Урок по окружающему миру. как люди считают время

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру по теме: «как люди считают время». 3 класс. Цели: 1.ознакомить учащихся с единицами измерения времени (год, век, тысячелетие, эра); разными системами отсчета времени; научить применять римские цифры для обозначения веков; определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием; 2.развитие внимания, мышления, памяти, воображения. 3. воспитание бережливого отношения к окружающему миру, привитие интереса к изучению истории своего народа, истории возникновения и развития Российского государства. Оборудование: иллюстрации, рисунки, ИКТ, учебник, тетрадь на печатной основе. Ход урока I. Организационный момент. - Отгадайте загадки: 1) Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.)

2) И у мамы есть, И у папы есть, И у дочки есть, И у внучки есть, И у лошади есть, И у собачки есть,

Чтобы его узнать, Надо вслух назвать. (Имя.)

3) Без чего не может жить человек? (Без имени.)

3) Что у всех есть? (Имя.)

5) Кто родился и не умирал? (Род человеческий.) II. Проверка домашнего задания. . Рассмотрение понятия «генеалогическое дерево». На протяжении столетия живут, постепенно сменяя друг друга, три-четыре поколения. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическое дерево». - Что же такое генеалогия? Генеалогия в переводе с греческого означает «родословная». Учитель. Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени? Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени. Имя присваивается человеку при рождении. Сейчас мы почти точно можем определить по имени принадлежность человека к тому или иному народу. Возникновение фамилий в России относится к XIV-XVI вв., и были они вначале только у феодалов. Живет человек, имеющий мельницу, естественно, что среди своих односельчан он получает прозвище «Мельник». Проходят годы, и потомки этого мельника получают фамилию Мельниковы, которая уже передается по наследству. Его правнуки становятся людьми разных профессий - агрономами, сапожниками, генералами, но все они остаются Мельниковыми. Это очень распространенная фамилия: в Германии - это Мюллеры, а в Англии - Миллеры, во Франции - Менье. Источником происхождения фамилий могла быть местность, которой владел данный род: Тверской, Вяземский, Шуйские, Курбские. Большую группу составляли фамилии, которые образовались от названий зверей, птиц, насекомых. В фамилиях различных лиц, Порою нам знакомых, Звучат названья рыб и птиц, Зверей и насекомых. Лисичкин, Раков, Индюков, Селедкин, Мышкин, Телкин, Мокрицын, Волков, Мотыльков, Бобров и Перепелкин. С. Михалков

  1. Работа по карточкам. Слайд.

Задание 1 Дайте определение словам: поколение, предки, семья.

Задание 2. Соедините стрелками правильные определения:

Урок по окружающему миру. как люди считают время

Задание3. - Что обозначает ваше имя.

Задание 4. - Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались: от названия профессий, от особенностей наружности и черт характера человека, от названий животных или растений.

Имена, фамилии, образованные
от названия профессий

Имена, образованные
от особенностей наружности и черт характера
человека

Имена, фамилии, образованные
от названий животных
или растений

2. Ответьте на вопросы:

- Для чего нужны человеку имя, отчество и фамилия?

- Почему человек связан с прошлым непрерывной цепочкой своих предков?

- Что связывает каждого человека с прошлым?

- Что изучает наука генеалогия? III. Формирование новых знаний. - Зачем я принесла на урок линейку?
- С какой цифры начинается линейка? С нуля. Слайд.
- Когда мы что-то измеряем, то делаем это от начала, от нуля. Посмотрите на градусник для измерения температуры воздуха. От нуля измеряется и холодный и теплый воздух. На весах первая цифра тоже нуль. На электронных часах первая цифра суток нуль. Делаем запись в тетрадях: «Все измерения проводятся от начала. Ученые с помощью современных приборов могут измерить любое пространство: от дома, в котором мы живем, до звезд. А что же является началом времени и есть ли у него начало? Вот вопрос, на который нам пока трудно найти ответ.
- У объемных предметов три измерения - ширина, длина и высота. Пространство, в котором мы существуем, весь мир, в котором мы живем - трехмерный + время.

- Знаете ли вы, что такое время?

Утром звонит будильник, вы встаете и идете в школу. Вы знаете, в каком часу начинаются занятия, когда они заканчиваются, когда приходит время обедать, гулять или ложиться спать. Вы смотрите на часы, по которым можете определить, который час. Это настоящее время, в котором мы с вами живем. Но люди мечтают о машине времени. Когда вы открываете книгу сказок, то сразу же попадаете в мир чудес, где время может двигаться назад, вперед или стоять на месте. Вы уже читали про девочку Алису, которая попала в страну Чудес, где со временем происходили разные невероятные вещи.

- Почему говорят, что время «течет»? Всегда ли время течет вперед или иногда останавливается? Может ли оно начать обратный ход? Слайд

- Вода? Испаряется.
- Больной? Выздоравливает
- Урок? Заканчивается.
- Чему равна продолжительность урока?
- Что с вами происходит за это время? Мы узнаем новое.
- Что с вами происходит за один год? Мы взрослеем.
- У каждого тела (живого и неживого), у природы, у погоды . постоянно происходит изменение состояния».
- Ученые изменение состояния называют процессом. Что же такое время?
- Это процессы в природе. Толковый словарь
- Какой процесс является мерой года
- Движение Земли вокруг Солнца. Слайды

- Какой процесс является мерой суток? Время обращения Земли вокруг своей оси.
- Сколько мы знаем времен года?
- Что такое время? Толковый словарь.с. 103 Слайд

- Ребята, сколько вам было лет 2 года назад? Как называется страна, в которой вы живете? Российская Федерация.
- Попробуйте вспомнить яркое событие двухлетней давности : интересные экскурсии, новогодние подарки, встречи с интересными людьми .
- Попробуйте вспомнить, что было 20 лет назад.
- А страна была? А мама была? - Выясняем, что страна называлась СССР, а маме было примерно 10 лет (оживление в классе).
- Что было 200 лет назад? Страна называлась Царская Россия.

- Что было 2 000 лет назад

2 года назад

Российская Федерация, мне было 8 лет

20 лет назад

СССР,

200 лет назад

Царская Россия.

2 000 лет назад

Начало нашей эры

20 000 лет назад

Конец Ледникового периода

200 000 лет назад

Появление человека разумного

2 000 000 лет назад

Возникновение человекообразных обезьян

20 000 000 лет назад

Царство млекопитающих

200 000 000 лет назад

Эпоха динозавров

2 000 000 000 лет назад

Зарождение жизни на Земле

14 000 000 000 лет назад

Возникновение нашей Вселенной

Урок по окружающему миру. как люди считают время

- Для обозначения времени люди используют различные единицы измерения.

- В древности люди делили сутки на «утро», «полдень» и «вечер». В античной Элладе день делился на четыре части: «рассвет», «время, когда площадь полна народу», «полдень», «конец дня».

-Египтяне впервые поделили на 12 равных промежутков ночь, затем на 12 отрезков был разделен и день, так что составились сутки из 24 часов. Какая следующая по возрастанию единица времени? Неделя. У древних вавилонян 7-й, 14-й, 21-й и 28-й дни месяца считались неблагоприятными для какой-либо трудовой деятельности, которая в эти дни запрещалась богами.

- Семидневной неделей широко пользовались древние иудеи. Названия дней производились от порядковых числительных и лишь последний, седьмой, день носил собственное имя «шаббат» (отсюда «суббота»). В таком виде семидневная неделя нашла отражение в Библии. Согласно «Книге Бытия», Бог, создатель мира, трудился 6 дней, а на 7-й отдыхал от дел своих.

- Как возникло деление времени на месяцы и годы?

Для удобства счета времени людям проще всего было ориентироваться по повторяющимся явлениям природы. Большая часть населения Земли живет в условиях смены времен года.. Повторение смены времён года называли «год». Когда первобытные племена начали переходить к земледелию и скотоводству, чередование весны, лета, осени и зимы стало у людей формировать представление о годе.

- Один из древнейших известных нам календарей - лунно-солнечный вавилонский - состоял из 12 лунных месяцев по 29 или 30 дней. Древние египтяне положили в основу календарных расчетов не месяц, а год - 365 дней.

- Общепринятые в настоящее время названия месяцев пришли к нам из римского календаря. Древнейший римский год состоял из 10 лунных месяцев с двухмесячным разрывом и охватывал период примерно с марта по декабрь. Время, свободное от земледельческих работ, просто выпадало из счета, отбрасывалось как «пустое». Позднее были добавлены еще два месяца: Марциус, Априлис, Майус, Юлиус, Квинтилис, Секстилис, Септембер, Октобер, Новембер, Децембер, Януариус, Фебруариус. Легко узнать в этих словах знакомые нам современные наименования месяцев.

Правильный солнечный календарь был введен в Риме в 46 г. до н. э. по указанию Юлия Цезаря. Юлианский год состоял из 365 дней, 12 месяцев и начинался 1 января.

- В Древней Руси счет времени вели по четырем сезонам года. Началом года была весна, а наиболее важным считалось лето. Древние славяне давали название месяцам в зависимости от климата тех местностей, где они жили.

Январь назывался сечень, потому что это был сезон вырубки леса, или студень, так как становилось холодно. Февраль - снежень или лютый.

Март - березол, так как начинает цвести береза.

Апрель - цветень (цветение садов).

Май - травень (зеленеет трава).

Июнь - изок (кузнечик), червень (краснеют вишни).

Июль - липец (липы цветут), серпень (время жатвы).

Август - сержень, жнивень.

Сентябрь - вересень (цветение вереска).

Октябрь - листопад, жовтень (желтеют листья).

Ноябрь - листопад, грудень (груда - мерзлая колея на дороге).

Декабрь - студень, грудень.

- Что такое год? (Это отрезок времени в 12 месяцев.)

- Что такое век? (Это отрезок времени в 100 лет.)

- Что такое тысячелетие? (Это отрезок времени в 1000 лет.)

Чтобы не потеряться в бесконечном времени, люди выбирают в прошлом событие, которое становится точкой отсчета. Это событие называют «эра». От него отсчитывают дни, годы, века в одну и другую стороны.

Христианское летосчисление, предложенное Дионисием, было принято не сразу и не везде. Только в середине XV века во всех документах начинает постоянно указываться дата «от рождества Христова».

Счет лет, которым пользуются современные люди, связан с верой в Иисуса Христа. Первым в нашем летосчислении считается год рождения Христа. Но так было не всегда.

Древние римляне вели отсчет времени от основания Рима.

В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому они вели свое летосчисление по олимпиадам.

Можно себе представить, как трудно было установить, когда происходило то или иное событие. Вот и предложила христианская церковь создать единую систему отсчета лет: «Пусть год рождения Христа будет первым, следующий - вторым и т. д.».

Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира (в России он принят с 1700 года).

Время от рождения Христа до наших дней мы называем «нашей эрой», а если какое-то событие произошло раньше рождения Христа - мы говорим «до нашей эры».

Так была создана общая система летосчисления, удобная для всех.

Годы в каждой эре принято обозначать известными вам арабскими цифрами: 5-й год новой эры сокращенно записывают 5 г. н. э. Соответственно, 5-й год до нашей эры - 5 г. до н. э.

- Прочитайте, что написано: 7 г. н. э., 237 г. до н. э., 1380 г. н. э., 2 г. до н. э.

А вот столетия принято обозначать римскими цифрами: 9-й век нашей эры записывается так: IX в. н. э., а 2-й век до нашей эры - II в. до н. э.

- Прочитайте: I в. до н. э., V в. н. э., XX в. н. э., III в. до н. э.

Если цифра года заканчивается на два нуля, то первая цифра или первые две цифры - это номер века. 300 год н. э. - это III век н. э., 1900 год н. э. - XIX век н. э.

Если на месте нулей появляется другая цифра, то это уже следующий век. 301 год н. э. - IV в. н. э., 873 год н. э. - IX в. н. э., 1420 г. н. э. - XV в. н. э.

IV. Закрепление изученного материала.

- Расположите в порядке возрастания единицы измерения: эра, месяц, день, год, век, неделя.

- Какие из них можно использовать для описания истории вашей семьи, а какие - для истории города, страны, народа?

- Какой самый маленький отрезок времени?

- Какой самый большой?

- Что такое время?

- Как измеряют время?

- А сейчас проверим, как вы знаете римские цифры. Напишите их значения:

IV - … XX - … XIX - …

XI - … XIV - … IX - …

VII - … XVII - … XIII - …

Выполнение задания.

- К каким векам относятся перечисленные годы:

1500 г., 1997 г., 2006 г., 788 г., 700 г., 1480 г., 1699 г., 5 г., 1636 г., 33 г., 935 г.?

Выполнение задания 4 на с. 15.

V. Итог урока.

- От какого события египтяне, римляне, греки считали начало календарного года?

- Сколько лет длится наша эра? Сколько веков?

- Что такое эра и век?

- Какой год был раньше и на сколько: 23 год н. э. и 23 год до н. э.?

- Отгадайте загадки:

1) У меня есть дерево, на нем 12 веток, на каждой ветке 30 листьев. Одна сторона у листа черная, другая белая. (год, месяцы, дни, день, ночь.)

2) 12 братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (месяцы.)

3) Нас 7 братьев, летами все равны, а именами разные. Отгадайте, кто мы? (дни недели.)

- Отгадайте загадки:

- Что возвратить нельзя? (Время.)

- Черная корова весь мир поборола. (Ночь.)

- Вчера было, Сегодня есть И завтра будет. (Время.)

- Не стукнет, Не брякнет, А сам придет. (День.)

- Протянулся мост На семь верст, А в конце моста - Золотая верста. (Неделя.)

- Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (Месяцы.)

- Вышел старик-годовик, Махнул рукавом, И полетели двенадцать птиц, У каждой птицы по четыре крыла, В каждом крыле по семь перьев, Каждое перо с одной стороны черное, А с другой - белое. (Год, месяцы, недели, ночи, дни.) Домашнее задание: Р.Т. с. 4,5


© 2010-2022