Рабочая программа Окружающий мир 3 класс ФГОС УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Зареченская основная общеобразовательная школа» 02.03 Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов протокол №1 от «___» августа 2015 г. Руководитель МО: _______(Дябина Н.В.)
Согласована на МС школы протокол № 1 от «___» августа 2015г. Зам.директора по УВР:_________ (Хмелевская Л.Н.) Принята на заседании педагогического совета школы протокол №1 от «___» августа 2015 г. Председатель: _______(Бородина Е.Е.) Утверждаю

Директор школы: ________(Хмелевская Т.П.) приказ № от «__» _________2015 г.







Рабочая программа

по окружающему миру

__3__класс
Количество часов: 68 (2 часа в неделю) Учитель: Хмелевская Лидия Николаевна








с. Заречье.

2015 г.

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Основными целями начального обучения окружающего мира являются: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика учебного предмета Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место курса в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс -66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы - по 68ч

Ценностные ориентиры содержания курса • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты изучения курса
УУД:

- уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов;

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта);

- распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Умение работать с книгой, поиск информации в учебной книге.

- уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях.

- ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам

Результаты изучения курса.

Личностные результаты:

-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные результаты:

--Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:

-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:

-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:

-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач:

-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:

-овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностям объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир».

Предметные результаты:

-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы;

-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-освоение доступных способов изучения природы и общества( наблюдения, запись. измерения, опыт. сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание учебного предмета

3 класс (68 ч.) В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир» (7 часов), в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома. Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа» (19 часов). В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы. Затем изучается тема «Мы и наше здоровье» (10 часов), нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая - «Наша безопасность» (8 часов), в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности. Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика» (12 часов). Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке. Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам» (12 часов), которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России


Требования к уровню подготовки уч-ся к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны:

  • знать:

- Неживая и живая природа. Растения дикорастущие и культурные. Деревья, кустарники, травы. - Животные дикие и домашние. - Насекомые, рыбы, птицы, звери. - Основные признаки времён года. - Некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Правила поведения в природе. - Основные сведения о своём городе (селе). Домашний адрес. Виды транспорта. - Наиболее распространённые профессии. - Строение тела человека. Правила личной гигиены. - Правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми. - Имена, отчества родителей. - Культура поведения в общественных местах. - Основные стороны горизонта. Устройство и назначение компаса. Основные формы земной поверхности. Равнины и горы. - Основные виды естественных водоёмов. Части реки. - Названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России. Государственные символы России. - Названия нескольких стран мира
  • уметь:

- Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Объекты неживой и живой природы. - Различать группы растений и животных. - Распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы). - Выполнять правила поведения в природе. - Различать изученные виды транспорта. Вести наблюдения за жизнью города, трудом людей. - Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице в быту. - Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми. - Выполнять правила поведения в общественных местах. - Определять основные стороны горизонта с помощью компаса. - Приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт - Петербурга.
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике 3 класса

Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 9-10 лет; на уроках активны, работают в группах и парами, умеют излагать свои мысли; умеют самостоятельно добывать дополнительный материал; дистанционно готовятся к олимпиадам и с удовольствием участвуют в них.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Уровень усвоения материала проверяется с помощью контрольных и проверочных работ, которые включают базовый и повышенный уровни. Главными формами контроля являются предметные и обобщающие уроки, экскурсии, практические работы.

Контрольно-измерительные материалы.

№ урока Вид работы Тема

7 Проверочная работа Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

8 Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» Тела, вещества, частицы Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы»

9 Практическая работа №2 «Исследование продуктов на содержание крахмала» Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Исследование продуктов на содержание крахмала»

10 Практическая работа №3 «Свойства воздуха» Воздух. Практическая работа №3 «Свойства воздуха»

11 Практическая работа №4 «Свойства воды» Вода. Практическая работа №4 «Свойства воды»

12 Практическая работа №5 «Круговорот воды» Превращение и круговорот воды. Практическая работа №5 «Круговорот воды»

14 Практическая работа №6 «Состав почвы» Что такое почва. Практическая работа №6 «Состав почвы»

17 Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений» Размножение и развитие растений Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений»

18 Итоговый тест за 1 четверть Охрана растений

26 Проверочная работа Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа»

29 Практическая работа №8 «Исследуем нашу кожу» Надёжная защита организма. Практическая работа №8 «Исследуем нашу кожу»

31 Итоговый тест за 2 четверть Наше питание

33 Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса» Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса»

36 Проверочная работа Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье»

44 Проверочная работа Обобщение знаний по теме «Наша безопасность»

47 . Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые» Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые»

48 Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями» Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями»

51 Итоговый тест за 3 четверть Наши проекты: «Экономика родного края»

56 Проверочная работа Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика»

60

Итоговая диагностическая работа.

Наши проекты: «Музей путешествий». Итоговая диагностическая работа.

66 Итоговый тест за 4 четверть На юге Европы

67 Итоговый тест за учебный год По знаменитым местам мира

68 Проверочная работа Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам»

Календарно - тематическое планирование

по окружающему миру



Тема урока


Кол-во

часов


Элементы содержания


Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Деятельность учащихся

Дата



Предметные

Метапредметные универсальные учебные действия (УДД)


Личностные




Как устроен мир 7 часов

1.

Природа. Ценность природы для людей.

1

Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп

Анализировать текст, извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы

Построение логической цепочки рассуждений

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Знать компоненты живой и неживой природы, уметь объяснить взаимосвязь в природе и между природой и человеком. Выполнять правила поведения в природе.


2.

Человек.

1

Различать чем человек отличается от других объектов живой природы. Выделять ступени познания: восприятие, память,мышление, воображение.

Называть сходство человека и живых существ и отличие его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир.

Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Знать в чем отличие человека от животного как существа разумного.


3.

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

1

Различать понятия государство,территория. Определять герб, флаг России.

Определять цель, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Сотрудничество с учителем и учащимися

Знать что такое общество, как себя вести в обществе, уважительно относиться ко всем людям.Учить распределять обязанности по проекту, презентовать проект, оценивать результаты работы


4.

Общество

1

Различать понятия государство,территория. Определять герб, флаг России.

Анализировать понятия, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в мире

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

Семья, народ, государство, общество


5.

Что такое экология

1

Отличать экологию от других похожих наук. Определять экологические связи.

Называть экологические связи и их разнообразие

Уметь моделировать связи организмов с окружающей средой

Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса

экология


6.

Природа в опасности! Охрана природы.

1

Применять правила поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу

Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Окружающая среда, заповедник, национальный парк


7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.

1

Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.

Адекватно оценивать и анализировать свои знания

Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить

Контроль и самоконтроль

Качество усвоения материала первого полугодия



Эта удивительная природа 19 ч.







8.

Тела, вещества, частицы Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы»

1

Определять понятия: тело, вещество, частица.

Различать тела и вещества

Моделирование процесса растворения, а также расположения частиц в твердом, жидком и газообразном состояниях

Осуществлять самопроверку, проверять с помощью учебника правильность утверждений

Учить классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел


9.

Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Исследование продуктов на содержание крахмала»

1

Распознавать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Правильно пользоваться этими веществами.

Описывать изучаемые вещества по предложенному плану, различать сахар, соль, крахмал по определенным признакам

Моделирование процесса растворения

Продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала. Ставить опыты по определению крахмала в продуктах


10

Воздух. Практическая работа №3 «Свойства воздуха»

1

Определять состав и свойства воздуха.

Объяснять свойства воздуха используя знания о частицах

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Исследовать с помощью опытов свойства воздуха


11

Вода. Практическая работа №4 «Свойства воды»

1

Определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Очищать воду с помощью фильтра.

Объяснять свойства воды на основе схем в учебнике

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Исследовать и объяснять свойства воды


12

Превращение и круговорот воды. Практическая работа №5 «Круговорот воды»

1

Увязывать круговорот воды с её свойствами. Применять понятия: испарение,

круговорот воды.

Различать три состояния воды

Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина

Сотрудничество с учителем и учащимися

Высказывать предположения о состояниях воды в природе


13

Берегите воду!

1

Распознавать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

Понимать, что надо беречь и охранять воду

Моделирование в виде схемы источников загрязнения воды

Проявлять познавательный интерес к изучению предмета

Высказывать предположения о том, зачем надо беречь воду.


14

Что такое почва. Практическая работа №6 «Состав почвы»

1

Распознавать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов Углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и ее состав, познакомить с процессом образования почвы, обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека.. в почве.

Характеризовать процессы образования и разрушения почв

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента


15.

Разнообразие растений

1

Отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений.

Приводить примеры растений разных групп и видов

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Учиться классифицировать растения, характеризовать группы растений


16

Солнце, растения и мы с вами

1

Устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Составлять схему дыхания и питания растений.

Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений

Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Сотрудничество с учителем и учащимися

Выявлять сходство и различие процессов питания и дыхания растений


17.

Размножение и развитие растений Практическая рабо-та №7«Размножение и развитие растений»

1

Распознавать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения.


18.

Охрана растений Проверочная работа

1

Объяснять , почему многие растения становятся редкими. Применять основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях


19.

Разнообразие животных

1

Распознавать классификацию животных и их групповые признаки. Относить животное к определённой группе.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Учить классифицировать животных


20.

Кто что ест

1

Применять классификацию животных по типу пищи. Составлять цепи питания.

Знать о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Умение работать с дополнительной литературой.

Умение делиться личным опытом

Классифицировать объекты природы по существенным признакам



21.

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»

1

Устанавливать взаимосвязи между растениями и животными дубового леса. Узнавать обитателей дубовых лесов.

Умение работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Характеризовать животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания


22

Размножение и развитие животных

1

Знать способы размножения животных.

Знакомство с размножением и развитием животных различных групп

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Сотрудничество с учителем и учащимися

Характеризовать животных различных групп по способу размножения


23.

Охрана животных

1

Определять причины исчезновения животных. Применять экологические правила, которые должны выполнять люди.

Определять животных, занесенных в Красную книгу

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир


24

В царстве грибов

1

Распознавать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Выполнять правила сбора грибов.

Учить различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Характеризовать строение шляпочных грибов


25

Великий круговорот жизни

1

Распознавать основные звенья круговорота жизни. Устанавливать взаимосвязь между ними.

Познакомить с круговоротом веществ на Земле

Построение логической цепочки рассуждений.

Речевое высказывание

Характеризовать организмы производители, организмы-потребители, организмы-разрушители


26.

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.


Тематический контроль.

Обобщить знания детей по разделу «Эта удивительная природа».

Закрепить правила поведения в природе.

Адекватно оценивать и анализировать свои знания

Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить

Контроль и самоконтроль

Качество усвоения материала первого полугодия



Наше здоровье

10 ч.







27

Организм человека

1

Иметь представление: внутреннее строение организма человека. Показывать внутренние органы на модели человека.

Называть и показывать на модели органы человека

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Актуализировать сведения по анатомии и физиологии человека


28.

Органы чувств

1

Иметь представление: органы чувств и их значение для человека. Беречь органы чувств.

Называть органы чувств, познакомить с гигиеной органов чувств

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Распознавать предметы на ощупь, по запаху.


29.

Надёжная защита организма. Практическая работа №8 «Исследуем нашу кожу»

1

Оказывать первую помощь при небольших повреждениях.

Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Изучать свойства кожи. Осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи.


30.

Опора тела и движение

1

Показывать основные кости скелета. Применять правила посадки за столом и выполнять их.

Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Следить за правильной осанкой

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Сотрудничество с учителем и учащимися

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма


31.

Наше питание. Итоговый тест за 1 полугодие.

1

Соблюдать правила питания. Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

Моделировать строение пищеварительной системы

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

Характеризовать изменения пищи в процессе пищеварения. Составлять меню здорового питания


32.

Наши проекты: «Школа кулинаров»

1

Учащиеся должны

знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения

- моделировать строение пищеварительной системы


Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,


Составлять меню здорового питания, приводить примеры правильного питания


33.

Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса»

1

Заботиться о своём здоровье.

Установление связи между дыхательной и кровеносной системами

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Актуализировать знания о легких и сердце. Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы


34.

Умей предупреждать болезни.

1

Закаливать свой организм.

Называть способы закаливания, правила поведения в случае заболевания

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Сотрудничество с учителем и учащимися

Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний


35

Здоровый образ жизни.

1

Применять главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы, негативно на него влияющие

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Сотрудничество с учителем и учащимися

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать


36

Обобщение зхнаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа.



Тематический контроль.

Обобщить знания детей по разделу «Мы и наше здоровье».

Закрепить правила сохранения здоровья.

Адекватно оценивать и анализировать свои знания

Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить

Контроль и самоконтроль

Качество усвоения материала первого полугодия



Наша безопасность

8 ч.







37

Огонь, вода и газ.

1

Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Актуализировать знания об опасностях в быту.


38

Чтобы путь был счастливым.

1

Выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы. Езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Актуализировать правила безопасного поведения на улице


39

Дорожные знаки.

1

Узнавать основные дорожные знаки, ориентироваться на дороге.

Называть дорожные знаки, обсуждать, как они помогают пешеходам

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Сотрудничество с учителем и учащимися

Актуализировать знания различных групп дорожных знаков


40

Наши проекты: «Кто нас защищает»

1

Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов.

Определять цель проекта.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

Находить сведения о Вооруженных Силах, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС


41.

Опасные места

1

Узнавать опасные места для человека. Предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

Называть правила безопасности на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Актуализировать полученные ранее знания о потенциально-опасных местах


42

Природа и наша безопасность.

1

Соблюдать правила безопасности при общении с природой.


Понимать какие опасности природного характера нас подстерегают

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса

Характеризовать опасности природного характера


43

Экологическая безопасность

1

Выполнять правила личной экологической безопасности.

Знать и называть правила экологической безопасности

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Актуализировать полученные ранее сведения о экологической безопасности


44.

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа

1


Тематический контроль.

Обобщить знания детей по разделу «Наша безопасность».


Адекватно оценивать и анализировать свои знания

Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить

Контроль и самоконтроль

Качество усвоения материала первого полугодия




Чему учит экономика


12 ч.







45.

Для чего нужна экономика

1

Определять понятие экономика, главную задачу экономики.

Понимать, что удовлетворение потребностей людей - главная задача экономики

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Различать товары и услуги.. характеризовать роль труда в создании товаров и услуг.


46

Природные богатства и труд людей - основа экономики

1

Применять основные составляющие экономики.

Приводить при меры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике


47

Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые»

1

Распознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

Называть полезные ископаемые, раскрывать основные способы добычи

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Сотрудничество с учителем и учащимися

Актуализировать сведения о полезных ископаемых


48

Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями»

1

Отличать культурные растения от дикорастущих. Различать культурные растения.

Различать и классифицировать культурные растения

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях


49

Животноводство.

1

Иметь представление: особенности разведения и содержания домашних животных.

Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать о их содержании и разведении.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Актуализировать знания о диких и домашних животных


50

Какая бывает промышленность

1

Различать продукцию каждой отрасли промышленности.

Характеризовать труд работников отраслей промышленности

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров


51

Наши проекты: «Экономика родного края»

1

Знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности.

Характеризовать отрасли промышленности своего края

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Собирать информацию об экономике своего края


52

Что такое деньги

1

Определять роль денег в экономике. Распознавать современные российские монеты.

Называть виды денежных знаков, различать денежные единицы разных стран

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Раскрывать роль денег в экономике


53

Государственный бюджет

1

Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

Объяснять зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Сотрудничество с учителем и учащимися

Характеризовть государственный бюджет, его доходы и расходы


54

Семейный бюджет

1

Основы семейного бюджета.

Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы


55.

Экономика и экология.


1

Составлять простейшие экологические прогнозы

Понимать взаимосвязь экономики и экологии

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Актуализировать знание о влиянии человека и отраслей экономики на окружающую среду.


56

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа.

1

Тематический контроль.

Обобщить знания детей по разделу «Наша безопасность».


Адекватно оценивать и анализировать свои знания

Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить

Контроль и самоконтроль

Качество усвоения материала первого полугодия



Путешествия по городам и странам

10 ч.







57

Золотое кольцо России.

3

Распознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте.


Знакомство с достопримечательностями городов Золотого кольца.

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Расширение кругозора

Моделировать маршрут Золотого кольца, используя карту, фотографии



58

Золотое кольцо России. Коллективное заполнение таблицы.

59

Золотое кольцо России. Самостоятельная работа в рабочей тетради.


60

Наши проекты: «Музей путешествий». Итоговая диагностическая работа.

1

Знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте.

Определять цель проекта

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Собирать экспонаты, оформлять экспозицию


61

Наши ближайшие соседи

1

распознавать государства - ближайшие соседи России, показывать их на карте.


Называть государства, граничащие с Россией, их столицы

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки


Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Показывать на карте России ее границы пограничные государства


62

На севере Европы

1

Распознавать северные европейские государства. Показывать их на карте.


Познакомить с достопримечательностями государств Севера Европы

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Познакомить с государствами севера Европы, их границами


63.

Что такое Бенилюкс

1

Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики. Показывать страны на карте.

Познакомить с достопримечательностями стран Бенилюкса

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Сотрудничество с учителем и учащимися

Познакомить со странами Бенилюкса


64.

В центре Европы

1

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.

Познакомить с достопримечательностями государств Центра Европы

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

Познакомить с государствами центра Европы, их границами


65

По Франции и Великобритании

1

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.

Познакомить с достопримечательностями государств Франция и Великобритания

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Познакомить с государствами Франция и Великобритания, их границами


66.

На юге Европы

1

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.

Познакомить с достопримечательностями государств Юга Европы

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Расширение кругозора

Познакомить с государствами юга Европы, их границами


67

По знаменитым местам мира

1

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.

Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса

Познакомить с достопримечательностями разных стран


68

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.

1


1.Повторить и обобщить изученное за год.

2.Проверить знания и умения детей.

Дать летнее задание.

Адекватно оценивать и анализировать свои знания

Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить

Контроль и самоконтроль

Качество усвоения материала первого полугодия



Итого

68 ч.














Перечень учебно-методического обеспечения


Учебные пособия 1. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011. 2. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013. 3. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2015. 4. Окружающий мир. 3 - 4 классы: поурочные планы по программе «Школа России» (компакт-диск) - издательство «Учитель», 2013. 5. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК «Школа России» (компакт-диск) - издательство «Учитель», 2014. 6. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. - М. : Просвещение, 2013. 7. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель для нач. шк. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013. 8. Плешаков, А. А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. шк. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013. 9. Плешаков, А. А. Окружающий мир: тесты : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. - М. : Просвещение, 2012. 10. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : метод. рекомендации : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова, А. Е. Соловьева. - М. : Просвещение, 2012. 11. Яценко И.Ф., КИМы «Окружающий мир» Наглядные пособия:

  1. Натуральные живые пособия - комнатные растения;
  2. Гербарии; коллекции насекомых;
  3. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  4. Глобус;
  5. Географические и исторические карты;
Таблицы
Живая и неживая природа. Зима. Живая и неживая природа. Весна. Живая и неживая природа. Лето. Живая и неживая природа. Осень. Деревья. Кустарники. Травы. Ядовитые растения и грибы. Ориентирование. Стороны горизонта. Водный и воздушный транспорт. Наземный и подземный транспорт. Мультимедийные демонстрации (компьютер, DVD-проектор)



© 2010-2022