Экологическое воспитание младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рыбе - вода, птице - воздух,

зверю - лес, степь горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу - значит

охранять Родину» М.М. Пришвин.


На пороге третьего тысячелетия человечество вступает в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой. В наше время возникла необходимость принципиально нового подхода - осознание природы и общества, как функционально равных частей единого целого. Естественное следствие нового подхода - понимание того, что целью образования (обучения, воспитания и развития) подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой. В становлении экологической культуры личности важная роль принадлежит годам детства. Детство - это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование многогранных отношений к природе и людям. Основная цель экологического образования и воспитания - формирование ответственного отношения человека к природе. Все мы дети Природы. И с малых лет человек должен познать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Экологическое образование в настоящее время является приоритетным направлением теории и практики общеобразовательной школы. В связи, с чем наиболее актуальной стала проблема разработки содержания экологического образования, форм и методов, способствующих внедрению современных технологий. В решении задач экологического образования младших школьников немаловажное значение имеет проблема реализации элементов развивающего обучения. Дети по своей природе «умственные лентяи». Они с младенчества привыкли к тому, что за них думают, решают, а иногда и делают взрослые. В начальной школе требуется «разбудить» их мысль. Развивающее обучение направлено на то, чтобы научить детей думать, размышлять. Проблема развивающего обучения на столь актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался над ней. Развивающее обучение не отрицает важность и необходимость образовательных задач, а предлагает их слияние в триединую задачу, обеспечивающую органическое слияние обучения и развития, при котором обучение выступает не самоцельно, а условием развития школьников. Экологическое образование, его содержание выступает средством развития личности ребенка, следовательно, оно должно соответствовать содержанию развития, отражать его. Особое внимание к проблеме экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое образование как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и постоянным взаимодействием ребенка с природой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширение сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его взаимодействия с природой. Именно поэтому так важен в экологическом образовании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Система работы по экологическому воспитанию приводит к тому, что дети чувствуют гармонию природы, замечают, что все в ней взаимосвязано, сплетено, подчинено единым великим законам: солнечный свет и влага, и тепло, и растения. Все влияет на человека, на его настроение, здоровье, психическое состояние. Ребенок, взрослея с каждым годом, подходит к той высоте, когда общение с природой побуждает его к работе над собой. Когда он начинает думать о своем месте под солнцем, о цели и о смысле жизни, о том, почему люди живут на Земле, в чем их ответственность перед собой и перед всеми людьми. Эта система конечной своей целью ставит развитие своего «я» в ребенке.


ВВЕДЕНИЕ
Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Главная задача его - формирование человека, который в школе ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. В этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они ни приносили. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Программа экологического воспитания должна включать бережное отношение детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду. В исследованиях психологов и педагогов не раз отмечалось, что уже у старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями природы, о экологических связях между живой и не живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными, грибами), между природой и человеком на доступном уровне. Для чего все это надо изучать? Познание мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нем. Это относится и к экологическим связям. Изучение этих связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи. К.Д. Ушинский отмечал, что логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием ответственного отношения к природе. Современную экологию можно определить, как науку о взаимосвязей живых систем различных уровней с окружающей средою, о взаимосвязи, о взаимодействии человека и природы. I. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО

РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Сущность взаимосвязи образовательных задач, обучения развития в целом раскрыта Л.С. Выгодским: его исследования позволяют решить кардинальный вопрос типологии обучения. То обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития можно считать традиционным, решающим сугубо образовательные задачи. Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспеченье развитие высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности. Экологическое образование его содержанием выступает средством развития личности ребенка, следовательно, оно должно соответствовать содержанию развития, отражать его. Несмотря на различные подходы к разработке содержания в развивающих системах, можно выделить общие требования к содержанию. Содержание должно быть системой научных понятий (Л.С. Выгодский); системы теоретических, которые лежат в основе обобщенных действий и которые приводят к их осознанному усвоению (Л.В. Занков); Генетически исходные понятия, которые раскрывают происхождение, становление в развитие какого- либо предмета и лежат в основе принципов действий (В.В. Давыдов). Введение в учебный процесс экологических упражнений с содержанием практических и познавательных задач, с которыми ребенок не может «сходу» справиться, вызывает внутренний «познавательный» дискомфорт, как результат незнания. В начале это носит разлитный характер, при котором ученик не может четко определить предмет своего незнания, но в результате анализа практически познавательной задачи предмет незнания четко определяется, что и способствует зарождению собственно учебной мотивации. Конструирование учебного содержания через систему практических, поисковых исследовательских задач и заданий экологического характера помогает не только активному усвоению, но и вызывает потребность овладеть необходимыми средствами учения: интеллектуальными, организационными, познавательными, учебными умениями. При таком типе учение учащиеся не ограничиваются припоминание известных аналогичных способов решения поставленных задач, а пытаются, исходя из своего знания не знания, открыть способ решения. (Г.А. Цукерман) Коренным образом меняется содержание деятельности учителя. Теперь главная задача учителя - не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого ученика, чтобы понять логику его рассуждений и найти выход из постоянно меняющейся ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. Экологическое образование имеет специальные методы, включающие детей в коллективный поиск; это создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спроса, метод коллизий, метод решения учебных задач, учебный диалог и другие. Задание по экологии направлены, в первую очередь на систематизацию, обобщению знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой на открытие ребенком этих связей и зависимостей. Технология разработки заданий по экологии доступна каждому учителю. Главная ее особенность - смотреть на мир глазами ребенка, чувствовать его интерес и понимать многочисленное «Почему?», а так же системно воспринимать окружающий мир и уметь обсуждать возникшие проблемы с ребенком как с партнером. Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.






ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Я считаю, что педагоги и родители должны осознавать важность обучения школьников правилом поведения в природе, общественно полезной и природоохранительной деятельности. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогический эффект и результативность. Экологическое образование создает реальные возможности для осуществления межпредметных связей, поэтому тема экологии может прозвучать на всех уроках. Одно из условий формирования экологических знаний - непременное их включение в содержание каждого учебного предмета. На уроках чтения дети составляют рассказы по сюжетной картине, проводят разборы сравнительных оборотов в стихотворениях. Например, в стихотворениях А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Вот север тучи нагоняя...», С.А. Есенина «Береза», «Ночь», «Лебедушка», А.А. Прокофьева «Закат», дети учат прекрасные стихи о сезонном состоянии природы. На уроках русского языка дети пишут свои первые художественные произведения - сочинения и сказки о природе и природных явлениях (на основе впечатлений, полученных от экскурсии, наблюдений за животными). В словарных диктантах - используются загадки о растениях и животных; карточки с сигматическими заданиями, содержащие экологический смысл. На уроках математики дети составляют задачи на основе экологических знаний. Вопросы взаимодействия человека с окружающей средой находят отражением в текстовых задачах и игровых моментах для устного счета. Материал для составления задач по доброму не только учителем, но и самими детьми при изучении объектов природы, во время экскурсий, при изучении скорости течения реки, длины и глубины оврага, высоты холма и тому подобное. Общение с природой у детей начинается в раннем возрасте. Очевидно, что некоторые наши математические понятия и математические представления сформированы в детстве при общении с природой. Природный материал (листья деревьев, плоды, семена и т.д.) можно использовать и на уроках математики в начальной школе. Назначение его достаточно многостороннее: он позволяет наглядно представить условие задачи, служит иллюстрацией при ее решении, с его помощью ученики могут проверить полученные результаты. Кроме того окружающую природу можно охарактеризовать количественно (число лепестков у ромашки, крыльев у жука, мухи, количество семян у растений и т.д.). Использование таких данных на уроке математики позволяет конкретизировать числовой материал, лучше представить его, а полеченные знания потом применить на практике на уроках природоведения. Рассмотрим некоторые возможные варианты заданий при изучении понятий «больше», «меньше» предлагаю сравнить два листа: кленовый (желтый) и дубовый (зеленый). Ученики находят признаки различия (форма, цвет, размер). Отношение «раньше - позже» можно изучать, рассматривая задания, связанные с одним и тем же пейзажем в разное время суток. Образы геометрических понятий (точка, линия, прямая и др.) можно представить в виде звезд на ночном небе, городов на карте, следов падающих звезд, линии горизонта и др. При обучении математике особое место отводится текстовым задачам. Математическая модель приведенных ниже задач не сложна, однако их фабула носит познавательный характер, интересна учащимся; решая эти задачи, дети изучают признаки живых и не живых объектов окружающей нас природы. Рассмотрим некоторые примеры таких задач и заданий:

  1. На лугу паслись 5 коров, 2 козы, 4 лошади, 7 овец. Сколько всего домашних животных паслось на лугу? Какой вопрос нужно поставить, чтобы решением задачи было выражение 7-5? Нужны ли все данные для этой задачи?
  2. В парке у школы росли 10 елей, 15 берез, 3 сосны. Сколько всего деревьев росло у школы? Сколько лиственных деревьев? Сколько хвойных?
  3. Жизненная емкость легких пловца 4900 см, занимающихся греблей 5450 см, конторского служащего 3350 см. Сравни эти характеристики.
  4. Журавль живет на 10 лет меньше филина, а филин на 40 лет - дольше скворца. На сколько лет продолжительность жизни журавля больше чем скворца? Сделай схему для решения задачи.
Количественную характеристику объектов окружающего мира можно использовать при составлении текстов математических диктантов. Запишите числа цифрами: - длина великой русской реки Волги три тысячи пятьсот тридцать один километр; - расстояние от Земли до Луны в километрах содержит триста восемьдесят четыре единицы второго класса, четыреста единиц первого класса; - рыба лещ мечет четыре сотни тысяч икринок; - африканская антилопа делает прыжок длиной до семидесяти дециметров. Вырази это расстояние в сантиметрах. На уроках изобразительно искусства языком красок дети передают образы русской природы, пишут плакаты экологического содержания. Надо учить детей видеть красоту окружающей природы, любить ее и бережно к ней относиться. А сколько радости дает урок изобразительного искусства, сколько доброты, нежности пробуждает он в детях. Возьмем, к примеру урок рисования с натуры веточки распустившейся вербы. Цель урока заключалась в том, чтобы научить детей умению наблюдать за окружающей природой, умению различать тона и оттенки, пропорционально размещать рисунок на листе бумаги, а главное ценить красоту пробуждающееся весны! На уроках природоведения ставлю следующие задачи: расширение экологических представлений у младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких доступных примеров, углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих понятий, обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. На уроках трудового обучения ярко проявляется экологическое воспитание при работе на опытном участке. Важное значение в привитии сельским школьникам любви к труду и уважения к людям труда, а так же в ознакомлении учащихся с основами сельхозпроизводства. Важную роль в формировании экологической культуры младшего школьника играют внеклассные и внешкольные мероприятия. Жизнь требует неограничиваться отдельными экологическими воспитательными делами, а соединить их в цепь непрекращающихся природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убеждения в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго брали от нее. Основной смысл экологического образования - конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности человека - земля, воздух, вода, животные, растения. Если ребенок поймет, что его благополучие, его завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березки, он встанет в ряды защитников и друзей природы.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для меня, сельского учителя, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Сейчас, когда появилась какое-то безразличие к земле, остро встает вопрос об экологизации воспитания. Но это тема безгранична. Я же хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за маленькую речку Невинку, берега которой превращены в свалку. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу - не будет и России! Это лишь часть того, что могут дать учителя детям. Так пусть же они развиваются сами и развивают подрастающее поколение. Обучение через экологию ведет к развитию личности школьника!!!





















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая энциклопедия природы для детей. - М.: 1994

2. Виноградова Н. Ф., Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий

мир. Книга для учителя. М.: Просвещение 2001

3. Грехова Л.И. Экологическая подготовка детей в дошкольных

образовательных учреждениях. - Ставрополь 1998

4. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. // Педагогика,

1995, № 1.

5. Денсникова Н.С. Учитель: Экология, культура, воспитание. //

Магистр - М., 1994 №1

6. Занков Л.В. Обучение и развитие - М., 1995

7. Концепция непрерывного экологического образования: Опыт НИР

по ГНТП «Экология России» / Руководитель проекта А.А.

Вербицкий - М., 1992

8. Лаптев И.Д. Мир людей в мире природы - М., 2000

9. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания

детей, - М., 1993

10. Похлебкин В.П. Уроки здоровья - М., 1992



© 2010-2022