- Преподавателю
- Начальные классы
- Особенности работы с читательским дневником (1 класс)
Особенности работы с читательским дневником (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хитрых Е.В. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Особенности работы с читательским дневником
по учебно-методическому комплекту
«Перспективная начальная школа»
Хитрых Елена Васильевна, Чупоршнева Светлана Юрьевна
Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Лицей №11» г. Новокузнецка Кемеровской области
Сегодняшний мир - иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить это делать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает. Авторы нашего комплекта затрагивают основные направления по формированию вдумчивого читателя. Мы посчитали необходимым продолжить эту работу через дополнительное чтение и ведение читательского дневника новой формы, отойдя от формального указания объема прочитанных страниц (как в прежней форме дневника). Цель нашей работы заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников. Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой - обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. 6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым»; 8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот независимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать. Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника. Поэтому, мы считаем, что введение читательского дневника целесообразно во втором полугодии после окончания периода обучения грамоте. Читательский дневник может быть подарком каждому ученику на празднике «Прощание с Азбукой». Нами был разработан «Читательский дневник» для первого класса с учетом требований ФГОС НОО к предмету литературное чтение. При создании читательского дневника был проведен анализ программного содержания по литературному чтению в 1 классе, учтены основные названия программных разделов, которые стали названиями разделов читательского дневника. Содержание каждого раздела наполнили внепрограммными произведениями. Одно из требований Федерального государственного образовательного стандарта к формированию УУД - умение обучающихся работать со знаково-символической системой. УМК «Перспективная начальная школа» имеет свою единую знаково-символическую систему условных обозначений. Это тоже было учтено при создании структуры читательского дневника. Дневник начинается с обращения к юному читателю, в котором даются советы, как пользоваться дневником. Структура дневника состоит из 6 разделов:
- устное народное творчество;
- поэзия, которая делится на два подраздела («Веселые стихи», «Фантазия в поэзии»);
- проза, в котором два подраздела «Природа» и «О детях»;
- раздел подведения итогов;
- страничка для родителей и страничка «Летнее чтение».
- сравнение прочитанных произведений,
- выбор произведений одной направленности из читательского дневника,
- использование работ из рубрики «Мое творчество».