Конспект урока по литературному чтению Творческий путь Сергея Есенина

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературно-музыкальная композиция

«Творческий путь Сергея Есенина»

Цель: Раскрыть жизненный и творческий путь Сергея Есенина.

Задачи: 1) познакомить обучающихся с литературой, раскрывающей жизненный и творческий путь Сергея Есенина, раскрыть тему природы в стихах Есенина, провести звуковое соответствие стихотворения, проанализировать и систематизировать материал по данной теме, научить правильному выразительному чтению стихотворений, 2) развивать воображение, память, мышление; 3) прививать любовь к родному языку, к поэзии, природе, здоровому образу жизни.

Ход урока:

Вступительное слово учителя: Дорогие друзья! Сегодня мы должны почувствовать, как сливаются два вида искусства: живое слово и музыка, т.е. литература и музыка. Мы приступаем к изучению нового раздела «Россия, Русь…»

Ученица:

О России петь - что стремиться в храм.

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать,

Что утешить мать.

Тема урока:

Постановка цели и задачи урока.

Учитель : Этот раздел мы начнем с изучения творчества человека, любящего свою родину, свою матушку - Русь. В своих стихах он так и писал

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».


- А как сказать одним словом «человек любящий свою родину», кто он? (Патриот). Кто был этим патриотом вы сейчас узнаете:

В этом имени слово «есень»

ОКонспект урока по литературному чтению Творческий путь Сергея Есенинасень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен -

Поднебесье, тихие веси

Сень берез и синь - рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут…(Сергей Есенин)

Всей России встают черты.


Ученица:

Сергей Есенин: это имя

В лесах родной моей России,

В березах нежных и осинах,

В сережках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней

В твоих стихах, Сергей Есенин.

Учитель: Есенин! Даже в самом имени, в фамилии слышится что-то весеннему радостное, звонкое и вместе с тем что-то тревожное, от осени - что-то, осень, осень - Есенин. Наш литературно-музыкальный устный журнал посвящается великому поэту России - Сергею Александровичу Есенину. Несомненно, поэзия Сергея Есенина близка сердцу каждого человека в России. Поэтому многие певцы, актеры и музыканты обращаются к творчеству великого поэта. И мы слышим песни, стихи, которые порой навевают тихую грусть, а порой заставляют сердце биться в такт музыке. Сегодня я предлагаю вам окунуться в музыкальность стихов Сергея Александровича Есенина и открыть для себя снова и снова великую русскую поэзию!

УКонспект урока по литературному чтению Творческий путь Сергея Есениначеница:

- Родился С.А. Есенин 3 октября 1895 г. в селе Константинове Рязанской области, что расположилась на высоком холмистом берегу Оки. Место это необыкновенно красивое. А обзор с холмов такой, что, кажется, ты соприкасаешься с голубым небом.

Ученик:

Голубоглазый озорной мальчишка

С ребятами по стежке полевой,

Ходил он в школу

Ночь не спал за книжкой

Но иногда бывал он сам не свой.

Учитель: - С 2-х лет Сергей был отдан на воспитание дедушке и бабушке. Бабушка, Наталья Евтеевна искусной сказительницей: она рассказывала внуку много народных сказок, легенд. Самой читаемой книгой была библия. А по вечерам в доме собирались дети и все слушали сказки. Дед Федор Андреевич любил загадывать загадки, петь песни. (Слайд). Первое стихотворение, которое напечатал Есенин в детском журнале «Мирок» было стихотворение «Береза» (Ученица читает стихотворение). - В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства, которой поэт посвятил много нежных и грустных строк:

Я снова здесь, в семье родной

Мой край задумчивый и нежный!

На его стихи «Не жалею, не зову, не плачу» композитор Пономаренко написал музыку, и вот что из этого получилось: (звучит музыка, учитель и ученица поют песню)

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! Ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.


- В семье очень хотели, чтобы Сергей стал сельским учителем, поэтому отдали его учиться в учительскую школу. После окончания в 17 лет уехал в Москву и поступил в университет. Все это время не прекращал писать стихи. Есенин писал некоторые стихи в Петербургский журнал, но их не печатали. Тогда он сам решил поехать в Петербург. Первый с кем он познакомился, был известный поэт Александр Блок (сценка)

- Здравствуйте. Как вас зовут?

- Откуда вы родом, Сергей?

- Да не стесняйтесь, прошу, садитесь.

Ученик:

Я из Рязанской губернии, село Константиново там есть. Хотел бы напечатать свои стихи в Петербургских журналах. Вот книгу написал, но не печатают.

- Стихи? Так, посмотрим. (Листает) прочитай мне что - нибудь из своих стихов.

- Что же? Может это…

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету, в росе.

В поле, склоняясь к побегам

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной

Ой, вы, луга и дубравы,

Я одурманен весной!

- Ты же настоящий талант! Мы сейчас же поедем в редакцию, ты будешь печататься.

С этого дня все лучшие журналы того времени стали печатать Есенина. Все говорили, что Есенин - это талант!

2 страница
Природа в стихах Есенина

Ученик:

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз.

И душа моя - поле безбрежное

Дышит запахом меда и роз.

- Край любимый!

Сердцу снятся скирды, солнце в водах лонных.

Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных.

Учитель: Перелистывая томик Есенина убеждаешься вновь и вновь: каждая строчка его стихов - это признание в любви полям, березкам. Природа у Есенина подобно человеку, поет и плачет, грустит и радуется. Красота, созданная Есениным, не оставляет никого равнодушным. Его поэзия сразу же привлекла и привлекает до сих пор внимание композиторов. Такие композиторы как Свиридов, Хренников, Пономаренко и многие другие не раз обращались в своем творчестве к стихам Есенина. Более двухсот музыкальных произведений написано на стихи поэта. Двадцать семь произведений написал Георгий Свиридов. Он дал жизнь новой музыке к стихотворению Сергея Есенина «Поет зима, аукает». Давайте прослушаем. (Кассета) Сейчас вы прослушаете еще один фрагмент из музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года» (портрет композитора). После прослушивания поделитесь своими чувствами: Какое время года хотел изобразить композитор? (Весну). Это музыкальное произведение «Апрель. Подснежник».

ФИЗМИНУТКА

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - качнулась и присела

И к цветочкам полетела.


«Одуванчик».

Есть один такой цветок, не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка, был цветок - и нет цветка.


1) подготовка к восприятию стихотворения - В разгар весны, когда яркое, совсем уже теплое солнце начинает согревать все живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это …(черемуха). О ней сложено много песен, стихотворений. Вот одно из них. 2) Первичное восприятие Ученик читает стихотворение «Черемуха душистая…» 3) Проверка первичного восприятия (беседа эмоционально-оценочного характера). - Поделимся своими впечатлениями от стихотворения. - Какое настроение у автора? Почему? (Радостное, приподнятое, т.к. началась весна, природа просыпается, все радует. 4) Вторичное восприятие (Перечитайте самостоятельно) 5) Проверка вторичного восприятия, словесное рисование. - Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению? 6) Анализ поэтической речи (слайд). Под кручею - под обрывом. Круча - крутой обрыв. 7) Сколько героев в этом стихотворении (2) - черемуха и ручей. Найдите строки о черемухе, о ручье. 8) Слайды: 1) «волной гремучею» 2) « все ветки обдает» 3) «вкрадчиво». - подумайте, какие звуки помогают автору передать движение воды в ручье, чтобы мы с вами услышали, как гремит ручей, журчит его волна (р-гр-кр). Этот прием называется (слайд) аллитерация или звукопись: А Рядом у Проталинки В Траве, между коРней, Бежит СТРуится маленький СеРеБРяный ручей. - Какой должен быть темп чтения? (Быстрый, как проворный, игривый ручей). - можем ли мы представить черемуху, как красивую девушку. Которая весной принарядилась? - С чем поэт сравнивает ее ветви? (Она ветки золотистые, что кудри завила) - В этом стихотворении и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. (слайд). Черемуха души СТая Развесившись, СТоит, А зелень золотиСТая … Поэт также хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, представили запахи. - Какими словами поэт говорит о запахах? (слайд) Эпитеты: Черемуха душистая - имеющая сильный запах. Роса медвяная - медовая. Сравнивается по запаху. Зелень пряная - с сильным запахом, ароматная по вкусу и запаху. - Подумайте, только ли о природе стихотворение «Черемуха?» (О любви юноши и девушки, черемуха - образ прекрасной девушки; ручей - образ веселого, шумного юноши). Физминутка (под музыку «Шире круг»): Шире круг, шире круг музыка зовет Всех друзей, всех подруг в дружный хоровод. Руки на пояс поставим вначале, Влево и вправо качнем мы плечами. Ногу на пятку поставим вперед, Сделаем дружно мы поворот. Ну. А теперь глубоко мы вдохнем, Дружно присядем и песню споем.
Домашнее задание: Прочитать на выбор 1 стихотворение выразительно. - А что значит читать выразительно? (Слайд).

2 страница

«Перелистывая страницы»

- Самое главное, что хотел сказать поэт своим творчеством: надо любить Родину и, конечно же, людей, близких и далеких. Самые тонкие, светлые его стихи обращены к матери, близким людям ЭКонспект урока по литературному чтению Творческий путь Сергея Есенинати строчки заставляют нас заглянуть в себя: всегда ли мы с нежностью и признательностью относимся к тем, кто рядом, кто помогает нам в радостной, но в сложной поре жизни - тогда, когда мы растем.
Особое место в его творчестве занимают животные. «Для друзей приятель я хороший…» - писал Есенин, и они прочно вошли в его лирику. Уже сами названия говорят, о ком пойдет речь в стихотворениях.
Рефлексия: (Звучит музыка «Пробуждение леса») Учитель: Напряжение улетело… И расслаблено всё тело… Будто мы лежим на травке… Греет солнышко сейчас… Руки тёплые у нас… Дышится легко…Ровно… Глубоко… Губы чуть приоткрываются… Все чудесно расслабляются… Нам понятно, что такое состояние покоя…
Итог урока: - Что можно сказать о поэте, читая его стихи? Какой он? - О каких музыкальных и литературных образах Сергея Есенина мы сегодня говорили? Дети читают стихи:
Сергей Есенин! Он, как будто чародей, Превращал зарю - в котенка, Руки милой - в лебедей, Светлый месяц - в жеребенка. Говорить учил леса, Травы, рощи в брызгах света (хором) И слились их голоса С чистым голосом Поэта!
Колышет березоньки ветер весенний Веселой капели доносится звон, Как будто читает поэму Есенин Про землю, в которую был он влюблен, Про белые рощи и ливни косые, Про желтые нивы и взлет журавлей, Любите Россию, Любите Россию, Для русского сердца земли нет милей!
Песня «Что может быть лучше России»

© 2010-2022