Дополнительная образовательная программа по ИЗО «АКВАРЕЛЬКА»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




«Согласовано»

Заместитель директора

по ВР МОУ

___________/Крупнова М.В.



«Утверждаю»

Директор школы

___________/Разуваева Л.Н..






Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с. Александров Гай

Дополнительная образовательная программа по ИЗО

«АКВАРЕЛЬКА»

















Возраст: 7-9 лет

Срок реализации: 2014-2017 учебный год

Руководитель: Астраханцева С.В.


1.Пояснительная записка. В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами ,способствующими формированию и развитию целостной ,активной творческой личности. Теоретики эстетического воспитания считают, что в возрасте от 7 до 12 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем ученики начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигальные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное пространство и время. Данная дополнительная образовательная программа «Акварелька» может рассматриваться как программа, реализующаяся во внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания. Направленность детского объединения - художественная.



Цель: Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности. Задачи: 1.Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами. 2.Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности. 3.Воспитать интерес к изобразительному искусству ,обогатить нравственный опыт детей. Программа «Акварелька» рассчитана на детей от 7 до 9 лет. Состав группы постоянный. Количество 15 человек. Занятия 1 раз в неделю. Срок реализации 3 года, 102 часа , Формы организаций занятий :

  1. информационное ознакомление - беседа, рассказ, диалог.
  2. художественное восприятие - рассматривание, демонстрация, экскурсия;
  • изобразительная деятельность - индивидуально-групповая, коллективная.
  1. художественная коммуникация - обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.

Задачи 1 года реализации программы:

  1. формировать художественные умения и навыки

  2. приобщать к миру искусства через практическую деятельность

  3. развивать воображение и навыки сотрудничества.

Ожидаемые результаты:

личностные

предметные

метапредметные

  • развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания

  • умение организовать рабочее место.

  • бережное отношение к инструментам, материалам.

развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.

  • ознакомление с художественными терминами и понятиями.

  • овладение основами художественной грамоты
  • знание цветов и рисовальных материалов
  • умение передавать форму, величину изображения.
  • приобретение навыка работы в паре, группе

Задачи 2 года реализации программы:

  1. совершенствовать полученные умения и навыки

  2. организовать обучение в тесной связи с окружающим миром природы и социума

  3. обогащать нравственный опыт детей

Ожидаемые результаты:

личностные

предметные

метапредметные

  • Ориентирование в социальных ролях
  • Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.
  • Развитие наблюдательности зрительной памяти.
  • Активное использование в речи терминов.
  • Соблюдение последовательности выполнения работы.

  • Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.

  • Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.

  • Участие в коллективном обсуждении

Задачи 3 года реализации программы:

  1. учить применять умения и навыки в различных видах художественной деятельности

  2. способствовать проявлению творческой индивидуальности

  3. раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества.

Ожидаемые результаты :

личностные

предметные

метапредметные

  • Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию.

  • Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности.

  • Развитие художественного вкуса.

  • Овладение художественными терминами.

  • Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.

  • Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.

  • Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.



Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях. Портфолио обучающихся. Отчет о реализации дополнительной образовательной программы будет представлен на школьном фестивале детских объединений.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения

Тема

Кол-во часов

Теоретич. знания

Практич. знания

Дата

Примечания

«Учимся у природы» 9 ч.

1

Осенние листья

1

0,5

0,5

5.09

2,3

Осеннее дерево

2

0,5

1,5

12.09,19..09

4

Урожай

1

0,5

0,5

26.09

5

Бабочка

1

0,5

0,5

3.10

6

Ёжик

1

0,5

0,5

10.10

7

Пингвин

1

0,5

0,5

17.10

8

Лебедь

1

0,5

0,5

24.10

9

Цветы для мамы

1

0,5

0,5

31.10

« Искусство вокруг нас»- рисование на темы 7 ч.

10,11

Осенний парк

2

0,5

1.5

14.11, 12.11

12,13

Иллюстрация к сказке

2

0,5

1,5

28.11,5.12

14

Узоры на на зимнем окне

1

0,5

0,5

12.12

15

Новогодние игрушки

1

0,5

0,5

19.12

16

Коллективный эскиз креативной елки.

1

0,5

0,5

26.12

«Творческая мастерская» - 5 ч.

17,18

Лепка

2

0,5

1,5

16.01,23.01

19,20

Поделки из природного материала

2

0,5

1,5

30.01,6.02

21

Рисование по мокрой бумаге.

1

0,5

0,5

13.02

« Всяк мастер на свой лад» -9 ч

22

Узор в полосе и круге из растительных и геометрических форм

1

0,5

0,5

20.02

23,24

Знакомство с элементами гжельской росписи

2

0,5

1,5

27.02,6.03

25,26

Знакомство с элементами городецкой росписи

2

0,5

1,5

13.03,20.03

27,28

Знакомство с элементами хохломской росписи

2

0,5

1,5

3.04,10.04

29,30

Роспись кухонной доски.

2

0,5

1,5

17.04,24.04

Вернисаж -4 ч.

31

«День Победы»

1

0,5

0,5

8.05

32

Я поведу тебя в музей

1

1


15.05

33,34

Коллективная работа . Панно

« Вот и лето!

2

0,5

1,5

22.05,29.05



3.Содержание программы.

1 год обучения.

Тема № 1 «Учимся у природы» Рисование с натуры, по памяти, представлению: обучение технике рисования простых форм листьев, веток деревьев, осенних цветов, эскиз игрушки по мотивам природных форм (машина-жук, самолёт-птица, кукла-бабочка), карнавал снежинок, рисование снеговика, кораблики на воде, изображение птиц, весенние цветы для мамы. Тема № 2 «Искусство вокруг нас» Рисование на темы: осенний парк, иллюстрации к сказке «Репка», уборка урожая ,русские богатыри, снаряжение богатыря, новогодний салют, к 50-летию полета в Космос, космический корабль. Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад» Декоративное рисование: узор в полосе и круге из растительных и геометрических форм, знакомство с элементами городецкой, хохломской росписи, украшение предметов быта, роспись кухонной доски. Тема № 4 Творческая мастерская Лепка, аппликация, моделирование: лепка фруктов и овощей, аппликация из осенних листьев (фигурки животных),сделать образ из кляксы, музыкальное оформление рисунка, слушаем музыку и рисуем, коллективный эскиз креативной елки. Поисковые работы (коллекции новогодних открыток) Тема № 5 Вернисаж. Организация выставок работ в конце полугодия и года. Персональные выставки. Создание творческого портфолио. Участие в конкурсах.

2 год обучения

Тема №1 «Учимся у природы» Рисование с натуры по памяти, представлению: грибное лукошко, земляничная поляна, натюрморт из овощей и фруктов, ваза для цветов различной формы (розы, гладиолуса, фиалки),рыбки в аквариуме ,морозные узоры на стекле, веселые снеговики (несколько вариантов формы и украшения),гнездо птицы, разные формы гнезд, эскизы скворечников. Тема № 2 «Искусство вокруг нас» Рисование на темы: осенний пейзаж, отлет перелетных птиц, деревянные постройки Руси, эскиз русского костюма, русские воины А. Невский, Д. Донской, рисуем космическое пространство, весенний луг. Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад» Декоративное рисование: хохломские ложки, знакомство с элементами Гжели, роспись чашки, составление сложного узора в прямоугольнике, треугольнике из стилизованных форм растительного и животного мира, роспись деревянной игрушки-свистульки. Тема № 4 Творческая мастерская Лепка, аппликация ,моделирование :освоение техники в стиле квиллинга (бумагокручение) ,создание коллективного панно «Гроздья рябины»(квиллинг). Знакомство с цифровой фотокамерой, создание фоторабот. Поисковые работы (репродукции картин русских художников-портретистов). Заполнение индивидуального портфолио. Тема № 5 Вернисаж Выставка фоторабот. Тематическое деление «Пейзаж», «Портрет», «Животные», «Мои друзья», «Мой город», «Моя школа»

3 год обучения

Тема №1 «Учимся у природы» Рисование с натуры ,по памяти, представлению: фитодизайн , составление композиций из сухоцветов, натюрморт из цветов и фруктов, рисование с натуры фигуры человека ,чучел птиц и животных, изображение моря в разных состояниях, цветущая сирень. Тема № 2 «Искусство вокруг нас» Рисование на темы: осенние работы в поле, дождливый день, спортивное соревнование, изображение фигуры лыжника, фигуриста, военная техника на параде, карнавальные костюмы и маски, праздничный салют. Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад» Декоративное рисование: эскизы декораций ,украшение домика сказочного героя, составление узора для фартука из элементов гжельской росписи, роспись матрешки, знакомство с дымковской игрушкой, дизайн платья дымковской барыни. Тема № 4 Творческая мастерская Лепка, аппликация ,моделирование:осенние портреты( портрет сказочного героя, а прическа из осенних листьев березы, клена, дуба, соответствует его характеру).Поисковые работы (презентации о творчестве знаменитых русских художников) Знакомство с простыми приемами рисования на компьютере, создание компьютерных рисунков( индивидуально ,в группе). Тема № 5 Вернисаж Выставка работ, компьютерные презентации, фотоработы. Представление портфолио.

Литература. Для учителя.

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  4. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. - Ростов н/Д., 2007.
  5. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. - СПб.: «Литера», 2006.
  6. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. - М., 1998.
  7. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. - М.: Столетие, 1998.
  8. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1984.
  9. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1979.
  10. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. - М.: Дрофа, 2004.
  11. Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. - М., 2005.
  12. Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. - М., 2005.
  13. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1987.
  14. Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. - М.: Вентана-Граф. 2008.
  15. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1977.
  16. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 2002.
  17. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 2000.
  18. Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
Для родителей и обучающихся.
  1. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. - Ростов н/Д., 2007.
  2. Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
  3. Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. - М.: АСТ: Астрель, 2006.
  4. Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983.



© 2010-2022