Ударение как средство смыслового различения слов

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ударение как средство смыслового различения словУдарение как средство смыслового различения слов



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»

г. Ивантеевки Московской области











ОТКРЫТЫЙ УРОК

(в рамках преемственности между начальной школой и детским садом)







Предмет Литературное чтение.

Тема урока Ударение как средство смыслового различения слов.

Класс 1 - А

Учитель начальных классов БЛОХИНА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА

Дата проведения 01 октября 2013 г.



























2013 - 2014 учебный год


Дата проведения: 1 октября 2013 года.

Тема урока: Ударение как средство смыслового различения слов.
Задачи с учетом ФГОС: Обучающие: на основе предметных знаний и жизненного опыта детей обобщить знания;

  • обучение учащихся осознавать смысл понятия ударение, смыслоразличительную роль в слове;
  • помочь учащимся высказывать свою собственную точку зрения и уметь слушать высказывания других учащихся;
  • организовать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность поисково-творческого характера;

Развивающие: создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование),
  • коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром) и общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);

Воспитательные:
  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
  • продолжать воспитание в учащихся доброжелательности друг к другу и к окружающим, учить слушать и уважать мнение других;
  • содействие формированию этических норм поведения на уроке.


Оборудование:

  • Азбука, карточки, презентация к уроку.


План урока:
  1. Организационный момент.
  2. Психологический настрой.
  3. Постановка темы и цели урока.
  4. Актуализация знаний. Вступительная беседа.
  5. Работа со схемами предложений.
  6. Повторение изученных букв, классификация звуков и букв.
  • Игра в парах «Полубуковка».
  1. Физкультминутка.
  2. Беседа по вопросам.
  3. Чтение слогов и слов с изученными буквами.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Физкультминутка.
  7. Работа по учебнику (Азбука).
  8. Итог урока. Рефлексия.



План урока и его хронометраж:

п/п

Этап урока. Содержание урока.


Время

1

Организационный момент.

0,5

2

Психологический настрой.

0,5

3

Постановка цели и задач.

1

4

Актуализация знаний. Вступительная беседа.

1

5

Работа со схемами предложений.

2

6

Повторение изученных букв, классификация звуков и букв.

  • Игра в парах «Полубуковка».

5

7 Физкультминутка

1

8

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

3

9 Изучение нового материала.

6,5

10 Закрепление изученного материала.

0,5

10 Физкультминутка.

0,5

11 Закрепление изученного материала.

5

12 Работа над пройденным материалом. Как одна буква может изменить слово.

5,5

13 Итог урока.

1

14 Рефлексия деятельности.

1

Итого

35



Оформление доски:




Сегодня на уроке

1 октября.


Классная работа.



Картинки с изображением букв Лл, Мм









Экран





Ход урока:

№ слайда

Название слайда

Содержание урока

Время

(в мин.)

1

Урок обучения грамоте 1. Организационный момент.

Звенит веселый колокольчик.

Игрушки все свои оставь,
С гостями нужно поздороваться.
И у столов красиво встать.


- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения. А теперь посмотрите на меня, я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Успеха и удачи вам! Садитесь.

0,5

2

Корабль 2. Психологический настрой. - Мы отправимся с вами в необычное путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведет меня. А поплывем мы вот на этом кораблике пополнять и расширять свои знания об ударении и о предложении.

Вот он кораблик из легкой коры -

Для трудных походов, нелегкой игры.

На этом кораблике под парусами,

Мы в дальние дали отправимся с вами.

Мы всех, кто захочет, с собою возьмем. Ну, что же согласны? Решили? Плывем!

1



3



у

д

а

р

е

н

и

е



3. Постановка цели и задач. - Мы плывём с вами к удивительному и таинственному острову, правит которым добрый Волшебник. Чтобы узнать имя этого волшебника, надо выполнить следующее задание: назвать все цвета радуги. Закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается. - Теперь вы знаете, что цель нашего путешествия - остров, на котором мы познакомимся с Волшебником Ударение и продолжим узнавать его главные секреты.

1





4





Речь



устная письменная

4. Актуализация знаний. Вступительная беседа. - Для того чтобы отправиться в путь, необходимо получить пропуск на корабль. А для этого надо ответить на вопросы: - Что такое речь, для чего она нужна? (Речь - это всё что мы говорим, видим, слышим и пишем). - Какие виды речи вы знаете? (Письменная и устная речь.) - Что такое устная речь, письменная речь? - Из чего состоит наша речь? (Из предложений).

1

5

Схемы предложений

Ударение как средство смыслового различения слов

5. Работа со схемами предложений. - Сколько предложений вы видите? (три предложения). - Сколько слов в этом предложении? (три слова.) - Чем похожи и чем отличаются предложении? (Во всех предложениях по три слова, а отличаются они знаками в конце предложения). - Что вы услышали, когда произносили слова? (Звуки). - Из чего же состоят слова? (Из звуков). - Как обозначаем звуки на письме? (Буквами).

- Что такое буква? (Знаки).

2



6



Восстанови буквы

Ударение как средство смыслового различения слов

6. Повторение изученных букв, классификация звуков и букв.

- Мимо нас проплывал Буквоед, он съел все наши буквы на обед. Будем с вами мы играть и буквы восстанавливать. Игра в парах «Полубуковка». - Узнайте, какие это буквы и допишите. (Работа в парах) На слайде:

Ударение как средство смыслового различения слов

Взаимопроверка ответов. О И У А М Э Ы Л - Какая буква лишняя? - Почему? (Лишняя буква Ы, потому что заглавной буквы Ы не бывает). - Какая ещё буква лишняя? - Почему? (Лишняя буква И, потому что она показывает на мягкость впереди стоящего согласного). - На какие две группы можно разделить эти буквы? (Гласные и согласные). - Что вы можете сказать о гласных звуках? (При произношении, воздух не встречает преграду) - На какие две группы их можно разделить? (Гласные, которые обозначают мягкость согласных, и гласные, обозначающие твёрдость). - Что вы можете сказать о согласных звуках? (При произношении, воздух встречает преграду: губы, зубы, язык). - Какими бывают согласные? (Твёрдые и мягки, звонкие и глухие.) - С какими буквами познакомились на прошлом уроке? (С буквами Л и М.) - Что можете сказать о звуках, которые обозначаются буквами Л, М? (Это согласные звуки, всегда звонкие, могут быть твёрдыми или мягкими).

5

7

Физкультминутка

7. Физкультминутка. «А над морем - мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю,
И резвимся на просторе.
Веселее загребай,
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

1

8

Слоговая таблица





8. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Вот отчалили мы от причала,

Наш корабль волна закачала,

И задул ветерок в паруса.

Обещая в пути чудеса.

Не будем времени терять

И слоги будем мы читать.

ла

ма

мал

лам

лом

ло

мо

лом

лол

мол

лу

му

мул

лул

лум

лы

мы

мыл

лыл

лым

ли

ми

мил

лил

лим

3

9



Картинка

сказочный замок









9. Изучение нового материала. - Вот мы с вами и на таинственном острове Волшебника Ударение. Посмотрите, в каком большом и красивом замке он живет. Попасть в этот замок можно только через главные ворота. Но, что это такое, ворота замка закрыты! Открыть их можно только разгадав тайну.

6,5

10























11

Картинки

замок и замок - Давайте попробуем прочитать эти слова. Что можете сказать про эти слова? Давайте разделим эти слова на слоги. Составим схему каждого слова. - Что вы заметили? Как вам кажется, это одинаковые слова? А предметы? А что же нам поможет не спутать эти похожие слова? Давайте попробуем определить ударенный слог в каждом слове.

- Какой слог выделяли голосом в первом слове? Во втором слове? - Какой вывод можем с вами сделать? (Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением).

- Вот мы и открыли тайну волшебника Ударение.

Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

А когда его найдем, Громче всех произнесем.



12

Картинка

Волшебник Ударение 12. Закрепление изученного материала. - Вот и открылись ворота замка. И навстречу нам пожаловал сам волшебник Ударение. Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться.

0,5

13

Физкультминутка 13. Физкультминутка.

0,5

14-16







14. Закрепление изученного материала. - Волшебник Ударение очень любит играть в прятки. Давайте будем очень внимательными и постараемся найти предметы, обозначающие слова, которые произносятся одинаково, а значение у них разное.

5



Итог урока 16. Рефлексия деятельности. Итог урока. - Вот и пришло время покидать этот удивительный остров. Но волшебник Ударение теперь будет приходить к нам в гости очень часто. - Давайте вспомним, какие тайны нам открыл волшебник Ударение. Чему вы научились на таинственном острове?

1

17





Сегодня я узнал…

Сегодня я научился…

На уроке мне было легко…

Пока мне трудно…

1

18 Спасибо за работу! - Всем спасибо за работу. Урок окончен.

0,5



САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Характеристика класса. В классе 26 человек. Среднего уровня подготовленности. С хорошей работоспособностью и активных детей немного - 8 чел. Большинство учащихся с грамотной речью, внимательные, наблюдательные. Все задания выполняют четко, быстро, правильно (Кудрявцева А., Новикова О., Пикалова В., Тамм Д., Титова Н., Буракова В., Бабаева В., Мигунова А). Есть слабые дети, - которые невнимательные, с рассеянным вниманием, с несвязной речью, с низкой работоспособностью (Меликянц В., Шевченко В., Игнатьева А., Махитаров С., Лифанов А.) Не всегда правильно понимают задания, поэтому и выполняют неправильно, требуют внимания со стороны учителя. Остальные дети работают по настроению, со средней работоспособностью.
Задачи с учетом ФГОС: Обучающие: на основе предметных знаний и жизненного опыта детей обобщить знания;

  • обучение учащихся осознавать смысл понятия ударение, смыслоразличительную роль в слове;
  • помочь учащимся высказывать свою собственную точку зрения и уметь слушать высказывания других учащихся;
  • организовать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность поисково-творческого характера;

Развивающие: создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование),
  • коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром) и общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);

Воспитательные:
  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
  • продолжать воспитание в учащихся доброжелательности друг к другу и к окружающим, учить слушать и уважать мнение других;
  • содействие формированию этических норм поведения на уроке.


Оборудование:

  • Азбука, карточки, презентация к уроку.

Используемые технологии:
  • интегрированная (межпредметная связь с музыкой, русским языком, ИЗО, музыкой, окружающим миром);
  • игровая технология (загадки), прослушивание музыки;
  • информационно-коммуникативные (компьютер, проектор, презентация, дополнительный материал);
  • Личностно-ориентированная. Использовались различные виды работ: индивидуальная, коллективная, фронтальная, работа в парах, работа по учебнику). Использование презентационных слайдов для проверки позволяет детям сами проверить правильность выполнения работы.
  • технология сотрудничества
(Этика вербального обращения к ученику: этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. «Подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» Стимулирующее общение, вызывающее радость ученика: данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение. Приобщение детей к плану урока: ученики должны стать единомышленниками учителя на уроке. Доверие ученику: Обращаясь к ученику словами: « Только ты это сможешь сделать», «Это очень трудное дело, поэтому добровольцы вперед!» учитель показывает, что он доверяет ученику. Работая в парах, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения).
Данные приемы и методы работы на уроке вызывают интерес, формируют умение слушать других, высказывать свое мнение. Активизируют познавательную деятельность, способствуют умению общаться, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций личности, что в итоге помогло перевести многих учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к учению к формам положительного отношения к учению - действенному, осознанному, ответственному.
Форма работы: урок с элементами интеграции (литературное чтение, ИЗО, музыка).

Тип урока: комбинированный.

Методы: наглядный, проблемно - поисковый, словесный, практический.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Структура этого урока: а) организационный момент, психологический настрой, постановки цели и задач; б) непосредственное повторение учебного материала. Для этого используются разные виды опроса: фронтальный, работа в парах, выводы, обобщение знаний. в) подведение итогов работы, обобщение, выводы.
Методы и приемы работы: фронтальный опрос, коллективная работа, творческая работа в парах, работа по учебнику (Азбука).
План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Психологический настрой.
  3. Сообщение темы и цели урока.
4. Актуализация знаний. Вступительная беседа.
  • Работа со схемами
5. Повторение изученных букв, классификация звуков и букв. 6. Физкультминутка. 7. Беседа по вопросам. 8. Чтение слогов и слов с изученными буквами. 9. Изучение нового материала. 10. Закрепление изученного материала. 11. Физкультминутка. 12. Работа по учебнику (Азбука). 13. Итог урока. Рефлексия.
Отбор материала и методов обучения осуществлялся в соответствии с темой и задачами урока, определялся содержанием Азбуки и с учетом особенностей учащихся. Весь учебный материал работал на тему урока. Урок стандартный рабочий.
Использовались методы обучения по источнику знаний: Вербальные методы:
  • беседа
  • рассказ учителя и ученика.
Наглядные методы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковый, когнитивный(сравнение, анализ, синтез) цели, которых были:
  • научить концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки;
  • формировать понятия и представления;
  • служить средством для обобщения и систематизации знаний учащихся;
  • нести огромный положительный эмоциональный заряд, воспитывать чувства и развивать эстетический вкус;
  • для лучшего проникновения и создания настроения не случайно выбран фон и музыкальная заставка «Шум моря».
Практические методы:
  • работа по карточкам
  • работа по Азбуке.
Методы по степени познавательной активности:
  • частично - поисковые.

Главный акцент всего урока был направлен на получение новых знаний и закрепление изученного.
Средства: Азбука, карточки, презентация к уроку.
На уроке осуществлялся систематический и планомерный контроль за качеством усвоения нового материала. Контроль осуществлялся на протяжении всего урока посредством воспроизведения знаний учащимися и при выполнении заданий на применение новых знаний в измененной ситуации.
Вывод: Все поставленные цели и задачи урока выполнены в полном объеме. Дети показали, что учебный материал ими усваивается успешно. Обстановка на уроке была доброжелательной, спокойной, на высоком эмоциональном подъеме.
































Используемые ресурсы

  • files.vector-images.com/clipart/lock_shlp1.gif замок
  • img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//57/816/57816583_1.jpg волшебный замок
  • ustroim-prazdnik.info/_pu/0/18841920.jpg замок
  • Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова /А.Г.Ванцян, Н.В.Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю.Плотникова, С.Г.Яковлева. - Самара: Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
  • festival.1september.ru/












© 2010-2022