• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС

Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Семикаракорска»












Проектно - исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС второго поколения

(обобщение педагогического опыта работы)


Работа выполнена

учителем начальных классов

МБОУ СОШ №3 г. Семикаракорска

Василенко Натальей Алексеевной



г. Семикаракорск

2014 год

Содержание


  1. Введение.

  2. Проектная деятельность в начальной школе.

2.1. Что понимаем под методом проектов;

2.2. Этапы проектной деятельности;

2.3. Виды проектов в начальной школе;

2.4. Результаты проектной деятельности.

3. Реализация метода проекта в практической деятельности.

3.1. Задания, позволяющие овладеть навыками исследовательского поиска.

3.2. Из опыта работы над проектами.

4. Заключение.

5. Список литературы.

6. Приложение.

Разработки программ и проектов.

* Программа проектно-исследовательской внеурочной деятельности «Узнаем сами»

* Проект «Леопард - талисман Олимпийских игр в России»

* Проект «Пищевые добавки»




  1. Введение.

Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось - не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось?

(В.Берестов)

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации. Учёные и методисты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие трудности к активизации внимания школьников к обучению. Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были и остаются нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Вместе с тем современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования. Именно поэтому поиски и достижения специалистов способствуют открытию новых идей. Таким образом, использование современных педагогических технологий становится одним из инновационных и продуктивных направлений развития образования. В нашей школе это не столь новая, но востребованная в обучении проектная и исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Правильно выстроенное обучение может и должно осуществляться без принуждения, без насилия над ребёнком, что, по-видимому, возможно только в условиях доминирования исследовательских методов обучения. Данная форма распространена в основном в старших классах, но, я считаю, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Ещё одной особенностью организации проектно-исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие абсолютно все учащиеся. Просто уровень исследования будет разным. Кроме того, активная проектная и исследовательская деятельность предусмотрена в начальной школе во внеурочной деятельности нового базисного учебного плана. Это позволит сделать проектную работу непрерывной (от начальной школы к среднему и старшему звену). В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых учителем.

  1. Проектная деятельность в начальной школе.
2.1 Что мы понимаем под методом проектов. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным способом. Цель внедрения проектного метода - создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей. Задачи проектного метода: развитие познавательных способностей, критического мышления, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; - формирование наблюдательности и внимании, умений работать с художественными и научными текстами. Проектная методика позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной. Она обеспечивает выход трудовой деятельности в другие виды деятельности: интеллектуальную, эстетическую; стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии на каждом этапе выполнения проекта, начиная с выбора темы будущей работы и заканчивая защитой, выигрышно представляя её другим. Работа над проектом развивает активное самостоятельное мышление ребёнка, учит его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а умеет применять их на практике. Функции исследовательской деятельности различны на разных ступенях обучения. В начальной школе - это сохранение исследовательского поведения учащихся как средства усиления познавательного интереса и мотивации к учебе. Исследовательская деятельность представляет собой выполнение учебных задач с заранее неизвестным решением. Эти задачи направлены на то, чтобы под руководством учителя - руководителя исследовательской работы - у школьника сложилось представление о конкретном объекте или явлении окружающего мира. Учебное исследование предполагает:
  1. выделение в учебном материале проблемных точек, неоднозначных для понимания; конструирование учебного процесса от этих «точек» или проблемную подачу материала;
  2. выдвижение нескольких версий, гипотез, относящихся к объекту или процессу;
  3. работу с разными версиями на основе анализа данных, определенных методик сбора и сравнения материала;
  4. принятие по результатам анализа одной версии в качестве истинной.
В процессе учебного исследования у школьника формируется исследовательская позиция, т.е. личностно значимое основание для поиска того, что ему еще неведомо; потребность в этом. Ход исследовательской работы (ее часто называют исследовательским проектом) учащийся проектирует вместе с учителем. Исследовательская деятельность школьника направлена на достижение образовательного результата: освоение новых знаний, развитие способностей, мотивации к познанию и учебной деятельности. Актуальные для взрослой науки задачи, например, научной новизны, практической значимости, снимаются, т.к. наиболее эффективно то учебное исследование, в котором ученик узнал, причем самостоятельно, что-то неожиданное для себя, испытал искреннюю радость, стимулирующую его на дальнейшую работу. Учебное исследование предпринимается, прежде всего, для формирования исследовательской позиции по отношению к окружающему миру и навыка аналитического мышления у школьников. Эти цели достигаются наилучшим образом в том случае, если ученики имеют способность самостоятельно ставить задачу, выбирать объект для исследования, выдвигать гипотезы. На каждом этапе исследования учащемуся необходимо давать определенную свободу в работе. Иначе исследование постепенно превратится в обычное, репродуктивное обучение, состоящее из стандартных учебных этапов.



2.2 Этапы проектной деятельности: Первый этап (мотивационный) - целеполагание, погружение в проект. Проводится беседа, в ходе которой обсуждаются вопросы: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его продукт, что значит презентация проекта. В ходе этого же этапа происходит распределение детей на инициативные группы. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создаёт условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата. Тем самым, закладывая основы демократических начал в воспитании личности. Второй этап - планирование деятельности. Учитель организует коллективное обсуждение и составление последовательности действий учеников в процессе выполнения проекта. Третий этап (практически - деятельностный) - этап собственно проектной деятельности.

В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Педагог в случае необходимости консультирует учеников.

Четвёртый этап (рефлексивно-оценочный) - реализация проекта и его презентация. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, публикация, веб-сайт. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

2.3 Виды проектов в начальной школе

Виды

Особенности

Виды презентаций

Исследовательские проекты

Имеют чётко продуманную структуру. Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов

Защита на Ученом совете, научная конференция, отчет исследовательской работы, пресс-конференция, телепередача и т.д.

Творческие проекты

Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Творческие работы (сказки, стихи, рисунки, поделки и т.д.)

Информационные проекты

Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудитории

Итогами такого проекта может быть публикация в СМИ, в Интернете, создание информационной среды класса и школы (энциклопедии, рекламный ролик, газета, журнал, книга, фильм, буклет)

Практико-ориентированные проекты

Нацелены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика. Цель такого проекта заранее определена, а сам проект может быть использован в жизни класса, школы, села.

(Игра, экскурсия, сценарий праздника, дидактический материал и т.д.)

Мини-проекты

Укладываются в 1-2 урока

Вся работа над проектом проходит на уроке, к концу урока готовый результат.

Краткосрочные проекты

Укладываются в 4-6 уроков

Уроки используются для координации деятельности участников проекта, основная работа по подбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной работе или дома.

Недельные проекты

Выполняются в группах или индивидуально

Проектная деятельность проходит при участии руководителя, возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, эксперименты) с внеклассными (экскурсии)



В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приёмы работы: - изучение теоретических источников; - наблюдение; - поисковый эксперимент; - описательный: - анкетирование; - интервьюирование. 2.4. Результаты проектной деятельности. При использовании метода проектов существуют два результата. Первый - это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат - это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию. В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений. В ходе решения конкретной проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей. Практичность проектной деятельности выражается в ее не формальном характере, а в соответствии с направлением индивидуальной деятельности и желания учащегося.
Учитель заранее предлагает темы проектов, инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное решение, если практическая - то конкретный результат, готовый к внедрению, применению. Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося.
3.Реализация метода проекта в практической деятельности.

3.1. Задания, которые позволяют овладеть навыками исследовательского поиска.

Обучение проектно-исследовательской деятельности учащихся должно начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска. В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них.

1). Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)

Задание "Посмотри на мир чужими глазами".

Учитель читает детям неоконченный рассказ.

"Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…"

Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве;

Задание "Тема одна - сюжетов много".

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема "Осень", "Город", "Лес"… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.)

Задание "Составь рассказ, используя данную концовку"

"…Так я и не выучил стихотворение".

"…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания".

2). Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное).

Задание "Давайте вместе подумаем"

Почему у белого медведя нос чёрный?

Гипотезы (предложенные детьми):

1. Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?

2. Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?

3. Предположим, чтобы медвежата его видели.

Упражнения на обстоятельства.

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон

Задания типа "Найди возможную причину события"

Машина резко затормозила.

Молоко прокисло.

3). Развитие умений задавать вопросы

Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)

Задание "Найди загадочное слово". Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов "что", "как", "почему", "зачем". Обязательное правило - в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не "Что это за фрукт?", а "Что это за предмет?".

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: "Это то, что находится в доме?"; "Этот предмет оранжевого цвета?"; "Используется ли этот предмет в перевозке грузов?"; "Это не животное?". Ребенок, загадавший слово, отвечает "да", "нет".

Игра "Угадай, о чем спросили"

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например: на карточке написано "Почему совы охотятся ночью?" Ребенок отвечает "Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью". Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Используя тренировочную подпрограмму "практика", я предлагала учащимся "пробные" самостоятельные исследования и выполнение творческих проектов.

Подбор литературы по заданной теме

Рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:

  • об использовании человеком науки и техники

  • об истории человечества

  • об исследователях и учёных

Ориентировка в словаре, справочной литературе

  • возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о ____________________________________________________

  • найди по оглавлению рассказ Л. Толстого "Какая бывает роса на траве". Запиши, на какой странице заканчивается этот рассказ_________________

  • какое слово стоит в словаре В. Даля после слова мастерица ___________________

Ориентировка в тексте, ключевые слова

В книге "Введение в историю" открой стр.____ Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его ____________________

Ответы на вопросы к тексту

  • найди статью "Растения луга". Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить ________________________________________________________________

  • найди статью "Вода и её свойства" В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением.

  • в разделе "Растения и животные водоёма" найди статью "Необычное? Нет, обычное"

О чём рассказывает эта статья? Определи тему ________________________________________

Следующий шаг - подпрограмма "практика", где я уже предлагала учащимся "пробные" самостоятельные исследования. Использование умений и навыков в нестандартной ситуации.

Такой нестандартной ситуацией становится написание рефератов. Например,

Творческая работа

ПИНГВИНЫ

К теме прилагается комплект книг

№ п/п

Список литературы

Страницы

Ликум А. Всё обо всём / Популярная энциклопедия для детей.

Чарушин Е. Моя первая зоология.

Животный мир / Энциклопедия. Том 2.М.:РОСМЕН

План

  1. Где живут пингвины? Чем эти птицы не похожи на других?

  2. Жизнь императорских пингвинов.

  3. Как пингвин разучился летать.

  4. Заключение.

Порядок работы:

  1. Внимательно прочитай план реферата.

  2. Найди в книгах страницы, на которых есть нужная информация, и сделай закладки.

  3. Каждый пункт плана - это абзац текста.

  4. Напиши краткое вступление (это ответ на первый вопрос)

  5. Подробно ответь на вопросы основной части плана.

  6. Сделай короткое заключение.


3.2. Из опыта работы над проектами.

Ещё в 1 классе были заложены основы исследовательской и проектной деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе. Начиная работу над проектом, старалась не навязывать тему. Сразу же возник вопрос: как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддержать любознательность, устойчивый интерес к проекту?

На основе первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число». Однако для стимуляции школьников к проектной деятельности время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками, а также устраивались мини-презентации индивидуальных проектов.

Источниками добываемой информации послужили: книги; фильмы; беседы со взрослыми; наблюдения.

Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями.

Наша работа состояла из следующих этапов:

- определение практически значимой цели, формулировка задачи;

- обсуждение реализации поставленной цели;

- проработка идей. На этом этапе дети окончательно выбирают тему своего проекта.

- оформление материалов.

- выставка и оценка работ.

Работа над проектом позволила учащимся:

- освоить первичные методы исследования;

- дала возможность применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов;

- развития интереса к математике и процессам познания в целом.

На этапе формирования проектов самое активное участие приняли родители первоклассников. Итоговый этап проводился на празднике «Мой первый проект» в виде защиты наиболее интересных и содержательных проектов. Предшествовала выставка всех детских работ.

В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

По завершению темы «Наша речь» ребятам предлагаются несложные, но очень интересные творческие задания:

1. Сделай буквы из различных материалов.

2. Напиши другу рисуночное письмо.

3. Придумай свой проект.

По окружающему миру по теме «Одежда» ребята рассказывали из истории одежды с помощью картинок, а так же показали выставку мод в рисунках и аппликациях.

Среди проектов, вызвавших у учащихся первого класса познавательный интерес, можно назвать и «Режим дня».

Это широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни.

Изучая свой распорядок дня, дети сравнивали его с днём своих одноклассников, родителей и делали выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно гигиенических правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья. Затем каждый разрабатывал свой режим дня, оригинально его оформлял и презентовал. Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проекта.

Тема «Растения». Один из проектов в 1 классе предполагает исследовательскую работу. В домашних условиях ребята ставят опыты и наблюдают, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляют в виде схематических рисунков и таблиц. По технологии ребята так же выполняют учебные проекты, один из них «Сказка из пластилина».

Изучая на уроках ОРКСЭ в 4 классе тему « Ценность рода и семьи…», я столкнулась с социальной проблемой: дети не знают своего генеалогического дерева. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.

Родословное дерево человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старших классах. Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста.

В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок»…

С учётом этого я и выбрала тему исследования «Моя родословная».

Началом этой деятельности были уроки ОРКСЭ и окружающего мира, а продолжением является малое научное общество учащихся, где наглядно демонстрируются исследовательские и поисковые способности детей. Объект исследования - учащиеся и их семьи.

Предметом исследования является родословная каждого ученика в отдельности.

Целью исследования - создание генеалогического дерева каждого ученика.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

- определить понятийный аппарат используемых терминов;

- познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;

- изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что в результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

- теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

- эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения, опытная работа и др.;

- статистические: оценка статистической значимости гипотезы.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в работе впервые представлен опыт изучения генеалогического дерева с учащимися начальной школы.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач практики непрерывного образования педагога, как повышение самооценки ребёнка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков. Разработанные в ходе исследования проекты «Лента времени моей жизни», «Моя семья в лицах». «Тайна моего имени», «История фамилии», «Мои папа и мама». «Мои дедушки и бабушки», «Мои Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС предки», «Родословное древо»,

сценарии праздников «Что в имени тебе моём?», «Моя родословная», а также апробированные педагогические технологии, обеспечивающие качественно новый образовательный эффект, имеют практическую ценность при решении различных проблем между родителями и детьми, при становлении духовно-нравственной личности. Однажды, на классном часу, который был посвящён подготовке к празднованию Дня школы, ребята задали вопрос: А сколько лет нашей школе? Как выглядела она раньше? Выяснилось, что некоторые мамы и папы учились в нашей школе, сохранились фотографии тех лет. Так появилась проблема и тема проекта «Перелистывая страницы истории моей школы…», над которой мы работали в 4-ом классе. И началась работа по разработке данного проекта. К нашему проекту присоединились родители, учителя, которые много лет работали в нашей школе. Мы обговорили, где будем искать информацию: в школьном музее «Поиск», школьной библиотеке, побеседуем с родителями и учителями, конечно, в Интернете на сайте школы; затем составили план действий. Поделились на подгруппы, и каждой досталось конкретное задание. Стали собирать информацию. Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС Мы вместе просматривали найденный материал, отбирали лучшие фото и материал для буклета и стенгазеты, создавали презентацию и т.д. Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС Готовый материал с помощью родителей был оформлен и представлен в виде стенгазеты, буклета и презентации. Проектная группа выступила перед одноклассниками на классном часе. Было решено, данную работу представить на районную научно-практическую конференцию исследовательских и творческих проектов младших школьников «Всезнайка». Результат нашего выступления - 1 место в конкурсе стенгазет «Мои родители - выпускники любимой школы». 1Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС место в школьном этапе научно - практической конференции, 2 место на районной конференции для учащихся начальных классов «Всезнайка»

Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОСУчастие в этой научно - практической конференции стало важным событием в жизни ребят. Поиск неизвестного, новые открытия, возможность поделиться своими открытиями с ребятами из других школ стали для них лучшей наградой и стимулом к дальнейшим исследованиям.



4. Заключение. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя - помочь детям в этом.

В чём заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности?

- Ставит ученика в позицию активного участника.

- Даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы.

- Открывает возможности формирования жизненного опыта.

- Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

- Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

- Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

- Ведёт учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

- Формирует информационный инструментарий.

- Учит работать в команде.

Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества.

В течение работы над проектами каждый из нас познаёт мир, делает для себя открытия, приобретает опыт общения, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. В приобщении детей к исследовательской деятельности следует нацеливаться не на результат, а на процесс. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь его в исследование, побудить к самостоятельному поиску, и тогда цель - всестороннее развитие личности учащегося, потребность в саморазвитии - будет достигнута. Исследовательская, проектная практика ребёнка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Таким образом, я с уверенностью могу сказать о том, что реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.





5. Список литературы

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000
  2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
  3. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 - 126с. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. - М.: Вента-Графф, 2002.
  4. Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005.
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И - Самара: Учебная литература, 2008 - 119с.
  6. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.
  7. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. - Волгоград: Учитель, 2010г.


ПРИЛОЖЕНИЕ


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Семикаракорска»





Проект на тему:

«Леопард -

талисман олимпийских игр в России»Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС

Выполнила ученица 1 «Б» класса:

Попова Ирина

Руководитель: Василенко Н.А.

Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОСОбобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОСОбобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОСОбобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОСОбобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОСОбобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОСОбобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС







План:

1.Введение.

2.Основная часть:

2.1. История возникновения Олимпийских игр.

2.2. Понятие «Олимпийский талисман».

2.3. Леопард - один из талисманов Олимпиады в Сочи.

2.4. Характерные особенности леопарда.

3.Заключение.

4. Список литературы.

5. Приложение.

1. Введение.

Актуальность темы проекта. Наша страна является хозяйкой 22 зимней олимпиады в Сочи 2014. В нашей школе учатся ребята, которые занимаются спортом и мечтают в будущем принять участие в Олимпийских играх. Мы, первоклассники, пока очень мало знаем об Олимпийских играх: истории их возникновения, олимпийских талисманах. У меня появилось желание узнать об этом больше и поделиться своими знаниями с одноклассниками, а так же другим учениками нашей школы.

Тема моей работы: «Леопард - талисман Олимпийских игр в России».

Гипотеза: Леопард - красивый, сильный зверь. Почему одним из талисманов сочинской олимпиады выбрали именно леопарда? Я предположила, что физические качества леопарда необходимы спортсменам для победы в Олимпийских играх, это и повлияло на выбор людей, голосовавших за талисман - леопард.

Постановка целей и задач:

  • ВОбобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОСыяснить, историю возникновения Олимпийских игр и что означает понятие «Олимпийский талисман».

  • Узнать, какие выбраны талисманы для зимней Олимпиады в Сочи 2014,

и выяснить, какими качествами обладает животное, ставшее прототипом талисмана.

  • Определить, какими качествами должен обладать спортсмен, чтобы победить в Олимпийских играх.

  • Собрать информацию о леопарде.

Практический результат проекта: создание презентации для сайта школы и уроков окружающего мира; буклет «Леопард».

2. Основная часть. 2.1.История возникновения Олимпийских игр.

ООбобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОСлимпиада - крупнейшие международные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Родина Олимпийских игр - Древняя Греция, город Олимпия. От Олимпии и произошло название игр. Символ Олимпийских игр - пять скреплённых колец, символизирующих объединение пяти частей света в олимпийском движении. Цвет колец в верхнем ряду - голубой для Европы, чёрный для Африки, красный для Америки, в нижнем ряду - жёлтый для Азии, зелёный для Австралии. Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС Девиз Олимпийских игр: «Быстрее, выше, сильнее». Флаг - белое полотнище с олимпийскими кольцами. Белый цвет означает «мир». Эти символы разработаны основателем современных Олимпийских игр Пьером де Кубертеном в 1913 году.

ЦОбобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОСеремонию открытия Олимпиады всегда завершает зажжение Олимпийского огня, который передаётся от атлета к атлету в ходе многодневной символической эстафеты по пяти населённым континентам. По завершении всех соревнований Олимпийский огонь гасится, что означает закрытие игр. На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие. Пять дней длились игры. Атлеты соревновались в пятиборье: беге, прыжках, метании диска и копья, борьбе. Проводились конные состязания - гонки колесниц, запряжённых четвёркой лошадей.

Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС

С 1924 года проводятся Зимние Олимпийские игры. Их продолжительность 16 - 18 дней. В 2014 году Зимние Олимпийские игры прошли в России, в городе Сочи.

2.2. Понятие «Олимпийский талисман»

Понятие «олимпийский талисман» официально было утверждено на 73-ей

сессии Международного олимпийского комитета летом 1972 года, в Мюнхене в Германии.

Предназначение талисмана - показывать самобытность страны-хозяйки Игр и отражать олимпийские ценности: совершенство, дружбу, уважение.

ПОбобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОСервый Олимпийский талисман - собачка такса по кличке Вальди. Это символ Летних игр 1972 года в Мюнхене (Германии). Именно с неё начинается традиция официальных талисманов Олимпийских игр.

2.3. Леопард - один из талисманов Олимпиады в Сочи.

1 сентября 2010 года организационный комитет зимних олимпийских игр в Сочи объявили всероссийский конкурс талисманов, в котором мог принять участие любой желающий. Всего на конкурс было прислано 24.048 работ от участников со всех регионов России. В декабре 2010 года были подведены итоги первого тура талисманов Олимпийских игр. Жюри выбрало из присланных работ 11 вариантов. Окончательно талисманы были выбраны в 26 февраля 2011 года: три победителя белого цвета, соответствуя зимнему характеру олимпиады: Белый Мишка, Леопард и Зайка. Нарисовал талисман Леопард - Вадим Пак из Находки. Какими качествами обладает это животное, ставшее прототипом талисмана Олимпиады? Есть ли сходство манер животного и силовых качеств человека?

Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС

Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС

2.4. Характерные особенности леопарда.

ЛОбобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОСеопарды - красивые грациозные кошки. У них длинный хвост и сильные острые когти, которые убираются при ходьбе, чтобы не стачивались. Длина тела от 90 до 150 см. Вес от 60 до 100 кг.

Леопард смелый и быстрый. Пятна помогают животному быть незаметным на местности. Леопарды могут быстро бегать со скоростью 16 метров в секунду, прыгать в высоту четыре метра и в длину 8 - 10 метров, а также плавать и лазать по деревьям, балансируя длинным хвостом. У леопарда тонкий слух и острое зрение, причем он хорошо видит в, казалось бы, непроглядной тьме. Эти животные не живут стаями. Они предпочитают охотиться в одиночку. Обитают в Африке, Азии, в степях, где растут кустарники и невысокие деревья, в нашей стране встречаются в Закавказье. Леопарды самые ловкие и проворные дикие кошки. На охоту они выходят вечером или ночью. Леопард сидит, затаившись, и прыгает на свою жертву. Обычно их добычей становятся антилопы, косули, олени, дикие свиньи, обезьяны. У животных 30 зубов на верхней и нижней челюсти по 6 резцов и 2 клыка. Леопард выносливый. Он пьёт по возможности ежедневно, однако может в течение месяца обходиться без воды. Добычу средних размеров крупный голодный леопард может съесть за два дня, а сытому ее хватает почти на неделю. Несъеденное прячет про запас. От любителей поживиться чужим, обычно затаскивает свою добычу на скалу или крупное дерево и здесь же устраивается сам. Днём он спит на ветвях деревьев.

НОбобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОСоворожденных малышей самка леопарда прячет в самых укромных местах. Через 7 дней у них открываются глаза. Молодые леопарды становятся самостоятельными через два года и обзаводятся своими семьями. В дикой природе звери живут 10 - 15 лет, в неволе до 20 лет.

Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС

Единственный враг леопарда - человек. Люди охотятся на этих животных из-за красивого меха. Этих животных осталось очень мало, леопард занесён в Международную Красную Книгу охраны природы, Красную Книгу России. Охота на зверя запрещена с 1954 года. В нашей стране на Дальнем Востоке 5 апреля 2012 года создан национальный парк «Земля Леопарда». Это единственное в нашей стране место, где можно встретить сразу четырех диких кошек: дальневосточного леопарда, амурского тигра, рысь и дальневосточного лесного кота.

По инициативе В.Путина в Сочинском национальном парке создан Центр разведения и реабилитации переднеазиатского леопарда в рамках программы подготовки к проведению Олимпийских игр. Там живут шесть леопардов, у двух пар родились четверо детенышей, назвали пока только одного - шестимесячного Грома.

3. Заключение.

В ходе работы над проектом я узнала, когда появились Олимпийские игры, что означает понятие «олимпийский талисман». Какие талисманы Сочинской Олимпиады были выбраны в ходе СМС голосования. Много узнав о леопарде и сравнив силовые качества человека, я пришла к выводу, что на выбор людей, голосовавших за талисманы, в том числе и леопарда, повлияло то, что животное обладает теми же качествами необходимыми спортсменам для участия и победы в Олимпийских играх, а именно ловкостью, смелостью, быстротой, целеустремлённостью, выносливостью. Наши спортсмены на Олимпиаде в Сочи заняли первое место в командном зачёте, завоевав 33 медали на Олимпиаде и 80 медалей на Параолимпиаде. Я горжусь нашими спортсменами!

Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС

Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС

Список литературы:

Акимушкин И. И. «Мир животных: млекопитающие и звери»

Епифановский Н.И. «В мире животных»

Энциклопедия «В мире дикой природы»

Большая книга животных. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003

Статьи в интернете

animals-plants.com

proshkolu.ru





Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС

Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС

Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС

Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС


Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС

Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС


МБОУ СОШ №3 г.Семикаракорска










Тема проекта:

«Пищевые добавки - польза или вред?»



Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС

Работу выполнили: Плужнова Яна

Болдырева Анастасия

Тулякова Ольга

Доброва Светлана



Руководитель: Василенко Н.А.

2013 г.



Содержание:


  1. Введение

  2. Основная часть.

1. Пищевые добавки.

2. Е-код на продуктах питания.

III. Исследование

3. Натуральная и здоровая пища.

IV. Заключение

V. Список литературы

VI. Приложение 1. Польза и вред пищевых добавок. Рекомендации по их употреблению.

Приложение 2. Сборник рецептов приготовления вкусной и здоровой пищи

I. Введение

Научно - технический прогресс принес нам не только блага цивилизации - комфорт и безопасность, но и новые подходы в производстве продуктов питания, которые могут негативно сказываться на нашем здоровье. В последнее время для изготовления продуктов питания стало использоваться большое количество различных пищевых добавок. Они делают нашу пищу более привлекательной на вид и на вкус, позволяют долгое время сохранять продукты свежими. Но не все пищевые добавки безопасны для нашего здоровья. Какие же из них делают пищу более полезной, а какие могут навредить нам, как это можно установить экспериментально, используя различные продукты питания? Ведь нам важно, что мы едим и пьём. Для того чтобы разобраться во всём этом мы выбрали основополагающий вопрос: «Пищевые добавки - польза или вред?»

Проблемные вопросы:

Что такое пищевые добавки? Какие существуют виды пищевых добавок и какова их маркировка? Какие пищевые добавки приносят пользу, а какие вред человеку?

Цель проекта:

Формирование осознания необходимости заботиться о своем здоровье, изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять.

Задачи проекта:

  1. Ознакомление с понятием пищевые добавки, со значением буквы "Е" на продуктовой этикетке, исследование продуктов питания на содержание вредных веществ.

  2. С помощью социологического опроса выяснить уровень информированности населения о пищевых добавках.

  3. Обобщение знаний о правильной и здоровой пище и передача знаний другим.

  4. Развитие умения выступать публично, отстаивать свое мнение.

Практический результат проекта: создание презентации для школьного сайта; буклета «Пищевые добавки. Что скрывается за буквой Е?»; была разработана таблица кодов вредных веществ с условными обозначениями вредных воздействий на организм человека; составлен сборник рецептов приготовления вкусной и здоровой пищи.

II.Основная часть.

1. Пищевые добавки.

Пищевые добавки - это натуральные или синтетические вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания последним заданных свойств (вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида), сохранения пищевой и биологической ценности, улучшения условий обработки, расфасовки, упаковки, транспортировки и хранения, а также увеличения сроков хранения продукции. Этими добавками могут быть натуральные вещества (например, сахар, различные витамины и приправы), а также синтетические вещества. Пищевые добавки используют лишь тогда, когда иными средствами невозможно достичь того или иного технологического эффекта.

2. Е-код на продуктах питания. Пищевые добавки (их известно несколько сотен) - простой и дешевый способ придать продукту привлекательный вид и цвет, усилить вкус, а также продлить срок его хранения. Раньше, названия этих химических веществ писали на этикетках продуктов полностью, но они занимали так много места, что в 1953 году, в Европе, решено было заменить полные названия химических пищевых добавок одной буквой с цифровыми кодами. Индексом Е (от Europe) в рамках Европейского сообщества принято обозначать наличие в продукте питания любых пищевых добавок, идентифицированных согласно Международной системе классификации (INS). Буква "Е" - это Европа, а цифровой код - характеристика пищевой добавки к продукту.

По данной системе пищевые добавки делятся на группы по принципу действия. Группа определяется по первой цифре указанной после буквы Е. Код, начинающийся на 1, означает красители (их используют для придания продуктам питания цвета и улучшения их вида); на 2 - консерванты (используются для удлинения сроков годности пищевых продуктов), на 3 - антиокислители (они предотвращают порчу продукта), на 4 - стабилизаторы (сохраняют его консистенцию), на 5 - эмульгаторы (поддерживают структуру), на 6 - усилители вкуса и аромата, на 9 - антифламинговые, то есть противопенные вещества. Индексы с четырехзначным номером говорят о наличии подсластителей - веществ, сохраняющих рассыпчатость сахара или соли, глазирующих агентов.

Таблица 2. Группы консервантов.

Е100 - Е182

Красители

Е200 - Е299

Консерванты

Е300 - Е399

Антиокислители

Е400 - Е499

Стабилизаторы

Е500 - Е599

Эмульгаторы

Е600 - Е699

Усилители вкуса и запаха

Е900-Е999

Пеногасители

III. Исследование.

Чтобы выяснить уровень информированности населения о пищевых добавках, мы решили провести социологический опрос по теме: «Пищевые добавки - их польза или вред». Было опрошено 30 человек. Результаты опроса:

Вопрос

Варианты ответа

  1. Какие продукты питания чаще покупаете в магазине «Магнит»?

Овощи - 15ч. (50 %) , газированные напитки - 9 ч. (30 %), мясо - 5 ч. (17 %), шоколад - 13 ч. (44 %), майонез, йогурты - 10 ч.(33 %).

2. Обращаете ли Вы внимание на состав и срок годности продукта?

Да - 17 ч. (60 %), нет - 8ч. (27 %), не всегда - 5ч. (16 %)

3. Знаете ли Вы что - либо о пищевых добавках в продуктах питания? Как они обозначаются?

Да - 10 (33 %), нет - 14 ч. (47 %), немного - 6ч. (20 %)

4. Как по - вашему они приносят пользу или вред?

Пользу - 0 ч, вред - 30 ч. (100 %)

Выводы по исследованию: По результатам социологического опроса выяснили, что большинство людей в магазине покупают овощи. Но следует помнить, что импортные фрукты и овощи обрабатывают специальными веществами для лучшей сохранности и придания блеска. Шоколадная продукция почти всех фирм содержит пищевые добавки не безопасные для здоровья. Майонез, йогурты, сладкий творожок содержат пищевую добавку Е 1422 - модифицированный крахмал. Газированные напитки, мороженое, конфеты лучше покупать естественных цветов и избегать продуктов ярких расцветок, т.к. там содержится большое количество красителя. Большинство людей обращает внимание на срок годности и состав продукта - 60 %, но 43 % опрошенных этим мало интересуются. Большая часть населения - 67 % почти ничего не знает о пищевых добавках в продуктах питания, лишь только 10 человек (33 %) что - либо читали и слышали о них. Но все опрошенные единодушны во мнении, что пищевые добавки приносят вред здоровью человека. Современный человек не может избежать употребления пищевых добавок. Важно знать, какие добавки содержатся в конкретных пищевых продуктах. Есть безвредные пищевые добавки «Е». Например, используемый в колбасной промышленности Е250 (нитрит натрия), препятствует развитию опасного заболевания - бутулизма, а также натуральные пищевые красители, эмульгаторы, подкислители являются не опасными для здоровья человека.

3. Натуральная и здоровая пища.


НОбобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОСе все, что разрешено - безвредно: В малых количествах используемые для консервации вещества не токсичны. Но любых консервантов желательно по возможности избегать, чтобы в организме не было переизбытка. Даже среди разрешенных к применению консервантов есть такие, которые противопоказаны детям. Пищевая добавка - не лекарство: она попадает в промышленность гораздо легче, без многолетних клинических испытаний и сложных экспериментов. В каком-то смысле ее свойства проверяют на потребителях. Например, Е216 и Е217, которые широко применялись при производстве кондитерских изделий, паштетов и супов, до 2005 года считались безопасными, но потом попали под запрет как способные вызвать отравления. Нет никакой гарантии, что консервант из разрешенного списка завтра не попадет под запрет. Хотя добавки опасны только в больших количествах, но канцерогены имеют свойство - накапливаться в организме. Так что, со временем это даст о себе знать. Любая модификация продуктов делает их потенциально опасными для здоровья. УОбобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОСпотребление синтетических усилителей вкуса и цвета - это обман собственного организма. Выбирать следует свежие сырые овощи и фрукты.

IV.Заключение

В современных условиях на здоровье людей влияет множество факторов. Одним из них может быть неправильное, нарушенное питание. Информированность населения о пищевых добавках в продуктах питания - это шаг в будущее, шаг в формировании ценности здорового образа жизни.

В целом, знаний о пищевых добавках в продуктах питания не хватает. Наиболее информированными о пищевых добавках являются молодежь и школьники в силу своей природной любознательности.

Продукты питания, которые мы употребляем, не всегда являются безопасными для нас. Больше всего в продуктах питания содержится пищевых добавок, влияющих на работу почек и органов пищеварения. Поэтому лучше использовать в пищу натуральные продукты, не содержащие сахарозаменителей, искусственных красителей и имеющих ограниченный срок годности. Хотите быть уверенными в том, что на вашем столе натуральная и здоровая пища, - следуйте простым рекомендациям: - Внимательней читайте надписи на этикетках. - Не глядя, вполне можно купить крахмал со вкусом, запахом и цветом колбасы.

  • Чем меньше список ингредиентов в готовых продуктах, тем меньше добавок.
  • Не покупайте продукты с большим сроком хранения - это признак того, что там много консервантов.
  • Самые обычные продукты питания могут иметь в составе большое количество добавок. Мало кто знает, что на этих продуктах написано:
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ БЕРЕМЕННЫМ И КОРМЯЩИМ ЖЕНЩИНАМ.
  • Выбирайте свежие сырые овощи и фрукты. Но знайте, что импортные фрукты и овощи обрабатывают специальными веществами для лучшей сохранности и придания блеска. Употребляйте в пищу сезонные овощи и фрукты!!!
  • Сделайте заготовки из ягод и овощей. Витаминов в них достаточно.
  • Продукты с изысканным, пикантным вкусом, скорее всего, содержат различные добавки.
  • Не покупайте продукты с неестественно яркой, кричащей окраской. Скорее всего, они напичканы красителями.
  • Не забывайте о кашах! В них имеется много необходимого для роста, хорошо усвояемого растительного белка, углеводов, витаминов и микроэлементов.
  • Вместо того чтобы покупать готовые соки, делайте их сами.
  • Не перекусывайте чипсами, готовыми завтраками, супами из пакетика, хот-догами, всевозможными бургерами.
  • Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски.
И, наконец, готовьте сами, безо всяких пищевых добавок.




V. Список литературы
  1. Булдаков А.С. Пищевые добавки. Справочник. / Санкт-Петербург, 1996. - 240 с.;
2. Нечаев А. П., Смирнов Е. В. Пищевые ароматизаторы // Пищевые ингредиенты (сырье и добавки). - 2000. - № 2. - С. 8.
  1. Лада М.И. «Запрет пищевой добавки» / «ТВС - анонс» № 39, 2007.;
4.Носова Е. «Что мы едим? Пищевые добавки и здоровье». «Воспитание школьников», №1, 2008. - 61-65 с. 5.Рисман Майкл. Биологически активные пищевые добавки. Неизвестное об известном. Справочник. Арт-Бизнес-Центр. Москва, 1998. - 489 с.;




Приложение 1

Положительные стороны Е-добавок.

Красители - их используют для придания продуктам питания цвета и улучшения их вида. Бывают натуральные и синтетические красители. Красители совершенно не влияют на вкусовые качества пищи и процесс ее усвоения организмом человека. Красители добавляют в лимонад, кока-колу и ей подобные напитки, сладости, пудинги, мороженое, алкоголь, маргарин, сыры, консервы любого вида (грибы, компоты, соки и варенье). Натуральные красители вырабатываются методом экстрагирования из целого ряда фруктов и овощей, например из красной столовой свеклы, сладкого перца, апельсинов или шпината. Пищевые продукты, содержащие натуральные красители, считаются, в целом, неопасными для здоровья.

Консерванты. В среде, в которой присутствует такой препарат жизнь становиться невозможна и бактерии погибают, что дольше сохраняет продукт от порчи. Консерванты используются для удлинения сроков годности пищевых продуктов. Среди них также различаются натуральные и синтетические субстанции. Натуральные консерванты, к которым относятся, например, уксусная или молочная кислота, соль, сахар, уксус в целом считаются безопасными. Антиокислители - есть в йогуртах, кисломолочных продуктах, колбасных изделиях, сливочном масле, шоколаде. Подобно консервантам, антиокислители призваны защищать продукты питания от порчи. К наиболее известным антиоксидантам относится аскорбиновая кислота (витамин С), которая синтезируется химическим путем, однако совершенно безвредна. Витамин Е как антиоксидант содержится в сливочном масле и маргарине и защищает их от прогоркания. Эмульгаторы - с их помощью можно смешивать продукты питания с такими субстанциями, с которыми они в обычных условиях не смешиваются, например жиры с водой и воздухом. Благодаря эмульгаторам вода не осаждается на поверхности маргаринов, майонеза и десертов. Среди известных натуральных эмульгаторов можно назвать, например, лецитин и жирные кислоты. Их считают безвредными. Кроме того, за счет включения в продукты воздуха эмульгаторы делают консистенцию продуктов более густой. Ароматизаторы - потребители и производители считают, что добавка ароматизаторов улучшает вкусовые качества пищи. Их использование можно объяснить также тем, что в процессе переработки сырья натуральные запахи, как правило, оказываются нестойкими. Промышленность использует их для производства напитков, мороженного, жевательной резинки, конфет, пудингов, соусов и готовых блюд. В отличие от других добавок, ароматизаторы не имеют отдельных названий и в международной практике не обозначаются литерами Е. Обычно на упаковке просто указывается наличие в продукте ароматизатора. Они бывают натуральные и искусственные - химические соединения, которые воспроизводят природный аналог.

Пеногасители - предупреждают или снижают образование пены. Уже само их название говорит о том, что они призваны препятствовать вспениванию продукта при его расфасовке и употреблении.

Подкислители. С помощью кислот производители стремятся улучшить вкусовые качества продуктов. Подкислители создают ощущение свежести. Как правило, в качестве подкислителей применяют вещества натурального происхождения, которые поэтому безвредны. Улучшители для муки. К ним относятся небольшая группа добавок, призванных повысить качество выпечки изделий. Среди известных улучшителей можно назвать аскорбиновую кислоту. В процессе выпекания она превращается в витамин С. С медицинской точки зрения концентрация этой добавки не имеет значения. Все улучшители для муки токсилогически безвредны.

Безопасные «Е»

По настоящему (а не официально) безвредными можно назвать лишь небольшое количество пищевых добавок, но даже их, врачи не рекомендуют употреблять детям до 5 лет. Е 363 - янтарная кислота (подкислитель), содержится в десертах, супах, бульонах, сухих напитках. Е 504 - карбонат магния (разрыхлитель теста), может содержаться в сыре, жевательной резинке, пищевой соли

Е 957 - тауматин (подстластитель) может содержаться в мороженном, сухофруктах, жевательной резинке без сахара.

4Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС. Отрицательные стороны. О вреде Е-добавок К наиболее вредным относятся консерванты и антиокислители. Много вредных добавок среди красителей. В частности, запрещены: Е 121 (цитрусовый красный краситель) и Е 123 (краситель амарант). Они обычно содержатся в сладкой газированной воде, сладостях, цветном мороженом. Уже научно доказано, что добавки могут способствовать образованию злокачественных опухолей, печени и почек, а так же могут вызывать аллергические реакции. Синтетические консерванты иногда вызывают аллергию, вплоть до приступов астмы, головные боли и тошноту и способны даже повлиять на наследственность. Особенно важно избегать пищевых продуктов, содержащих нитраты. В промышленном производстве продуктов питания нитраты добавляют в колбасные изделия, в копченную рыбу, шпроты, консервированную сельдь. Добавляют их и в твердые сыры, для предупреждения вспучивания. Они подавляют жизнедеятельность бактерий. Так, консервант Е 240 (формальдегид) может присутствовать в консервах (грибы, компоты, варенья, соки и т.д.). Людям, страдающим заболеваниями печени, кишечника, дисбактериозом, холециститом рекомендуется исключить из рациона продукты, содержащие эти добавки. Бензоат натрия (Е 211 - препятствует брожению соков, не даёт размножаться бактериям. Её добавляют в газировку и чипсы, в мясо и кетчуп. Длительное употребление Е 211 в пищу может привести к нарушениям в обмене веществ и вызвать рак. Антиокислители (Антиоксиданты). Вызывает сомнение употребление в пищу продуктов с синтетическими антиоксидантами. Они вызывают, в частности у детей, аллергическую реакцию, головные боли, заболевания желудочно-кишечного тракта. Эмульгаторы. Эмульгаторы чаще представлены минеральными веществами, например: Е500 - сода (гидрокарбонат натрия); Е507 - соляная кислота; Е513 - серная кислота. Вот одни из самых распространенных: *Е 250 - нитрит натрия *Е 251 - нитрат натрия *Е 252 - нитрат калия Без этих добавок невозможно представить себе колбасные изделия. В процессе обработки колбасный фарш теряет свой нежно-розовый цвет, превращаясь в серо-бурую массу. Тогда в ход идут нитраты и нитриты, и вот с витрины на нас "глядит" уже вареная колбаса цвета парной телятины. Стабилизаторы. Благодаря своим антимикробным свойствам стабилизаторы обеспечивают сохранность и неизменность пищевых и вкусовых качеств продуктов питания. К стабилизаторам относятся нитриты и нитраты. Они широко применяются в производстве колбасных изделий и других мясных продуктов для поддержания устойчивости цвета. Однако уже в самих продуктах, а также в желудочно-кишечном тракте человека нитраты и нитриты образуют новые соединения, называемые нитрозаминами, которые вызывают рак. Установлены также другие побочные действия стабилизаторов, например, они нарушают переваривание пищи и снижают сопротивляемость к инфекциям. Усилители вкуса. Применяются в основном в производстве мясных продуктов и колбасных изделий, а также в кондитерской промышленности. К наиболее известным усилителям вкуса относится глютамат натрия (Е 621). Химикат под названием глютамат натрия придаёт блюду вкус и запах мяса (его добавляют в бульонные кубики для усиления вкуса). Если превысить норму (высыпать в чашку с лапшой несколько пакетиков) - можно отравиться. У лиц с повышенной чувствительностью после употребления в пищу таких продуктов может развиться головная боль, чувство сдавливания висков. Аспартам (Е 951). Этот подсластитель и усилитель вкуса заменяет сахар в продуктах для диабетиков. Аспартам добавляется в жвачки, напитки, консервы, приправы и т.д. Продукты с добавлением аспартама могут вызвать мигрень, сыпь на коже и ухудшение мозговой деятельности. Сахарозаменители в разной степени, неблагоприятно воздействуют на печень.



Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС

Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС

  • Супы
  • Мясные блюда
  • Блюда из рыбы
  • Из сыра и творога
  • Из яиц
  • Салаты
  • Приготовление овощей
  • Супы

Щи В щах составной частью овощного гарнира преобладающий по количеству является капуста белокочанная (свежая или квашенная) савойская, а также молодая капустная рассада. Кроме того для приготовления щей используют крапиву (ранней весной) шпинат и щавель. Щи приготовляют с мясом, рыбой и грибами, а также на воде или отваре овощей, картофеля.

Борщи Борщами называются супы, в которых основную массу овощей составляет капуста и свекла. В весенне-летний период капусту можно заменить свекольной ботвой, листьями щавеля, шпината или дикорастущей зеленью, например борщевиком. Некоторые виды борщей, например борщ белорусский, готовят без капусты.
Для ароматизации и улучшения вкуса в борщи добавляют морковь, петрушку, лук, свежие помидоры или томат-пюре.
Борщи должны иметь кисло-сладкий вкус и красноватый цвет. Для получения кисловатого вкуса в борщ добавляют лимонную кислоту, уксус, или кислый квас, а для сладковатого привкуса - сахар. Для улучшения окраски борща используют свекольный настой.
Борщи приготовляют мясными и вегетарианскими. Мясной борщ подают с кусочком вареного мяса, сметаной и мелко нарезанной зеленью, а вегетарианский - только со сметаной и зеленью.
К борщу могут быть поданы ватрушки с творогом или крупеник.

Рассольники Рассольниками называют супы, в которые закладывают в небольшом количество соленые огурцы, как обязательную составную часть этого супа. Огуречный рассол прибавляется для вкуса и ароматизаций рассольника.
Рассольники готовят нескольких видов: с почками, потрохами домашней птицы, цыплятами, курами, телятиной, бараниной, говядиной, свининой, с рыбой, а также вегетарианские на грибном бульоне.
Отдельно к рассольнику могут быть поданы ватрушки с творогом, а к рассольнику с рыбой - расстегаи.

Солянки

В зависимости от того, какой используется бульон, различают солянки мясные, рыбные и грибные. Соответственно этому солянки готовят с добавлением мясных продуктов, рыбы и грибов. Во все виды солянок кладут репчатый лук, соленые огурцы, каперсы, оливки, маслины, томат-пюре, масло сливочное, зелень, различные специи. В мясные и рыбные солянки, кроме того, добавляют лимон.
Лук нарезают и пассируют с добавлением томата-пюре. Соленые огурцы очищают от кожицы, разрезают на четыре части и после удаления семян нарезают поперек. У оливок вынимают косточки. Промытые маслины и ломтик лимона кладут в тарелку с солянкой или подают на розетке с мелко нарезанной зеленью. Заправлять солянку сметаной рекомендуется в конце варки с тем, чтобы солянка прокипела вместе со сметаной.


Супы из свежих овощей Супы из свежих овощей наиболее полноценны по содержанию в них витаминов и минеральных солей. Они вкусны, приятны своей свежестью и являются составной частью рациона питания здорового и больного человека.
Овощные супы приготовляют из различных свежих овощей. В зимний период можно использовать также свежезамороженные и консервированные овощи.
В зависимости от сезонного набора овощей эти супы могут быть весьма разнообразны.
Весной, кроме основных овощей - моркови, петрушки и картофеля, в сырьевой набор можно включать, например, такие овощи, как салат, шпинат, свежие огурцы, свекольную ботву, кольраби, зеленый лук, спаржу и др.
В летний период сырьевой набор пополняется цветной и ранней белокочанной капустой, кабачками, баклажанами, репой, помидорами, горошком и фасолью, луком пореем, сельдереем.
Осенью ассортимент овощей еще больше увеличивается за счет тыквы, брюквы, капусты брюссельской, савойской и др.
Овощные супы готовят мясными и вегетарианскими. Хорошие вкусовые качества имеют вегетарианские супы, приготовленные с добавлением молока. При массовом производстве горячее молоко вливают в раздаточный котел или непосредственно в тарелку при отпуске. Овощи подвергают тепловой обработке отдельно в соответствующем количестве грибного бульона или овощного отвара, имея в виду, что 50% жидкости в супе должно составить молоко.
Жир для супов из свежих овощей рекомендуется: для мясных - снятый с мясного бульона или сало свиное топленое, для вегетарианских - маргарин столовый, масло сливочное или растительное рафинированное, оливковое или хлопковое и др. без особых специфических привкусов и запахов. Если предпочтительнее приготовление супа из свежих овощей на сливочном масле, об этом будет указано как в тексте, так и в наборе продуктов. Вообще же в рецептуре супов из свежих овощей указывается жир и его количество, а наименование и сорт жира определяются на производстве.
К овощным супам могут быть поданы пирожки с мясом, рисом, капустой, морковью и т. д.
В вегетарианские овощные супы для большей питательности при отпуске в тарелку можно добавлять сметану или подавать ее отдельно в соуснике. Норма сметаны, указанная в рецептурах (10 г на порцию), может быть увеличена до 15, 20 или 25 г на порцию.


  • Мясные блюда

Зразы по-польски Потребуется: мясо (говядина), три луковицы, два яйца, восемь сушеных грибов, столовая ложка сметаны, одна морковь, лавровый лист. Говядину нарезать кусками толщиной примерно в один сантиметр, хорошо отбить и посолить с обеих сторон. Необходимо приготовить фарш, для чего обжариваем две мелко нарезанные луковицы, два яйца отвариваем вкрутую и варим предварительно замоченные грибы в той же воде, в которой они замачивались. Все это мелко порубить, посолить и перемешать. На середину каждого куска мяса надо положить одну чайную ложку фарша, чтобы не выпадала начинка, следует завернуть конвертиком. Потом обвалять в муке, обжарить и потушить в небольшом количестве подсоленного грибного отвара. Туда же добавляем один лавровый лист, морковь, луковицу и одну столовую ложку сметаны.

Гречка с куриным филе и соусом

Для рецепта Вам потребуются: гречка - 200г, курица (филе) - 4 шт., лук репчатый - 1 шт., сметана - 150г, молоко - 100г, соевый соус, петрушка - по вкусу, масло растительное - 1 ст.л. В разогретую сковороду кладем куриное филе и на слабом огне обжариваем с двух сторон до готовности. Пока наша курочка готовится делаем соус. В отдельную миску добавляем сметану, молоко и соевый соус размешиваем и ставим на огонь минуты на 3 - затем снимаем и добавляем петрушку мелко порезанную. В готовое куриное филе добавляем нарезанный колечками лук, перемешиваем и продолжаем жарить. Когда лук немного обжарится, вливаем соус и 1/2 стакана воды. Тушим минут 10-15 и оставляем на выключенной плите томиться еще минут Подаем с гречкой, приготовленной по стандартному рецепту. Время приготовления: 40 мин

  • Блюда из рыбы

Стерлядь в рассоле Пятьсот грамм стерляди (севрюга, сом, белуга или осетрина), двести грамм белых свежих грибов, одну столовую ложку муки и столько же огуречного рассола, соль, две столовые ложки масла, перец, два соленых огурца. Рыбу выпотрошить, нарезать на куски и поместить в неглубокую кастрюлю. Грибы тщательно очистить, хорошо промыть и порезать на ломтики. Соленые огурцы нужно очистить от кожицы, нарезать их вдоль, потом следует разрезать каждую половину поперек на три части. Далее уложить порезанные огурцы и грибы между кусками рыбы, добавить в кастрюлю полтора стакана воды, поперчить, посолить, влить столовую ложку огуречного рассола, накрыть крышкой и варить двадцать пять минут. После варки бульон необходимо слить в другую кастрюлю и кипятить до тех пор, пока его не останется около стакана. Для приготовления соуса добавляем к бульону столовую ложку масла, смешанную с таким же количеством муки и кипятим еще четыре минуты, помешивая. После готовности соуса надо ввести в него кусочек сливочного масла, еще раз размешать, посолить и процедить через сито. Подается рыба на подогретом блюде, на каждый ее кусок кладутся огурцы, грибы и все это поливается соусом.

Сом, запеченный с кабачками Пятьсот грамм рыбы, три кабачка, две столовые ложки тертого сыра и столько же муки, триста грамм сметанного соуса, молотый перец по вкусу, две столовые ложки сливочного и столько же растительного масла, соль. Выпотрошить сома, порезать его на пропорциональные куски, посолить, обвалять в муке и обжарить. Затем нужно очистить кабачки, нарезать их ломтиками и обжарить. Далее надо уложить рыбу в кастрюлю, сверху положить кабачки, залить все это сметанным соусом, посыпать сыром, полить растопленным сливочным маслом и запечь в духовом шкафу.


  • Из сыра и творога

Готовим домашний творог Для того чтобы приготовить творог самостоятельно в домашних условиях, нужно сырым молоком наполнить кастрюлю и определить ее в теплое место на сутки. После этого, полученную таким образом простоквашу необходимо поставить на десять минут в сильно разогретый духовой шкаф, постепенно уменьшая огонь. Потом молочную массу вылить из кастрюли в марлевый мешочек и подвесить его над крупной емкостью, для того чтобы стекла сыворотка. Часов через восемь в марле должен образоваться творог.

Творожный рулет с яблоками

Один стакан муки, шестьсот грамм яблок, сто грамм растительного масла, стакан сахара, одно яйцо, соль, сто грамм творога. Очистить яблоки от кожицы и удалить у них семенные гнезда. Затем надо разрезать каждое из них на восемь частей и каждую нарезать поперек тонкими пластинками. Муку размешать с подсоленным творогом, растертым в однородную смесь с растительным маслом. Приготовленное тесто разделить на две части и поместить в холодильник. После того как оно остынет необходимо раскатать его в два коржа, на каждый из которых положить нарезанные яблочные пластинки, а сверху густо засыпать сахаром. Далее следует свернуть коржи рулетом, смазать их сырым яйцом и запечь в духовом шкафу на среднем огне.







  • Салаты

Салат из сладкого перца, репчатого лука и помидоров

Четыре стручка сладкого зеленого перца, петрушка, пол килограмма помидоров, две головки репчатого лука, соль, четыре столовые ложки растительного масла. Болгарский сладкий перец порезать тонкими полосками, предварительно удалив семена и вырезав плодоножку, смешать с тонко нашинкованным репчатым луком и нарезанными кубиками помидорами, петрушкой, посолить и тщательно перемешать. Выдержать нарезанные овощи шесть минут. Два наиболее мягких помидора необходимо измельчить на терке, добавить растительного масла и посолить по вкусу. Ранее приготовленную овощную массу нужно разделить на порции, каждую из которых следует полить натертыми помидорами и посыпать сверху мелко порезанной петрушкой.

Винегрет с кальмарами Четыреста грамм кальмаров, пятнадцать стеблей зеленого лука, огурец, свекла, перец, три картофелины, соль по вкусу, морковь, три четвертых стакана квашеной капусты, сахар, одна луковица. Отварить картофель, свеклу и морковь, нарезать их ломтиками. Квашеную капусту отжать от рассола, соленые огурцы порезать кусочками. Кальмаров следует отварить в подсоленной воде и мелко нашинковать, зеленый лук измельчить, а репчатый нарезать кольцами. Подготовленные таким образом продукты тщательно перемешать с майонезом. Готовый винегрет можно украсить морковью, укропом, свеклой, огурцами и зеленью петрушки.

  • Из яиц

Яйца с рисом и грибами Потребуются продукты: восемь яиц, четыре столовых ложки сливочного масла, сто грамм свежих грибов, соль, молотый красный перец, сто пятьдесят грамм риса. Рис промыть и обжарить на двух столовых ложках масла до прозрачности. Далее доливаем два с половиной стакана подсоленной горячей воды, варим на тихом огне с закрытой крышкой. Промытые и нарезанные полосками свежие грибы тушим, добавив оставшееся масло и подливая воду понемногу. Тушить нужно до тех пор, пока они не станут мягкими, потом поджариваем грибы и смешиваем с ранее приготовленным рисом. Следом варим яйца в подсоленной воде. Выкладываем на блюдо рис с грибами, сверху кладем очищенные вареные яйца и поливаем разогретым маслом, подкрашенным слегка красным молотым перцем.

Яичница с картофельным пюре

Пятьсот грамм картофеля, пол стакана молока, шесть яиц, масло, тертый сыр, соль. Очистить картофель и сварить в подсоленной воде. После приготовления нужно протереть его сквозь сито с добавлением соли и небольшого количества масла. Далее картофель необходимо хорошо вымешать до состояния средней густоты, постепенно прибавляя горячее молоко. Смазать сковороду маслом, выложить на нее готовое пюре и сровнять его, посыпать тертым сыром, сбрызнуть маслом и запекать в духовке до появления румяной корочки. После этого в верхней части запеченного картофеля ложкой надо сделать шесть лунок и выпустить в каждую сырое яйцо и опять поставить в духовку на три минуты. Готовое блюдо следует подавать на стол на сковороде.





  • Приготовление овощей

Помидоры, фаршированные мясом Двести грамм мяса, четвертая часть стакана риса, восемь помидоров, три столовой ложки масла, одна луковица. Помидоры средней величины помыть, срезать у них верхушки, вынуть сердцевину с семенами, посыпать перцем и посолить. Дальше готовим фарш, для чего мясо пропускаем через мясорубку, добавляем поджаренный, мелко нарезанный лук, вареный рис, перец и соль. Наполняем фаршем подготовленные помидоры и посыпаем их натертым сыром. Смазываем маслом сковороду, кладем на нее помидоры, сбрызнув их маслом и запекаем в духовке в течении двадцати минут. Приготовленные фаршированные помидоры переложить на тарелку, полить сметанным соусом и посыпать сверху зеленью петрушки и укропа.
Картофель тушеный с грибами Семьсот пятьдесят грамм картофеля, пол стакана сметаны, пятьсот грамм свежих грибов, три столовых ложки масла, две луковицы. Свежие грибы необходимо тщательно очистить, промыть и обдать кипятком. Нарезать лук и грибы, и обжарить их на сковороде. Следом очищаем картофель, нарезаем дольками, обжариваем и кладем с подготовленными грибами в кастрюлю. Далее наливаем воду, добавляем лавровый лист, две ветки петрушки, перец, соль, накрываем кастрюлю крышкой и тушим тридцать минут. Из готового блюда следует удалить лавровый лист и ветки петрушки. В приготовленный картофель, при подаче на стол, нужно положить две столовых ложки сметаны и посыпать рубленой зеленью.

Обобщение педагогического опыта Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС

© 2010-2022