Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»


УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 7» _____________/ ____________/ «____» ____________ 20____ г.





Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий мир»

(базовый уровень)

для 1 класса







Составитель

Пихтилева З.И., учитель начальных классов









г. Воскресенск

2014 год





Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования для общеобразовательных учреждений и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1 - 4 классы» (УМК «Школа России»). Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Ценностные ориентиры содержания курса: - природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества; - культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм; - наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума; - человечество как многообразие народов, культур, религий; - международное сотрудничество как основа мира на Земле; - патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству; - семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества; - труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности; - здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное; - нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе рассчитана на 66 часов (33 учебные недели, 2 часа в неделю).

Содержание программы В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Первый круг вопросов, сгруппированных в разделе «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Второй круг вопросов (раздел «Как, откуда и куда?») - это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (раздел «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (раздел «Почему и зачем?») - обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.

Тематический план

Наименование разделов

Количество часов Введение. Задавайте вопросы!

1 1. Что и кто?

20 2. Как, откуда и куда?

12 3. Где и когда?

11 4. Почему и зачем?

22

Итого:

66 Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Человек и природа Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Луна - естественный спутник Земли. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных-долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.

Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека.

Перечень практических работ

№ урока

Тема

Вид работы

7

Что у нас под ногами? Определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя.

8

Что общего у разных растений? Нахождение у растений их частей, показ и называние.

9

Что растет на подоконнике? Определение комнатных растений с помощью атласа-определителя.

10

Что растет на клумбе? Определение растений цветника с помощью атласа-определителя.

11

Что это за листья? Определение деревьев по листьям.

12

Что такое хвоинки? Определение деревьев с помощью атласа-определителя.

15

Кто такие птицы? Исследование строения пера птицы.

16

Кто такие звери? Исследование строения шерсти зверей.



23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку.

26

Куда текут реки? Рассматривание морской соли и проведение опыта по изготовлению «морской» воды.

27

Откуда берутся снег и лед? Проведение опытов по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулирование выводов на основе опытов.

28

Как живут растения? Освоение приемов ухода за комнатными растениями.

30

Как зимой помочь птицам? Изготовление простейшей кормушки и подбор подходящего для птиц корма.

32

Откуда в снежках грязь? Исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений.

38

Где живут белые медведи? Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика.

39

Где живут слоны? Нахождение на глобусе экватора и жарких районов Земли, их характеристика.

48

Почему звенит звонок? Исследование возникновения и распространения звуков.

50

Почему мы любим кошек и собак? Ознакомление с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением.

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Освоение приемов чистки зубов и мытья рук.

Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:

- узнавать государственную символику России; - называть свой адрес в мире и в своем населенном пункте; - распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц; - распознавать некоторые охраняемые растения и животных своей местности; - приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных; - характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем); - характеризовать признаки времен года; - находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде; - понимать правила поведения в природе; - называть виды транспорта; наиболее распространенные профессии; - соблюдать правила личной гигиены; сохранения и укрепления здоровья; безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; - называть имена и отчества родителей; - соблюдать правила поведения в общественных местах. К концу обучения в 1 классе учащиеся получат возможность научиться: - различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе; - различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД; - выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; - использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; соблюдать правила поведения в общественных местах; соблюдать режим дня; - рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города; - объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги; - объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; - осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).

Планируемые результаты освоения предмета Реализация программы обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе направлено на получение следующих личностных результатов: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Познавательные УУД: - способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; - овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера; - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир», в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты наблюдений и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Коммуникативные УУД: - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе является формирование следующих умений: - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; - сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; - осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); - развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Требования к оценке знаний учащихся В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по литературному чтению должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями такой системы оценки являются: - комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); - использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; - оценка динамики образовательных достижений обучающихся; - сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; - использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику образовательных достижений; - использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. В 1 классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной основе. При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Система оценки достижения планируемых результатов изучения литературного чтения предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Портфолио ученика: - является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; - реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий; - позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебныз предметов образовательного плана; - предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся заключаются в следующем: - сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД; - содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы; - учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия; - позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали. Критериями оценивания являются: - соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС; - динамика результатов предметной обученности, формирования УУД. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием. В 1 классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое оценивание без выставления балльной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой. Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Основная цель его - анализ хода формирования знаний и умений учащихся на уроках математики. Это дает возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению. Тематическое оценивание проводится с помощью тетради, которая содержит тесты по всем темам курса «Окружающий мир» для 1 класса. С их помощью ребенок может быстро проверить свои знания. На каждый вопрос дано несколько вариантов ответов, среди них только один правильный. Почти все ответы представлены в виде рисунков. Необходимо выбрать правильный ответ и отметить его (закрасить кружок). В конце тетради имеются ответы на все тесты. Учащиеся выполняют работу самостоятельно. И только после этого могут проверить себя. Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач. Итоговая комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса Литература: 1. Сборник рабочих программ «Школа России». 1 - 4 классы. - М.: Просвещение, 2011. 2. Окружающий мир. 1 класс: рабочие программы / Э.Н. Золотухина и др. - Волгоград: Учитель, 2012. 3. Рабочие программы. Начальная школа. 1 класс. УМК «Школа России» / С.А. Шейкина. - М.: Планета, 2012. 4. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014. 5. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: Рабочая тетрадь в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014. 6. Максимова Т.Н.Поурочные разработки по окружающему миру: 1 класс. - М.: ВАКО, 2012. 7. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Тесты. 1 класс. - М.: Просвещение, 2014. 8. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: пособие для учащихся образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010. 9. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2010. 10. Плешаков А.А. и др. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010. Информационно-коммуникативные средства: Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А.А. Плешакова. Наглядные пособия: Комплект учебных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А.А. Плешакова. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками. Микроскоп (цифровой по возможности). Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. п. Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т. п. Натуральные объекты: Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения). Игры и игрушки: Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.). Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: «Дом», «Зоопарк», «Ферма», «Транспорт», «Магазин» и др.). Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО

_____________ /__________________/

подпись расшифровка подписи





Календарно-тематический план

по окружающему миру

на 2014 - 2015 учебный год


Номера

уроков

по

порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые

сроки

изучения

учебного

материала

Скорректи-рованные сроки изучения

учебного

материала

Введение (1 ч)

1

1

Введение. Задавайте вопросы!



Учащиеся осваивают первоначальные умения: задавать вопросы, вступать в учебный диалог, пользоваться условными обозначениями учебника, различать способы и средства познания окр. Мира, оценивать результаты своей работы на уроке.

Что и кто? (20 ч)

2

1 Что такое Родина?




Понимать уч. Задачу урока и стремиться ее выполнить; работать с картинной картой России; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России, рассказывать о малой родине и о Москве как столице государства; работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края, составлять устный рассказ, выступать с подготовленным сообщением, наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо; моделировать форму солнца: различать гранит, кремень, известняк; практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть. Различать изученные растения, сравнивать и группировать листья по различным признакам, описывать дерево по плану; узнавать рыб на рисунке; исследовать строение пера птицы, строение шерсти зверей; характеризовать назначение бытовых предметов; определять составные части компьютера; использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

3

2 Что мы знаем о народах России?




4

3 Что мы знаем о Москве?




5

4 Подготовка к выполнению проекта «Моя малая Родина».



6

5 Что у нас над головой?




7

6 Что у нас под ногами? Пр.р. Распознавание камней.




8

7 Что общего у разных растений? Пр.р. Нахождение, показ и называние частей растений.




9

8 Что растет на подоконнике? Пр.р. Определение комнатных растений.




10

9 Что растет на клумбе? Пр.р. Определение растений цветника.




11

10 Что это за листья? Пр.р. Распознавание деревьев по листьям.





12

11 Что такое хвоинки? Пр.р. Распознавание хвойных деревьев.



13

12 Кто такие насекомые?



14

13 Кто такие рыбы?



15

14 Кто такие птицы? Пр.р. Исследование строения пера птицы.



16

15 Кто такие звери? Пр.р. Исследование строения шерсти зверей.





17

16 Что окружает нас дома?





18

17 Что умеет компьютер?





19

18 Что вокруг нас может быть опасным?





20

19 На что похожа наша планета?





21

20 Повторение и обобщение по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина».




Как, откуда и куда? (12 ч)

22

1 Как живет семья? Подготовка к выполнению проекта «Моя семья».






Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества; обсуждать необходимость экономии воды, выяснять опасность употребления загрязненной воды; отличать электроприборы от др. бытовых предметов; запомнить правила безопасности при обращении с электроприборами; наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; прослеживать по рисунку путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду, наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках; наблюдать за развитием растений; наблюдать за жизнью животных; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; оценивать свои достижения и достижения др. уч-ся.

23

2 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Пр.р. Очистка загрязненной воды.






24

3 Откуда в наш дом приходит электричество?






25

4 Как путешествует письмо?






26

5 Куда текут реки? Пр.р. Рассматривание морской соли и «изготовление» морской воды.






27

6 Откуда берутся снег и лед? Пр.р. Исследование свойств снега и льда.




28

7 Как живут растения? Пр.р. Уход за комнатными растениями.






29

8 Как живут животные? Пр.р. Уход за животными.






30

9 Как зимой помочь птицам? Пр.р. Изготовление кормушки и выбор корма.






31

10 Откуда берется и куда девается мусор? Пр.р. Сортировка мусора по характеру материала..






32

11 Откуда в снежках грязь? Пр.р. Исследование снеговой воды на наличие загрязнений.






33

12 Повторение и обобщение по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья».


Где и когда? (11 ч)

34

1 Когда учиться интересно?






Обсуждать условия интересной и успешной учебы; рассказывать о своем учителе; фотографировать наиболее интересные события в классе; оформлять фотовыставку; назвать любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; анализировать схему смены времен года и месяцев; находить на глобусе Северный ледовитый океан и Антарктиду; приводить примеры животных холодных и жарких районов; объяснять причины отлета птиц в теплые края; прослеживать с помощью иллюстраций историю появления одежды, сравнивать старинные и современные велосипеды; сравнивать жизнь взрослого и ребенка; рассуждать о том, что в окр. мире зависит от наших поступков; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

35

2 Подготовка к выполнению проекта «Мой класс и моя школа».



36

3 Когда придет суббота?






37

4 Когда наступит лето?






38

5 Где живут белые медведи? Пр.р. Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика.






39

6 Где живут слоны? Пр.р. Нахождение на глобусе экватора и жарких районов Земли, их характеристика.






40

7 Где зимуют птицы?






41

8 Когда появилась одежда?














42

9 Когда изобрели велосипед?










43

10 Когда мы станем взрослыми?












44

11 Повторение и обобщение по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа».



Почему и зачем? (22 ч)

45

1 Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?








Сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в т.ч. и Солнца; анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем; наблюдать за дождями и ветром; высказывать предположение о причине возникновения эха; запомнить последовательность цветов радуги; высказывать предположения о причинах возникновения радуги ; описывать по плану своего домашнего питомца; обсуждать наше отношение к нему; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; объяснять. Почему в лесу нужно соблюдать тишину; делать выводы о значении сна в жизни человека; различать овощи и фрукты; соблюдать правила личной гигиены; различать средства связи и средства массовой информации; классифицировать автомобили, поезда, корабли, самолеты в зависимости от их назначения; обобщать сведения о транспорте; рассказывать об освоении человеком космоса; знакомится с правилами безопасности на транспорте; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой.

46

2 Почему Луна бывает разной?










47

3 Почему идет дождь и дует ветер?




48

4 Почему звенит звонок? Пр.р. Исследование возникновения и распространения звуков.






49

5 Почему радуга разноцветная?





50

6 Почему мы любим кошек и собак? Пр.р. Особенности ухода за кошкой и собакой.













51

7 Подготовка к выполнению проекта «Мои домашние питомцы».








52

8 Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?






53

9 Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?




54

10 Зачем мы спим ночью?




55

11 Почему нужно есть много овощей и фруктов?




56

12 Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Пр.р. Освоение приемов чистки зубов и мытья рук.




57

13 Зачем нам телефон и телевизор?




58

14 Зачем нужны автомобили?




59

15 Зачем нужны поезда?




60

16 Зачем строят корабли?




61

17 Зачем строят самолеты?






62

18 Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?






63

19 Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?






64

20 Зачем люди осваивают космос?








65

21 Почему мы часто слышим слово «экология»?






66

22 Повторение и обобщение по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы».



Итого часов:

в том числе:

уроков

повторения

контрольных

работ

практических

работ

уроков раз-вития речи

по прог-рамме

66

20



выпол-нено





СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО

_____________ /__________________/

подпись расшифровка подписи

© 2010-2022