Доклад на тему Инновационное пространство ученика и учителя

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Инновационное образовательное пространство - совокупность педагогических, технологических и информационных условий, создающих возможность для организации процессов обучения, самообразования, самоопределения и саморазвития ученика. Основа образовательного процесса - урок. Современный урок - многогранная система, являющаяся основой реализации ФГОС. В настоящее время инновационный урок рассматривают с позиций новых введений в организацию учебного процесса на определённый промежуток времени. В развитии урока нового типа главную роль сыграли изменения в системе образования последних лет. Во-первых, изменились условия организации обучения: образовательные программы, учебно-тематические планы и учебники. Во-вторых, изменились требования к профессиональной компетенции учителя. Изменились и цели обучения: если в традиционном подходе цель - формирование у ученика системы научных знаний, то в компетентностном - формирование у него умений самостоятельно эти знания приобретать, ориентироваться в информационном пространстве, использовать необходимую информацию для решения возникающих проблем. В процессе обучения участвуют учитель и ученик, их деятельность на уроке тесно взаимосвязана. К такому взаимодействию нужна хорошо обдуманная подготовка. Дидактическими основами урока являются этапы технологического подхода к проектированию урока: 1.Определение целей и задач урока; 2. Ориентация всего содержания урока на запланированные цели и задачи; 3. Ориентация процесса обучения на гарантированное достижение планируемых образовательных результатов; 4. Оценивание текущих результатов (наличие оперативной обратной связи) и коррекция обучения; 5. Заключительное оценивание результатов. Таков алгоритм последовательных действий при проектировании урока. С одной стороны, в процессе обучения принимает участие учитель, который планирует свою деятельность и деятельность учеников на уроке, а также организует её, контролирует, корректирует и анализирует. А с другой стороны ученик, как второй субъект процесса обучения, должен выполнять на уроке под руководством учителя, а дома самостоятельно те же самые функции, что и учитель: планировать свою деятельность, организовывать её, контролировать, корректировать и анализировать. Третьим элементом в структуре обучения является содержание изучаемого учебного материала. Представленная технология проектирования и проведения урока характеризует системность и целостность совместной деятельности учителя и учеников, которая направлена на достижение целей и задач урока. Деятельность учителя по данной технологии потребует от него более высокого уровня профессиональной компетентности. Так для вовлечения учащихся в учебную деятельность и реализацию системно-деятельностного подхода разрабатываются различные задания для самостоятельного выполнения учащимися на уроке. При изучении нового материала такие задания начинаются с самостоятельной работы с текстом учебника (при условии, что материал параграфа может быть самостоятельно усвоен учащимися). Предложенные задания учащимся рекомендуется выполнять в той последовательности, в какой они приведены. Таким образом, алгоритм работы с текстом уже задан. Инструментом развития умственной самостоятельности выступает оптимизированная система заданий, которые доступны для выполнения (правильные ответы находятся в содержании предлагаемого материала, т. е. не справиться с заданием невозможно при внимательном знакомстве с новой информацией) и обеспечивают самый короткий путь к достижению поставленной цели (время на выполнение задания строго регламентируется). В результате такой работы формируется умение объяснять рассматриваемые явления и законы, устанавливать причинно - следственные связи. Вначале урока перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Например, демонстрируется электризация тел при соприкосновении и ставится цель: объяснить сущность наблюдаемого явления, выполнив самостоятельную работу с учебником в установленном порядке. Цель проблемного обучения - активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей. А для достижения цели предлагается выполнение предложенного учителем задания. Примеры заданий к урокам физики в 8 классе для организации и проведения самостоятельной работы учащихся с учебником А.В. Пёрышкина « Физика -8кл.» можно найти на сайте Shia.do.am в рубрике «Статьи». Все записи рекомендуется выполнять учащимися в рабочей тетради в соответствии с формой предлагаемого задания. В задании содержится примерный план построения ответа. Этим планом рекомендуется пользоваться при построении ответа в классе и подготовке домашних заданий по соответствующим вопросам. Домашнее задание для учащихся рекомендуется давать перед началом урока и дублировать в блоге на сайте учителя. Эффективность самостоятельной работы учащихся по выполнению заданий будет достигнута при систематической организации работы такого вида и оперативном оценивании результатов выполнения каждого задания с последующей коррекцией. Контроль может быть организован различными способами: а) организацией взаимной проверки работ учащихся; б) прослушиванием устных ответов на вопросы; в) просмотром письменных ответов на вопросы, решений задач, построенных графиков; г) сбором рабочих тетрадей учащихся для проверки с целью последующего анализа результатов работы; д) путём программированного контроля. Одна из важнейших задач учителя - мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо планировать каждый урок так, чтобы в нём были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной задачей. Релаксирующие моменты: улыбка учителя, подбадривание учеников при выполнении работы, доброжелательные отношения. «Учитель не только организует процесс обучения, но и направляет поиск ученика, презентует направления поиска, консультирует, «поддерживает» ученика в поисках» (с.66, 1). Для организации инновационного пространства ученика и учителя на уроке необходимо обеспечение полноценного деятельного партнёрства: усиление роли деятельности учащегося (учение), оставляя ведущей деятельность учителя (преподавание).



© 2010-2022