Конспект урока по русскому языку на тему Изменение существительных по падежам (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11.02.2016 Тема урока: «Изменение имен существительных по падежам». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, познакомить с падежами имён существительных. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Задачи урока: Образовательные: активизировать способность языкового чутья и способа постановки смысловых и падежных вопросов; формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову; способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, способность работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей; развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление; развивать и совершенствовать речь учащихся. Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку, взаимопонимание и взаимопомощь. Методы обучения:

  • Словесные (беседа, фронтальный опрос);
  • Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);
  • Практические (упражнения);
  • Поисковые (частично-поисковые);
  • Аналитический;
  • Самостоятельной работы учеников.
Форма работы: групповая, парная, индивидуальная Средства обучения: Учебник, карточки для парной работы, карточки, словарь, компьютер. Ход урока. I. Организационный момент
- Настал новый день. Сегодня мы снова все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните свежесть и красоту зимнего дня, тепло солнечных лучей. Возьмите за руку сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Желаю вам удачного учебного дня.
Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!

II. Целеполагание и мотивация. Минутка чистописания. - Итак, откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнём урок с минутки чистописания. -Повторите по образцу. (Дети пишут буквы) -Давайте запишем словарные слова. -Аптека, болото, весело, герой, заяц, коньки, лягушка, Москва, отец, Россия, сирень, яблоко. (У доски ученик записывает слова). -Давайте проверим, всё ли правильно мы написали и отметим в листах самооценки, как мы сделали 1 задание. III. Актуализация знаний учащихся и пробное учебное действие. - Прочитайте ещё раз слова. Какое слово лишнее? Почему? - Какой частью речи являются остальные слова? - Как можно эти слова разделить на группы? (кто? что?) одуш. и неодуш. Ещё на какие ? (Собств. и нариц.) - Ещё как? (ж.р., м.р., ср.р) Назовите имена существительные ж.р.? М.р.? Ср.рода. -Ещё на какие группы? (Ед. и множ число) -Давайте заполним таблицу в индивидуальных листах на жёлтых листочках. Что мы знаем об имени существительном? Поставьте знак «+». Что не знаем и нужно изучить? Поставьте « - «. (Дети заполняют таблицы). III. Выявление места и причины затруднения. -Ребята, немецкий мальчик Матиас прислал письмо из Германии. Давайте прочитаем письмо и подумаем, всё ли правильно написано в письме. В конце урока мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопрос: «Что не знал Матиас о русском языке?»
  • Саратов - красивый город. Я не могу забыть Саратов. Я помню, как мы гуляли вечером по Саратов. Мой родной город меньше Саратов. Саратов можно гордиться. Я часто думаю о Саратов.
-Вот такое письмо я получила. Что не так в этом письме? (слово Саратов имеет одинаковую форму). -Прежде, чем помочь, Матиусу, давайте послушаем стихотворение «Кот»
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
  1. Работа со стихотворением А. Грачёва «Кот».

У норы добычи ждёт, Притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота. А теперь и за версту Не приблизится к коту.
Крыса старая - и та, Видя грозного кота, Убежит в нору под дом, Чтоб не встретится с котом. Там сидит и в темноте Вспоминает о коте.
-О ком это стихотворение? -Найдите в стихотворении слово, которое изменятся. (кот) Проговорим все формы этого слова. (кот, кота, к коту, кота, с котом, о коте) -Что меняется в словах? -Можно ли одну форму заменить другой, не меняя предложение? (нет) -Только в нужном падеже имена существительные могут войти в состав предложения. -Загляните ещё раз в индивидуальные листы. Какое понятие для вас оказалось неизвестным? (падежи, склонение) - Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Подсказка содержится в самом начале нашего урока. Составьте слово, взяв по одной букве из чистописания. -Изменение имён существительных по падежам (склонение). - Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? (Узнать названия падежей, вопросы каждого падежа. Начать приобретать навык определения падежей имён существительных, навык в правильном употреблении падежных форм имён существительных. Развивать навыки грамотного письма). 2. Составим план исследования.
  1. Что означает слово «падеж»?
  2. Составить таблицу падежей.
  3. Составить алгоритм определения падежа.
  4. Сделать вывод о полученных результатах.

V. Реализация построенного проекта.
-Что такое падеж? Мне поможет Полина. Она нашла значение этого слова в «Толковом словаре». (Полина зачитывает значение слова) -Падеж - грамматическая форма, выражающая отношение имени существительного к другим словам в предложении. - Как вы думаете, сколько падежей в русском языке? -В русском языке 6 падежей. В разных языках разное количество падежей (от 2-х в английском, хинди до 46 в табасаранском, одном из языков Дагестана). Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача выучить свои падежи, чтобы говорить и писать грамотно и красиво.
- Давайте с ними познакомимся. 1. Работа в группах. - Каждая группа получила стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-помощники для облегчения определения падежа существительного. Посоветовавшись друг с другом вы сможете правильно ответить на мои вопросы. Проверка. -Итак, давайте же с ними познакомимся.
  1. Есть именительный падеж,
    И нет на нём чужих одежд.
    Его легко все узнают
    И в
    подлежащее зовут.
    Предлогов с детства не люблю,
    С собою рядом не терплю.
    Мои вопросы -
    кто? и что?
    Ни с чем не спутает никто.

- С каким падежом познакомились ребята первой группы? На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже? Почему этих вопросов два? Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами? Поместите на доску название и вопросы. Мищенко Злата представляет именительный падеж. -Давайте запишем в таблицу.
  1. А я - падеж родительный.
    Характер мой - общительный.
    Кого? Чего? Нет - вот он я!
    Предлоги часто мне друзья:
    И
    с, и до, и у, и из -
    До неба вверх и с неба вниз.
    Похож я на
    винительный
    Бываю иногда,
    Но в тексте различите вы
    Два падежа всегда.

- С каким падежом познакомились ребята второй группы? На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи. Ученик выходит к доске, прикрепляет название, вопросы, читает стихотворение. Молодцов Артём представляет родительный падеж. -Давайте запишем в таблицу.
  1. Я называюсь дательным,
    Работаю старательно.
    Кому отдать? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.
    С предлогами
    к и по дружу,
    Но и один гулять хожу.

- С каким падежом познакомились ребята третьей группы? На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими? Ученик выходит к доске, прикрепляет название, вопросы, читает стихотворение. Скачков Ян представляет дательный падеж. -Давайте запишем в таблицу.
  1. А я - винительный падеж
    И я во всём
    виню невежд.
    Зато отличников люблю,
    Для них «пятёрки» я ловлю.
    Кого позвать? Во что играть,
    Готов ребятам подсказать.
    Не прочь с предлогами дружить,
    Но и без них могу прожить.

- С каким падежом познакомились ребята четвёртой группы? На какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами? Ученик выходит к доске, прикрепляет название, вопросы, читает стихотворение. Григорьева Ксения представляет винительный падеж. -Давайте запишем в таблицу.
  1. А я - творительный падеж,
    Исполнен всяческих надежд.
    Любуюсь! - Чем?
    Творите! -
    С кем?
    Я подскажу вам - нет проблем!
    Предлогам
    перед, под и над
    В любой момент я очень рад.

- С каким падежом познакомились ребята пятой группы? На какие вопросы отвечают существительные в творительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Ученик выходит к доске, прикрепляет название, вопросы, читает стихотворение. Борбела Максим представляет творительный падеж. -Давайте запишем в таблицу.

6. Я - падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет
о, и в, и при -
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
- С каким падежом познакомились ребята шестой группы? На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже? Ученик выходит к доске, прикрепляет название, вопросы, читает стихотворение. Мотова София представляет предложный падеж. -Давайте запишем в таблицу.
(Работая с каждым падежом, постепенно появляется таблица падежей, заполняемая вместе с детьми):
ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Название падежа Вопросы Слово-помощник


















(Дети заполняют карточки) -Названия русских падежей кроме творительного и предложного происходят от латинских. И.п. - обозначает имя предмета, начальная форма Р.п. - буквально означает полученный с рождения. Д.п. - от слова дать, так как его значение обозначить адресата, того кому что-то дают. В.п. - назван так потому, что существительное является причиной, вызывающей само действие Т.п. - связан с глаголом творить и означает орудие действия П.п. - падеж так назван Ломоносовым, великим русским учёным, поскольку без предлога он не употребляется. Первоначально этот падеж назывался сказательным.
- Только в каком падеже имя существительное может являться подлежащим? - Как вы понимаете задание изменить слово по падежам? (Задать падежный вопрос к существительному от главного слова и изменить форму этого существительного по вопросу.)
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. -Итак, мы познакомились с названиями и вопросами падежей. -Давайте попробуем просклонять сущ-е коза и куст. Выделите окончания. (Дети склоняют слова) У доски Зорихина (коза) и Козлов (куст) -Что изменяется при склонении сущ-х? (Окончание) -Меняется форма слова или образуется новое слово?(Меняется форма слова) -Молодцы! А сейчас давайте немного отдохнём. Сделаем зарядку.
Физминутка
Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, Вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот так, вот так. Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал. Зайка тут же убежал. -Какое слово в тексте физминутки изменялось? -Молодцы! Спокойно садимся и продолжаем работать. Спинки ровные, тетрадки с наклоном.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. -При составлении нашей таблицы мы увидели, что некоторые вопросы повторяются в разных падежах. -Могут возникнуть трудности при определении падежа. Давайте составим алгоритм «Как определить падеж имени существительного»
- С чего начинаем? У вас на партах лежат карточки, расположите их в правильном порядке действия при определении падежа у имени существительного. (Дети работают в паре). Давайте проверим, что у вас получилось. (На доске появляется алгоритм)
1. Найди слово, к которому относится существительное. 2. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному. 3. Определи падеж существительного. 4. Проверь, подобрав вспомогательное слово.

-А теперь давайте, используя этот алгоритм, определим падеж у существительного «кот» в стихотворении. Определение падежа: - От какого слова необходимо задать вопрос? ждёт (кто?) кот И.п. вырываясь (от кого?) от кота Р.п. не приблизится (к кому?) к коту Д.п. видя (кого?) кота В.п. не встретиться (с кем?) с котом Т.п. вспоминает (о ком?) о коте П.п. (Дети записывают в тетрадях и проверяют, ставят оценки в листах самооценки)
VIII. Включение в систему знаний и повторение. - Сейчас мы продолжим тренироваться в определении падежа существительного с помощью этого алгоритма. Предлагаю вам текст из истории Саратова. Фронтальная работа. - Прочитайте текст, напечатанный на карточках. (Первичное знакомство с текстом). САРАТОВ. Этот город возник как оборонительная крепость в 1590 году и быстро разбогател благодаря торговле хлебом, рыбой и солью. История города Саратова полна драматических событий. Во время Крестьянской войны (1773-1775гг.) город на несколько дней был захвачен войсками Емельяна Пугачева. О тех далеких временах в городе Саратове ничего не осталось, кроме названий улиц. Осматривая достопримечательности города Саратова, нельзя не радоваться тому, как много в нем сохранилось различных архитектурных памятников. Вершиной Саратовского зодчества считают Троицкий собор, построенный в 1695 году, а также Покровскую церковь. В городе Саратове сохранились старинные особняки - музей-усадьба Чернышевского, особняк Радищева, в котором расположен Этнографический музей. Украшением современного города является проспект Кирова. Жители и гости города Саратова любят совершать здесь пешеходные прогулки. На проспекте расположена консерватория имени Собинова - одно из старейших учебных музыкальных заведений России. Это здание является символом этого города. - Формы какого существительного часто употребляется в нём? (город) Задание: определите падеж и выделите окончания существительного город. -Проверяем и заполняем лист самооценки.
А теперь, ребята, давайте вернёмся к письму Матиаса. Прочитайте. Что он не знал? (Он не знал, что существительные изменяются по падежам, у них изменяется окончание для связи слов в предложении). -Давайте исправим ошибки в письме. Прочитаем текст, который получился.

  • Саратов - красивый город. Я не могу забыть Саратов. Я помню, как мы гуляли вечером по Саратову. Мой родной город меньше Саратова. Саратовом можно гордиться. Я часто думаю о Саратове.
- Давайте определим падеж у существительного Саратов и выделим окончание. Записываем через запятую, сверху кратко пишем падеж. -Проверяем и заполняем листы самооценки.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (итог урока) -Что полезного для себя вы узнали на уроке? (Существительные изменяются по падежам, склоняются. При этом изменяется окончание, изменяется форма слова). -Что больше всего понравилось на уроке? -Какое задание показалось трудным? -Кому бы вы сказали молодец? -Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? -А сейчас в завершение урока попробуйте составить слово из разных частей слов. (Работа в парах). - Отгадайте шараду. Корень мой находится в цене, в очерке найди приставку. Суффикс мой в тетрадке все встречали, вся же - в дневнике я и в журнале. (оценка) Оцените свою работу на уроке в оценочных листах.
Выставление оценок. -Вот такие падежи. А ты с ними подружись. Будешь грамотно писать И пятёрки получать! -А вот послушайте, пожалуйста, про Лежебокина. (Инсценировка) Сценка «Ленительный падеж» Стихотворение «Ленительный падеж». Спросили Лежебокина: -А ну-ка расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным давно все школьники Их знают на зубок. Их за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно: -В том не моя вина. Пусть им сперва ученые изменят имена. Ведь я падеж Творительный Нарочно не учу: трудиться, А тем более творить Я не хочу. Такой падеж, как Дательный Я с детства не терплю: Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходится выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный И вовсе я сердит. Отец во всякой шалости Всегда меня винит. Да переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам ты смог бы новые Придумать имена? -Давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный, И, наконец, простительный! (Г. Граубин) -Хотите быть похожими на него? -Что нам нужно делать? -Чтобы вы быстрее подружились с падежами, вот вам в помощь карточки. Домашнее задание. Какое домашнее задание вы бы хотели получить? Выучить названия падежей и вопросы. И одно задание по выбору.
  1. упр. 51 в рабочей тетради
  2. Сочинить сказку о падежах
  3. Нарисовать портрет какого-нибудь падежа (по представлению)
  4. Сочинить своё стихотворение для запоминания падежей.

Всем спасибо за вниманье,
За упорство, звонкий смех,
За азарт нового знания,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья,
Интересных новых встреч!»






© 2010-2022