Внеурочная деятельность. Курс Краеведение. Мы-дети природы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение № 5 «Гимназия»



Рассмотрено на заседании

методической кафедры учителей

_________________________

Протокол № ____ от ________

Утверждаю: Директор МАОУ №5 «Гимназия»

__________В.Н. Подлиповская

«____» ____________________


Согласовано:

Заместитель директора по УР

Н.В.Котельникова

«____» ___________________


Заместитель директора по МР

О.А.Евсеева

«____» ___________________


Протокол заседания методического

совета школы № _____ от _______



_

Рабочая программа

факультативного курса

краеведения «Мы - дети природы»

для 2 В класса

на 2014-2015 учебный год




Составитель: Федоришина С.С.

Содержание рабочей программы

1 Пояснительная записка.

  • Сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания.
  • Общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета.--------------------------------

стр





2 2 Общая характеристика учебного предмета---------------------
3 -4 3 Описание места учебного предмета в учебном плане-------
4 4 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета----------------------------------------------------------------
4- 5 5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета---------------------------------------
5 -6 6 Содержание учебного предмета-----------------------------------
6-7 7 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся--------------------
7- 12 8 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса----------------------------------------


13










1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Краеведение » для 2 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009 г. № 315785);

  • Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10;

  • Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ №5 «Гимназия» на 2014-2015 учебный год;

  • Учебный план МАОУ №5 «Гимназия» на 2014-2015 учебный год;

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и программ внеурочной деятельности

  • авторской программы Департамента образования и науки Ханты - Мансийского

автономного округа под редакцией Т.К.Орловой - доцента кафедры естественно-

математического образования ИПКиРРО, заслуженного учителя Российской

Федерации. ГУИПП «Полиграфист», Ханты - Мансийск, 2003 год.

Цели курса:

В системе предметов общеобразовательной школы курс « Краеведение» реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с целостными представлениями об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.

  • социокультурная цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе мыследеятельностного подхода в образовании.

Задачи курса

1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.

3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Курс краеведения "Мы - дети природы" является неотъемлемой составляющей образовательного компонента "Окружающий мир", представлен предметом "Краеведение" в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.

Само название "краеведение" свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.

Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

Изучение курса краеведения " Мы - дети природы" на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как "Литература родного края", "География Ханты-Мансийского автономного округа", "История ХМАО с древности до наших дней" и др.

Курс краеведения "Мы дети природы" является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.



3.Описание места учебного предмета в учебном плане. На этический урок как специализированный учебный предмет базисным учебным планом начального общего образования во 2 классе на изучение курса отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели). I четверть - 9 ч II четверть- 7 ч; III четверть - 10 ч; IV четверть - 8 ч.


4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Курс краеведения разработан в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы.

Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.

Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.

Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.

На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...).

Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:

- экологический;

- этнографический;

- культурологический; - исторический.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: -Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценит как хорошие или плохие. -Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценивать как хорошие или плохие. -Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). -В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: -Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. -Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему . -Учиться планировать учебную деятельность на уроке. -Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. -Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, приборы, простейшие инструменты). -Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД Обучающийся научится: -Ориентироваться в новой системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг. -Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. -Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенном учителем словарях, энциклопедиях. -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную, в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация). -Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД Обучающийся научится: -Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне одного предложения или небольшого текста). -Слушать и понимать речь других. -Выразительно читать и пересказывать текст. -Вступать в беседу на уроке и в жизни. -Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. -Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

-- вести самостоятельные наблюдения в природе;

- обнаруживать и объяснять связи в природных сообществах;

- проводить классификацию природных объектов по различным признакам, делать

выводы и обобщения;

- называть жилища и предметы быта (домашняя утварь) народов Югры.

- знать характерные признаки осени, зимы, весны, лета в своем крае;

- природные сообщества края: лес, болото, луг;

- некоторые особенности состояния растений в разные сезоны года;

- охраняемые растения и животные (1-2);

- правила поведения в природе


6. Содержание учебного предмета.

Содержание и методика преподавания курса краеведения "Мы - дети природы" направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

Содержание курса во 2 классе составляют темы:

"Мир природы"

"Традиции и быт народов Севера"

"Югорская земля в творчестве поэтов, писателей Севера"

Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.

Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.

Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.

Подведение итогов по курсу краеведения "Мы - дети природы" в 1-4 классах проводится по результата практической деятельности школьника. В зависимости от возможностей школы, это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.

Основные знания и умения, которыми должны овладеть школьники при изучении интегрированного курса краеведения "Мы - дети природы", даны в специальных разделах программы по каждому классу. Требования к знаниям и умениям школьников - это своеобразный ориентир для учителя.

Отметки выставляются в случаях яркого, полного ответа, самостоятельно выполненного рисунка, модели и т.д. Во всех остальных случаях учитель одобряет, хвалит ребенка. Удовлетворительные и неудовлетворительные отметки ставить не рекомендуется. Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час);

  • Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Методы и приемы:
  • диалоги; элементы дискуссий
  • игры-практикумы;
  • проблемные ситуации;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • конкурсы, викторины;
  • беседы;
  • коллективно-творческие дела.
Формы проведения
  • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
  • экскурсия; поездка, поход
  • практическое занятие, викторина, консультация
  • проблемная лекция, работа в музеях
  • встречи с участниками исторических событий



7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Темы и основное содержание.

Всего уроков

В том числе

Теория

Практика

Контрольные уроки

Проект.

деят-ность


Систематический курс 34

1 Мир природы 10 5 5
1

2 Традиции и быт народов Севера 14 7 7
1

3 Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера. 10 5 5
1


Итого 34



  1. Календарно-тематическое планирование по курсу краеведение «Мы -дети природы»

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Содержание работы

План

Факт

1

Югорские леса и лесные чудеса. Лес - природное сообщество.

1

Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни

2

Югорские леса и лесные чудеса. Какие же они наши леса?

1

Дикорастущие и культурные растения Ханты-Мансийского округа (различие)

Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение).

3

Югорские леса и лесные чудеса. Кустарники.

1

Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение).

4

Югорские леса и лесные чудеса. Хвойные деревья.

1

Дикорастущие растения Ханты-Мансийского округа. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение).

5

Югорские леса и лесные чудеса. Лиственные деревья.

1

Дикорастущие растения Ханты-Мансийского округа. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение).

6

Урок-экскурсия.

Югорские леса и лесные чудеса.

1

Особенности времен года (на основе наблюдений).

7

Урок-экскурсия.

Югорские леса и лесные чудеса.

1

Характерные признаки осени в неживой природе

8

Югорские леса и лесные чудеса. КВН.

1

Растения

родного края.

9

Ягоды нашего края.

1

Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы

10

Ягоды нашего края.

1

Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы

11

Югорское разнотравье. Дикорастущие травы. Сенокосная страда.

Дикорастущие и культурные растения Ханты-Мансийского округа (различие). Влияние деятельности человека на растения на территории Югры.

12

Югорское разнотравье. Лекарственные травы Югры. Травы и цветы Югры.

Дикорастущие и культурные растения Ханты-Мансийского округа (различие). Влияние деятельности человека на растения на территории Югры.

13

Югорское разнотравье. Водные и болотные растения Югры.

Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни

14

Югорское разнотравье. Мхи и лишайники.

Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни

15

Наши грибы.

Правила поведения в природе.

16

Лес даёт нам стол и дом.

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу.

17

Жилище народов Севера раньше и теперь.

Различные виды жилья хантов и манси: корта, землянка, изба, чум. Летний и зимний дом.

Отрывок из книгиГ.К. Сазонова, А.М. Коньковой «И лун медлительных поток»

18

Домашняя утварь - искусное мастерство северян.

Обстановка, убранство хантыйского жилья. Чувал, нары, мебель сказка «Вожак Ивыр»

19

Праздники в нашем доме. Медвежий праздник.

Медвежий праздник.

20

Праздники в нашем доме. У нас гости.

Вороний день

21

Праздники в нашем доме. У нас гости.

Вороний праздник

22

Дружная семья: дети помощники родителей.

Еремей Айпин «В тени старого кедра» -отрывок

23

Дружная семья: с мамы начинается Земля.

Ю. Шесталов книга для детей «Сначала была сказка».

24

Дружная семья: наша бабушка.

Манмийская сказка «Женщина-кукушка». Обязанности бабушки., руки бабушки.

25

Образы детей в Югорских сказках.

Стихотворение Ю. Шестакова «Человек родился», мансийская сказка « Сынок соленье ушко»

26

Образы детей в Югорских сказках.

Ненцкая сказка Ю.Веллы «О чём кукует кукушка», хантейская сказка» Т.Чучелиной «Мальчик -корешок"

27

Образы детей в Югорских сказках.

28

Игры и игрушки детей Югры.

Книга Е. Айпина « В ожидании первого снега». Кукла -акань.

29

Игры и игрушки детей Югры. Спортивные игры хантов и манси.

Девочки -шитье кукол из ткани, мальчики- лошадь. Упряжь.

30

Игры и игрушки детей Югры.

Игра Шапка-бабка»

31

Народный календарь.

Сезонные изменения на территории ХМАО-Югра

32

Памятники природы. Природный заповедник "Малая Сосьва"

Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник «Малая Сосьва».

33

Памятники природы. Природный парк "Сибирские Увалы"

Природный парк "Сибирские Увалы"

34

Экологический урок обобщение: «Здравствуй, край Мансийский, милый»

Здравствуй, край Мансийский, милый». Викторина

Список литературы по реализации программы.

Для учителя:

  1. Интегрированная программа по краеведению «Мы - дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.
  2. Мы- дети природы. Интегрированный курс краеведения.Книга для учителя. ГУИПП «Полиграфист» Ханты -Мансийск. 2003 г
  3. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006.
  4. Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании. - М: Книголюб, 2006.
  5. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.
  6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008.

Для ученика: Мы - дети природы. Рабочая тетрадь по краеведению. 2 класс. / Орлова Т. К., Демус Л. Г., Богордаева Н. Г., Нечаева Л. Н. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2013.

Материально-техническая база:

- магнитная доска.

- интерактивная доска.

- персональный компьютер. - мультимедийный проектор


© 2010-2022