Урок окружающего мира на тему Дождь и ветер (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан



«Почему идет дождь

и дует ветер?»

урок окружающего мира



Нуриева Рамиля Сириновна

учитель начальных классов

I квалификационной категории


Елабуга, 2013 год

Тема: Почему идет дождь и дует ветер?

Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний, нетрадиционный урок - исследование, работа по кейсам, самостоятельное добывание знаний.

Продолжительность: 45 минут

Класс: 1б

Цели урока: сформировать первоначальные представления детей о происхождении и различных видах ветра и дождя.

Задачи урока:

Образовательные:

Способствовать расширению знаний детей о природных явлениях.

Содействовать пополнению словарного запаса («круговорот воды в природе », «ливень», «ситничек», «косохлест»,), расширению кругозора детей.

Познакомить с основами безопасности жизнедеятельности во время ливневого дождя и ураганного ветра.

Развивающие:

Способствовать формированию УУД:

а) регулятивных УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

б) коммуникативных УУД: слушать и понимать речь других; совместно

договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

в) познавательных УУД: перерабатывать полученную информацию;

Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, речи.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное и внимательное отношение к природе .

Здоровьесберегающие:

Формировать разумное отношение к своему здоровью (знакомство с правилами поведения во время грозы и ураганного ветра)

Создавать благоприятные условия эмоционального и психического климата в классе для восприятия ученого материала.

Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать разные виды дождя и ветра, составлять о них рассказ, осуществлять самопроверку, работать в группе, соблюдая правила сотрудничества.

Оборудование: загадки; кейсы (энциклопедии с закладками, вопросы, рисунки); презентация "Дождь и ветер"; компьютер, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 кл., рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 кл., блюдце с водой, вата, свеча.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Мы снова будем наблюдать,

Делать выводы и рассуждать.

Друзья, вам интересно, всё то, что неизвестно? (Да)

-Кто хочет тайны мира разгадать? (Дети поднимают руки)

-А жизнь природы познавать? (Дети поднимают руки)

II. Актуализация знаний.

- Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего нас мира. Часто люди узнают эти тайны во время исследований и опытов

- Что мы с вами исследовали на прошлом уроке? (Почему Луна бывает разной?)

-Что вы узнали о Луне?

-Почему человек не может жить на Луне? (Нет воздуха и воды)

III. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадки и вы узнаете, что мы будем исследовать сегодня.

Без пути и без дороги
Ходит парень длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.(дождь)

Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (ветер)

- Какова тема нашего урока?

-Что нового вы узнаете на уроке? (Предположения детей. Обобщение учителя.)

-Где могут пригодиться вам эти знания?

-Итак, ребята, сегодня мы действительно будем исследовать дождь и ветер. Для этого я вас разделила на 2 группы, мы их назовем «Дождь» и «Ветер». Первая будет, используя мои вопросы искать в энциклопедиях информацию о дожде, а вторая - о ветре.

IV. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.

- Вы будете работать в группах. Какие правила работы в группе вы должны соблюдать, чтобы работать успешно? (Правила общего обсуждения: не говорить всем сразу; всем смотреть на говорящего (учителя или ученика); реагировать

жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял); возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: "Саша, ты не сказал, что…")

Кейс для работы в 1 группе:

- учебник А.Плешаков и др. «Окружающий мир»;

- карточки с изображением дождя и ветра на выбор;

-энциклопедии «Всё обо всём»; «Большой подарок для девочек», «Большая энциклопедия знаний», «Современная детская энциклопедия»

- карточка с вопросами:

1) Откуда берётся дождь?

2) Как дождинки попадают в тучу?

3) Какие бывают дожди?

4) Нужен ли дождь? Кому? Для чего?

5) Какие правила безопасности нужно соблюдать при дожде?

Кейс для работы во 2 группе:

- учебник А.Плешаков и др. «Окружающий мир»;

- карточки с изображением дождя и ветра на выбор;

-энциклопедии «Всё обо всём»; «Детская энциклопедия», «1001 вопрос и ответ»

- карточка с вопросами:

1)Что такое ветер?

2)Почему воздух движется?

3) Какой бывает ветер?

4) Чем опасен сильный ветер?

5) Как человек научился использовать ветер?

V. Физминутка

Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер, тише, тише, тише!
Деревцо все выше, выше!

VI. Анализ работы в группах.

1. Заслушиваются выступления представителей от каждой группы

о дожде:

-Что такое туча?

Это темное, густое облако. Если появились тучи - жди дождя. Капельки воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.

- Что же такое туча?

Темное, густое облако.

- Из чего состоят тучи?

Из тяжелых капель воды.

- Почему они падают на землю и что из них образуется?

Капельки тяжелые и не могут долго держаться в небе. Они падают, и образуется дождь.

-Ребята, представьте, как неуютно чувствует себя человек, попавший под дождь. Можно простудиться и заболеть. Но какой бы дождь ни шел, он необходим для растений, животных, для пополнения рек, озер, морей, океанов. Давайте сделаем вывод о дожде. Как образуется дождь?

Сначала образуется густое облако. Потом оно превращается в тучу, которая состоит из тяжелых капель воды. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю.

о ветре.

-Ветер - это движущийся воздух. Почему же он движется? Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

- Еще в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперед.
Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печет солнце, стало бы еще жарче. В холодных странах стало бы еще холоднее. Но ветер переносит теплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух - в жаркие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных - теплее. Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озера, колодцы.
Вот такую помощь оказывает ветер.
-Какой же бывает ветер?
Выберите слова, с помощью которых можно описывать ветер.

VII. Опыты

1.Цель: опытным путём показать образование тучи и осадков.

Учитель плотно сжимает сухой комочек ваты. Затем опускает его в блюдце с водой и даёт некоторое время для насыщения ваты во­дой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Учитель осторожно приподнимает вагу за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

Все действия учитель должен сопровождать пояснением, развивая образное представление учащихся.(Представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается...)

Вывод: туча - состоит из капелек воды, которые под своей тяжестью отрываются и падают на землю дождём. Прочитаем слова Мудрой Черепахи на с.92.

2. Цель: опытным путём показать движение воздуха.

Учитель приоткрывает дверь классной комнаты и опускает к порогу зажжённую свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, т.к. из коридора движется холодный воздух. Затем свечу медленно подни­мают кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит тёплый воздух.

Вывод: тёплый воздух поднимается вверх, он лёгкий, а тя­жёлый холодный воздух устремляется на его место.

Правила поведения во время сильного дождя и ураганного ветра:

1.Во время дождя лучше укрыться дома или в другом помещении ,

если дождь застал на улице, лучше воспользоваться зонтом.

2. При сильном ветре закрыть окна, находиться лучше в помещении;

не останавливаться в арках домов, в местах сквозняков

VII. Рефлексия (по презентации)

--Что мы сегодня исследовали, изучали?

-- Почему идет дождь на Земле?

--Что такое туча? Как она образуется?

-- Какие бывают дожди?

--Почему дует ветер?

-- Какой бывает ветер?

-- Какое задание вам понравилось?

-- Что вызвало затруднение?

-- Поделитесь своими впечатлениями о работе в группах.

-- Оцените свои достижения на уроке.

- Итак, наш урок подошел к концу. Спасибо.

6

© 2010-2022