Л. Н. Толстой «Акула»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: Л.Н. Толстой. Акула. Цели: образовательные: создать условия для знакомства с произведением Л.Н.Толстого «Акула», его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте); обучение вдумчивому прочтению произведения; формировать умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения;
совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы. совершенствовать навык правильного и выразительного чтения. развивающие:
создавать условия для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге; развивать воссоздающее и творческое воображение; воспитательные:
воспитывать чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя Л. Толстого, карточки с заданиями, учебник по литературному чтению для 3 класса. Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Ожидаемые образовательные результаты: в процессе деятельности на уроке учащиеся должны знать название рассказа и его автора; характеризовать действующих лиц рассказа на основании их поведения; отбирать в тексте материал для выборочного чтения; составлять рассказ о герое, выражать личностное отношение к событиям и героям; составлять план рассказа.

Ход урока 1.Организационный момент. 2. Самоопределение к учебной деятельности. - Мне хочется начать наш урок с замечательных слов французского писателя-философа Дени Дидро. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Д.Дидро
- Как вы понимаете значения этих слов? (высказывания детей)
-Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать. - Сегодня на уроке мы продолжим учиться думать, размышлять, анализировать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя выводы. 3. Проверка домашнего задания - Как называется раздел, по которому мы работаем? (Великие русские писатели). - С творчеством какого писателя мы познакомились на предыдущем уроке? -Всё ли вы знаете об этом человеке? (портрет писателя) - Давайте проверим. - Перед вами печатные листы с биографией писателя. - Ваша задача внимательно читать текст и карандашом выставлять пометки на полях. Метод «Чтение с пометами». V - уже знал + - узнал новое ? - хочу узнать Детство будущий писатель провёл в Ясной поляне. Мать его умерла рано, когда ему было полтора года. Детей в семье было пятеро. Лев Николаевич Толстой прожил длинную жизнь, 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки. Их читают во всём мире. Полное собрание - 90 томов. Он писал произведения разных жанров: рассказы, басни, сказки, были, былины; о детях, о природе, о Родине, о животных; художественные произведения; научно-познавательные. В своих произведениях он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Он очень любил детей. Л.Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей «Русскую азбуку» и сам учил их читать и писать. В настоящее время усадьба Я́сная Поля́на - это Музей, который находится в Щёкинском районе Тульской области.
Проверка.
  1. ЧТО ВЫ ЗНАЛИ?
  2. ЧТО УЗНАЛИ НОВОГО? (Музей - усадьба Я́сная Поля́на - в Щёкинском районе Тульской области)
  3. ЧТО ХОТЕЛИ БЫ УЗНАТЬ?
(познакомиться с новыми произведениями)
Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.
4. Работа над новым материалом. Методический прием «Предположение». - Посмотрите на рисунок и определите тему рассказа, с которым познакомимся сегодня не уроке (о животных) -Как бы Вы озаглавили текст? -Что знаете об этих животных? (высказывания детей) - Денис подготовил сообщение, сейчас он расскажет нам о том, что он узнал об акуле. (Дети видят фотографии акулы на экране.)
Акула - страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть". В гигантской пасти может быть более 3 тысяч острых зубов, расположенных в 6 рядов. Такая акула может напасть на человека. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны.
-Какая это информация? Почему? (научно-познавательная, сообщает факты) - Что может произойти в рассказе с таким названием? -Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным? (Уже в названии есть что-то тревожное, предчувствуешь - что-то случится) - Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания. 5. Чтение учителем слайд-фильма «Акула» Упражнение «Буксир». Я читаю вслух. А вы одновременно читаете про себя. Постарайтесь представить и прочувствовать всё, что услышите.

Задание до чтения: 1. Определить, какой это рассказ? 2. Ответить на вопрос: что поразило? 3. О чём говорит заглавие?
6. После чтения рассказа. Мозговой штурм.
- Я вижу, произведение взволновало вас. - Какие чувства вы испытали? (Тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость.)

- Что поразило? - Было ли вам страшно? За кого? Когда? (КОГДА МАЛЬЧИКИ НАЧАЛИ КУПАТЬСЯ В ОТКРЫТОМ МОРЕ, КОГДА РАЗДАЛСЯ КРИК «Акула») - Почему рассказ назван «Акула»? ( Потому что на её появлении основан сюжет рассказа) - Какой это рассказ? (художественный рассказ, повествовательное произведение об одном событии в жизни героев) - Совпали ли ваши предположения?
7. Словарно-лексическая работа. - Какие слова вам были непонятны при чтении? - Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).

- Было ещё одно Д/З. Группа ребят работала с различными источниками. Они определяли значения некоторых слов, которые встретились в тексте. Артиллерист - военнослужащий рода войск, где применяют огнестрельное оружие.

  1. Палуба - горизонтальная открытая поверхность на корабле.
  2. Пронзительный визг - громкий, оглушительный.
  3. Ропот - неуверенный, тихий возглас.
  4. Фитиль - шнур, который поджигают для произведения выстрела.
  5. Хобот - дуло пушки.
  6. Якорь - тяжелое металлическое приспособление на корабле, удерживающее его на месте.
  7. Пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние

Музыкальная физминутка. (УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ)
  1. Повторное аналитическое чтение по частям, составление плана (характеристика одного из героев) Работа по содержанию текста:

- Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (восстановить последовательность частей). - Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (работа в парах - на карточках)
План: О Появление акулы. О Мальчики в открытом море. О Остановка корабля. О Стрельба из пушки. О Купание в парусе. О Дети спасены.
Проверка: ( таблица №1)
Название части
1.Остановка корабля.
2.Купание в парусе.
3.Мальчики в открытом море.
4.Появление акулы.
5.Стрельба из пушки.
6.Дети спасены.








- Подумайте, одинаковое ли настроение сопровождает героев в каждой из частей рассказа? (высказывания детей) - Попробуем сопоставить название части и настроение действующих лиц.
1 часть. Как автор описывает погоду? Какое настроение у героев? ( таблица №2)
Название части Настроение 1.Остановка корабля. Спокойное 2.Купание в парусе. Весёлое, радостное 3.Мальчики в открытом море. Волнение, беспокойство 4.Появление акулы. Тревога, страх 5.Стрельба из пушки. Ужас 6.Дети спасены. Радость и облегчение







Вывод: Лев Толстой заставил пережить и тревогу, и беспокойство, и волнение, которое переходит в страх, а в конце рассказа - радость и облегчение.
(СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА по ходу анализа)
- Кто является главным героем произведения? Почему? (Главный герой артиллерист, потому что он участвует во всех эпизодах)
  • Отец - артиллерист
- Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? (погода изменилась, стало душно). - Как мальчики оказались в открытом море? - Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Чтобы ответить на этот вопрос перечитаем еще раз 3 абзац. На какой глагол нужно обратить внимание? (вздумали) Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (значит ни о чём не задумываясь, поплыли в открытом море, совершили необдуманный поступок) Именно слово ВЗДУМАЛИ даёт нам понять авторское отношение к мальчикам, в этом слове звучит укор, осуждение.
- Итак, мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. - Как вы думаете, как он отнёсся к забавам сына и его товарища? Стоял любовался Докажите текстом - с. 152, 5 абзац (Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему : «Не выдавай! Поднатужься!». крикнул: "Не выдавать! Поднатужься!" - Что значат эти слова? ( Это значит не поддаваться, постараться победить, обогнать, гордился сыном, болел за него, как на соревновании)

Старый артиллерист любуется мальчиком, ему нравится, что его сын такой ловкий, шустрый, подвижный, как ящерица, ему нравится, что он хорошо плавает



- Когда отца охватил страх? (когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам) - Как появилась акула?( неожиданно, внезапно) - Каким словом автор передает появления акулы? (вдруг....) - Какие слова подобрал Л. Толстой для того, чтобы показать, что все, кто видел акулу, испытали сильнейший страх, опасность? (Морское чудовище.)
- Акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? ( отец закричал Назад! Назад! Вернитесь! Акула!)
Как ведут себя матросы? (они бросились к шлюпкам, понеслись что было силы, чтобы спасти ребят)
- А как ведёт себя артиллерист? (бледный, как полотно, не шевелясь, смотрел на детей) бледный как полотно не шевелясь, смотрел на детей

- Какие чувства он испытывает в этот момент? ( ШОК - это высшая степень страха и ужаса, его сковал страх за жизнь сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал себя беспомощным. - Сразу ли мальчики увидели акулу? Найдите и прочитайте. - Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? - А как автор это передает? - Прочитайте. (Мальчики испугались, пронзительный визг и мальчики поплыли в разные стороны). - Как вы понимаете "визг разбудил артиллериста", почему автор использует именно это выражение? (Артиллерист как будто очнулся от шока, проснулся от пронзительного визга мальчиков, почувствовал, что может и должен помочь ребятам)

- Что автор хотел передать словами "сорвался с места"? (стремительность действия, нельзя было терять ни секунды).
- Найдите и зачитайте все действия отца мальчика.
Как нужно читать все эти глаголы? (с. 154, абзац 3-4) сорвался с места побежал к пушке повернул хобот, прилёг к пушке прицелился и взял фитиль упал и закрыл лицо руками
- Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? (высказывания детей) (не мог стоять от всего пережитого, ему было страшно смотреть, что же там после его выстрела, он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков)
Л. Н. Толстого, как всегда интересует внутренний мир человека в опасные, страшные, трагические моменты жизни. Как много пережил старый артиллерист за короткое купание мальчиков!
- Каковы могли быть последствия выстрела? - Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение?
(нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности. Он принял быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков.)

- Каким вы его себе представляете. Составьте словесный портрет артиллериста. (Немолодой, уставший, старый, седой)

- Какие качества, черты характера старого артиллериста проявились в данном рассказе?

(решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну)

выберите качества, которыми он обладает из перечисленных и назовите.



сильный духом трусливый
мудрый мужественный
честный слабохарактерный
веселый опытный
беззащитный смелый бывалый решительный находчивый
ВЫВОД: - Скажите, для кого и как закончилась эта история? Определим « +» и «-« + - 1. Дети остались живы. 1. Убили акулу - животное. 2. Отец не потерял сына. 2. Дети поступили необдуманно. 3. Совершил поступок. 3. Заставили отца переживать. 4. Дети вынесут из этой истории урок на всю жизнь.
- А почему эти минусы появились? - Они появились потому, что мальчики вздумали… , поступили безответственно, бездумно, совершили необдуманный поступок

- В чём заключается главная мысль рассказа? О чём этот рассказ? (о любви к сыну, это побудило совершить поступок; о смелости, отваге, героизме)
- Чему учит нас Л. Толстой этим рассказом? (Надо дорожить близкими, беззаботное поведение может довести до беды, взаимопомощи, мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию)
- Для чего он написал свое произведение?

-Что автор хотел донести до читателя?

(Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;
Чтобы показать, как переживают родители за детей;
Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;
Как безответственность, беззаботность, легкомыслие мальчиков чуть не привела к трагедии.)


- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. О том, какие опасности, подстерегают детей, к каким последствиям может привести бездумное поведение)

- О чём вы сегодня задумались? (высказывания детей)
- Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков. - Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).
- Что вы скажете о рассказе Л. Толстого «Акула»? Это художественное произведение, написанное пером великого писателя. Рассказ короткий, но сколько в нем чувств, картин; рассказ похож на кино, так как происходит быстрая смена событий, динамичное движение, много звуков: крики, визг, выстрел, ликование.

  1. Групповая работа.

Составление «синквейна» к словам Отец, акула, рассказ

Отец

Смелый, находчивый

Гордился, испугался, выстрелил

Риск - благородное дело.

Любовь

Акула
Огромная, кровожадная.
Плавает, нападает, поедает.
У акулы острые зубы.
Хищник.


Рассказ Художественный, интересный Вызывает, заставляет, учит Художественный рассказ вызывает чувство. Любовь

ПРОВЕРКА

11. Самооценка деятельности учащихся.

- А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте листок с изображением кораблика с мачтой. Раскрасьте парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу.

1. Отлично работал (а) и многому научился(ась) - зеленый.

2. Хорошо работал(а) на уроке - синий.

3. Надо постараться - красный.

12. Домашнее задание.
Всему классу: выразительное чтение рассказа.
- приготовить пересказ (от лица мальчиков, артиллериста, или рассказчика);
- нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду;

Выставление отметок

-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.
Помните, любовь побеждает всё!
- Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок.






















© 2010-2022