Конспект – урок по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект – урок по русскому языкуКонспект – урок по русскому языкуКонспект – урок по русскому языку

Конспект - урок

по русскому языку,

проведенный в 4-Б классе

учителем начальных классов МОШ 1-3 ст № 2

Карпенко В.П.



Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное» в 4 классе.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном. Формировать умения подбирать наиболее меткие, красочные прилагательные при описании предметов. Вырабатывать орфографическую зоркость, навыки графического письма. Развивать наблюдательность, воображение, образное мышление, речь. Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.

Оборудование: таблица «Лестница знаний», иллюстрации по теме «Весна», костюм для ролевой игры «Весна-красна», таблица «Как правильно сидеть во время письма», таблица Синквейн, сигнальные карточки, магнитофон, М.И.Глинка «Жаворонок».

Ход урока

1.Организация класса. Организационный момент.

Доброе утро, леса и поля,

Доброе утро, планета Земля!

Счастья, здоровья всем людям желаем!

Учитель: - Просигнализируйте сигнальными карточками о своем эмоциональном состоянии

2.Сообщение темы, цели урока

- Сегодня на уроке мы обобщим знания по изученной теме «Имя прилагательное»

Наш девиз урока:

Мы, играя, проверяем,

Что умеем и что знаем.

Что один не сделает - сделаем вместе!

Работа всякого нужна одинаково.

3.Работа по теме урока

1) Вступительное напутственное слово учителя

В дорогу, девчонки!

В дорогу, мальчишки!

По лесенке знаний шагайте смелей.

Чудесные встречи и добрые книги

Ступеньками будут на ней.

2) 1 ступень. Занимательное упражнение «Назвать как можно больше прилагательных на буквы в слове»

- Какой урок вы ожидаете?

У - увлекательный, удивительный,…

Р - развивающий, радостный,…

О - обучающий, особенный,…

К - красочный, классный,…

- Каким вам хочется видеть учителя?

У - увлеченным, универсальным,…

Ч - чутким, честивым,…

И - интересным,…

Т - талантливым, трудолюбивым,…

Е - естественным,…

Л - любящим, любознательным,…

Ь

Учитель надеется видеть учеников:

У - умными,…

Ч - человечными,…

Е - единственными,…

Н - надежными,…

И - индивидуальными,…

К - кропотливыми,…

2 ступень. Слушание текста на тему «Весна».

Весенняя мощь,

Настроение весеннее

Сегодня у нашей весенней страны!

Весенние грозы,

Весенние стройки,

Дорогу!

Дорогу весенней работе!

Открыто идет по стране новизна…

Учитель:

- Какое слово повторяется несколько раз?

- Какой частью речи оно является?

- Что обозначает имя прилагательное?

- Как изменяется данная часть речи?

- Определите род, число прилагательных.

- Какова роль, функции имени прилагательного?

(называть признаки предметов, освещать предметы)

3 ступень. Ролевая игра «Весна-красна».

(появляется Весна-красна. В косах подснежники, на голове - веночек из молодых листьев)

Дети: - Весна-красна, на чем пришла?

Весна: - На жердочке, на бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

Дети: - Весна-красна, ты с чем пришла?

Весна: - С сохой, бороной,

С лошадкой вороной,

С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой;

С травой шелковой,

С водой ключевой,

С калиной-малиной,

С красной рябиной.

Учитель: - С чем пожаловала к нам Весна-красна?

- Назовите определение к именам существительным в стихотворении

(рожь, лошадка, пшеница, трава, вода, рябина)

- Что общего в них ?

(прилагательные , ж.р., ед.ч., в творительном падеже)

Весна: - Укрепить чтоб ваши знанья,

Я придумала заданья

На смекалку, на уменья.

До конца их всех пройти

И ответы к ним найти.

(Весна-красна раздает задания командирам групп)

4 ступень .Мозговой штурм «Репортер».

А)В течение 1 минуты учащиеся «цепочкой», передавая из рук в руки микрофон, дают определение имени существительному ВЕСНА , не повторяясь.(звонкоголосая, шумная, долгожданная, погожая, певучая, солнечная и т.д.)

Б)Самостоятельная работа.

- Записать шесть имен прилагательных к существительному ВЕСНА .

5 ступень. Групповая работа по карточкам. Разбор прилагательных и существительных по составу:

-весенняя

-говорливая

-ласковая

-шумная

-кипучая

-звонкая

-долгожданная

-журчащая

-нежная

Физкультминутка

6 ступень. Работа в группах Презентация.

1 группа. Отгадать загадки. К отгадкам дописать имена прилагательные, определить род, число.

День 8 Марта, весна, дождь, снег.

2 группа. «Озарите предмет».

Ветер, солнце, небо, ручьи.

3 группа. Соотнесите шум листвы с временами года.

1)Солнечный лучик. Весна. Едва слышная дремотная болтовня.

2)Говорящий ручеек. Лето. Смеющийся трепет.

3)Звонкая капель. Ранняя осень. Робкое и холодное лепетание.

4)Весенний первоцвет. Поздняя осень. Мягкое шушуканье, долгий говор.

7 ступень.Прогулка в весенний лес.

А) Кто там , кто там из-под снега

Выглянул на свет?

- Это я - подснежник ранний,

Весенний первоцвет.

Учитель: - Назовите, какие вы еще знаете первоцветы весной?

- Разберите слово ПОДСНЕЖНИКИ

Б) Слушание фрагмента романса «Жаворонок» М.И.Глинки.

8 степень. Чтение стихотворения о весне Сравнение, выводы учащихся, что происходит, если опустить имена прилагательные.

На солнце темный лес зардел,

В долине белеет тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Это же стихотворение без имен прилагательных:

На солнце лес зардел,

В долине пар белеет,

И песню запел,

В лазури жаворонок.

Учитель: - Имена прилагательные раскрывают сущность предметов. Особая роль принадлежит описанию в создании впечатляющих картин природы. Как обеднел бы наш язык, если бы мы ничего не знали о предмете, кроме его названия. Нас всюду сопровождали бы вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?.

Б)Аналогичная работа проводится со стихотворение Ф.Тютчева «Весенние воды».

Весна идет, весна идет!

И тихих майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

В)Запись 1-2 предложений (приметы, пословицы).Определение имен прилагательных, их рода, числа, каким членом предложения выступает.

Например: Коли грачи прямо на гнездо летят - дружная весна.

Март сухой и мокрый май - будет каша и каравай.

9 ступень. Упражнения в определении падежей

Учитель: А) - Ах падежи, ах падежи,

Как вы важны и как нужны.

- Объясните, почему?

Б) Чтение отрывка шуточного стихотворения «Зеленый лист». Определение падежа имени прилагательного ЗЕЛЕНЫЙ.

Как-то с большого клена

Оторвался лист зеленый

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа.

Ветер нес и нес,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг к зеленому листу,

Лапой - хвать зеленый лист

Дескать, поиграем

«Не хочу», - парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым

Над землей взметнулся снова,

Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом.

10 ступень. Составление синквейна к слову ВЕСНА

  1. Весна ( 1 слово)

  2. Веселая, журчащая (два прилагательных)

  3. Идет, поет, летит (три глагола)

  4. Какая чудесная пора года! (отношение автора к проблеме)

  5. Жизнь(одно слово, как итог к примеру).

11 ступень. Итог урока

- Над какой темой урока мы сегодня работаем?

-Удалось ли нам обобщить, систематизировать знания о части речи имени прилагательном?

-Можете ли вы перечислить все, что вы знаете об этой части речи?

-Какую функцию в речи выполняют имена прилагательные?

-Помогли ли прилагательные раскрыть образ Именинницы-Веснянки?

-Что является существенным отличием весны от других времен года?

-Дайте словесную оценку урока, используя нужные имена прилагательные.



© 2010-2022