Урок Путешествие в страну самопознания

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Самопознание класс: 1 Дата:

Тема занятия: Путешествие в страну самопознания

Цели занятия:

образовательная: формирование представлений о том, что самопознание - это удивительная и загадочная страна, обладающая бесценными нравственно-духовными сокровищами, приобщение к которым делает каждого человека добрым и мудрым

развивающая: формировать умение анализировать, размышлять, сопоставлять и сравнивать себя с другими людьми в контексте темы урока

воспитательная : стимулировать потребность ребенка в изучении себя, своего внутреннего мира.

Оборудование: ноутбук, презентация, тетрадь, учебник. План

  1. Круг радости
  2. Задание
  3. Чтение
  4. Размышление над ситуацией
  5. Задание
  6. Резюме
  7. Круг «От сердца к сердцу»

Ход занятия


  1. Орг. момент.

  2. Круг радости

Учитель предлагает детям встать в круг и взяться за руки. Он говорит детям, что хочет с ними поделиться новостью, которая заключена в одном слове. Он говорит это слово на ушко рядом стоящему ребенку. Дети по кругу передают слово друг другу, но только так, чтобы другие его не услышали. Последний ученик произносит это слово вслух. Слова для передачи: улыбка, радость, привет...

Далее еще 2-3 ученика таким же образом передают свои слова. Постепенно в классе создается доброжелательная и веселая обстановка, которая усиливается, если в конце не называют заявленное ранее слово.

После этого все вместе исполняют песню на стихи Владимира Кострова «Здравствуй!».

Мир проснулся, как ребенок,

Солнце плещет в берега,

Мчится резвый жеребенок

На зеленые луга.

Грива стелется разливом,

А во лбу звезда.

Мир, ты хочешь быть счастливым?

Значит, миром будь всегда!

Здравствуй, день, здравствуй, друг,

Здравствуй, песен щедрый круг,

Здравствуй, мир, здравствуй, век,

Здравствуй, добрый человек!

Задание

Прочитайте слово. Как вы думаете, что оно обозначает?

Учащиеся вместе с учителем читают слово «самопознание» в учебнике и уточняют его смысл.

Учитель говорит, что слово «самопознание» состоит из двух слов: «сам» и «познание». «Сам» или «сама» человек может сказать о себе. «Познание» - это приобретение знаний о качествах человека, об окружающем мире, о ценностях, о том, что значимо для каждого человека, например: о семье, дружбе, природе, Родине.

Учитель предлагает детям поразмышлять над вопросом: о чем вы будете узнавать на уроках самопознания?

Просмотр мультфильма «А что ты умеешь?»

Вопросы для анализа:

Что вы знаете о том, что вы умеете больше и лучше других?

Почему вы увлекаетесь этим?
Какие ощущения вызывает у вас это занятие?

Вывод обсуждения: Таким образом, ребята, каждый из вас умеет выполнять какую-то работу или задание по-своему и у каждого к ней свои, разные ощущения. Сейчас каждый из вас вспомнил, что умеет выполнять лучше другого. Именно этот факт, вы, ребята, узнали на уроке самопознание.

Задание

Рассматривая рисунки, учащиеся понимают, что человек имеет свои индивидуальные черты и качества, он живет среди других людей, с которыми общается. Его окружает природа, которая поражает своей и красотой. А чтение книг делает его мудрее. Эти выводы дети проговаривают, завершая предложение:

На уроках самопознания мы узнаем,..

Потом учитель зачитывает учебную информацию в рубрике «Узнаем новое». В ней определяется основная цель предмета.

Учебная информация

Самопознание помогает человеку узнать о себе, других людях и окружающем мире.

Чтение и прослушивание записи песни

Учитель читает стихотворение Юлия Кима «Точка, точка, запятая...»:

Точки, точка, запятая -

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик -

Появился человечек!

Что увидят эти точки,

Что построят эти ручки,

Далеко ли эти ножки

У ведут его?

Как он будет жить на свете -

Мы за это не в ответе:

Мы его нарисовали -

Только и всего!

Что вы, что вы! Это важно,

Чтобы вырос он отважным,

Чтобы мог найти дорогу,

Рассчитать разбег.

Это трудно, это сложно,

Но иначе невозможно:

Только так из человечка

Выйдет человек!»

Впрочем, знают даже дети,

Как прожить на белом свете;

Легче этого вопроса

Нету ничего!

Просто надо быть правдивым,

Благородным, справедливым,

Умным,

честным,

сильным,

добрым -

Только и всего!..

Анализ произведения проводится по вопросам:

• Какой ответ дает автор на вопрос: как прожить на белом свете?

• Согласны ли вы с ним? Почему?

• А как бы вы ответили на этот вопрос?

В заключение, комментируя ответы детей, учитель еще раз подчеркивает, что урок самопознания учит быть добрыми, сильными, честим ми и мудрыми. Эти качества помогают стать хорошими людьми, жизнь становится интересной и счастливой. Как итог совместного рассуждения предлагается учебная информация в рубрике «Узнаем новое».

Учебная информация

Урок самопознания помогаем понять, что значит быть хорошим человеком.

Размышление над ситуацией

Этот прием проводится в форме игры «Кто самый добрый?».

Учитель говорит, что в жизни часто случаются ситуации, когда людям, животным и растениям необходимы доброта и отзывчивость. Он предлагает учащимся представить, что наступил такой момент, и предложить свои варианты решения ситуаций.

Просмотр презентации

Как вы поступите, если:

1) вы услышали плач ребенка во дворе,

2) ваш друг получил плохую отметку,

3) ваша мама пришла с работы очень усталой

4) вашего товарища обидели,

5) вы увидели собачку с раненой лапой,

6) дети из соседнего двора залезли на черешню и безжалостно ломают ветки, срывая ягоды?

Подводя итоги, учитель озвучивает важнейший вывод: самое главное - быть добрым не только на словах, но и на деле, т.е. совершать как можно больше хороших поступков.

Задание

Нарисуйте героя сказки или мультфильма, на которого вы хотите быть похожим. Почему вы его выбрали?

Это задание выполняется в тетради. Каждый рисунок презентуется.

Резюме

Учитель обращается к детям с вопросами: что такое самопознание? О чем вы узнаете на этих уроках? Вместе с детьми делается вывод, что на уроках самопознания дети будут узнавать себя, друг друга и мир, в котором они живут. Знания, которые они получат на уроках самопознания, помогут им стать хорошими людьми.

От сердца к сердцу

Учитель предлагает детям сесть в тесный круг и похвалить себя. Дети передают друг другу какой-нибудь предмет-игрушку (мяч) и хвалят себя. Начать может учитель. Например: «Я хочу похвалить себя и сказать, что я очень умная и добрая, всегда прихожу на помощь своим ученикам и их родителям, а также другим людям». Учитель проговаривает свои слова с доверительной интонацией. Затем передает эстафету следующему ученику.

Данное упражнение позволяет школьникам почувствовать себя комфортно, развить в себе смелость при характеристике своих лучших черт и качеств. Это упражнение создает предпосылку для того, чтобы ребенок попробовал публично презентовать себя с лучшей стороны, развивает уверенность, формирует самоуважение и чувство собственного достоинства.

© 2010-2022