- Преподавателю
- Начальные классы
- Ударение как средство смыслового различения слов
Ударение как средство смыслового различения слов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Блохина Н.Ю. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
-
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»
г. Ивантеевки Московской области
ОТКРЫТЫЙ УРОК
(в рамках преемственности между начальной школой и детским садом)
Предмет Литературное чтение.
Тема урока Ударение как средство смыслового различения слов.
Класс 1 - А
Учитель начальных классов БЛОХИНА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА
Дата проведения 01 октября 2013 г.
2013 - 2014 учебный год
Дата проведения: 1 октября 2013 года.
Тема урока: Ударение как средство смыслового различения слов.
Задачи с учетом ФГОС: Обучающие: на основе предметных знаний и жизненного опыта детей обобщить знания;
- обучение учащихся осознавать смысл понятия ударение, смыслоразличительную роль в слове;
- помочь учащимся высказывать свою собственную точку зрения и уметь слушать высказывания других учащихся;
- организовать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность поисково-творческого характера;
Развивающие: создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование),
- коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром) и общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);
Воспитательные:
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
- продолжать воспитание в учащихся доброжелательности друг к другу и к окружающим, учить слушать и уважать мнение других;
- содействие формированию этических норм поведения на уроке.
Оборудование:
- Азбука, карточки, презентация к уроку.
План урока:
- Организационный момент.
- Психологический настрой.
- Постановка темы и цели урока.
- Актуализация знаний. Вступительная беседа.
- Работа со схемами предложений.
- Повторение изученных букв, классификация звуков и букв.
- Игра в парах «Полубуковка».
- Физкультминутка.
- Беседа по вопросам.
- Чтение слогов и слов с изученными буквами.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Физкультминутка.
- Работа по учебнику (Азбука).
- Итог урока. Рефлексия.
План урока и его хронометраж:
№
п/п
Этап урока. Содержание урока.
Время
1
Организационный момент.
0,5
2
Психологический настрой.
0,5
3
Постановка цели и задач.
1
4
Актуализация знаний. Вступительная беседа.
1
5
Работа со схемами предложений.
2
6
Повторение изученных букв, классификация звуков и букв.
-
Игра в парах «Полубуковка».
5
7 Физкультминутка
1
8
Чтение слогов и слов с изученными буквами.
3
9 Изучение нового материала.
6,5
10 Закрепление изученного материала.
0,5
10 Физкультминутка.
0,5
11 Закрепление изученного материала.
5
12 Работа над пройденным материалом. Как одна буква может изменить слово.
5,5
13 Итог урока.
1
14 Рефлексия деятельности.
1
Итого
35
Оформление доски:
Сегодня на уроке
1 октября.
Классная работа.
Картинки с изображением букв Лл, Мм
Экран
Ход урока:
-
№ слайда
Название слайда
Содержание урока
Время
(в мин.)
1
Урок обучения грамоте 1. Организационный момент.
Звенит веселый колокольчик.
Игрушки все свои оставь,
С гостями нужно поздороваться.
И у столов красиво встать.
- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения. А теперь посмотрите на меня, я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Успеха и удачи вам! Садитесь.0,5
2
Корабль 2. Психологический настрой. - Мы отправимся с вами в необычное путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведет меня. А поплывем мы вот на этом кораблике пополнять и расширять свои знания об ударении и о предложении.
Вот он кораблик из легкой коры -
Для трудных походов, нелегкой игры.
На этом кораблике под парусами,
Мы в дальние дали отправимся с вами.
Мы всех, кто захочет, с собою возьмем. Ну, что же согласны? Решили? Плывем!
1
3
у
д
а
р
е
н
и
е
3. Постановка цели и задач. - Мы плывём с вами к удивительному и таинственному острову, правит которым добрый Волшебник. Чтобы узнать имя этого волшебника, надо выполнить следующее задание: назвать все цвета радуги. Закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается. - Теперь вы знаете, что цель нашего путешествия - остров, на котором мы познакомимся с Волшебником Ударение и продолжим узнавать его главные секреты.1
4
Речь
устная письменная
4. Актуализация знаний. Вступительная беседа. - Для того чтобы отправиться в путь, необходимо получить пропуск на корабль. А для этого надо ответить на вопросы: - Что такое речь, для чего она нужна? (Речь - это всё что мы говорим, видим, слышим и пишем). - Какие виды речи вы знаете? (Письменная и устная речь.) - Что такое устная речь, письменная речь? - Из чего состоит наша речь? (Из предложений).
1
5
Схемы предложений
5. Работа со схемами предложений. - Сколько предложений вы видите? (три предложения). - Сколько слов в этом предложении? (три слова.) - Чем похожи и чем отличаются предложении? (Во всех предложениях по три слова, а отличаются они знаками в конце предложения). - Что вы услышали, когда произносили слова? (Звуки). - Из чего же состоят слова? (Из звуков). - Как обозначаем звуки на письме? (Буквами).
- Что такое буква? (Знаки).
2
6
Восстанови буквы
6. Повторение изученных букв, классификация звуков и букв.
- Мимо нас проплывал Буквоед, он съел все наши буквы на обед. Будем с вами мы играть и буквы восстанавливать. Игра в парах «Полубуковка». - Узнайте, какие это буквы и допишите. (Работа в парах) На слайде:
Взаимопроверка ответов. О И У А М Э Ы Л - Какая буква лишняя? - Почему? (Лишняя буква Ы, потому что заглавной буквы Ы не бывает). - Какая ещё буква лишняя? - Почему? (Лишняя буква И, потому что она показывает на мягкость впереди стоящего согласного). - На какие две группы можно разделить эти буквы? (Гласные и согласные). - Что вы можете сказать о гласных звуках? (При произношении, воздух не встречает преграду) - На какие две группы их можно разделить? (Гласные, которые обозначают мягкость согласных, и гласные, обозначающие твёрдость). - Что вы можете сказать о согласных звуках? (При произношении, воздух встречает преграду: губы, зубы, язык). - Какими бывают согласные? (Твёрдые и мягки, звонкие и глухие.) - С какими буквами познакомились на прошлом уроке? (С буквами Л и М.) - Что можете сказать о звуках, которые обозначаются буквами Л, М? (Это согласные звуки, всегда звонкие, могут быть твёрдыми или мягкими).
5
7
Физкультминутка
7. Физкультминутка. «А над морем - мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю,
И резвимся на просторе.
Веселее загребай,
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)1
8
Слоговая таблица
8. Чтение слогов и слов с изученными буквами.
Вот отчалили мы от причала,
Наш корабль волна закачала,
И задул ветерок в паруса.
Обещая в пути чудеса.
Не будем времени терять
И слоги будем мы читать.
ла
ма
мал
лам
лом
ло
мо
лом
лол
мол
лу
му
мул
лул
лум
лы
мы
мыл
лыл
лым
ли
ми
мил
лил
лим
3
9
Картинка
сказочный замок
9. Изучение нового материала. - Вот мы с вами и на таинственном острове Волшебника Ударение. Посмотрите, в каком большом и красивом замке он живет. Попасть в этот замок можно только через главные ворота. Но, что это такое, ворота замка закрыты! Открыть их можно только разгадав тайну.6,5
10
11
Картинки
замок и замок - Давайте попробуем прочитать эти слова. Что можете сказать про эти слова? Давайте разделим эти слова на слоги. Составим схему каждого слова. - Что вы заметили? Как вам кажется, это одинаковые слова? А предметы? А что же нам поможет не спутать эти похожие слова? Давайте попробуем определить ударенный слог в каждом слове.
- Какой слог выделяли голосом в первом слове? Во втором слове? - Какой вывод можем с вами сделать? (Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением).
- Вот мы и открыли тайну волшебника Ударение.
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
А когда его найдем, Громче всех произнесем.
12
Картинка
Волшебник Ударение 12. Закрепление изученного материала. - Вот и открылись ворота замка. И навстречу нам пожаловал сам волшебник Ударение. Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться.
0,5
13
Физкультминутка 13. Физкультминутка.
0,5
14-16
14. Закрепление изученного материала. - Волшебник Ударение очень любит играть в прятки. Давайте будем очень внимательными и постараемся найти предметы, обозначающие слова, которые произносятся одинаково, а значение у них разное.5
Итог урока 16. Рефлексия деятельности. Итог урока. - Вот и пришло время покидать этот удивительный остров. Но волшебник Ударение теперь будет приходить к нам в гости очень часто. - Давайте вспомним, какие тайны нам открыл волшебник Ударение. Чему вы научились на таинственном острове?
1
17
Сегодня я узнал…
Сегодня я научился…
На уроке мне было легко…
Пока мне трудно…
1
18 Спасибо за работу! - Всем спасибо за работу. Урок окончен.
0,5
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Характеристика класса. В классе 26 человек. Среднего уровня подготовленности. С хорошей работоспособностью и активных детей немного - 8 чел. Большинство учащихся с грамотной речью, внимательные, наблюдательные. Все задания выполняют четко, быстро, правильно (Кудрявцева А., Новикова О., Пикалова В., Тамм Д., Титова Н., Буракова В., Бабаева В., Мигунова А). Есть слабые дети, - которые невнимательные, с рассеянным вниманием, с несвязной речью, с низкой работоспособностью (Меликянц В., Шевченко В., Игнатьева А., Махитаров С., Лифанов А.) Не всегда правильно понимают задания, поэтому и выполняют неправильно, требуют внимания со стороны учителя. Остальные дети работают по настроению, со средней работоспособностью.
Задачи с учетом ФГОС: Обучающие: на основе предметных знаний и жизненного опыта детей обобщить знания;
- обучение учащихся осознавать смысл понятия ударение, смыслоразличительную роль в слове;
- помочь учащимся высказывать свою собственную точку зрения и уметь слушать высказывания других учащихся;
- организовать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность поисково-творческого характера;
Развивающие: создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование),
- коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром) и общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);
Воспитательные:
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
- продолжать воспитание в учащихся доброжелательности друг к другу и к окружающим, учить слушать и уважать мнение других;
- содействие формированию этических норм поведения на уроке.
Оборудование:
- Азбука, карточки, презентация к уроку.
Используемые технологии:
- интегрированная (межпредметная связь с музыкой, русским языком, ИЗО, музыкой, окружающим миром);
- игровая технология (загадки), прослушивание музыки;
- информационно-коммуникативные (компьютер, проектор, презентация, дополнительный материал);
- Личностно-ориентированная. Использовались различные виды работ: индивидуальная, коллективная, фронтальная, работа в парах, работа по учебнику). Использование презентационных слайдов для проверки позволяет детям сами проверить правильность выполнения работы.
- технология сотрудничества
Данные приемы и методы работы на уроке вызывают интерес, формируют умение слушать других, высказывать свое мнение. Активизируют познавательную деятельность, способствуют умению общаться, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций личности, что в итоге помогло перевести многих учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к учению к формам положительного отношения к учению - действенному, осознанному, ответственному.
Форма работы: урок с элементами интеграции (литературное чтение, ИЗО, музыка).
Тип урока: комбинированный.
Методы: наглядный, проблемно - поисковый, словесный, практический.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Структура этого урока: а) организационный момент, психологический настрой, постановки цели и задач; б) непосредственное повторение учебного материала. Для этого используются разные виды опроса: фронтальный, работа в парах, выводы, обобщение знаний. в) подведение итогов работы, обобщение, выводы.
Методы и приемы работы: фронтальный опрос, коллективная работа, творческая работа в парах, работа по учебнику (Азбука).
План урока:
- Организационный момент.
- Психологический настрой.
- Сообщение темы и цели урока.
- Работа со схемами
Отбор материала и методов обучения осуществлялся в соответствии с темой и задачами урока, определялся содержанием Азбуки и с учетом особенностей учащихся. Весь учебный материал работал на тему урока. Урок стандартный рабочий.
Использовались методы обучения по источнику знаний: Вербальные методы:
- беседа
- рассказ учителя и ученика.
- научить концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки;
- формировать понятия и представления;
- служить средством для обобщения и систематизации знаний учащихся;
- нести огромный положительный эмоциональный заряд, воспитывать чувства и развивать эстетический вкус;
- для лучшего проникновения и создания настроения не случайно выбран фон и музыкальная заставка «Шум моря».
- работа по карточкам
- работа по Азбуке.
- частично - поисковые.
Главный акцент всего урока был направлен на получение новых знаний и закрепление изученного.
Средства: Азбука, карточки, презентация к уроку.
На уроке осуществлялся систематический и планомерный контроль за качеством усвоения нового материала. Контроль осуществлялся на протяжении всего урока посредством воспроизведения знаний учащимися и при выполнении заданий на применение новых знаний в измененной ситуации.
Вывод: Все поставленные цели и задачи урока выполнены в полном объеме. Дети показали, что учебный материал ими усваивается успешно. Обстановка на уроке была доброжелательной, спокойной, на высоком эмоциональном подъеме.
Используемые ресурсы
- files.vector-images.com/clipart/lock_shlp1.gif замок
- img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//57/816/57816583_1.jpg волшебный замок
- ustroim-prazdnik.info/_pu/0/18841920.jpg замок
- Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова /А.Г.Ванцян, Н.В.Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю.Плотникова, С.Г.Яковлева. - Самара: Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
- festival.1september.ru/