Рабочая программа внеурочной деятельности Почемучки для 3 класса по ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Стадницкая основная общеобразовательная школа

Семилукского муниципального района Воронежской области


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Протокол №1 от 27.08.2015 г.

Принято педагогическим советом


Протокол № 1 от 28. 08. 2015 г.

«Утверждаю»

_________

Директор школы

А.Т. Калинин

Приказ № 1

от 31.08.2015 г.






Рабочая программа

по внеурочной деятельности

для 3 класса

Грачевой Валентины Николаевны

учителя начальных классов









с.Стадница, 2015г.




Содержание программы

1. Пояснительная записка

2. Цель и задачи программы

3. Описание места учебного курса в учебном плане

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

5. Содержание курса

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

7. Список литературы






Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности младших школьников Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Стадницкая Основная общеобразовательная школа» разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения. Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа - особый этап в жизни ребенка, связанный: • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности. Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности.

Цель программы: Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач: • создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья; • формировать коммуникативную, этническую, социальную компетентность школьников; • формировать у детей социокультурную идентичность; • развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности; • развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное ,общеинтеллектуальное, духовно-нравственное. Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующей образовательной программы ОУ. Для реализации образовательного процесса в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: • игровая деятельность • познавательная деятельность • проблемно-ценностное общение • досугово-развлекательная деятельность • художественное творчество • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) • трудовая • спортивно-оздоровительная • патриотическая деятельность Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе. Между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная деятельность строится на принципах : Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур. Принцип внешней и внутренней дифференциации - выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета Принцип свободы выбора - предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты. Возможность свободного самоопределения и самореализации; Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка Принцип единства - единство обучения, воспитания, развития. Принцип экологизации - развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Описание места учебного курса в учебном плане


Курс рассчитан на 1 час в неделю в 3 классе, всего 34 часа. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности - памяти, внимания, воображения, мышления. Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным. Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога с отдельно взятым классом. Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся: • взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования; • непрерывность дополнительного образования; • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности; • единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования; • системность организации управления учебно-воспитательным процессом; • обеспечит баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями. Ожидаемые результаты реализации программы (универсальные учебные действия) • приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни • формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом .приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. В основе воспитания развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка: - дифференциация по интересам; - проектная деятельность - игровые технологии; - здоровьесберегающие технологии; - информационные и коммуникативные технологии. Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности. Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Общеинтеллектуальное направление «Почемучка»

Содержание занятий 3 класс (34 часа) 1. Повторение пройденного во 2 классе (3 час). Закономерность расположения чисел. Логические и комбинаторные задачи. Магический квадрат сложения. 2. Геометрические фигуры и их свойства (7 часов). Многоугольники. Четырёхугольники. Виды четырёхугольников: трапеция, ромб. Плоские фигуры и объёмные тела. Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. Окружность и круг. Радиус и диаметр. Деление окружности на 4, 6 равных частей. «Розетки». 3. Закономерности (6 часов). Выявление закономерности расположения чисел. Продолжение ряда чисел на основе закономерностей их расположения. Решение магических квадратов сложения с трёхзначными числами. Правило магического квадрата вычитания. Правила магических квадратов умножения и деления. Решение магических квадратов. 4. Нумерация (2 час). Знакомство с нумерацией чисел класса тысяч. Поразрядное сравнение многозначных чисел. 5. Элементы алгебры (4 часа). Знакомство с понятием переменной величины. Буквенное выражение. Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной. Уравнение. Понятие о решении уравнения. Корень уравнения. 6. Нетрадиционные задачи (4 часа). Задачи со сказочным сюжетом. Составление задач с литературным содержанием. Возраст и время в задачах. Решение задач на геометрической основе путём сравнения исходных данных. 7. Игры со словами (6 часов). Лексическое значение слов. Происхождение слов. Устаревшие слова (архаизмы). Появление в языке новых слов. Этимологический словарь. Омонимы, омофоны, омографы. Заимствованные слова. Крылатые слова и фразеологические обороты. Фразеологический словарь. 8. Выявление уровня развития познавательных процессов (2 часа). Конкурсы, интеллектуальные игры. Входные и итоговые тесты.



Общеинтеллектуальное направление «Почемучка» Тематическое планирование 3класс № п/п Название модуля и занятий Кол-во часов Дата Универсальные учебные действия Основные виды деятельности обучающихся 3 класс
34

Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные - Оформлять свои мысли в письменной речи.

Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.



1 Повторение пройденного во 2 классе 3

1

Закономерность расположения чисел 1

2

Логические и комбинаторные задачи 1

3

Магический квадрат сложения 1

2 Геометрические фигуры и их свойства 7

П. - Перерабатывать полученную информацию К. - Умение рассуждать и доказывать свою точку зренияР. - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов. Обобщать данные. 4 Многоугольники 1

5 Четырёхугольники 1

6

Виды четырёхугольников: трапеция, ромб 1

7 Плоские фигуры и объёмные тела 1

8

Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости 1

9 Окружность и круг«Розетки» 1

10 Радиус и диаметр Деление окружности на 4, 6 равных частей 1

3 Закономерности 6

П - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

К - Читать вслух и про себя тексты учебников

и отделять новое от известного; выделять главное;

составлять план

2. Умение писать под диктовку, оформлять работу.

Р- Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

11

Выявление закономерности расположения чисел 1

12

Продолжение ряда чисел на основе закономерностей их расположения 1

13

Решение магических квадратов сложения с трёхзначными числами 1
Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность 14

Правило магического квадрата вычитания 1

15

Правила магических квадратов умножения и деления 1

16

Решение магических квадратов 1

4

Нумерация 2

П. - Перерабатывать полученную информацию К. - Умение рассуждать и доказывать свою точку зренияР. - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

17

Знакомство с нумерацией чисел класса тысяч 1
Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность 18

Поразрядное сравнение многозначных чисел 1

5

Элементы алгебры 4

П. - Перерабатывать полученную информацию К. - Умение рассуждать и доказывать свою точку зренияР. - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

19

Знакомство с понятием переменной величины 1

20

Буквенное выражение 1

21

Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной 1
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов. 22

Уравнение Понятие о решении уравнения Корень уравнения 1

6

Нетрадиционные задачи 4

Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные - Оформлять свои мысли в письменной речи.

Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

23

Задачи со сказочным сюжетом 1

24

Составление задач с литературным содержанием 1
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях 25

Возраст и время в задачах 1

26

Решение задач на геометрической основе путём сравнения исходных данных 1

7 Игры со словами 6


27

Лексическое значение слов 1

28

Происхождение слов 1

29

Устаревшие слова (архаизмы) 1

30

Появление в языке новых слов


1

31

Омонимы, омофоны, омографы


1

32

Заимствованные слова Крылатые слова и фразеологические обороты Фразеологический словарь 1

8 Выявление уровня развития познавательных процессов 2


33 Интеллектуальные игры
1

34 Входные и итоговые тесты
1































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.

«Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» - письмо МО РФ от 15.10.2003 года

«О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» - письмо МО РФ от 02.04.2002 года.

Васильева - Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева - Гангнус. - М.: «Педагогика», 1888, - 145 с.,

Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ "БАО", 1997 г.

Журналы: "Начальная школа", "Веселые картинки", "Мурзилка".

Субботина Л.Ю. Игры для развития и обучения. Ярославль, Академия развития, 2001 г.

Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006






© 2010-2022