Программа по окружающему миру и развитию речи для 2 класса

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43» ПЕТРОПАВЛОВСК - КАМЧАТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА.

Утверждаю Согласовано Согласовано

Директор МАОУ СОШ № 43 Методическим Советом на заседании МО и кафедры

________________ школы _______________ __________________

«_____» __________2014 г. «_____» __________2014 г. «_____» __________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА


ознакомление с окружающем миром и развитие речи 2 класс



Программа для классов коррекционно - развивающего обучения и соответствует БУПу специальных коррекционных образовательных учреждений VII вида (приложение к приказу Министерства образования Р. Ф. от 10. 04. 2002 г. № 29 / 2065 - п)

Составитель: учитель начальных классов Мищишина Анна Валерьевна, первая квалификационная категория






2014 г

Рабочая программа включает четыре раздела:

  • Пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих 2 класс, список рекомендуемой учебно - методической литературы.

  • Тематическое планирование, раскрывающее основное содержание обучения

  • Календарно - тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, виды контроля

  • Коррекционные задания по целям воздействия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Роль и место дисциплины Учебный курс «Окружающий мир» составляет часть общего курса географии и экологии средней школы и имеет особое значение в формировании учащихся целостного взгляда на окружающую природу и социальную среду, место человека в ней. В системе общего образования изучение предмета способствует воспитанию правильного отношения к среде обитания и поведения в обществе и природе. Учебный курс рассчитан на четыре года обучения 1,2,3,4 классы. Для данных учащихся характерна познавательная пассивность, повышенная утомляемость при интеллектуальной деятельности, замедленный темп формирования обобщенных знаний и представлений об окружающем мире, бедность словаря и недостаточный уровень развития устной связной речи. Особое значение для умственного и речевого развития данной категории детей имеет сформированность навыков анализа, сравнения, обобщения, что, в конечном счете, определяет для ребенка приходить к определенным выводам, суждениям, умозаключениям. Учащиеся специальных (коррекционных) классов нуждаются в специальной работе, направленной на расширение их кругозора, развитие познавательных интересов, активизацию мыслительной деятельности, формирование всех сторон устной речи. Данный курс имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

2. Адресат.

Программа адресована обучающимся 2 - х классов общеобразовательных школ по УМК «Школа России», для специальных коррекционных классов, обучающихся по программеVII вида и соответствует требованиям БУПа, утверждённого приказом Министерства образования Р. Ф. от 10. 04. 2002 г.

3. Программное обеспечение

УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» для 2 класса (автор Плешаков А.А.), рабочие тетради, ,контрольно - измерительные материалы, методические рекомендации для учителя. Автор: А. А. Шабанова. 2012 год.

4. Цели и задачи курса Цель: Формирование целостной картины мира и осознание места человека в нём. Задачи:

  • осмысление ребёнком личного опыта общения с людьми, природой;

  • развитие и воспитание духовно - нравственной личности гражданина России;

  • расширение кругозора школьников, повышение адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;

  • обогащение жизненного опыта путём организации наблюдений в природе и в обществе;

  • систематизация знаний и представлений, способствующих повышению интеллектуальной активности и усвоению учебного материала;

  • утонение, расширение и активизация словарного запаса, развитие устной монологической речи;

  • улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;

Ценностные ориентиры содержания курса

Природа как одно из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека в обществе

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к Родине, народу.

Осознание желания служению Отечеству

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - нравственное

Труд и творчество как отличительные черты нравственно развитой личности

Ответственность человека в отношении к природе, историко - культурному наследию, к самому себе и окружающим людям

6. Предметные результаты освоения курса

Учащиеся 2 класса должны знать:

  • Название главной площади и улицы своего города

  • Различать предметы неживой и живой природы

  • Точное название явлений природы и причины их возникновения

  • Определять сезонные явления природы

  • Отличать дикорастущие растения от культурных, называть 5 - 6 растений каждой группы

  • Названия предприятий города, профессий своих родителей

  • Названия и назначение городского, сельского и строительного транспорта

  • Название частей тела человека, внутренних органов

  • Правила личной гигиены

  • Правила безопасного поведения в быту, на улице, в общественных местах

7. Принципы построения программы

  • Краеведческий

  • Систематический и сезонный

  • культурологический

8. Специфика программы

Особенностью программы является включение знаний, способствующих познанию себя, пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.

9. Виды и формы работы

  • Предметные и обобщающие уроки

  • Экскурсии

  • Дидактические игры

  • Беседы, наблюдения

  • Проблемно-поисковая деятельность

  • Практическая и исследовательская деятельность

  • Здоровьесберегающая направленность

  • Использование ИКТ

10. Объём и сроки изучения

Программа учебного курса «Окружающий мир» объёмом 68 часов в год, по 2 часа в неделю, изучается в течение 34 учебных недели.

1 четверть - 16 часов

2 четверть - 16 часов

3 четверть - 20 часов

4 четверть - 16 часов

11. Применение технологий.

12. Список литературы

Учебники:

Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 /А. А. Плешаков.-3-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Дополнительные материалы:

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1.-М.: Просвещение, 2012.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2.-М.: Просвещение, 2012.

Максимова Т.Н. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Окружающий мир: 2 класс. - М.: Издательство «Москва. «ВАКО»», 2012. - 3334, [2] c . (Серия «Учебно-методический комплект»).

Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты.. 2 класс. .-М.: Просвещение, 2012. «Экзамен» - 2014 г. Автор: Е. м. Тихомирова

Методические рекомендации. Плешаков А. А. Москва. «Просвещение» - 2013 г.

контрольно - измерительные материалы, рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ учебной недели

Название темы раздела

Часов по программе

Практические работы

Контрольные работы

1

1

Где мы живем? 2 2

2

2-11

Природа 21 2 6

3

11-16

Жизнь города и села 11 2

4

17-22

Здоровье и безопасность 10
1

5

23-25

Общение 5
1

6

25-34

Путешествия 18 2 2

7

34

Заключение 1

Итого 68 8 10












Содержание тем учебного курса

68 часов (2 часа в неделю)

Где мы живем? (2 ч) Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (21ч) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в при роде. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (11 ч) Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, напри мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города

Здоровье и безопасность (10 ч) Строение тела человека. Здоровье человека - его важней шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (5 ч) Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч) Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле ния. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Заключение (1ч) Что мы узнали и чему научились за год.























Поурочное планирование

учебной недели

урока


Дата

проведения

урока



Название темы, раздела



Коррекционно-развивающие упражнения



Индивидуальная работа с ИТ и мотивированными детьми

По плану

По факту

1 1

4.09

4.09

Родная страна.

Коррекция мышления

2

2

8.09

8.09

Урок-экскурсия. «Что нас окружает». Город и село.

Коррекция мышления

3

11.09

11.09

Природа и рукотворный мир.

Коррекция мышления

3

4

15.09

15.09

Урок-экскурсия. Неживая и живая природа.

Коррекция внимания

5

18.09

18.09

Явления природы.

Коррекция памяти

4

6

22.09

22.09

Что такое погода.

Коррекция памяти

7

25.09

25.09

Урок-экскурсия. Изменения природы осенью.

Коррекция памяти

5

8

29.09

29.09

В гости к осени. Живая природа осенью.

Коррекция памяти

9

2.10

2.10

Звездное небо.

Коррекция внимания

6

10

6.10

6.10

Заглянем в кладовые Земли.

Коррекция внимания

11

9.10

9.10

Про воздух.

Коррекция внимания

7

12

13.10

13.10

Про воду.

Коррекция мышления

13

16.10

16.10

Какие бывают растения.

Коррекция мышления

8

14

20.10

20.10

Какие бывают животные.

Коррекция мышления

15

23.10

23.10

Невидимые нити.

Коррекция мышления

2 четверть

учебной недели

урока


Дата

проведения

урока



Название темы, раздела



Коррекционно-развивающие упражнения




Индивидуальная работа с ИТ и мотивированными детьми

Домашнее задание

По плану

По факту

9

6.11

6.11

Дикорастущие и культурные растения.

Коррекция мышления


10.11

10.11

Дикие и домашние животные.

Коррекция мышления

10

13.11

13.11

.Комнатные растения.

Коррекция мышления


17.11

17.11

Животные живого уголка.

Коррекция мышления

11

20.11

20.11

Про кошек и собак.

Коррекция памяти


24.11

24.11

Красная книга.

Коррекция памяти

12

27.11

27.11

Будь природе другом. Обобщение по разделу «Природа».

Коррекция памяти

8

1.12

1.12

Город и село. Наш дом.

Коррекция внимания

13

9

4.12

4.12

Что такое экономика?

Коррекция внимания

10

8.12

8.12

Из чего что сделано.

Коррекция внимания

14

11

11.12

11.12

Как построить новый дом.

Коррекция мышления

12

15.12

15.12

Урок-экскурсия. Достопримечательности нашего города. Какой бывает транспорт.

Коррекция мышления

15

13

18.12

18.12

За покупками.

Коррекция мышления

14

22.12

25.12

Культура и образование..

Коррекция мышления

16

15

25.12

25.12

Урок-экскурсия. Зимние изменения в природе

Коррекция мышления

3 четверть



учебной недели

урока


Дата

проведения

урока



Название темы, раздела



Коррекционно-развивающие упражнения




ТСО, эксперимент,

демонстрация

Домашнее задание

По плану

По факту

17

12.01

Строение тела человека

Коррекция мышления


15.01

Если хочешь быть здоров .

Коррекция мышления

18

19.01

Берегись автомобиля.

Коррекция мышления


22.01

Домашние опасности.

19

26.01

Пожар!

Коррекция памяти


29.01

Лесные опасности

Коррекция памяти

20

2.02

Как нужно купаться

Коррекция памяти

8

5.02

Очень подозрительный тип..

Коррекция внимания

21

9

9.02

Как избежать беды.

Коррекция внимания

10

12.02

Обобщение по разделу «Здоровье и безопасность».

Коррекция внимания

22

11

16.02

Наша дружная семья.

Коррекция мышления

23

12

19.02

В школе.

Коррекция мышления

24

13

26.02

Правила вежливости.

Коррекция мышления

25

14

2.03

День рождения.

Коррекция мышления

15

5.03

Мы - зрители и пассажиры.

Коррекция мышления

26

16

9.03

Посмотри вокруг!

Коррекция мышления

17

12.03

Зачем нужен компас.

Коррекция внимания

27

18

16.03

Урок-экскурсия. Форма земной поверхности родного края

Коррекция памяти

19

19.03

Водоемы.

Коррекция памяти

20

20.03

Урок-экскурсия. Красота моря.

Коррекция памяти


4 четверть

№ учебной недели

№ урока



Дата

проведения

урока



Название темы, раздела



Коррекционно-развивающие упражнения




ТСО, эксперимент,

демонстрация

Домашнее задание

По плану

По факту

27

В гости к весне.

Коррекция мышления


Неживая природа весной.

Коррекция мышления

28

Урок-экскурсия. Живая и неживая природа весной.

Коррекция мышления


Путешествие по родной стране.

Коррекция мышления

29

Что такое карта и как ее читать.

Коррекция памяти


Путешествие по Москве.

Коррекция памяти

30

Московский Кремль.

Коррекция памяти

8.

Город на Неве.

Коррекция памяти

31

9

Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Коррекция слухового восприятия.

10

Путешествие по Оке.

Коррекция внимания

32

11

Путешествие по планете.

Развитие внимания речи.

12

Путешествие по материкам.

Развитие устного внимания.

33

13

Северная Южная Америка.

Коррекция мышления

14

Африка.

Коррекция мышления

34

15

Обобщение. Страны мира.

Развитие внимания

16

Заключение

Коррекция мышления


© 2010-2022