Программа внеурочной деятельности Мир глазами ребенка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

«Согласовано»

Руководитель МО

__________ И.В.Мухина

Протокол № ___

от «_____»__________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ СОШ №10

________Л.П.Астраданцева

«_____»____________2014г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ №10

с. Ачикулак

___________Л.Е. Сокуренко

Приказ №____

от «____»__________2014г.







Рабочая программа

внеурочной деятельности во 2 а классе

«Мир глазами ребенка»

учителя первой квалификационной категории

Дрежжовой Наталии Сергеевны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «____»________ 2014г.



2014 -2015 учебный год

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу педагога

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

Дрежжовой Наталии Сергеевны по внеурочной деятельности «Мир глазами ребенка»


Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, 34 учебных недели, 34 часа. Содержит основные разделы: титульный лист, пояснительная записка, учебный план, содержание программы, учебно-методическое обеспечение, учебно-тематическое планирование. Форма и содержание данных разделов рабочей программы отвечают требованиям, установленным локальным актом «Положения о рабочих программах учителя МКОУ средней общеобразовательной школы №10 с. Ачикулак»

Данная программа соответствует требованиям и может быть использована в качестве рабочей.

Рецензент: Зам. директора по УВР Л.П.Астраданцева

подпись должность, Ф.И.О.

« ___ » __________ 2014г.















Пояснительная записка Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения - наиболее интересны для детей данного возраста. Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию духовно-нравственного, национально-патриотического, социально-этического образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир», так и во внеурочной деятельности школьников в форме кружка социального направления «Мир глазами ребенка» Цель деятельности заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Основными задачами являются:

  • формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
  • формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование основы культуры межэтнического общения;
  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

Планируемые результаты внеурочной деятельности


Познавательные результаты:

  • знать и любить свою Родину;
  • воспитать гуманное отношение к окружающему миру, милосердие к людям;
  • знание требований к нормам поведения в определенных ситуациях;
  • умение самостоятельно делать выводы о положительном и отрицательном отношении друг к другу;
  • воспитание положительных нравственных навыков и привычек;
  • расширение представлений об истинном товариществе и верной дружбе, о необходимых для этого качеств;
  • умение разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах поступков, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.
Личностные результаты:
  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

1

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • развитие навыков сотрудничества, чувства единства, сплочённости детского коллектива;
  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Коммуникативные результаты:
  • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные результаты:
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • умение контролировать свои действия, свои эмоции, преодоление импульсивности и непроизвольности;
  • умение слышать собеседника, сочувствовать ему, умение договариваться, рефлексия своих действий.

Программа создана для учащихся 1 и 2 класса с учётом особенностей учащихся младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 34 занятия в год: 1 занятие в неделю.

Содержание программы


Страна, в которой я живу. - Моя Родина, край, село. Изучение энциклопедии, географической карты. Символы страны, края. Знакомство с историей символики. - Моя семья. Родные и близкие люди. Общение в семье. Отношение к труду. Традиции семьи: заведенные правила, праздники, совместная деятельность. Универсальные учебные действия Воспроизводить полученную информацию. Строить высказывание и слушать других. Ценить свою Родину, семью. Выполнять творческую работу. Сотрудничать с о сверстниками.
Школьный этикет - правила поведения в школе. - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. - Школьные перемены как время активного отдыха, игры. - Поведение в столовой, правила поведения за столом. Универсальные учебные действия Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

2 Внешкольный этикет - правила поведения в общественных местах. - Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. - Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. - Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу. Универсальные учебные действия Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Правила общения - взаимоотношения с другими людьми. - Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Универсальные учебные действия Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Формы проведения занятий: занятия с элементами тренинга, творческие работы, викторины, конкурсы, посещение библиотеки, просмотр мультфильмов, праздники. Методы работы: беседа, наблюдение, игры, упражнения, этюды, элементы арттерапии, сказкотерапия.

Результаты реализации программы будут отслеживаться по следующим методикам:

  • методики изучения эмоционального состояния учащегося уровень тревожности - тест Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, шкала явной тревожности для детей от 8 - 12 лет CMAS автор Прихожан, агрессивности - методики «Несуществующее животное», «Кактус»;
  • методики изучения социальной адаптации учащихся (схема Чиркова В. И., методика «Школа зверей»);
  • методики, направленные на изучение коммуникативных действий, осуществление сотрудничества «Рукавички , «Кто прав?» Г.А. Цукерман, «Левая и правая сторона» Ж. Пиаже.

3 Материально - техническое обеспечение:

  • материалы для оформления и творчества детей,
  • художественная литература,
  • наличие канцелярских принадлежностей,
  • аудиоматериалы и видеотехника,
  • проектор,
- мультимедийная доска.


Литература

  1. Тренинг по сказкотерапии. Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой - Спб, 2010 г.
  2. «Птица радости». Психокоррекционные занятия с тревожными детьми младшего школьного возраста. // Ярославцева Л. Школьный психолог. - №6, 2007 г.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
  4. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М., 2005.
  5. Проективная методика «Школа зверей» // Школьный психолог. - 2000. - № 12
  6. Программа «Солнышко» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе. // Школьный психолог. - 2004. - № 6
  7. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

  8. Интернет - ресурсы


































Тематическое планирование

1класс

№ п\п

Тема занятия

Содержание занятий

Кол-во часов

Дата

1.

Давайте познакомимся!

Введение в мир общения. Знакомство с правилами этикета. Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Вежливые слова при знакомстве.

2


2.

Что мы знаем друг о друге?

Знакомство с правилами речевого этикета. Развитие наблюдательности, эмпатии, умения слушать и слышать собеседника. Рассказ о себе, о своих увлечениях.

2


3.

Моё имя.

Знакомство с историей возникновения имен и фамилий, их значение. Презентация «Знаменитые люди России»

2


4.



Моя Родина.


Беседа о символах страны: флаг, герб, гимн. Знакомство с историей символики. Работа с географической картой. Главный город страны - Москва. Знакомство с информацией энциклопедии. Выполнение творческой работы: рисунок «Флаг России»

3


5.

Мой край.

Беседа о символах края: флаг, герб. Знакомство с историей символики края. Географическое положение края на карте страны. Город Ставрополь.

2


7.

Моё село.

Беседа о возникновении села Ачикулак. Первые исторические сведения о селе. Понятие, что такое адрес.

1


8.


Моя семья.

Традиции моей семьи.

Рассказ о своей семье: родителях, сестрах, братьях. Понятия «старшее поколение», «потомки». Развитие наблюдательности, умения строить свое высказывание, умения слушать и слышать собеседника. Раскрыть понятие «традиция». Формирование представлений о традициях разных национальностей.

3


9.

Дом, в котором я живу.

Рассказать о своем доме. Что значит радовать родных и близких добрыми делами? Мои обязанности по дому. Разыгрывание ситуаций.

1


10.

Творческая работа. Рисунок «Моя семья»

Выполнение творческой работы. Беседа по содержанию.

1


12.

Школа и ты.

Для чего нужна школа? Нужно ли соблюдать правила поведения в школе? Разыгрывание ситуаций.

1


13.

Правила поведения на уроке, на перемене.

Изучение правил. Разыгрывание ситуаций. Формирование умения делать выводы, пояснять свои действия. Стремиться к сотрудничеству.

2


14.

Ура! Перемена!

В какие игры можно играть на перемене? Подвижные игры на свежем воздухе, настольные игры. Формулировка правил.

1


14.

Мы идем в столовую.

Изучение правил поведения в столовой. Правила поведения за столом. Соблюдение гигиенических норм.

1


15.

Правила поведения в общественных местах.

Изучение правил поведения в общественном транспорте, в театре, в кинотеатре.

1


16.

Вежливая азбука

Знакомство с правилами общения. Применение «золотых» правил: обращение по имени, вежливые слова, интонация. Разыгрывание ситуаций общения с использованием слов приветствия, благодарности и других. Невербальное общение.

4


17.

Мальчики и девочки

Культура общения между мальчиками и девочками. Упражнения на развитие навыков бесконфликтного общения.

1


18.

Ссоры и споры

Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие вербальных и невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций.

2


19.

Наш веселый дружный класс

Упражнения на развитие монологической и диалогической речи. Дидактическая игра «Мы разные» Повторение правил социального поведения.

2


20.

Итоговое занятие.

Творческие работы учащихся. Рисунки на темы: «Что мне нравиться в школе?», «Мои друзья»

1












2 класс

№ п\п

Тема занятия

Содержание занятий

Кол-во часов

Дата

1.

Я - неповторимый человек.

Самопрезентация. Упражнения «Кленовые листочки», «Орехи»

Работа в микрогруппах - составление коллажа «Мы такие разные»

2


2.

Оцени себя и других

Дать характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных оценок. Развитие наблюдательности, эмпатии, умения слушать и слышать собеседника.

2


3.

Что в имени моем?

Происхождение имен. Кто такие тезки? Сказка о том, как мальчик и девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Упражнения «Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение»

2


4.

Мальчики и девочки.

Дружить или ссориться?

Культура общения между мальчиками и девочками. Упражнения на развитие навыков бесконфликтного общения. Совместное творческое дело- составление коллажей. Игры «Найди сходства и отличия», «Волшебное ожерелье», «Претензии» Интеллектуальная викторина.

4


5.

Мой характер.

Определение характера. Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Упражнения «У меня есть характер!», «Каким я себе нравлюсь»

1


6.

Изучаю себя.

Проведение исследования на предмет тревожности, агрессивности. Изучение коммуникативных действий, осуществление сотрудничества .Методики «Рукавички», «Кактус», «Школа зверей», «Кто прав?»

2


7.

Ответственность.

Чтение и анализ пословиц об ответственности. Чтение произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Обсуждение.

2


8.

Ответственность в школе. Что такое прилежание?

Что значит «старайся»? Чтение и анализ поступков героев рассказов В.Осеевой «Волшебное слово», «Сыновья». Чтение и анализ пословиц о труде.

1


9.

Правила поведения на уроке, на перемене.

Повторение правил. Разыгрывание ситуаций общения. Свободное время нужно проводить с пользой, стремиться к сотрудничеству. Подвижные и настольные игры. Соблюдение правил.

2


10.

Правила поведения в школьной столовой, в школьной библиотеке.

Изучение правил поведения в столовой. Правила поведения за столом. Соблюдение гигиенических норм. Посещение школьной библиотеки.

2


11.

Правила поведения в общественных местах.

Изучение правил поведения в общественном транспорте, в театре, в кинотеатре. Разыгрывание ситуаций общения.

1


12.

Вежливая азбука

Знакомство с правилами общения. Применение «золотых» правил обращение по имени, вежливые слова, интонация. Разыгрывание ситуаций общения с использованием слов приветствия, благодарности и других. Невербальное общение.

3


13.

Милосердие. Внимание к людям.

Дать понятие милосердия. Привести примеры из жизни. Встреча с членами детского объединения «Милосердие». Знакомство с деятельностью волонтеров.

2


14.

Моя Родина.

Символика России. 70-летие Победы. Города - герои России. Героические личности. Знакомство с информацией энциклопедии. Выполнение творческой работы: рисунок «Нет войне!»

3


15.

Мой край.

Символика края. 70-летие Победы. Герои Ставрополья. Презентация

1


16.

Моё село.

70-летие Победы. Защитники села. Памятные места.

1


17.

Моя семья.

Творческое задание: подготовить рассказ о предках - участниках ВОВ в вашей семье.

1


18.

Итоговое занятие.

Творческие работы учащихся.

Мини - сочинения, рисунки.

2




© 2010-2022