжите: звук "л" - это ( какой? )- согласный звук. (похвалить детей, что запомнили).

III. Повторение.

1.Артикуляционная зарядка по ходу повторения.

- А какие ещё, кроме согласных, есть звуки в стране Букварии?

- Назовите гласные звуки.

- Поработаем, стоя около парт.

а) Слушайте, затем по очереди каждый повторит за мной гласные звуки в разных "вариациях":

а-о-у; у-о-а; о-а -у (и т.д. с каждым ребёнком)

б). Уточним артикуляцию звуков с помощью вырезных символов; назвав геометрическую фигуру и соответствующий ей звук, дети по демонстрации цветных фигур учителем (большой круг -А, маленький - У, овал - О) "пропевают" звуки.

б). А теперь я беззвучно "пою", вы догадайтесь, какие это звуки. Молодцы, ребята, всё правильно.

Вывод: При произношении гласных воздух проходит свободно.

Звук и буква Лл.

Продолжим тренировать наш язычок..

г). Покусали язычок, почистили зубки, упражнение "вкусное варенье", "маляр".

Ну, вот и готовы мы поработать со звуком и буквой "л".

- Сейчас проверим, как вы дома тренировались в произношении звука "л".

-Покажите, как в гости к гласным издалека на пароходе едет звук "л":

сначала далекий, тихий звук л-л-л-л-л, потом пароход близко, звук громкий, уже отъехал- снова тихо.( учитель уточняет артикуляцию звука, просит повторить произношение звука индивидуально ребёнка с затруднением в произношении этого звука)

Вывод: В прозношении "л", как у всех согласных звуков, есть преграда.

Физкультминутка.

(Учитель показывает буквы, дети выполняют задания)

Тихо встанем, скажем: а!
Все присядем, скажем: у!
Тихо сядем, скажем: о!
Хорошо читаем: во!

Ребята, сделаем небольшой самомассаж: начнём лоб, затем - щёки, потом -уши. Поднимите правую руку, погладьте левое плечо. Поднимите левую руку, погладьте правое плечо. А теперь массаж каждого пальчика, всей кисти. Напоследок - "умываем" руки, "встряхиваем капельки". Молодцы!

IV.Работа над основной темой

1. Работа по учебнику.

а. Ориентировка в учебнике.

Положите правую руку на правый верхний угол учебника. Что там? - Буква.

Чем отличается звук и буква?

Мы читаем слоги по центру страницы. Что там? - Слоги.

б. Установка на чтение, как читать:

(обращаю внимание на место буквы в слоге, начинать читать с соответствуюшего профиля.)

-С какого положения рта (губ) начнём читать данный слог? Указательный палец ведёт вас, не отрываясь!!

- Чтение с учителем (с ориентировкой детей в странице учебника: в 1 столбце; по горизонтали: в верхнем, среднем, нижнем ряду)

- Чтение хором.

- Чтение по цепочке ( ал ол ул ла ло лу);

- Чтение"Паровозиком" - в паре

- Самостоятельное чтение. (Индивидуальная работа с нуждающимися)

-Скажите, где стояла буква "л" в слогах?

-Меняется чтение слогов от этого?

Физпауза. ( активный комплекс движений): Утром лисонька проснулась, солнцу нежно улыбнулась, потянулась влево, вправо... - имитация движения зверей: лазанье вверх, прогибание спины, встряхиванья и т. д.) - звери умеют снимать напряжение, а человек - тем более.

- Молодцы! Готовы работать с кассой букв? Погладьте себя по головушке.

2. Работа с разрезной азбукой в индивидуальных кассах, 1 ученик у доски. Звукобуквенный анализ.

а) Составьте, слоги ал, ол,ул. (Один ученик составляет у доски, остальные - в индивидуальных кассах).

б) Составьте, слоги ла, ло, лу. (Один ученик составляет у доски, остальные - в индивидуальных кассах).

-Покажите.

-Прочитайте.

- Вы составляли и читали слоги. Слушайте, я произнесу : Луша. -

Это слог? (Произносим утрированно, протяжно).

- Да, это не слог, а слово. Слова состоят из слогов. (Деление на слоги. Назвать 1 слог. Назвать 2 слог. Сколько слогов? Какие звуки слышишь в 1 слоге? Какие буквы нужны? Во 2 слоге?)

-Молодцы, ребята. Вы различаете слоги и слова. Сейчас поиграем, отдохнём.

Физпауза (сидя за партами - пальчиковая игра)

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел,

Песни пел, танцевал,

Родных братьев развлекал.

А теперь - начни писать!

Потешились, пора и за работу!

3. Письменная работа в тетрадях. Письмо букв и слогов по образцу в тетради.

Рассматривание образа буквы строчной "л", обводка по шершавой поверхности буквы, игра с буквой: указательный пальчик, как альпинист, взобрался вверх по пологой стороне, спустился по отвесной стене.

Пишем "л":

а) В воздухе рукой.

б) На полу ногой.

в) Мокрым пальцем на доске.

г) " Я тетрадь свою открою и наклонно положу, ручку я вот так держу..."- безмолвное указание на стене картины- образец посадки.

- Посмотрите образец буквы в тетради.

- Поводите носом, повторяя его.

- Потом запишите 1 букву. ( 2-ую, 3-ю и т.д.) Найдите самую удавшуюся букву и обведите кружком.

- Пропишите слоги - 1-й слог. - Кому трудно? - Пишем дальше. - Прочитайте написанное вами.

Отложите тетради. Пройдусь и посмотрю, кто у меня сегодня молодец?

V. Закрепление умений и навыков.

Игра а) "Хлопни-топни", услышав звук "л".

б) "Хлопни-топни", услышав слог со звуком "л".

VI. Подведение итогов урока.

- С каким звуком и буквой мы сегодня работали?

VII. Рефлексия.

Вам понравилось на уроке? Что? Что показалось трудным для вас? Как справился с этой трудностью ты?

- Молодцы! Вы все сегодня старались! Я очень рада за вас!




© 2010-2022