- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему Школа Будущего первоклассника
Доклад на тему Школа Будущего первоклассника
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Курашова Ю.В. |
Дата | 17.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мокровская средняя общеобразовательная школа»
143272, Московская область, Можайский район, тел.8(49638)7-6891
д. Мокрое, ул. Школьная,д. 1 [email protected] mrshmok.edumsko.
_____________________________________________________________________________
Отчет по «Школе Будущего первоклассника»
Учителя начальных классов Курашовой Ю.В.
Подготовка дошкольников к системному обучению в 1 -ом классе осуществляется по программе «Преемственность: программа для подготовки к школе детей 5-7 лет» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования России.
Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием. Концепция базируется на следующих принципах.
- непрерывности развития ребенка;
- общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
-
развития творческих способностей у детей;
-
развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
-
развития и укрепления здоровья личности;
-
развития духовно-нравственных убеждений личности;
-
развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
-
преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным
образованием являются:
-
ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
-
создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
-
организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
-
подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
-
обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно- ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель - подготовить дошкольника к любой системе школьного образования. Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе. Эта модель реализуется в группе кратковременного пребывания в МОУ «Мокровская СОШ»
В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
-
развитие эмоционально-волевой сферы;
-
развитие коммуникативных навыков;
-
формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
-
сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание
предпосылок к школьному обучению.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
-
единство развития, обучения и воспитания;
-
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-
комплексный подход;
-
систематичность и последовательность;
-
вариативность и вариантность;
-
сознательность и творческая активность;
-
наглядность;
-
доступность и достаточность.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Основными задачами подготовки к обучению являются:
-
охрана и укрепление здоровья;
-
развитие психических функций и качеств личности;
-
обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.
Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
Занятия проводятся с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе
Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе»
Основные виды деятельности - игра и продуктивная деятельность. 1. Интегрированное занятие : Подготовка к обучению чтению «От слова к букве» и подготовка к письму
«Я готовлюсь к письму».
Раздел : Подготовка к обучению чтению «От слова к букве» состоит из программы «От слова к букве». Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно- нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму. Раздел «Подготовка к обучению письму» предполагает работу по комплекту пособий Н. Федосовой «Я готовлюсь к письму», который дополняет программу «От слова к букве». Комплект состоит из 2 тетрадей: "От рисунка к букве", «Мои первые буквы". Курс предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Работая по ним, дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания в тетрадях знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей.
Раздел «Математические ступеньки»представлен программой курса «Математические ступеньки». В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики. Программа раздела : Подготовка к обучению грамоте «От слова к букве» .
Курс «От слова к букве» (автор - Н.А.Федосова) помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
-
создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
-
практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
-
формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
-
расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
-
формирование грамматического строя речи ребенка;
-
совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
-
создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
-
развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
-
чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
-
беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства - эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
-
разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения.
Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
Планируемые результаты:
-
ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
-
знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
-
знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба;
-
осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко - тихо, быстро - медленно, весело - грустно и т. д.;
-
артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
-
оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
-
обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
-
использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
-
следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника,
не перебивать говорящего,
использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное
и т. д.;
-
сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
-
соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
-
правильно произносить все звуки;
-
отчетливо и ясно произносить слова;
-
выделять из слов звуки;
-
находить слова с определенным звуком;
-
определять место звука в слове;
-
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
-
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
-
составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
-
пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
-
соблюдать элементарные гигиенические правила;
-
ориентироваться на странице тетради.
Подготовка к обучению письму.
-
Подготовка пишущей руки к письму в процессе обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации и штриховки предметов, гимнастики для пальцев.
-
Знакомство с правилами письма ( правильная посадка при письме, положение листа, карандаша при работе в тетради)
-
Обучение работе в ограниченном пространстве (на рабочей строке)
-
Знакомство с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой.
Планируемые результаты:
Дошкольники должны знать:
-
Отличие буквы от звука.
-
Конфигурацию печатных букв. Назначение прописной и строчной буквы Отличие прописных букв от печатных.
Дошкольники должны уметь:Ориентироваться на странице тетради - Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.
Печатать буквы
Отличать заглавные и строчные буквы
Программа раздела «Математические ступеньки» курса «Математические ступеньки»
Автором данного кура является С. И. Волкова. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Планируемые результаты:
-
знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
-
знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
5