- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад «Игровая терапия – способ взаимодействия с ребёнком»
Доклад «Игровая терапия – способ взаимодействия с ребёнком»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чеботарь Н.Ю. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат Vlll вида»
«Игровая терапия - способ взаимодействия с ребёнком»
Подготовила воспитатель 4 класса:
Чеботарь Н.Ю.
2014
«Без игры нет и не может быть
Полноценного умственного развития.
Игра - это искра, зажигающая огонек
Пытливости и любознательности»
В. А.Сухомлинский Игры имеют большое значение в психическом развитии детей с ограниченными возможностями, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Одним из направлений социокультурной реабилитации является игротерапия - это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Являясь уникальным средством реабилитации, игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации.
Игровая терапия - особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой - установить отношения с воспитателем и детьми (что невозможно в индивидуальном общении). При этом присутствие других детей уменьшает внутреннюю напряжённость ребёнка и стимулирует его активность, готовность общаться со взрослым и доверять ему.
Цель игровой терапии - дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать свое поведение, понять самому свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного образа "Я" ребёнка. Цель такой терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Воспитатель не пытается вырастить ребенка, а каждому создает оптимальные условия для роста и развития. Он полностью вовлечен в игру ребенка, ему интересно быть с ним, что бы тот ни делал. Он концентрирует все свое внимание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любые эмоциональные состояния ребенка и отражает их, т.е. раскрывает ребенку понятно и коротко эти эмоциональные состояния.
В основе данной деятельности лежит уверенность в том, что каждый ребёнок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребёнка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым. Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие педагоги отмечают, что в школьном возрасте одним из эффективных методов является игровая терапия, т. к. игра - это особый вид деятельности.
Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра - деятельность предписанная самой природой развития человека.
Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придаёт весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. И хотя все знают, что игра требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что "играть" в отличие от "работать" и "заниматься",вовсе не трудно. Зная это, ребёнок вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьёзному - такому, что не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлечённый ходом игры, он забывает о своём авторитете, перестаёт заботиться о своём реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет взахлёб.
В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит обладает возможностью приобщать ребёнка к какому-то виду деятельности, ещё им не освоенному. Вот почему игра - дело серьёзное с точки зрения развития ребёнка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащённым подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладеть некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. Зная эту особенность игры, в случаях дидактических затруднений, можно ввести в обучение игровые моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что было трудным ранее.
В-четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное- поле для свободного проявления индивидуальности. Свобода проявления своего автонономного мира, доставляет счастливые переживания. Поэтому игра по природе своей диагностична.
В-пятых, игра самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчинённых, равенство гарантируется ролевым распределением, в игре все равны и испытывают удовлетворение от равенства, которого так недостаёт в социальном мире. Ребёнок в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его неудачах, плачевном поведении либо блестящих успехах, отменном прилежании.
Игра - общение равных. Отмеченные особенности придают игре особенное педагогическое значение, наделяя её ролью чрезвычайной:
-
игра - фактор развития ребёнка;
-
игра - способ приобщения к миру культуры;
-
игра - щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным умениям;
-
игра - ознакомление ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности;
-
игра - мягкое корректирование воспитанности ребёнка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
-
игра - деликатное диагностирование социального развития ребёнка;
-
игра - изящная форма социально- психологического тренинга;
-
игра - способ педагогической помощи ребёнку в разрешении проблем, ставших перед ним в реальной повседневности;
-
игра - один из простых способов подарить ребёнку счастливые моменты переживаний радости жизни;
-
игра - простой и лёгкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.
- игра-исследование;
- игра-конструирование;
- ролевая игра;
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
-
развлекательная - это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
-
коммуникативная - освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;
-
самореализация в игре, как полигоне человеческой практики
-
игротерапевтическая - преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-
диагностическая - выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
-
функция коррекции - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
-
межнациональная коммуникация - усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
-
социализация - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого и межличностного общения.
- Обучающие, треннинговые, контролирующие, обобщающие.
- Познавательные, воспитательные, развивающие.
- Репродуктивные, продуктивные, творческие.
-
Коммуникативные, диагностические,профориентационные,
психологические и др. Кроме представленной классификации, существуют и другие основания для нее, например: По характеру игровой методики игры бывают:
- Предметные.
- Сюжетные.
- Ролевые.
- Деловые.
- Имитационные.
- Игры - драматизации.
1. Игры, сближающие обучающихся друг с другом, строятся на отношениях игрового партнерства для добровольного участия каждого ребенка. Соперничество недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания. Сочетание движений со словом помогает осознать содержание игры. Учителю эти игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Игра организует. Предлагаются игры: «Раздувайся, пузырь», «Лови, лови», сюжетно ролевая игра «Репка», «Колобок», «Паровозик», «Солнышко и дождик», «По дорожке Валя шла», «Зайка», «Карусели», «Подарки», сюжетно-ролевая игра «Теремок», «Три медведя», «Дудочка», «Магазин игрушек». «Поздравим малышей», «Белые медведи», «Когда это бывает?», «Иголочка и ниточка», «Летает, не летает», «Колечко», сюжетно-ролевая игра по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово».
2.Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка.
Задача учителя (воспитателя) является преодоление негативных проявлений, которые портят жизнь и ребенку и окружающим его людям:
- способность не пугаться трудностей;
- умение соблюдать очередность, не мешая друг другу;
- делиться игрушками, делать приятное сверстникам, помогать им.
Игры этого раздела создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха. «Салочки-догонялочки», «Воробышки и автомобили», «Зеркало», «Репка», «Дракон кусает свой хвост», «Кто позвал?», «Лохматый пес», сюжетно-ролевая игра «Лиса и гуси», «Смелые мыши», «Ай, гугу!», «Лягушата и цапли», «Веселись, детвора», сюжетно-ролевая игра «У козленка день рождения», «Козлик и козочка». «Пустое место», «Цыплята» - инсценировка, «Поймай рыбку», «Я принес тебе в подарок», «Как я проведу каникулы» - игры -придумывания.
3. Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия.
Общая цель этих игр - открыть для детей особый мир звуков, сделать привлекательным, значимым, говорящим о чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. Для успешного формирования целенаправленного слухового восприятия в игре необходимо соблюдать два основных условия: во-первых, отделить «загадочный» звук от других звуковых впечатлений. Для этого необходима полная тишина в моменты загадывания и отгадывания звуковых загадок, чтобы участники игры могли сосредоточиться на звуке и оценить ответы друг друга. Во-вторых, сделать так, чтобы ребёнок, отгадывающий звуковую загадку, не мог видеть источник звука. «Кто разбудил Мишутку?», «Кот и мыши», «Глупый мышонок», инсценировка по сказке «Звуковые загадки», «Что выбрал Петрушка?», «Колпачок и палочка», «Два круга с мячом», сюжетно-ролевая игра по сказке «Морозко», «Мячи разные несем». «Встречайте гостей», «Совушка», «Два жадных медвежонка», сюжетно-ролевая игра «Красная шапочка». 4. Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.
Эти игры содержат два типа обучающих задач:
- Задачи на целенаправленное развитие цветовых тонов.
- Задачи на правильное называние цветов.
- Игра - это фактор развития личности
- Способ приобщения подростка к взрослому миру.
- Щадящая форма обучения жизненно важным умениям и навыкам.
- Ознакомление подростком с широким спектром человеческой деятельности.
- Диагностирование социального развития подростка.
- Профессионально подготовленная форма социально-психологического тренинга.
- Способ педагогической помощи подросткам с проблемами в реальной жизни.
- Эмоциональная психокоррекция.
- Способ формирования коммуникативных способностей, лидерских качеств, а так же дружбы, товарищества, взаимопомощи и гуманистического отношения в группе или ученическом коллективе.
Хотелось бы предостеречь родителей и педагогов. К играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра - интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит ребенку первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы необходимо учитывать особенности разноуровнего развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
Для этого необходимо помнить несколько простых правил:
1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.
2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.
3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.
5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей, умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
6. Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.
Использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей .Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах.
Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.
Игры на развитие коммуникативных навыков.
Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.
Хороводная игра «Ау!»
Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.
Ход игры. Ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Подвижная игра «Возьми игрушку»
Цель. Развивать навыки общения, умения просить.
Ход игры. Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми пожалуйста… (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки - водит.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель. Воспитывать уверенности в себе, в своих силах.
Ход игры. Ребёнок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: "Я умею…", "Я хочу…", "Я смогу…", "Я добьюсь…". Для неговорящих детей показать.
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Творческая игра «Рукавички»
Цель. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Ход. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.
Игра-драматизация «Подарок на всех»
Цель. Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Ход игры. Детям даётся задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" или "Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?". Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель. Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других.
Ход игры. Педагог читает детям стихотворение или рассказ по заданной теме, дети изображают ситуации при помощи картинок на столе или фланелеграфе.
Подвижная игра «Не намочи ног»
Цель. Учить проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Детям дается по две дощечки. Обоим надо перейти по этим дощечкам - мостикам на другой берег.
Игра-упражнение «Пожалуйста»
Цель. Вырабатывать навык употребления «Волшебных слов».
Ход игры. Всё становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается - выбывает из игры.
Игра-драматизация «Репка»
Цель. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, развивать у них выразительность интонации, мимики, движений.
Ход игры.Педагог рассказывает сказку, дети-артисты, включаются в игру по ходу сказки. В конце игры, можно предложить детям поводить хоровод, устроить праздник урожая.
Дидактическая игра « Не поделили игрушку»
Цель. Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.
Ход игры. Педагог сообщает, что сегодня к ним прилетел Карслон и оставил много игрушек. Педагог достает из сумки новые игрушки, они все разные. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает за ними со стороны. Если в группе складывается конфликтная ситуация из-за игрушек, педагог успокаивает детей и предлагает разобраться всем вместе в сложившийся ситуации.
Подвижная игра «Танцоры и музыканты»
Цель.Учить детей пользоваться общими вещами, уступать друг другу, выражать симпатию другому ребенку.
Ход игры.Игра проводится под музыкальное сопровождение. Взяв куклу, педагог показывает, как можно с ней танцевать. Потом, он позывает 3-4 детей, предлагает каждому выбрать куклу. Дети с куклами становятся вокруг педагога и вместе с ним выполняют плясовые движения. Во время выступления «танцоров» остальные участники подпевают и выполняют роль музыкантов (играют на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру на гармошке). После пляски, передают свои куклы, тем кто еще не плясал, выражая свою симпатию определенному ребенку.
Творческая игра «Страна вежливости»
Цель. Учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия. Учить общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.
Ход игры. Педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые слова. Далее педагог читает стих. В. Солоухина «Здравствуйте», дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении.
Творческая игра «Кто здесь кто?»
Цель. Учить средствам жестикуляции и мимики, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки
Ход игры. Педагог предлагает детям сыграть небольшие спектакли по известным сказкам, изображая героев средствами мимики и жестов.
Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»
Цель. Дать детям понятие, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.
Ход игры. Педагог спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может обидеть, огорчить, рассмешить человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Педагог читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывать его, дети повторяют за педагогам.
Игры - ситуации
цель. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Ход игры. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Две девочки поссорились -помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы - попроси его.
3. Ты очень обидел своего друга - попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки - поделись с ним.
5. Ребёнок плачет - успокой его.
6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке - попроси товарища помочь тебе.
Игра - инсценировка «Мой день»
Цель. Развивать умение видеть и понимать себя и окружающих, внешний и внутренний мир.
Ход игры. Чтение стих. «Мой день». Беседа о прочитанном. Предложить детям рассказать, как себя ведут, что умеют делать самостоятельно, можно отобрать нужные картинки или нарисовать.
Сюжетно-ролевая игра «Буратино и дети»
Цель. Учить детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.
Ход игры. В группу входит Буратино. Здороваются. Говорят, что хотели бы посмотреть, как ребята живут. Дети показывают свои игровые уголки, игрушки и др. Буратино предлагает поиграть всем вместе, интересуется умеют ли дети дружно играть. Буратино загадывает детям загадки. Дети отгадывают. Повторяют правила вежливого общения.
Игра-имитация «Обезьянка»
Цель. Развить способность подражать мимике и жестам.
Ход игры. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает - все шагают, обезьянка поднимают руку - и дети тоже.
Сюжетно-ролевая игра «Маленькие помощники»
Цель. Приучать детей помогать в работе по дому, учить совместной деятельности и общению.
Ход игры. Педагог читает стихотворение. В нужное время по его сигналу каждый из детей показывает, как он умеет выполнять свою работу.
"Магазин игрушек"
Цель. Игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах.
Дидактический материал - игрушки.
Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:
У нас открылся магазин! Посмотрите, сколько в нём красивых игрушек! Вы сможете их купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть её, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.
Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры:
Здравствуйте! Я хочу купить у вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети.
Продавец подаёт покупателю мяч.
Спасибо, какой красивый мяч! - говорит педагог и садится на стул, держа в руках мяч. Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у неё длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки. Продавец подаёт игрушку-лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят игрушки. Роль продавца могут выполнять несколько ребят по очереди.
"Скажи по-другому"
Цель. Игра учит детей подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу; даёт навыки общения.
Ход игры. Взрослый говорит: "У одного мальчика было плохое настроение". Какими словами его можно описать? (Печальный, грустный) Да, слова печальный, грустный - это слова, близкие по значению, "слова-друзья":
Послушайте, какие я назову предложения.
Дождь идёт. (льёт)
Мальчик идёт. (шагает)
Какое слово повторялось? (Идёт) Давайте попробуем заменить слово идёт. Весна идёт. Как можно сказать по-другому? (Наступает)
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
чистый воздух (свежий); чистая вода (прозрачная); чистая посуда (вымытая);
самолёт сел (приземлился); солнце село (зашло);
река бежит (течёт, струится); мальчик бежит (мчится, несётся).
Как сказать одним словом:
очень большой - громадный, огромный;
очень маленький - малюсенький.
«Менялки»
Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего - тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
«Мост дружбы»
Инструктор просит детей образовать пары, придумать и показать какой- нибудь мостик ( при помощи рук, ног, туловища). Например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают их вверх, изображая « Мост дружбы».
«Передай мяч»
Цель. Снять излишнюю двигательную активность.
В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.
«Слушай команду»
Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям - успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
«Запрешено движение»
Цель. Учить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).
«Слушай хлопки»
Цель. Тренировать внимание и контроль двигательной активности.Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другу позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
«Давайте поздороваемся»
Цель. Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок - здороваемся за руку; два - здороваемся плечами; три хлопка - здороваемся спинами. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
«Комплемент»
Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.
«Сороконожка»
Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников - не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».
«Приветствие»
Дети разбиваются на пары и по команде инструктора быстро здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, спина со спиной, ухо с ухом и т. д. Дети могут поменять несколько партнеров.
«Ладонь в ладонь»
Дети разбиваются на пары, прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, в которой можно установить различные препятствия. Каждая пара должна их преодолеть, не разъединяя ладошек.
«Волшебная палочка»
Игра проводится стоя в кругу. Ведущий просит назвать дни недели по порядку. Ребенку дается палочка и задание: «Называй, начиная со среды».
«Доскажи словечко»
Цель. Уточнить, для чего нужны разные части тела.
Ведущий начинает предложение, дети заканчивают.
«Головой мы что делаем? (Думаем!)
Ушами мы что делаем? (Слушаем!)
Глазами…, носом…, ртом…, руками…,
Пальцами…, ногами…» и т.п.
«Один - много»
Цель. Закрепить умение детей называть части тела во множественном числе.
Ведущий: «У меня один, у вас (много)
У меня рука, у вас (руки),
У меня нога, у вас (ноги),
У меня плечо, у вас (плечи),
У меня нос, у вас (носы),
У меня волос, у вас (волосы),
У меня палец, у вас (пальцы)» и т.п.
«Найдите себе пару»
Цель. Игра развивает быстроту реакции, внимание, умение держать информацию в памяти и правильно выполнять задания.Играющие становятся попарно в круг, ведущий находится в его середине. По команде ведущего «лицом к лицу» игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу. По команде «спиной к спине» - становятся спиной друг к другу. По команде «меняйтесь в парах» - каждый ищет себе другого партнера. В это время ведущий старается встать с кем-нибудь в пару. Тот, кто останется без пары, становится ведущим.
«Отгадай чей голосок? «Все играющие, кроме одного, образуют круг. Водящий становится в центр круга. Дети идут по кругу вправо, влево.
«Вот построили мы круг,
Повернемся разом вдруг.
А как скажем: «Скок, скок, скок!»
Отгадай, чей голосок?
Говорит один ребенок, после этого водящий открывает глаза и отгадывает, кто сказал слова. Если отгадывает, то тот, кто говорил, становится водящим.
«Угадай слово»
Игра проводится с мячом, который предается друг другу. Ведущий называет первый слог, ребенок должен продолжить: «Ка (-пуста), кар (-тофель), чес (-нок)»
Литература:
-
Абрамова Г.С. «Возрастная психология» М., изд. «Академия» 1999 г
-
«Азбука общения» под общей редакцией Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. изд. «Детство-Пресс» СПб 2001 г.
-
Аникеева Н.П. «Воспитание игрой» М. 1987 г.
-
Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх» М. 1992 г.
-
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» М. 1991 г.
-
«Воспитание детей в игре» Сост. Бондаренко А.К., Матусик А.И., М., 1983
-
Вилсон Гленн, Крис Макклафин «Язык жестов - путь к успеху» СПб., изд. «Питер» 2001 г.
-
Газман О.С., Харитонова Н.Е. «В школу с игрой» М., 1991 г.
-
Гришина Г.Н. «Любимые детские игры» М., 1997 г.
10.Жуковская Р.И. «Воспитание ребенка в игре» М., 1963 г.
11.Мухина В.С. «Детская психология» М., 1985 г.
12.Мухина В.С. «Шестилетний ребенок в школе» М., 1986 г.
13.Рожков М.И., Куприянов Б.В. «Организация и методика проведения игр с подростками» М., изд. «Владос» 2001 г.
14.Субботская Е.В. «Ребенок открывает мир» М., 1991 г.
15.Спиваковская А. «Психотерапия - игра, детство, семья. 1 Том» М., 2000 г.
16.Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» М., 1976 г.
16.«Формирование личности» под ред. Филонова Г.Н., М., 1983 г.
17.Флерина Е.А. «Игра и игрушки» М., 1973 г.
18.Щуркова Н.Е. «Классное руководство: игровые методики» М., 2001 г.
19.Щуркова Н.Е. «Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии» М., 1998 г.
20.Эльконин Д.Б. «Игра, ее место и роль в жизни и развитие детей», «Дошкольное воспитание» №5, 1976 г.