Конспект урока по обучению грамоте на тему Знакомство с верхним соединением элементов букв (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на этом этапе включает следующие компоненты.

1. Беседа по содержанию иллюстраций (работа на чётной станице прописи по развитию речи, обсуждение материала, с которым познакомились на уроке чтения), узнавание слов по схемам под картинками, запись других слов под диктовку.
2. Анализ образца элементов в правом углу на нечётной странице прописи, знакомство с их названием и придумывание своего (образного).
3. Рассматривание приведённого на чётной странице названия картинки и нахождение в буквенной записи элементов, уже знакомых и новых (мотивация обучения их написанию).
4. Выявление начала письма элемента с помощью голубой стрелки (нечётная страница); после показа учителем на доске обведение элементов по серому цвету в названии картинки и на её поле (чётная страница).
5. Придумывание предложений к схемам с опорой на рисунки, обведение схемы предложения по серому цвету, запись одного предложения под диктовку на свободной строке.
6. Тренировка в написании изученных элементов (обведение по серому шрифту, по штрихам и самостоятельное письмо элементов.
7. Обведение рисунков по серому контуру, выбор элементов для каждого из них, запись элементов на свободной строке под картинками или обведение по серому шрифту изученных элементов.
8. Освоение научного названия новых элементов (что подсказывает фигурка учёного); обведение их по серому шрифту и самостоятельное дописывание до конца строки.
9. Рассматривание узора, выявление закономерности повторения в нём элементов, воспроизведение узора на второй половине строки.
10. Две оставленные строки можно использовать для составления своих узоров и тренировки в написании элементов.
11. Подведение итогов урока: а) вписывание на последнюю строку изученных элементов, а также схем слов, слогов, звуков, т. е. материала, освоенного на уроке чтения и повторявшегося в связи с письмом; б) оценка работы на уроке (с этого этапа предлагается одна схема человечка без ротика - его дети будут вырисовывать сами, пока передавая своё настроение, а позднее - оценивая свою работу: доволен ею или нет); так будет начинаться формирование способности к самооценке.

На следующей строке под диктовку можно записать предложение: Ребятам купили линейку.

Теперь новыми операциями должны стать постановка ударения и указание безударных гласных.
- Как же надо действовать при записи предложений под диктовку? Посмотрите на нашу таблицу и назовите первое действие, которое нужно выполнить. (Послушать, понять смысл каждого слова и повторить предложение, чтобы запомнить его.)
- Послушайте предложение. (Учитель произносит предложение орфоэпически, дети повторяют его.) Как писать под диктовку .(!?)
- Какое второе действие? (Диктуя себе, записать предложение, показывая чёрточками каждое слово, и подчеркнуть «опасные места».) - Выполните это действие.
- Какое третье действие? (Записать слова слоговыми дугами, т. е. показать, сколько слогов в каждом слове.)
- Какие ещё действия мы сегодня выполняли? (Ставили ударение и отмечали безударные гласные звуки.)
- Как показать в таблице, что нужно поставить ударение? (Дети сами предлагают использовать значок ударного гласного звука. Так появляется четвёртая карточка, подсказывающая следующую операцию при письме под диктовку.)
- Выполним и четвёртое действие. Как будете узнавать и показывать ударение? (Будем удивлённо спрашивать и ставить значок ударения над ударным слогом.)
- Что мы ещё отмечали? (Безударные гласные звуки.)
- Как мы их указывали? (На месте безударного гласного звука в схеме ставили точку.)
- Давайте так и покажем это действие в нашей таблице. (В таблицу вносится пятая карточка, означающая, что нужно точкой указать безударные гласные.) - Выполните это действие.
- Какие «опасные места» вы отметили раньше, когда записывали предложение чёрточками? (Начало и конец предложения, пробелы между словами.)
- Чем заканчивается работа? (Проверкой.)

Напомним несколько моментов.

1. Материал на страницах прописей предложен с определённым «запасом», поэтому количество заданий и объём работы определяете Вы, учитель.

2. Письмо под диктовку предложений проводится по такому плану (см. с.2):

1) произнесение Вами и повторение детьми предложения (орфоэпически);
2) запись его чёрточками словами под шёпотную самодиктовку, подчёркивание известных «опасных мест»;
3) указание дугами слогов в словах;
5) обозначение ударных и безударных гласных;
6) самопроверка («чтение» предложения, сопровождаемое проверкой всех необходимых условных знаков).
3. Схематическая запись слов осуществляется дважды: слоговой схемой (над чертой, обозначающей слово) и звуковой. В обеих схемах указываются ударные и безударные гласные.

Урок 15. Знакомство с верхним соединением элементов букв (Пропись № 1, с. 32-33)

Предварительные замечания:

1. На этом уроке дети знакомятся с верхним соединением элементов букв при помощи дополнительной соединительной черты.

2. Урок строится по аналогии с предыдущим.

Возможная организация урока
1. Беседа по иллюстрации к сказке «По щучьему веленью», называние нарисованных персонажей (царь, царевна, Емеля), на хождение первого звука в словах, выбор слова, схема которого составлена (царевна), и обведение нужной дорожки. Определение по схемам, какое слово записано на строках под картинками. (Емеля.) Дополнение звуковой схемы недостающими значками звуков и запись под диктовку слов: царь, царевна.
2. Попросите определить, что написано под картинкой. (Название сказки.) Как догадались? (С большой буквы написано, а в конце нет точки.) Напомните, как называется сказка. - Найдите в записи знакомые соединения букв и обведите по серому шрифту. Обведите знакомые соединения и на картинке. Есть ли другие соединения в словах и на картинке? (Да.) Чему же будем учиться на уроке?
3. - Рассмотрите узор на следующей странице вверху слева. Назовите, при помощи каких элементов соединены листочки. Где начинается второй элемент?( Сверху.) А как они соединены между собой? Сообщаете, что элементы соединяются друг с другом при помощи дополнительной чёрточки, которая показана голубым цветом. - Найдите образец справа в рамке и скажите, так ли соединены элементы. (Да.) Убедимся, что все написанные в рамке элементы соединяются между собой именно так. Для этого запишем на доске по порядку в столбик элементы первой группы. Сколько их запишем? (Четыре.) - Сколько элементов во второй группе? (Три.) Как они называются? А откуда пишутся? (Сверху.) Учились ли мы писать элементы, соединяя их сверху? (Нет.) Как такое соединение называется? (Верхнее с дополнительной чёрточкой, помогающей соединить два элемента.) Чтобы их соединить с предыдущими, где нужно закончить писать первые элементы? ( На первой линии помощнице, т. к. от неё пишутся вторые элементы.) Попробуем. Получается? (Да.)
4. Нахождение новых соединений элементов и обведение их по серому шрифту сначала в названии сказки под картинкой на с. 32 (их много), потом на картинке. Как будем соединять элементы? Уточнение места начала письма, способа и названия вида соединения.
5. - Что произошло с Емелей, когда он зачерпнул воды из проруби? (Он поймал щуку. Поймал Емеля щуку.) Какое из этих предложений записано в прописи? (Второе.) - Прочитайте слова предложения по слогам, обводя дуги. Отметьте «опасные места», поставьте ударение и укажите безударные гласные звуки. - Что сказала щука Емеле? (Отпусти меня, Емеля.) - Что сделал Емеля? (Он отпустил щуку.) Записывается одно из этих предложений. 6, 7, 8, 9. Компоненты названы на с.3 .
10. В конце урока учащиеся пишут несколько элементов букв, соединённых новым способом, а также, повторяя, называют непарные по твёрдости мягкости согласные - твёрдые [ж, ш, ц] и мягкие [ч, ; щ, ; й, ]. Потом ученики оценивают свою работу на уроке.

© 2010-2022