План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему: В. Бианки «Сова»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока по литературному чтению во 2 классе.


  1. Габайдуллина Гульнара Рашитовна

  2. МБОУ «Большетарханская СОШ»

  3. Учитель начальных классов

  4. Тема урока: В. Бианки «Сова».

  5. «Литературное чтение» 2 класс

  6. Цели и задачи урока: продолжить знакомство с творчеством В.Бианки; развивать навыки выразительного, беглого чтения; обогащать словарный запас слов; развивать умения анализировать поступки героев; учить осознанному чтению художественного текста, пересказу, анализу произведения, различать жанры произведений, передавать эмоциональный тон персонажей, составлять план, развивать: воображение, логическое мышление, речь; воспитывать: трудолюбие, толерантность, дисциплинированность, любовь к чтению

  7. УУД:

- регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

- познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; использовать знаково-символические средства;

- коммуникативные: слушать собеседника.

  1. Тип урока: изучение нового.

  2. Форма работы учащихся: работа в парах, группах, самостоятельная работа, работа с текстом учебника.

  3. Оборудование: компьютер, экран, конспект урока, учебник, раздаточный материал (тесты, деформированный текст плана сказки, карточки для «Цепочки взаимосвязи»-сова, мыши, шмели, клевер, корова, молоко, чай), презентация, аудиозапись «Крик совы»(музыкальный файл), музыка с голосами птиц для физкультминутки, выставка книг В.В.Бианки, указка, карточки с названиями жанров произведений, мел, диск «Электронное приложение».

Ход урока

  1. Организационный момент.

1). Приветствие (кивком головы).

-Ребята, давайте поприветствуем гостей, поприветствуем партнёров по плечу, партнёров по лицу.

2). Создание психологической обстановки.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. Ведь улыбка ничего не стоит, но много дает.

- Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.)

- Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

2. Минутка чтения.

- По моему сигналу вы начнёте читать вполголоса- 1 минуту. По сигналу «Стоп!», остановитесь, сделаете в книжке отметину карандашом. Приготовились, начали! (60 секунд). (Читают).

- А сейчас начните читать то же, за это же время. И мы посмотрим, прочитаете ли вы больше при повторном чтении? Приготовились, начали! (60 секунд). (Читают).

(Проверка).

- Кто прочитал больше слов при повторном чтении покажите знак «Ок!».

3. Проверка домашнего задания.

1). - С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? (В.В.Бианки.)

- Что вы запомнили о Виталии Валентиновиче Бианки с прошлого урока? Подумайте. (Даю время на раздумия 30 секунд.) (Высказывания детей поочерёдно, дополняя ответ друг-друга.)

- С каким его произведением познакомились на прошлом уроке? («Музыкант».)

2). Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант». (Работа в группе.)

Обучающая структура «Таймд Раунд Робин».

(Участники группы поочерёдно в течении 1 минуты пересказывают рассказ. Первый начинает, второй продолжает и т.д.) (4 минуты.)

- Понравился ли пересказ партнёра по плечу? Ответит участник №4, стол №1.

- Понравился ли пересказ партнёра по лицу? Ответит участник №3, стол №2. И т.д..

4. Актуализация знаний.

- Какие произведения Бианки вы ещё знаете? Читали? (Ответы детей.)

Знакомство с выставкой книг В.В.Бианки.

- Здесь вы видите книги с множеством рассказов и сказок В.В.Бианки. И если вас заинтересовали его произведения, вы можете их прочитать. А дальше мы их обсудим на внеклассных мероприятиях.

- Скажите, что объединяет все произведения В.Бианки? (Ответы детей). Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

- Эту взаимосвязь природы и человека он и показал в следующем своем произведении.

- Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадки.

( показ слайда). - «Кто это?» Кто днём спит, не летает. А ночью мышей по полю гоняет. (сова.)
5. Сообщение темы, целей урока.

- Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

6. Работа над темой урока.

1). Обучающая структура «Раунд Робин».

- Ребята, что вы знаете о сове? На кого они охотятся? Подумайте. (Даю 30 секунд.)

- А сейчас обсудите в группе. Даю вам ещё 30 секунд. Выберите того, кто даст ответ.

- Ответит участник группы, которого вы выбрали. (Ответы.)

(Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся. Они охотятся на мышей, лягушек, полевок, насекомых.)

2). Обучающая структура «Таймд Пэа Шэа»

- Встаньте, найдите себе пару и обсудите вопрос «Что помогает охотиться совам?». Я вам дам время по 30 секунд. Сначала отвечает первый участник, затем второй.

- Ответит желающий участник пары.

(Совам помогает охотиться:

а) Острый слух.

б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).

в) Когти (хватать добычу, держать ее).

г) Клюв.)

- Какую пользу приносят совы?

3). ( Показ слайда). Знакомство с приметами о сове.

Если много сов - урожай будет хороший.

Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.

Филин кричит на оттепель.

Сова кричит - на холод.

4). (Показ слайда). - «А вы хотите узнать ещё о сове?»

(Выступление подготовленных учеников.)

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины. (Альмир).

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой. (Камиля).

В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать. (Айзат).

- Спасибо, ребята!

Физкультминутка. (Участники делятся на 2 группы: А и Б. Участники «А» встают во внутренний круг, Участники «Б»- во внешний. Двигаются под музыку с птичьими голосами в противоположном направлении. Музыка останавливается, участники внешнего и внутреннего круга приветствуют ближе стоящего к нему участника. Затем снова под музыку также двигаются, но каждая группа в обратную сторону.)

5). Словарная работа. (Показ слайда).

- Как можно заменить слова и выражения?

Утекает- убегает.

Кормовистый- клевер, предназначенный для корма скоту.

Цветень- пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться- прятаться, таиться.

Раздолье- много места.

Как бы худа не вышло- как бы беды не было.

Чай белить- добавлять молоко в чай.

Пойло- питательное питьё для скота.

(Проверка по слайду.) - Если вы всё правильно объяснили, покажите знак «Ок!»

6). Чтение произведения учителем и хорошо читающими участниками.

- Послушайте внимательно произведение и постарайтесь правильно определить его жанр. (В классе по разным точкам прикреплены карточки с названиями разных жанров.)

(Чтение.)

Обучающая структура «Конэрс».

- К какому жанру относится это произведение? Встаньте возле выбранного вами карточки с названием жанра. (выбор карточки)

Сказка

Пословица

Рассказ

Стихотворение

Басня

Загадка

Скороговорка

- Почему вы так решили? Обсудите в группе. (30 секунд.)

- Ответит тот участник, который живёт ближе к школе. ( либо Далер, либо Айзат.)

- А какая это сказка? ( Литературная, авторская.)

- Садитесь, Спасибо!

- Понравился ли вам рассказ? Назовите главных героев сказки. ( Сова и старик.)

- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» - это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

- Объясните, правильно ли поступил старик?

- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши? Найдите и прочитайте в учебнике. («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».) (с.148, 1обзац.)

- Почему шмели нужны лугу?

- Что произошло с клевером на лугу?

- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение - травы с кашей).

- Что произошло с коровой?

- Что же пришлось сделать старику?

- Простила старика сова? Почему? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

(Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл).)

- Потом все восстановилось в природе?

- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

7). Обучающая структура « Таймд Пэа Шэа».

Работа в парах. Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом для каждой пары.)

-Расставьте перед предложениями цифры в порядке последовательности событий.

(60 секунд.)

Рассердилась сова.

Молока у Коровы мало.

Шмели на чужих лугах гуляют.

Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

Пошел Старик Сове кланяться.

( Выслушивание ответов участников.)

- Все согласны с высказыванием участника? ( «Ок!»).

(Проверка по слайду)

8). Обучающая структура «Сималтиниус Раунд Тэйбл».

Работа в группах.

- А сейчас в группах восстановите «Цепочку взаимосвязи». (30 секунд.)

( На столах карточки: сова-мыши-шмели-клевер-корова-молоко-чай вперемешку.)

( Проверка по слайду.)

- Чья группа справились с заданием? Молодцы!

9). Итог урока.

- Над каким произведением работали?

- Какого жанра?

- Чему учит нас эта сказка?

(-Любить природу;

-не обижать животных;

-всё в мире взаимосвязано: автор показывает связи между животными, между животными и растениями, между человеком и природой;

-надо исправлять свои ошибки).

10). Тест.

- А сейчас выполните тест по изученной теме. (60 секунд.)

1. В каком городе родился В.В, Бианки?

а) Москва

б) Петербург

в) Рязань

2. Для кого он писал?

а) только для детей

б) для детей и для взрослых

в) только для взрослых

3. Сколько произведений написал В.В.Бианки?

а) 300

б) 200

в) 400

4. Какие произведения писал В.В.Бианки?

а) только рассказы

б) только сказки

в) рассказы и сказки

5. Закончи предложение.

Он писал

а) только о животных

б) только о растениях

в) о животных и растениях

г) о животных, растениях, грибах

6.Какая пословица из сказки «Сова»?

а) Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся.

б) Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

в) Как аукнется, так и откликнется.

- Подпишите свои имена, со звонком сдадите мне работы.

11). Домашнее задание: подготовить краткий пересказ сказки; желающим нарисовать обложку для книги «Сова».

12. Рефлексия.

- Если вам все понравилось на уроке и вы все поняли, покажите розовую карточку со смайликом.

- Если вам всё понравилось, но не все было понятно, жёлтую карточку со смайликом.

- Если не понравилось, и ничего не поняли, то покажите голубую карточку с грустным смайликом.

- Спасибо за урок! Поблагодарите наших гостей, партнёра по плечу, партнёра по лицу. Можете быть свободны.

Рассердилась сова.

Молока у Коровы мало.

Шмели на чужих лугах гуляют.

Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

Пошел Старик Сове кланяться.

Рассердилась сова.

Молока у Коровы мало.

Шмели на чужих лугах гуляют.

Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

Пошел Старик Сове кланяться.

Рассердилась сова.

Молока у Коровы мало.

Шмели на чужих лугах гуляют.

Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

Пошел Старик Сове кланяться.

Рассердилась сова.

Молока у Коровы мало.

Шмели на чужих лугах гуляют.

Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

Пошел Старик Сове кланяться.

Рассердилась сова.

Молока у Коровы мало.

Шмели на чужих лугах гуляют.

Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

Пошел Старик Сове кланяться.

Рассердилась сова.

Молока у Коровы мало.

Шмели на чужих лугах гуляют.

Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

Пошел Старик Сове кланяться.



© 2010-2022