Технология проектной деятельности в воспитательном процессе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология проектной деятельности в воспитательном процессе.

Учитель английского языка: Ященко Светлана Николаевна, ГБОУ СОШ №10 г.о. Жигулевск.

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Д.Пойя

Активные методы (методы кругового воздействия) Поиск ответа на вопрос « Как учить и воспитывать?» - выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной и воспитывающей деятельностью. Метод - сердцевина учебного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом.
Методы, используемые на уроках и внеклассных мероприятиях, условно делятся на 3 основные категории: пассивные, активные и интерактивные.

Пассивные методы (методы линейного воздействия)

Процесс воздействия учителя с учащимся превращается в одностороннее линейное воздействие. Учитель является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию.Характер взаимодействия учителя и учащихся меняется, хотя учитель и остаётся центральной частью занятия. Он остаётся главным и единственным источником информации и экспертом, но учащиеся уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.

Интерактивные методы (методы кругового взаимодействия)

При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Учащиеся работают с дополнительными источниками информации. Они также обращаются к социальному опыту - собственному и своих товарищей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Почему мы говорим «да» интерактивным методам?

Интерактив

Высокая мотивация!
Прочность знаний!
Творчество и фантазия!
Коммуникабельность!
Активная жизненная позиция!
Командный дух!
Ценность индивидуальности!
Свобода самовыражения!
Акцент на деятельность!
Взаимоуважение!
Демократичность!

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплочено. XXI век - «век команд».

Одним из интерактивных методов является проектная деятельность.

Актуальность проекта.

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплочено. XXI век - «век команд». Чтобы осуществить принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале зарубежной и отечественной педпрактики, принадлежит сегодня методу проектов.

Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.

А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» - лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

Объект исследования - воспитательный процесс в 6 классе.

Предмет исследования - методика воспитательного процесса средствами проектирования.

Субъект исследования - ученики 6 класса, родители.

Гипотеза:

Предполагается, что внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повысит инициативу и активность учащихся в жизни классного коллектива, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию.

Если использовать проектный метод в воспитательной деятельности, то результатом деятельности будут социальные проекты направленные на совместную деятельность учащихся, родителей и общественности, т.е. социально значимые проекты.

Цель внедрения проектного метода в воспитательный процесс

ЦЕЛЬ:

Воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности посредством методов социального проектирования.

ЗАДАЧИ:

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

- формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности.

- предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.

Краткая характеристика метода проектов Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и является привлекательным для образования, стремящегося найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Сама суть понятия "проект" заключается в его прагматической направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, задачи. Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то должно быть представлено конкретное ее решение, если практическая задача - итогом должен стать продукт, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Таким образом, метод проектов является и личностно-ориентированным и деятельностным, и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей, например, информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных.

. В переводе с латинского ПРОЕКТ - буквально "брошенный вперед", а в словарях - это "план", замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание". В чем отличие проекта от планирования любого мероприятия? Некоторая непредсказуемость результата (никто не знает, что у нас получится), ставит человека в позицию исследователя, творца, активизирует его способности, а если это еще и коллективный проект, то стимулирует развитие коллективных отношений. А применительно к школе проект - это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, и направленная на достижение общего результата.

Огромный "плюс" творческого проекта в том, что его конечный результат "осязаем". Это праздник по форме, по содержанию и по внутреннему состоянию души. Но чтобы это произошло, требуется длительный и кропотливый период подготовки.

Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования

Проектировочная деятельность - средство организации сотрудничества и саморазвития субъектов образования

Проектировочную деятельность можно также рассмотреть как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, как способ реализации личностно ориентированного похода к образованию. Более того, можно утверждать, что при определенных условиях существует зависимость между участием человека в проектировочной деятельности и саморазвитием ее участников(их самоопределением, самореализацией, развитием творческих способностей и т.д.).

Проектирование, по мнению О.С. Газмана, - комплексная деятельность, обладающая, во-первых, признаками автодидактизма: участники проектирования как бы автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, о производственных, личных, социально-политических отношениях между людьми, новое понимание смысла изменений, которые требует жизнь.

Во-вторых, участие в проектировании ставит людей (детей и взрослых) в позицию «хозяина жизни», когда человек не как исполнитель, а как творец, разрабатывает для себя и другие новые условия жизни. Согласно известной философской формуле, «изменяя обстоятельства, человек изменяет самого себя», т.е. без внешнего принуждения преобразовывает себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная субъективная (исполнительская) Фома участия человека в социальном самоуправлении.

В-третьих, проектирование есть специфический индивидуально-творческий процесс, требующий от каждого оригинальных новых решений, и в то же время данный процесса - есть процесс коллективного творчества. За счет обретения навыков работы в режиме группового творчества (а здесь без навыков социального и интеллектуального воздействия не обойтись), интенсивно развиваются проектировочные способности, предполагающие, прежде всего, способность к рефлексии, целеобразованию, выбору адекватных решений, и, конечно, - умению выстраивать из частей целое.

Таким образом, проектирование может стать средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей, и взрослых), а в более узком смысле - средством развития проектировочных способностей.

Роль ребенка в социально-педагогическом проектировании

Особый вопрос о роли самого ребенка в процессах социально-педагогического проектирования. Он может выступать как заказчик, непосредственный субъект проектировочной деятельности, как эксперт по отношению к ней. В проектировочной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость» как минимум в следующих ситуациях:

1) когда необходимо заявить свои собственные цели, свои представления о себе и об объекте проектирования, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами и взрослыми;

2) когда необходимо открыто и четко заявить о своих трудностях, проанализировать их причины, и, прежде всего, искать причины себе;

3) когда необходимо согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных идеалов и уметь находить общие точки выращивания нового, возникшего как, новое качество (цель - средство) в общей работе;

4) когда необходима творческая самобилизация.

Умение поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков - составляет основной предмет собственно педагогической деятельности в процессе проектирования.

В многочисленных воспитательных системах прошлого и настоящего распространена идея о том, что человека можно (а зачастую и необходимо) целенаправленно сформировать, выпестовать в соответствии с определенным идеалом или хотением воспитателя. Объективно этот поиск есть выражение потребности социальной системы в личностном типе, обеспечивающем ее существование. «В массовом же сознании (как простонародном, так и

руководящем) мечта об овладении человеческой природой трансформируется в желание властвовать над конкретными людьми и их коллективными единствами». Особенно это развито в государствах тоталитарного типа.

Ребенок - субъект своего развития

Гуманистический подход отличается принципиально иным пониманием роли человека, а, следовательно, - и ребенка. Мера развития человека, мера развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Изменяется положение ребенка, он действительно становится субъектом своего развития. Педагоги ориентируются не только на подготовку ученика, воспитанника к будущей жизни, но на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа: детство, отрочества, юности - в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его личностных целей, запросов, создание условий для его самоопределения, самореализации, сомодвижения и развития - непременное условие гуманистического подхода в образовании.

Направления и содержание деятельности

Этапы работы

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный этап

а) выбор темы и целей проекта;

б)определение количества участников проекта, состава группы.

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

Плановые работы

а)определение источников информации;

б) планирование способов сбора и анализа информации;

в) планирование итогового продукта;

г)установление процедур и критериев оценки процесса работы;

д)распределение обязанностей членов команды.

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположе-ния, определяет сроки работы (поэтапно).

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Результаты и выводы

Анализ информации.

Формулировка выводов, оформление результатов.

Анализируют информацию.

Оформляют результаты.

Наблюдает, советует.

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы.

Отчитываются, полемизируют, отстаивая свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценка процесса и результатов работы

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия участников проекта, креа-тивность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

Ресурсы:

-Электронная библиотека десертаций: dissercat.com/

- "Формирование компетентности учащегося в проектной деятельности". И.А. Зимняя.

- "Общие основы педагогического проектирования"-В.С.Безрукова.

- "Проектирование педагогических идей"- Гурье Л.И.

- " Концепция по педагогической поддержки"- Газман О.С.



© 2010-2022