- Преподавателю
- Начальные классы
- «Охрана воды». Познание мира. 3-класс
«Охрана воды». Познание мира. 3-класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Раймбекова Г.Б. |
Дата | 04.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Средняя школа №4
« Утверждаю»
Зам.дир по МР
Кущикова Е.А..
_______________
От «___» ____2014г.
Открытый урок на тему « Охрана воды»
Учитель: Цыганкова Н. Н.
Предмет: познание мира
Урок- игра ( обобщение)
Класс- 3 « Б»
.
г. Акколь 2014г.
Тема: Охрана воды
Цель: формировать знания об охране воды, развить наблюдательность, кругозор, внимание, воспитать бережное отношение к природе, окружающей среде.
Оборудование: интерактивная доска ,муз. центр, тесты
ХОД:
-
Оргмомент
Тренинг « Дыхание счастья»
При вдохе мысленно вдохните аромат полевых цветов, радость, удачу, тепло, а при выдохе выдохните печаль, злость, гнев, обиды.
- Вы слыхали о воде?
Говорят она везде?
В луже , в море,в океане,
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает
На плите у нас кипит
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить!
-
Сообщение темы и плана урока.
-Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме Охрана воды. Наш класс разделен на 3 группы - команды:1группа-«Реки», 2группа-« Озера», 3 группа- «Моря и океаны».
Вам предстоит сегодня на уроке - игре показать свои знания по пройденным темам .из раздела Вода.
Каждая команда должна набрать как можно больше очков- капелек и в конце урока мы подсчитаем и выявим команду- победителя.
Работаем по плану игры:
1 тур: Блиц-опрос
2 тур: Защита работы темы( домашнее задание)
3 тур: Экологическая задача
4 тур: Групповое задание « В команде»
5 тур: Вопросы капитанам.
Итак, начинаем 1 тур « Блиц- опрос».
III. Актуализация знаний.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Для чего нужна нам вода?
-А что случиться, если вода закончиться?
Мозговая атака- ассоциация к слову «ВОДА» ( жизнь, влага, радость, чистота, рост)
Кто знает ответ на вопрос, поднимает красную карточку.
-
Как называется начало реки? исток
-
Какое озеро самое большое? Каспийское
-
Какое озеро самое глубокое? Байкал
-
Перечислите моря , названия которых обозначает цвет? Белое, Черное , Красное, Желтое
-
Назовите 3 состояния воды? Жидкое, твердое, газообразное
-
Какие свойства имеет вода? ( не имеет цвета, запаха, текуч, прозрачен)
-
Закончите пословицу: Где вода, там ………..и радость.
-
Пресные водоемы , созданные человеком - это… пруд, колодец
-
Самый большой океан Земли.( Тихий)
Подсчет очков -капелек.
2 тур « Защита темы».
1 группа защищает свою тему « Реки».( показ слайда реки).
Река- это поток воды, которое течет по руслу. Реки бывают равнинные, они широкие, спокойные, берега рек богаты растительностью.
Реки бывают горные- они образуются в горах, их питают воды ледников, эти реки бурные, быстрые.
Болотные реки- спокойные, тихие, извилистые.
Реки - это основной источник питьевой воды. Речную воду используют для питья, орошения полей. По рекам проходят суда, перевозят людей, и грузы. На реках возводят электростанции, которые вырабатывают электростанции. В реках водится рыба, которую человек использует в пищу.
На территории Казахстана насчитывается 85 000 больших и малых рек. Длина 7 рек превышает 1000 км - Иртыш, Есиль, Тобол, Урал, Или, Чу, Сырдарья.
Реки - это колыбель человечества, человек издавна селился у рек, т.к. без воды нет жизни.
2 группа « Озера».
Озеро- это скопление воды в природном углублении.
В РК более 48 000 мелких озер. Самые крупные из них- Каспийское, Аральское, Балхаш.
Поменьше- Зайсан, Алаколь, Тениз.
На карт пресные озера обозначены синим цветом, а соленые - розовым цветом.
Сточное озеро- то, из которого не вытекают реки. Бессточное -из которых не вытекают реки.
Байкал- самое чистое, холодное озеро , на его дне на глубине 1,5 кмвидны камни. В этом озере самая лучшая вода в мире. В нем водится омуль, голомяка, карпы, сибирские тюлени. В озере есть эпишуры- санитары озер, они поедают микроорганизмы из- за которых цветет вода.
Есть на земле и озеро- убийца. Это озеро находится на острове Сицилии в Италии. На дне этого озера бьют 2 источника, выделяющий серную кислоту.
В Казахстане есть озеро- парадокс. Это озеро Балхаш. У него с 1 стороны вода пресная, а с другой - соленая, потому что впадает в него вода из реки Или.
На берегах озер строят лечебницы, здравницы, санатории, детские лагеря, дома отдыха, где люди поправляют и лечат свое здоровье. На всю страну знаменит курорт Боровое ( Бурабай), расположенный на озерах Бурабай, Караоткель, Малого и Большого Щучье .
Учитель показывает на ДВД (Видеофрагмент о Бурабай)3 мин.
3 группа « Моря и океаны»
Море- это часть океана, большое водное пространство с горько-соленой водой.
Океан- весь водный покров земли, окруженным материками и островами. Океан -это самый глубокий водоем.
В мире насчитывается 45 морей и 4 океана. Среди них самый большой по величине океан - Тихий. В морях и океанах вода соленая, не пригодна для питья. Большая часть земли занимает океан - это ¾ часть суши. В этих водах водятся хищные рыбы.
В РК есть Аральское море( показ на карте), которое в последнее время обмеливает из-за выкачки воды для полива полей.Огромное количество соли, поднимается со дна морского моря и разносится по всей земли сильными ветрами на 1000 км.
Ухудшение экологии этого края сказалось на здоровье людей, проживающих там.
Сейчас решением Правительства РК и Фондом Юнисеф приняты меры по стабилизации и увеличением воды в море путем закачки воды в море из рек.
3 тур « Экологическая задача»
1/ Два брата каждый день чистят зубы утром и вечером. Саша набирает воды в стакан 300 гр. И ему это хватает , чтобы почистить и прополоскать рот.
Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране. За это время из крана вытекает по 1000гр. воды каждую минуту. Во сколько раз больше потратил воды Вова, чем Саша?
Саша- 300 гр.
Вова- 3 мин по 1000 гр. ? Во ск. Раз >
Ответ : 3*1000/300=10 раз.
-Что нужно было сделать Вове. Дайте ему совет?
2/ Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струей, зазвонил телефон. Мама решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран взяла трубку и стала долго разговаривать. Разговор длился 10 мин. Все это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды ?
Длился- 10 мин
Вытекло- 3л за 1 мин.
Утекло-? Л
Ответ: 3*1*10=30 л
- Как можно было сэкономить воду при мытье посуды? 6. Решение экологических задач. Необходимо собрать задачу и решить ее.
- За одну минуту из крана вытекает 50 г воды. Сколько воды можно сэкономить за один час?
- При изготовлении 1 кг бумаги из макулатуры используют 50 литров воды, а при изготовлении 1 кг бумаги из древесины используют 250 литров воды. Во сколько раз экономичнее изготовление бумаги из макулатуры?
- Сколько воды израсходовала мама за день, если она помыла посуду 3 раза за день, и всякий раз использовала по 10 литров воды. Потом она приготовила обед и ужин и израсходовала еще 10 литров. На стирку ушло столько же воды, сколько на мытье посуды и приготовление еды?
- Если для мытья рук открыть кран полностью, то вытечет 10 л воды, а если кран открыть немного, то всего 2 литра. Сколько воды можно сэкономить за день, если помыть руки 5 раз?
5.Чтение с остановками. Отрывок 1. Вопрос. Сколько воды использует человек в сутки? Один человек в сутки в среднем в виде пищи и воды потребляет 2 -3 литра воды. Если учитывать расход воды, используемой на умывание, стирку, хозяйственные нужды, то потребность в ней составит более 10 литров. Вода нужна и для сохранения чистоты помещений, уборки улиц, для водопоя скота, полива растений. В среднем человек потребляет в сутки около 150 литров воды (две полные ванны). Вода используется и в промышленности. Отрывок 2. Вопрос 2. Почему человек ощущает нехватку пресной воды? Хотя на земле воды очень много (три четверти занимают моря и океаны), человечество ощущает нехватку воды. Можно назвать две причины. Первая. Из 100 литров воды 98 литров выпадает на долю морской (соленой) воды, и только 2 литра составляет пресная вода. Но и эта вода не может использоваться, так как находится в замерзшем состоянии в виде вечных льдов Антарктиды и горных ледников. Отрывок 3. Вопрос 3. Какова вторая причина нехватки пресной воды? Вторая причина. Человек очень беспечно, не по-хозяйски относится к запасам чистой воды. Представь себе сразу 500 литровых банок с водой. Вот сколько воды пропадет, если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь струйка воды толщиной со спичку. В реки и озера сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. 10 тысяч товарных поездов вредных веществ попадают в водоёмы мира каждый год! От загрязнения страдает всё живое. В реках и озёрах погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека. Отрывок 4. Вопрос 4. Как охранять воду? На охрану чистоты водоёмов направлены специальные законы. В них указывается, что все сточные воды перед поступлением в реки и озера должны подвергаться очистке от вредных примесей. Чтобы очищать сточные воды строят очистительные сооружения. В них загрязненная вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Сейчас строят такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и вновь используют. Вблизи рек и озер нельзя возводить хозяйственные и животноводческие постройки, чтобы не засорять воду мусором, золой и прочими отходами. Бывает, и мы расходуем много воды, не замечая этого. Моем руки и умываемся под сильной струёй воды, а можно кран прикрыть. Воды утечет меньше. Или охлаждаем лимонад под холодной струёй. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь?
Физминутка
-98 % - воды океанов
-2%- ледники
1/100 %- воды рек, родников. Человеку необходимо для питья пресная, несолёная вода. Этой воды на Земле очень мало.
-Какая проблема стоит перед человечеством и как нужно беречь воду? Что вы предлагаете?
Переходим к 4 туру « В команде»
Каждая команда отвечает на 1 вопрос.
Как сохранить воду на земле ?
Для чего нужна вода? Какая в нем необходимость?
Перечислите пословицы и поговорки о воде?
-
Зря не разливать воду. Надо экономить каждую каплю воды.
-
Не загрязнять водоемы а стараться их очищать от мусора
-
Не ловить и отлавливать раков , моллюсков.
-
Не засорять мусором водоемы, не плевать в воду.
Вода нужна человеку для:
-
Питья
-
Стирки
-
Мытья
-
Купания
-
Кровообращения крови
-
Приготовления пищи
-
Входит в состав духов
1.Вода- источник жизни
2. Не плюй в воду- сам из него будешь пить
3. Без воды каши не сваришь
4. Береги воду.
5 тур « Капитанские вопросы»
Каждому капитану задаются 5 вопросов. Задача капитанов ответить на эти вопросы.
1 капитан
-
Вода- это …..( вещество)
-
Если температура воздуха опуститься ниже 0 С , то вода перейдет в ? состояние(твердое)
-
Пар - это ? состояние воды(газообр.)
-
Вода, пробивающая из -под земли в виде источника, называется…( родником)
-
Минаральная вода- это …. ( арасан)
2 капитан
-
Колодцы, в котором вода идет вверх под большим напором ( артезинсктие)
-
Сколько озер в Казахстане? ( 48000)
-
Море, которое терпит экологическое бедствие ( Арал)
-
На берегу этой реки расположен город Астана.( Есиль)
-
Чем различается туман и облака? ( облака выше, туман ниже над землей)
3 капитан
-
Курорт в Казахстане, где лечат целебными минеральными водами(Сарыагаш)
-
Место, где река впадает в озеро или реку?( устье)
-
Водоупорный слой земли? ( глина)
-
Перечислите 5 видов осадков? ( дождь, снег, град, роса, иней)
-
Туман, облака, тучи- это…. ( явления)
Подсчет очков- капелек.
- Море без рыб- не море
Небо без птиц- не небо
Земля без морей- не Земля
А нам без Земли никак нельзя!
Давайте люди беречь все на земле: и воздух, и воду, и траву на земле!
- А теперь одним словом скажем про эти знаки.
Береги воду! Не засоряй! Не выбрасывай мусор в водоем!
Итог урока:
-Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
Таблица
-
Что я знал?
Что узнал?
Дом/задания: с. 90-91 чит.
Составить рассказ или сказку по схеме: исток- устье- река- море- океан.