- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Устаревшие слова в творчестве С. А. Есенина (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению Устаревшие слова в творчестве С. А. Есенина (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лобачева С.Н. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
4 класс
Литературное чтение
«Устаревшие слова в творчестве С.А.Есенина»
Цели урока: 1.Организовать работу по созданию словаря устаревших слов, которые встречаются в стихотворениях С.А. Есенина. 2. Создать условия для формирования мотивации для дальнейшего изучения творчества С.А. Есенина.
Задачи:
- Уметь находить устаревшие слова в стихах С.А.Есенина.
- Уметь находить значение устаревших слов в справочной литературе, в Интернете.
- Сформировать познавательный интерес к творчеству С.А.Есенина.
Оборудование:
- Толковые словари; ноутбуки (3 шт.);
-отрывки из стихотворений С.А.Есенина;
-картинки (на слайдах) с изображением предметов, названия которых являются устаревшими;
-бейджи для групповой работы;
-музейные предметы: махотка, косник, плетень, кудель, веретено, ухват; картинка с изображением салазок; карточки с названиями к музейным предметам;
- цветные ленты: красные, зелёные, белые, презентация.
Ход урока
1.Оргмомент ( 3 мин) Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня на урок литературного чтения я принесла с собой музейные экспонаты. Надеюсь, вам будет интересно и вы приобретете новые знания. Давайте повернемся друг к другу, улыбнёмся, подарим хорошее настроение и пожелаем удачи. Посмотрите в окно. Как чудесно вокруг. Зима в самом разгаре. Это любимое время года многих. Дети всегда с нетерпением ждут прихода зимы. Ведь именно зимой можно кататься на лыжах, играть в снежки, мастерить снежные крепости. Мне невольно вспомнились строки:
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана - дурака.
-А вам знакомо это стихотворение?
- Кто автор этих строк? (С.Есенин)
-Что вы знаете о Есенине?
-В 2015 году исполнилось 120 лет со дня его рождения.
2. Предлагаю вам прочитать еще раз строки С.Есенина.
-Все ли слова вам понятны? Есть ли в стихотворении слова, которые мы не употребляем в своей речи?
-Такие слова, вышедшие из употребления, называют устаревшими.
- Какова тема нашего урока?
Тема нашего урока «Устаревшие слова в творчестве С.А.Есенина».
3. -Что мы делаем, когда неизвестно значение слова, когда не понятно, о чём говорится? (Обращаемся к словарю, ищем в Интернете).
Я хочу обратить ваше внимание на слово ЗАДВОРКИ.
Какое интересное слово. -Как вы думаете, что такое задворки?
Обратимся к страничке из толкового словаря и найдем толкование слова ЗАДВОРКИ.
Задворки - (устар.) Часть крестьянского двора за домом с прилегающими к нему хозяйственными постройками, а также место за двором , позади самой крестьянской усадьбы.
-Я подобрала для вас картинку, чтобы вам было понятнее толкование слова.
Посмотрите как удобно, когда есть и толкование слова и картинка. Вот бы все словари были такие!
-
А вы хотите создать свой словарь?
-Какую ЦЕЛЬ поставим на уроке?
- Создать словарь устаревших слов, которые встречаются в стихотворениях С. Есенина.
-Молодцы, это будет целью нашего занятия.
5.Составим первую страничку словаря вместе и узнаем, что такое салазки.
Нам поможет толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.
салазки - маленькие деревянные ручные санки.
6. -Посмотрите, какая страничка словаря у нас получилась.
В стихах Есенина часто можно встретить и другие устаревшие слова. И мы продолжим составлять наш словарь.
Вы сейчас будете работать в группах.
7.Вспомним правила работы в группе.
Каждый работает на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
Давайте распределим роли и начнём работать
В группе должен быть руководитель - тот, кто руководит работой, распределяет роли, толкователь - ищущий толкование слова, художник- оформитель - оформляет страницу словаря, экскурсовод- человек, который представит вашу страничку. (Бейджи прикрепляют)
-Не забудьте подать сигнал об окончании работы. Покажите его.
(Сказать о том, как нужно сигнализировать о том, что работа закончена.)
-Вспомним, какой результат должна получить каждая группа. (оформить страничку словаря).
8. -У каждой группы на столе стоит корзиночка . Там лежит отрывок из стихотворения, с которым нужно работать.
Достаньте их. Прочитайте и найдите устаревшие слова.
1 гр. У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!» «С добрым утром!»
Улыбаются старушки,
Приседают старики.
Смотрят с завистью подружки
На шелковы косники. «Плясунья»
2 гр. Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко. «В хате»
3 гр. Луну, наверное,
Собаки съели-
Её давно
На небе не видать.
Выдёргивая нитку из кудели,
С веретеном
Ведёт беседу мать. «Метель»
-Проверим. (Дети читают слова, толкование значений которых будут искать)
-Молодцы, вы верно нашли устаревшие слова. Теперь можно приступить к оформлению словаря.
- Руководители групп подойдут ко мне и получат все необходимые материалы.
-Напомните, что должно быть на страничке?
(Слайд, где указано как составить словарь)
-
Устаревшее слово.
-
Толкование слова.
-
Картинка.
-
Отрывок из стихотворения С.А.Есенина.
-Найденные слова вы можете выделить. У вас 6 минут. (На партах толковые словари, словарные статьи, ноутбуки с возможностью выхода в Интернет»
9. Работа по оформлению страниц словаря закончена.
Экскурсоводы групп представят нам результаты своей работы и найдут эти предметы среди экспонатов. Посмотрите на них внимательно. Они - главные герои ваших страничек. Из них мы составим музейную экспозицию.
10. Защита страничек. Выходит 1 представитель-экскурсовод от группы со страничкой, читает толкование, находит этот предмет и начинает составлять экспозицию. Ит.д.
Выстраивается экспозиция.
11. Итог занятия.
Наше занятие походит к концу. Давайте с вами вспомним, какую цель мы ставили вначале занятия?
--Составить словарь.
-Цель достигнута? -Да.
-Мы с вами не только составили словарь, но и оформили экспозицию для музея.
Вам понравилось занятие. Вы узнали что-то новое ?
-Мне было с вами интересно. Благодарю вас за работу. А словарик я вам подарю. У него нет последней странички. Вы можете продолжить его составлять дома и в классе.
12. Рефлексия. По старому русскому обычаю я предлагаю вам завязать узелок на память. У меня есть разноцветные ленточки.
Если на уроке было интересно, и вы открыли для себя новые знания- повяжите на плетень красную ленту.
Если у вас ещё остались вопросы, то повяжите зелёную ленту.
Если работа вас оставила равнодушным, то повяжите белую ленту.
(Можно попросить продолжить фразу: «Я повязал красную ленточку, потому что…» или «На уроке я не узнал …, поэтому повязал зелёную ленту.»
Какой красивый плетень у нас получился. Я всех благодарю за работу.
- Урок окончен.