Урок + презентация по литературному чтению для 1 класса по теме «Ю. Дмитриев «Медвежата», Г. Снегирёв «Медвежата»»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:

«Ю. Дмитриев «Медвежата»,

Г. Снегирёв «Медвежата»»

Цели:

Познавательные: - ознакомление с рассказом Ю. Дмитриева «Медвежата»,

Г. Снегирёва «Медвежата»;

- осознанное восприятие литературного произведения;

- формулирование ответов на вопросы по содержанию прочитанного

и прослушанного произведения;

- построение рассуждений;

Регулятивные: - планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ) необходи-

мые действия, операции, действовать по плану;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые

коррективы;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности,

искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в

общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с

учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать

имеющиеся,

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

- участвовать в творческом процессе.

Оборудование: проектор, портреты писателей, конверты с разрезанным словом «медвежата», шаблоны для моделей обложки, карточки для определения настроения, презентация к уроку.


Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Определение настроения.

- Ребята покажите с помощью карточек, лежащих у вас на столах ваше настроение. Выберите карточку с соответствующим личиком.

(Один из учащихся определяет, можем ли мы начать урок, объясняет, почему он так решил: Настроение хорошее. Я думаю, на уроке оно поможет узнать что-то новое и полезное)

- Садитесь.

- Даём установку на урок Глаза смотрят и всё видят

Уши слушают и всё слышат

Сначала думаю потом говорю.

Помню что в классе я не один

Умею слушать мнение других.

-Чему учимся на уроках чтения?(читать, рассуждать, говорить, слушать)

2. Мозговая гимнастика.

-А чтобы у нас сегодня всё получилось, мы выполним по традиции мозговую гимнастику.

а) ленивые восьмёрки (одной рукой, другой рукой, обеими руками - в одну сторону, в разные стороны)

б) шапка размышлений

в) постановка дыхания, развитие четкости произношения.

- Чтобы перейти к речевой разминке, нужно вспомнить о постановке дыхания.

(дети называют упражнения)

  1. Вдох носом, выдох носом.

  2. Вдох носом, выдох через рот;

  3. Вдох, задержка дыхания, выдох;

  4. Вдох, выдох по порциям.

  5. Медленный глубокий вдох - краткий глубокий выдох.

3. Речевая разминка

- А сейчас - упражнения на развитие четкого произношения

а) артикуляция (перед зеркалом)

  • Вдох, на выдохе произносим звуки а о у ы и э

  • произношении этих гласных по порядку - а, о, у, ы, и, э

  • произношение сочетаний гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, о-э, у-ы

б) скороговорка

Кукушка кукушонку купила капюшон. - Прочитайте скороговорку. - Произнесите хором: -- медленно - быстрее - быстро; -- тихо - громче - громко. -Читайте скороговорку выделяя голосом подчёркнутое слово. е) учимся читать трудные слова: - Кто самый старательный, внимательный, тот сможет прочитать трудные слова. Одолеем их? Ди-див-дивших-родивших-родившихся Ве-веди-медведи-медведица Ко-коль-несколь-несколько Ше-роше-крошеч-крошечными Ки-кило-полкило-полкилогра-полкилограмма Ло-берло-берлога Ты-отыс-отыска-отыскала Ре-разгре-разгребать Вьи-равьи-муравьи-муравьиные Вей-мура-муравей-муравейник
- Кто догадался, почему именно эти слова мы учились произносить? (встретятся в новом произведении)

4. Вводная беседа.

- Вот я вас и приглашаю в очередное путешествие за новыми открытиями. А где мы будем искать их, вы узнаете, когда прослушаете…. (звучит запись голосов леса)

- Кто догадался? Где нас ждут открытия? (в природе.)

- А хотите узнать о ком конкретно пойдёт речь на уроке? Тогда вам следует открыть тайные послания. (мед-ве-жа-та) (каждая группа прочитывает получившееся слово)

- Что вы уже знаете о медвежатах?

- Подумайте, что бы вы хотели узнать об этих животных сегодня на уроке?

- Кто нам может помочь в нашей работе?( В нашей работе нам будут помогать писатели и их произведения.)

- Посмотрите внимательно вокруг себя и назовите сегодняшних помощников (дети находят портреты Снегирёва и Дмитриева на сенсорных крестах)

5. Физминутка «дождь» (Упражнение состоит из восьми действий. Один из участников начинает каждое действие и, в то время как он продолжает делать его сам, также он передает его другому человеку, а тот, в свою очередь, продолжает его и передает следующему, и так по кругу. Причем, когда посланное членом команды действие возвращается, участник начинает следующее действие и затем передает его, продолжая движение. Так же передаются все действия, пока не закончатся. Действия выполняются в следующем порядке

  1. Трение ладоней (шум деревьев).

  2. Щелканье пальцами (первые капельки).

  3. Хлопанье руками по бедрам (дождь по крьппе).

  4. Хлопанье по бедрам, топая ногами (гром и град).

  5. Хлопанье руками по бедрам

  6. Щелканье пальцами.

  7. Трение ладоней.

  8. Солнышко выглянуло (руки к голове).

6. Планирование предстоящей деятельности. - Чтобы наши открытия были более продуктивнее, вспомним в какой последовательности мы знакомимся с новым произведением?

  • Знакомство с авторами произведений;
  • Знакомство с произведением;

-На уроках мы с вами решили, что книга нам будет более интересна, если мы будем знать, кто её написал. (несколько учеников рассказывают биографию авторов)

Дмитриев.

  1. Юрий Дмитриев родился в 1925 году в городе Москве, в семье врача. Его юность прервана войной. Он пытался попасть на фронт, прибавив себе возраст. После войны работал в газете и одновременно окончил Московский университет.

  2. Вот Дмитриев становится учителем. Его любят ученики, ценят товарищи. Но все же что- то его манило. Самым любимым занятием с детства было хождение в лес, в рощу.

  3. Его привлекали рыбы, птицы, собаки, различные зверюшки. Он всегда подбирал раненых, беспомощных, больных, голодных и выхаживал их.

Снегирёв

  1. Геннадий Снегирев - родился в Москве. Отец его погиб на войне, мама работала библиотекарем. Мальчик с детства узнал, что такое нужда и голод. После начальной школы учился в ремесленном училище.

  2. В тринадцать лет будущий писатель начал работать - лечил рыб, делал раскопки на Чудском озере, изучал рыбьи кости и чешую. Снегирев занимался боксом (мальчишкам надо уметь постоять за себя), и хотя был худым, небольшого роста, стал чемпионом Москвы.

  3. Снегирев часто бывал в научных экспедициях. Делом жизни стали книги, которые родились из устных рассказов своим друзьям и товарищам. Книг было много - рассказы, повести, очерки. В этих книгах - удивления и восхищения увиденным в многочисленных путешествиях...



  1. Первичное восприятие

- С произведениями будем знакомиться по группам. Сегодня я доверяю чтение первый раз произведения … (называю детей, которые готовили чтение)

- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

8. Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

-Что лично для вас стало открытием?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

-А зачем людям важно знать об этом?

- Обсудите в группах - о чём нам рассказал автор?

- Итак, о чём рассказал Дмитриев? … Снегирёв?

(1- о том, что медвежата рождаются зимой маленькие, а весной с медведицей в лесу ходят уже большие медвежата;

2 - о том, как медвежата первый раз вылезли из берлоги и как их мама-медведица учила искать корм в лесу)

9. Повторное чтение

- Вам интересно узнать содержание произведения, которое читала эта группа? А вам?

- Но прежде давайте проверим вашу эрудицию: задайте друг другу вопросы

1. мы прочитали произведение и узнали, что медвежата рождаются крошечными у большой мамы-медведицы. Как вы думаете - почему?

(Вот как написал об этом Ю. Дмитриев: а это потому, что мама зимой ничего не ест и молока у неё мало. Если бы медвежонок был большим, ему надо было бы много еды, то есть молока)

2. а мы узнали, что медвежата учились разгребать муравьиные кучи. Предположите - зачем и как они это делали? (а в тексте так сказано: запустят в муравейник лапу, слижут муравьёв и снова запустят)

- чтение текстов цепочкой.

-Как вы думаете, можно ли считать рассказ Снегирёва продолжением рассказа Дмитриева?

10. Моделирование обложки

- моделирование обложки: у каждой группы заготовки для модели обложки, дети выбирают нужное и приклеивают на лист, работу помещают на доску.

- Что объединяет эти произведения?

-Чем они отличаются?

11. Итог.

- Какое открытие сегодня на уроке вы для себя сделали?
- Какие трудности возникали?
- Что особенно запомнилось, понравилось на занятии?


12. Рефлексия

- Я хотела бы, чтобы вы оценили свои успехи на уроке. Подойдите к любому колокольчику (они висят на сенсорных крестах):

  • Если получилось отлично - к красному;

  • Если получилось хорошо - к зелёному;

  • Не все задания выполнял, как хотелось - к оранжевому;

  • Получилось совсем не так, как хотелось - к синему.

- Обоснуйте свой выбор.

- Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.

6


© 2010-2022