Разработка урока по литературному чтению на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы школа № 2073 (СП Роговская школа)




Методическое объединение учителей начальных классов.


Литературное чтение.










Разработка урока литературного чтения по теме: «В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» для 4 класса.










Работу выполнил: Груздева Елена Николаевна, учитель начальных классов. e - mail: elena - s - 19792011@ mail. ru













г. Москва, п. Рогово, 2015 год.

Разработка открытого урока литературного чтения в 4 - м классе по рассказу

В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».


Цели урока: обучающие:

  • Совершенствование навыка чтения: безошибочного, словами, осознанного, выразительного
воспитательные:
  • Формирование личностных качеств: доброты, уважения к природе, бережного отношения к птицам
развивающие:
  • развивать навыки работы с текстом учебника;
  • развивать познавательной активности
  • развивать навыки взаимопроверки
  • формировать интерес к изучению предмета
  • воспитывать умение работать в коллективе
  • формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных)

Оборудование: портрет В. П. Астафьева, презентация «Стрижи», иллюстрация с изображением птиц, карточки со словарными словами, заготовки учащихся (экспресс - опрос, пословицы.), учебник «Литературное чтение» 4 класс, сост. Л.Ф.Климанова и др..

Ход урока:
Звучит музыка леса, звуки птиц.
I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя.
- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть всё для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять! «Где же эта страна?», спросите вы… Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы станем создателями анимационного фильма, название которого мы прочитаем вместе!

(на доске «Стрижонок Скрип»)
- А кто автор рассказа? (на доске портрет писателя)
III. Актуализация знаний. - А сейчас прочитайте пословицы:

«При солнышке тепло, при матери добро».

«Друзья познаются в беде».

«На друга надейся, а сам не плошай!»
- В конце урока выберите пословицу, которая определяет главную мысль нашего фильма.
IV. Подготовительная работа и проверка домашнего задания. - Ребята, так как мы будем озвучивать наш фильм, подготовим артикуляционный аппарат к работе.

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было все понятно. - И так начнем создавать фильм. Вспомним то, что нам уже известно о стрижонке, нам поможет домашнее задание, которое было интересное и необычное.
- Какое было домашнее здание? Иллюстрация понравившейся части, чтение этого отрывка и пересказ (на доске рисунки учащихся). - Задание найти интересную информацию о стрижах в различных источниках. - После сообщений детей просмотр презентации «Стрижи».
V. Словарно - лексическая работа. Сейчас мы продолжим знакомство с текстом. Для того чтобы все слова были понятны - проведем словарно - лексическую работу (слова на доске). Подготовленный ученик зачитывает пояснения из словаря Ожегова. Гомон Спикировал Бесцеремонно - беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости. Заполошно - (прост.) - суматошно, неспокойно, взбалмошно. Яр - крутой берег, обрыв.
VI. Чтение рассказа учащимися и его анализ. Задание во время чтения: подчеркивать слова - эпитеты о Скрипе и маме Стрижихе
С. 100 - 101 До слов «И когда снова…» - вслух по очереди. - Как появился на свет стрижонок Скрип? - Как прошел первый день его жизни? - Какой вам представляется мама - стрижиха? - Чем напоминает она маму человека? - Чем порадовала мама своего первого стрижонка?
С. 101 - 102 До слов «Стрижонок Скрип подрос.» - цепочкой. - Расскажите, почему мама рассердилась на своего стрижонка - первенца? - Что понял Скрип? - Что случилось с папой стрижат? - Как вы можете охарактеризовать этот поступок мальчишек? - Как автор называет стрижиху? - Согласны ли вы с этим? Объясните.
С. 102 - 103. До конца - выборочное чтение. - Найдите и зачитайте строки, почему Скрипу очень хотелось выползти из норки. - О каком качестве характера это говорит? - Прочитайте, как отнеслась к этому мама? - Какие враги были у стрижей? - Как стрижи защищаются от них? - Как вы можете охарактеризовать этих птиц? (Дружные, храбрые, самоотверженные.) - Чему важному хотела научить стрижат мама? С. 104 - 105 До слов «Выросли стрижата.» - про себя с заданием: найти строки, относящиеся к иллюстрации на с 104. - Какие чувства испытали? Почему? - Какое несчастье случилось у стрижат? - Какими строками можно подписать иллюстрацию? - Как писателю удается показать, что стрижи очень дружный народ?
- Какие эпитеты использовал автор для описания Скрипа? (Голодный, храбрый, любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный). - Кто является первым учителем Скрипа? (Мать стрижиха). - Зачитайте эпизоды связанные с матерью стрижихой и определите каким она была воспитателем? Подчеркните эпитеты - I вар. Действия - II вар. (Тёплая, мягкая, заботливая, строгая, серьёзная, хорошая). (Прижала, принесла, отдала, откинула, долбанула, т.е. кормила, воспитывала, оберегала, защищала).
VII. Обобщение знаний. Работа с пословицами. - Какие пословицы подходят к рассказу? Работа в парах

Один за всех, все за одного.

Мир не без добрых людей.

Учись смолоду - пригодится в старости.

Делу - время, потехе - час.

Без отца - полсироты, а без матери и вся сирота.
Экспресс-опрос (усвоение содержания)
У каждого ученика табличка, где он ставит + или -

1 Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

- норке 2 Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу - первому стрижонку.

+ 3 Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

+ 4 Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.

- много 5 Скрип был любопытный стрижонок.

+ 6 Однажды мама - стрижиха вылетела на битву с врагом -разбойником коршуном.

- соколом 7 Стрижи - очень дружный народ.

+ 8 Скрип сразу сделал себе глубокую норку.

- 9 Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

+ 10 Количество верных ответов:

Оценка:
- Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу.
VIII. Подведение итогов. Вновь хочется обратиться к словам В. П. Астафьева и прочтем их. По раздаточному материалу ребята читают вслух: «Ах, как бы мне хотелось, … чтобы дети видели бы и знали, как трудно выращивается хлеб, … как птички малые высиживают и выкармливают своих птенцов, как непроста жизнь в лесу, в воде, в воздухе - везде, где обитают братья наши младшие, нуждающиеся порой в защите человека, в том числе, и в вашей, ребята. Вы ведь тоже вырастете и станете взрослыми, и всё, что есть на земле, достанется вам в наследство - берегите живую жизнь».
Домашнее задание: выразительное чтение рассказа, дополнительно - поделить рассказ на части и озаглавить.

© 2010-2022