Классный час - акция: Зимующие птицы. Как им помочь?

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час-акция: «Зимующие птицы. Как им помочь?» Цели:

  • уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы;
  • уточнение знаний учащихся о значении природных условий для жизни птиц;
  • развивать умение находить взаимосвязи в природе;
  • совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию;
  • уточнить знания учащихся о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся; воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

Оборудование:
  • иллюстрации зимующих птиц,
  • таблица «Наблюдение за зимующими птицами»,
  • выставка различных видов кормушек,
  • виды кормов,

Ход занятия I. Организационный момент. Значение птиц зимой. Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой повязалася сосна. С. Есенин - Сегодня мы отправляемся в путешествие по зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. - Как называют таких птиц? (Зимующие птицы.) - Ребята, а нужны ли птицы в природе? Для чего? (Они создают красоту природы. Являются санитарами леса, способствуют размножению растений.) II. На лесной опушке. Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете и видели? Некоторые из них нам повстречались на лесной опушке. Эта сидела на стволе дерева. Она была очень красивая: перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый. (Дятел встает и проходит перед ребятами, давая возможность им полюбоваться разнообразием красок своего костюма.) Дятел. Хоть я не молоток - по дереву стучу; В нем каждый уголок обследовать хочу. Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. - Кто же это, ребята? Вы догадались? (Это дятел.) Учитель. Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. - Что интересного вы знаете об этой птице? (Язык у дятла липкий и имеет на конце маленькие щипики, может высовываться изо рта на 10 - 12см) Учитель. Как внимательный, врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел; и его дупла служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие очень полезные птицы. Дятел. А что вы знаете, ребята, о моих «кузницах»? (Они расположены на пнях. Вы закладываете шишку в щель и разбиваете ее.) Дятел. А как можно найти эти кузницы в лесу? (Вокруг пня, где расположена ваша кузница, очень много пустых шишек.) Звучит запись «Голоса птиц». Учитель. А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой? Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: «Синь-синь-синь»? Прислушайтесь… Синичка. Скинь кафтан, скинь кафтан. Пусть я птичка-невеличка. У меня, друзья, привычка: Как начнутся холода, прямо с севера сюда! - Ребята, вы узнали эту птицу? (Это синица.) Синичка. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником - дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений. Учитель.Ребята, а как зовут эту птицу? Чернокрылый, красногрудый И зимой найдёт приют. Не боится он простуды: С первым снегом тут как тут. (Снегирь.) Снегирь. Я снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий «жи-ши», вместе с тем я издаю и мягкие звуки «фю-фю» («фьи-фьи»). Учитель. - А сейчас давайте попробуем узнать зимующих птиц по описанию. Слушайте внимательно. Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимою. А в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. - Единственный корм этих птиц - еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца. Появляются клестята. А самка положения не меняет - самец ее кормит. - А вы знаете о том, что эти птицы считаются святыми. Они прилетели и выдернули своими клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. Так гласит старинная легенда. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью стали красными.
Учитель. А что это за стайка маленьких, сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: «чуть-жив, чуть-жив»? Воробей. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха - и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи ненужные птицы? Нет, мы главные защитники - сторожа городских парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку. Учитель. Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой. Что вы можете пожелать ребятам? Синица. Не забывайте о нас, ребята, зимой. Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес. Учитель. А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется «Перелетные и зимующие птицы». Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны, присесть. III. Кормушки и их виды. - Как вы считает, ребята, что для зимующих птиц страшнее - холод или голод? (голод) Почему? - Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. Ученик. Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму. Мы готовим кормушки - угадайте, кому? Кто летает, как мячик, мячик серенький мой? Наше дело ребячье - уберечь их зимой. Пуховые подушки на осинах белы. Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм на столы. И они нам за это, зорко сад сторожа, От вредителей летом сберегут урожай. Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму! Мы готовим кормушки - угадайте, кому? - Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим. Какая из кормушек наиболее удачная, удобная для птиц? Учитель вместе с учащимися рассматривает и обсуждает различные виды кормушек. - А где надо развешивать кормушки? (Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.) Ученик. Висит кормушка на окне на радость нам и птицам. И каждый день по сто друзей в окно мое стучится. Синицы, галки, воробьи - тихони и задиры - стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры. Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек! Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек. IV. Корм для зимующих птиц. Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами.Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью. Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо - любимая еда овсянок и воробьев. Семена репейника - основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают всё растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины - любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало - превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках. - Вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.


И г р а «Определи корм» С завязанными глазами ученик должен определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвуют 4-6 человек. - Молодцы ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц какой корм любит.

Ученики.

Поделитесь с птицами едой,

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

Не опустят крылья, не согнутся.

Поделитесь с птицами едой,

С малыми друзьями, земляками,

Если дорожите дружбой той

И сердца в груди у вас не камень.

Поделитесь с птицами едой,

Чтоб они, как только снег растает,

Пронеслись талою водой

До своих гнездовий шумной стаей.

Поделитесь с птицами едой,

И они отплатят доброй песней.

Ну а с песней жить - то интересней,

До ста лет всё будешь молодой.

Поделитесь с птицами едой!

5. - Молодцы, ребята! Но назвали не всех птиц нашего зимнего леса. Ответьте на вопросы викторины и узнаете, какие ещё птицы у нас зимуют, а также я проверю какими внимательными вы были.

1) У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)

2) Какую птицу в народе называют воровкой? (сороку)

3) Вьют ли наши перелётные птицы на юге гнёзда? (нет)

4) Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (вороний глаз)

5) Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты)

6) Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)

7) Какая птица к зиме белеет? (белая куропатка)

8) Какие птицы очень любят ягоды рябины и калины? (снегири, свиристели)

9) Любимая еда синицы? (несолёное сало)

6. Подведение итогов.

- На классном часе я узнал…

- На классном часе я научился…

7. Акция»Развешивание кормушек»

5

© 2010-2022