Доклад на методическом объединении воспитателей начальных классов на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОРНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕЦОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 1 ВИДА «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ» г. Ростова-на-Дону


Доклад

на тему «Некоторые аспекты работы с родителями неслышащих воспитанников младших классов»

(из опыта работы воспитателя Петренко Л.И.).

























2014-2015 уч.год.





«Всякая настоящая семья возникает из любви и даёт человеку счастье».

И.А.Ильин.

Мы живём в уникальное время - на этапе серьёзных потрясений в России, на грани второго и третьего тысячелетий. С уходом ХХ века человечество завершило технократическое развитие и теперь переходит к этапу гуманитарной культуры. Переход от логики страха к логике разума и любви - стратегия ХХ1 века. Ведь не случайно первое десятилетие ХХ1 века Организацией Объединённых наций было объявлено Десятилетием культуры мира и ненасилия.

Возвышение человека - главное в культуре. Культура - это концентрация всего нравственного в человеке, поэтому к ней следует относиться весьма бережно. Культура не зависит от жизнеспособности правительства и поэтому никогда не погибнет. Культура - внеполитическая категория; она обсуждает и изучает только вечные проблемы бытия и должна находиться выше всех законов.

Главная ценность педагогической культуры - ребёнок.

Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей провозгласила: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они так же любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве .

Всё хорошее и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом противоречивом и сложном мире. Это приучение складывается, главным образом, из того, в чём, во-первых, ребёнок подражает взрослым и, во-вторых, что сами взрослые культивируют в нём.

Всякое обучение не должно проходить лишь в рациональных формах. Особенно это касается детей с недостатками слуха. В силу повышенной эмоциональности они лучше воспринимают ту информацию, которая преподносится им в доступных их пониманию эмоциональных тонах. К тому же нужно помнить, что есть такие формы реагирования, которым невозможно научиться теоретически. Вообще в проблемах воспитания играет роль не только личный пример, но и эмоциональная близость воспитателя и воспитанника.

Дети с потерей слуха, в силу своего заболевания, практически с 3-х лет оторваны от семьи. Они воспитываются и обучаются в детском саду, затем в школе-интернате. Эти дети в семье проводят школьные каникулы и по два дня в месяце в учебное время.

В этой ситуации значительно возрастает роль педагогов, идущих по жизни с ребёнком в течение 13 лет. Но наряду с этим возрастает и значение работы с родителями в педагогическом процессе.

Много лет назад Александр Твардовский в беседе о детской психике, о матерях вспоминал свою мать - недавно умершую - и как бы про себя, не обращаясь ни к кому, проронил: «Теперь без защиты остался». Здоровый, всемирно известный, пожилой уже человек - так сказал.

Мать всегда защита, надежда и радость. Ощущение этого - в крови человека любого возраста.

Всегда ли помнят об этом родители наших воспитанников?

Не перекладывают ли на педагогов функции семьи, спекулируя при этом заболеванием ребёнка?

Как это ни прискорбно, придётся констатировать, что в России, как и везде в мире, идёт интенсивный процесс деградации человеческих отношений:

  • наблюдается кризис семьи (на каждые 100 браков в христианских странах приходится более 50 разводов, нарушена связь поколений);

В ряде стран было выявлено, что рост преступности тесно связан с увеличением числа разводов и неполных семей. Развод родителей оказывает разрушительное воздействие на ребёнка. Он ведёт к снижению самооценки, самоконтроля, успеваемости в школе, вызывает эмоциональные и физиологические проблемы, которые могут остаться у ребёнка на всю жизнь. У таких детей с большей вероятностью развиваются личностные отклонения и проблемы. У них чаще возникают не только внутренние проблемы, но и трудности в отношениях с другими людьми, особенно в отношениях, требующих высокого уровня ответственности. Это всё означает, что они с большей вероятностью совершают преступления. Их собственный брак распадается чаще, чем брак людей из стабильных семей.

То же относится к детям, родившимся в семьях без отца.

Развод воздействует на ребёнка хуже, чем смерть родителей.

Семья - краеугольный камень свободного общества. В ней дети учатся самоконтролю, уважению к другим и чувству личной ответственности, без которых свободное общество невозможно.

  • процветает безнравственность;

  • приобретает всё большие масштабы увлечение алкоголем, никотином, наркотиками;

  • растут преступность и насилие;

  • имеют место проявления расизма и национализма;

  • остро чувствуются голод и нищета, идёт интенсивный процесс расслоения общества (на нашей планете более 1,3 млрд. человек живут менее чем на доллар в день);

  • постоянно загрязняется окружающая среда;

  • увеличиваются военные расходы.

Всё это происходит, очевидно, от того, что человек до сих пор не смог понять своё назначение на Земле, своё главное призвание - «спешить делать добро», свою внутреннюю Истину.

На страницах специальной печати, в том числе и журнала «Известия Академии педагогических и социальных наук», неоднократно с тревогой сообщали о нездоровой тенденции, появившейся в российском обществе, - децелерации.

Децелерация - это замедленный темп физического и интеллектуального развития.

Причины, обусловившие децелерацию последних поколений, множественны:

  • массовая алкоголизация и наркотизация населения (Всемирная организация здравоохранения относит к слабым наркотикам и никотин, т.е. табакокурение);

  • злоупотребление фармакологическими препаратами;

  • некачественное питание беременных;

  • последствия Чернобыльской катастрофы;

  • «афганский» и «чеченский» синдромы;

  • отягощённая наследственная патология беременности и родов;

  • анемия и неврозы у родителей;

  • телегония (решающее влияние на потомство женщины первого в её жизни мужчины - часто по генофонду не лучшего).

Это биологические факторы, объясняющие драму нашего общества. Но есть факторы и социально-экономические.

  • массовое сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и здравниц;

  • грубые отступления от санитарных норм обучения (5-дневная учебная неделя, 2-я смена, большая наполняемость классов, игнорирование особенностей возрастной психологии и уровня подготовленности детей к обучению в школе);

  • дефицит узких специалистов в системе дошкольного и школьного образования;

  • занятость родителей (отчасти их безграмотность и беспечность в вопросах воспитания детей;

  • отсутствие бесплатных внешкольных и внеклассных кружков, клубов для развития детей по интересам;

  • перенасыщенность воздействия на неустойчивую детскую психику средств массовой информации;

  • тлетворное, безнравственное воздействие на детей телевидения, рекламы;

  • социальная фрустрация, вызванная падением уровня жизни населения в целом по стране.

В результате, как показывают социологические и психологические исследования, что уже в начальных классах до 70% и даже до 90% детей глубоко одиноки. О них не мечтали их будущие родители. Эти дети сейчас не нужны своим родителям. Таких детей надо спасать немедленно! Мы считаем, что только тесное сотрудничество всех педагогов, работающих в классе, и родителей может дать положительный результат в процессе развития и воспитания личности ребёнка. В связи с целями и задачами воспитательной работы, своеобразием классного коллектива воспитанников и их родителей, традициями класса, личностными и профессиональными качествами классного руководителя и воспитателя мы строим работу с родителями по таким направлениям, как
  • изучение семей учащихся;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • участие родителей в коллективных делах класса;
  • индивидуальная работа с родителями;
  • информирование о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Изучение семей учащихся позволяет лучше стиль жизни и взаимоотношений в семье, условия жизни и развития личности ребёнка.

Формы работы здесь самые разные, это

  • глубокое изучение личных дел воспитанников;

  • посещение семей;

  • беседы с родителями и детьми направленного содержания;

  • анкетирование родителей с последующим составлением социологического паспорта класса;

  • рисование детей по таким темам, как «Моя семья», «Что мы делали дома», «Как ты провёл каникулы?»

  • знакомство с семейными фотоальбомами.

Педагогическое просвещение родителей мы проводим в соответствие с возрастными особенностями воспитанников, целями и задачами педагогического процесса, конкретными проблемами сегодняшнего дня. Это

  • консультации и беседы по вопросам педагогики и психологии, обучения, личной гигиены и физиологии, обеспечения безопасности жизни и здоровья, основам законодательства и права в сфере образования и т.д.

При подготовке к таким беседам я широко использую материалы периодических изданий, публикации в специальных изданиях. Они размещены у меня в папке «Работа с родителями».

  • чтение рекомендованной литературы с последующим обсуждением прочитанного и обмен опытом воспитания в семье по той или иной проблеме;

Как, например, книга Самощенко И.В. «Глухой ребёнок» и опыт работы семей по воспитанию любви к чтению, работа с книгой дома.

Книга Виктора Франкла «Сказать жизни - «Да». Упрямство духа» и последующий обмен опытом патриотического воспитания в семье.

  • просмотр открытых уроков и мероприятий с последующим их обсуждением и подробными рекомендациями как в дальнейшем вести работу по данной теме;

  • «домашние задания» для родителей.

Прочитать то или иное произведение с детьми с его обсуждением, зарисовками, словарной работой. Родители выполняют такие задания с большей или меньшей мерой ответственности. Даже идут в детскую библиотеку, но, к большому сожалению, это для большинства становится «разовой акцией».

Это - прогулки, посещения памятных мест своей малой Родины с зарисовками и фотоотчётом, сочинениями. С использованием этих материалов была подготовлена презентация «На земле Тихого Дона». Дети увидели в разделе «малая Родина» свои родные места, свои фото. Это задание из 8 воспитанников не выполнил - 1 (Илья Ш.) .

В дальнейшем задание по теме «Моя семья в годы ВОВ» было выполнено всеми. А сочинения Юры Смирнова и Ильи Шуляка о прадедах - участниках войны мы разместили на выставке детского творчества, посвящённой памяти военных лет.

Это поиски в интернете той или иной информации (вологодские кружева) и т.д.

  • встречи с психологом, сурдопедагогом, соц. педагогом. Ответы на вопросы родителей.

Мы стараемся сделать родителей участниками всех классных дел и событий.

Родители принимают участие в сохранении и укреплении материальной базы, необходимой для успешного обучения неслышащих воспитанников. Они вместе с нами готовятся к детским праздникам, к ответственным выступлениям ребят, к участию в выставках и соревнованиях (это подготовка к ремонту, изготовление речевого и наглядного материала, детских костюмов, совместные рисунки, поездки с концертами и т.д.) . Радуются успехам, учат преодолевать трудности и неудачи.

Думаю, что в условиях интерната трудно переоценить роль индивидуальной работы с родителями.

Именно она даёт возможность добиться большего взаимопонимания, доверия в вопросах воспитания, развития личности ребёнка.

Знакомство со всеми членами семьи, решение проблемных ситуаций, обсуждение конкретных проблем и путей их решения даёт возможность воздействия на ребёнка, возможность прогнозирования его поведения и обучения. Мы имеем опыт, когда родители делятся негативными проявлениями, с которыми столкнулись в поведении ребёнка дома. Считаю, что это высокая степень доверия. Так, например, были случаи воровства дома у Руслана К., Насти М., которые совместными усилиями удалось преодолеть. А вот мама Лены Ш. «не слышала» нас, когда мы взывали: «больше внимания и тепла девочке!» . В старших классах наши негативные прогнозы, как ни горько, - подтвердились. Большая работа проводилась с родителями Алёши Д. в плане необходимости работы с мальчиком психолога и психиатра. В итоге родители, к удивлению администрации, сами попросили таких консультаций, медикаментозной поддержки. Считаю, что это тоже говорит об авторитетности мнения педагогов класса. Можно много привести подобных радостных и печальных фактов в каждом из 5 наших выпусков.

У нас сложилась традиция и определённый стиль информирования родителей о ходе обучения, его результатах, о воспитании и развитии наших воспитанников. Формы работы здесь разнообразны.

  • родительские собрания (тематические и итоговые);

  • консультации и беседы (индивидуальные и по подгруппам);

  • ведение дневников наблюдений с последующим ознакомлением (при необходимости) с ними родителей;

  • составление карт уровня воспитанности (класса и индивидуальных);

  • ознакомление родителей с проведённой в классе воспитательной работой (традиционными стали отчётные презентации на итоговом родительском собрании. Презентации размещены в интернете на моей страничке на сайте Pro Школу.ru).

Мы разработали ряд инструкций для родителей и воспитанников по охране жизни и здоровья с учётом реалий сегодняшнего дня (рост преступности, насилия, угрозы террористических актов, рост дорожно-транспортных происшествий и т.д.). Дети и родители проходят ежегодные инструктажи с ведением журнала инструктажа. Этот опыт был рекомендован методическим советом центра к распространению, а также был опубликован в сборнике «С любовью и надеждой». Методическое пособие для молодых педагогов коррекционной школы 1 вида. п/р В.С.Кукушина.

Какие бы формы и методы работы мы не использовали, мы всегда стремимся к единству требований, выработке единых подходов к решению проблемы, к полной и правдивой информации родителей при максимальном соблюдении педагогического такта. Я постоянно употребляю местоимение «МЫ», так как, по моему глубокому убеждению, не бывает «воспитателя», «классного руководителя», «сурдопедагога». Есть педагогический коллектив, который решает те или иные задачи и идёт к определённой цели. Только так!

Великая гуманистка ХХ столетия св. Мать Тереза считала: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой любовью».

И на этом пути как большое достижение можно выделить родительское собрание «Мы и наши дети». На нём мы представили результаты психологических исследований, проведённых в классе совместно с психологом. Это были беседы с детьми, это было выявление социологического статуса воспитанника в детском коллективе и семье. По оценке классного руководителя учителя высшей категории Харитоновой Р.С. «такого собрания у меня в практике ещё не было». После основного доклада воспитателя с глубоким анализом детских рисунков родители ещё долго не расходились (старались узнать, индивидуально, где рисунок их ребёнка и т.д. ,как выйти из той или иной ситуации…). А одним из главных достижений проведённой работы мы считаем восстановление семьи нашего воспитанника. Сейчас не буду называть его, т.к. ребёнок ещё учится у нас. . Родители живут вместе, семья преодолела кризис во взаимоотношениях не без нашего участия ( при анализе детских рисунков нам удалось показать внутреннее состояние ребёнка в сложившейся ситуации … . «Слово, идущее от сердца, проникает в сердце». Говоря словами Низами, мы «достучались» до сердец! )

Проводя определённую работу с родителями, стремясь сделать их участниками педагогического процесса, мы помним сами и говорим родителям:

«излишне не жалейте глухого ребёнка, не отдавайте ему предпочтение перед слышащими братьями и сёстрами, иначе вырастит эгоист, которого не только трудно учить и воспитывать, но которому будет тяжело жить в обществе. Ведь, по словам Альфреда Адлера, «Каждого избалованного ребёнка ожидает доля отверженного».

Воспитать настоящего человека важнее и труднее, чем научить говорить. Будьте последовательны и тверды в своих требованиях, настойчивы и терпеливы, не торопитесь. Помните: на лестницу по ступенькам всходят.

И вы увидите, как боль, тревога за ребёнка уступают место радости от достигнутого, надежде и уверенности в победе над недугом».

Литература.

Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Изд. 2-ое, перед. и доп. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 352 с. (Серия «Педагогическое образование»).

П/р Кукушина В.С. С любовью и надеждой. Методическое пособие для молодых педагогов коррекционной школы 1 вида.- Ростов н/Д, NB 2008, 64 с.

П/р Кукушина В.С. Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусств. - Ростов н/Д, NB 2005, 90 с.

Самощенко И.В. Глухой ребёнок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога / И.В.Самощенко. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003. - 171 с. - (Рецепты здоровья).

Франкл Виктор. Сказать Жизни - «Да». Упрямство духа.Royallib.ru



© 2010-2022