- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Мир глазами ребенка
Программа внеурочной деятельности Мир глазами ребенка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дрежжова Н.С. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
«Согласовано»
Руководитель МО
__________ И.В.Мухина
Протокол № ___
от «_____»__________2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МКОУ СОШ №10
________Л.П.Астраданцева
«_____»____________2014г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ №10
с. Ачикулак
___________Л.Е. Сокуренко
Приказ №____
от «____»__________2014г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности во 2 а классе
«Мир глазами ребенка»
учителя первой квалификационной категории
Дрежжовой Наталии Сергеевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «____»________ 2014г.
2014 -2015 учебный год
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу педагога
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
Дрежжовой Наталии Сергеевны по внеурочной деятельности «Мир глазами ребенка»
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, 34 учебных недели, 34 часа. Содержит основные разделы: титульный лист, пояснительная записка, учебный план, содержание программы, учебно-методическое обеспечение, учебно-тематическое планирование. Форма и содержание данных разделов рабочей программы отвечают требованиям, установленным локальным актом «Положения о рабочих программах учителя МКОУ средней общеобразовательной школы №10 с. Ачикулак»
Данная программа соответствует требованиям и может быть использована в качестве рабочей.
Рецензент: Зам. директора по УВР Л.П.Астраданцева
подпись должность, Ф.И.О.
« ___ » __________ 2014г.
Пояснительная записка Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения - наиболее интересны для детей данного возраста. Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию духовно-нравственного, национально-патриотического, социально-этического образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир», так и во внеурочной деятельности школьников в форме кружка социального направления «Мир глазами ребенка» Цель деятельности заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Основными задачами являются:
- формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основы культуры межэтнического общения;
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Познавательные результаты:
- знать и любить свою Родину;
- воспитать гуманное отношение к окружающему миру, милосердие к людям;
- знание требований к нормам поведения в определенных ситуациях;
- умение самостоятельно делать выводы о положительном и отрицательном отношении друг к другу;
- воспитание положительных нравственных навыков и привычек;
- расширение представлений об истинном товариществе и верной дружбе, о необходимых для этого качеств;
- умение разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах поступков, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
1
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- развитие навыков сотрудничества, чувства единства, сплочённости детского коллектива;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- умение контролировать свои действия, свои эмоции, преодоление импульсивности и непроизвольности;
- умение слышать собеседника, сочувствовать ему, умение договариваться, рефлексия своих действий.
Программа создана для учащихся 1 и 2 класса с учётом особенностей учащихся младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 34 занятия в год: 1 занятие в неделю.
Содержание программы
Страна, в которой я живу. - Моя Родина, край, село. Изучение энциклопедии, географической карты. Символы страны, края. Знакомство с историей символики. - Моя семья. Родные и близкие люди. Общение в семье. Отношение к труду. Традиции семьи: заведенные правила, праздники, совместная деятельность. Универсальные учебные действия Воспроизводить полученную информацию. Строить высказывание и слушать других. Ценить свою Родину, семью. Выполнять творческую работу. Сотрудничать с о сверстниками.
Школьный этикет - правила поведения в школе. - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. - Школьные перемены как время активного отдыха, игры. - Поведение в столовой, правила поведения за столом. Универсальные учебные действия Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
2 Внешкольный этикет - правила поведения в общественных местах. - Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. - Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. - Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу. Универсальные учебные действия Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Правила общения - взаимоотношения с другими людьми. - Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Универсальные учебные действия Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Формы проведения занятий: занятия с элементами тренинга, творческие работы, викторины, конкурсы, посещение библиотеки, просмотр мультфильмов, праздники. Методы работы: беседа, наблюдение, игры, упражнения, этюды, элементы арттерапии, сказкотерапия.
Результаты реализации программы будут отслеживаться по следующим методикам:
- методики изучения эмоционального состояния учащегося уровень тревожности - тест Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, шкала явной тревожности для детей от 8 - 12 лет CMAS автор Прихожан, агрессивности - методики «Несуществующее животное», «Кактус»;
- методики изучения социальной адаптации учащихся (схема Чиркова В. И., методика «Школа зверей»);
-
методики, направленные на изучение коммуникативных действий, осуществление сотрудничества «Рукавички , «Кто прав?» Г.А. Цукерман, «Левая и правая сторона» Ж. Пиаже.
3 Материально - техническое обеспечение:
- материалы для оформления и творчества детей,
- художественная литература,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- аудиоматериалы и видеотехника,
- проектор,
Литература
- Тренинг по сказкотерапии. Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой - Спб, 2010 г.
- «Птица радости». Психокоррекционные занятия с тревожными детьми младшего школьного возраста. // Ярославцева Л. Школьный психолог. - №6, 2007 г.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
- Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М., 2005.
- Проективная методика «Школа зверей» // Школьный психолог. - 2000. - № 12
- Программа «Солнышко» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе. // Школьный психолог. - 2004. - № 6
-
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы
Тематическое планирование
1класс
№ п\п
Тема занятия
Содержание занятий
Кол-во часов
Дата
1.
Давайте познакомимся!
Введение в мир общения. Знакомство с правилами этикета. Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Вежливые слова при знакомстве.
2
2.
Что мы знаем друг о друге?
Знакомство с правилами речевого этикета. Развитие наблюдательности, эмпатии, умения слушать и слышать собеседника. Рассказ о себе, о своих увлечениях.
2
3.
Моё имя.
Знакомство с историей возникновения имен и фамилий, их значение. Презентация «Знаменитые люди России»
2
4.
Моя Родина.
Беседа о символах страны: флаг, герб, гимн. Знакомство с историей символики. Работа с географической картой. Главный город страны - Москва. Знакомство с информацией энциклопедии. Выполнение творческой работы: рисунок «Флаг России»
3
5.
Мой край.
Беседа о символах края: флаг, герб. Знакомство с историей символики края. Географическое положение края на карте страны. Город Ставрополь.
2
7.
Моё село.
Беседа о возникновении села Ачикулак. Первые исторические сведения о селе. Понятие, что такое адрес.
1
8.
Моя семья.
Традиции моей семьи.
Рассказ о своей семье: родителях, сестрах, братьях. Понятия «старшее поколение», «потомки». Развитие наблюдательности, умения строить свое высказывание, умения слушать и слышать собеседника. Раскрыть понятие «традиция». Формирование представлений о традициях разных национальностей.
3
9.
Дом, в котором я живу.
Рассказать о своем доме. Что значит радовать родных и близких добрыми делами? Мои обязанности по дому. Разыгрывание ситуаций.
1
10.
Творческая работа. Рисунок «Моя семья»
Выполнение творческой работы. Беседа по содержанию.
1
12.
Школа и ты.
Для чего нужна школа? Нужно ли соблюдать правила поведения в школе? Разыгрывание ситуаций.
1
13.
Правила поведения на уроке, на перемене.
Изучение правил. Разыгрывание ситуаций. Формирование умения делать выводы, пояснять свои действия. Стремиться к сотрудничеству.
2
14.
Ура! Перемена!
В какие игры можно играть на перемене? Подвижные игры на свежем воздухе, настольные игры. Формулировка правил.
1
14.
Мы идем в столовую.
Изучение правил поведения в столовой. Правила поведения за столом. Соблюдение гигиенических норм.
1
15.
Правила поведения в общественных местах.
Изучение правил поведения в общественном транспорте, в театре, в кинотеатре.
1
16.
Вежливая азбука
Знакомство с правилами общения. Применение «золотых» правил: обращение по имени, вежливые слова, интонация. Разыгрывание ситуаций общения с использованием слов приветствия, благодарности и других. Невербальное общение.
4
17.
Мальчики и девочки
Культура общения между мальчиками и девочками. Упражнения на развитие навыков бесконфликтного общения.
1
18.
Ссоры и споры
Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие вербальных и невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций.
2
19.
Наш веселый дружный класс
Упражнения на развитие монологической и диалогической речи. Дидактическая игра «Мы разные» Повторение правил социального поведения.
2
20.
Итоговое занятие.
Творческие работы учащихся. Рисунки на темы: «Что мне нравиться в школе?», «Мои друзья»
1
2 класс
№ п\п
Тема занятия
Содержание занятий
Кол-во часов
Дата
1.
Я - неповторимый человек.
Самопрезентация. Упражнения «Кленовые листочки», «Орехи»
Работа в микрогруппах - составление коллажа «Мы такие разные»
2
2.
Оцени себя и других
Дать характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных оценок. Развитие наблюдательности, эмпатии, умения слушать и слышать собеседника.
2
3.
Что в имени моем?
Происхождение имен. Кто такие тезки? Сказка о том, как мальчик и девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Упражнения «Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение»
2
4.
Мальчики и девочки.
Дружить или ссориться?
Культура общения между мальчиками и девочками. Упражнения на развитие навыков бесконфликтного общения. Совместное творческое дело- составление коллажей. Игры «Найди сходства и отличия», «Волшебное ожерелье», «Претензии» Интеллектуальная викторина.
4
5.
Мой характер.
Определение характера. Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Упражнения «У меня есть характер!», «Каким я себе нравлюсь»
1
6.
Изучаю себя.
Проведение исследования на предмет тревожности, агрессивности. Изучение коммуникативных действий, осуществление сотрудничества .Методики «Рукавички», «Кактус», «Школа зверей», «Кто прав?»
2
7.
Ответственность.
Чтение и анализ пословиц об ответственности. Чтение произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Обсуждение.
2
8.
Ответственность в школе. Что такое прилежание?
Что значит «старайся»? Чтение и анализ поступков героев рассказов В.Осеевой «Волшебное слово», «Сыновья». Чтение и анализ пословиц о труде.
1
9.
Правила поведения на уроке, на перемене.
Повторение правил. Разыгрывание ситуаций общения. Свободное время нужно проводить с пользой, стремиться к сотрудничеству. Подвижные и настольные игры. Соблюдение правил.
2
10.
Правила поведения в школьной столовой, в школьной библиотеке.
Изучение правил поведения в столовой. Правила поведения за столом. Соблюдение гигиенических норм. Посещение школьной библиотеки.
2
11.
Правила поведения в общественных местах.
Изучение правил поведения в общественном транспорте, в театре, в кинотеатре. Разыгрывание ситуаций общения.
1
12.
Вежливая азбука
Знакомство с правилами общения. Применение «золотых» правил обращение по имени, вежливые слова, интонация. Разыгрывание ситуаций общения с использованием слов приветствия, благодарности и других. Невербальное общение.
3
13.
Милосердие. Внимание к людям.
Дать понятие милосердия. Привести примеры из жизни. Встреча с членами детского объединения «Милосердие». Знакомство с деятельностью волонтеров.
2
14.
Моя Родина.
Символика России. 70-летие Победы. Города - герои России. Героические личности. Знакомство с информацией энциклопедии. Выполнение творческой работы: рисунок «Нет войне!»
3
15.
Мой край.
Символика края. 70-летие Победы. Герои Ставрополья. Презентация
1
16.
Моё село.
70-летие Победы. Защитники села. Памятные места.
1
17.
Моя семья.
Творческое задание: подготовить рассказ о предках - участниках ВОВ в вашей семье.
1
18.
Итоговое занятие.
Творческие работы учащихся.
Мини - сочинения, рисунки.
2