Конспект урока по литературному чтению Устаревшие слова в творчестве С. А. Есенина (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4 класс

Литературное чтение

«Устаревшие слова в творчестве С.А.Есенина»


Цели урока: 1.Организовать работу по созданию словаря устаревших слов, которые встречаются в стихотворениях С.А. Есенина. 2. Создать условия для формирования мотивации для дальнейшего изучения творчества С.А. Есенина.
Задачи:

  1. Уметь находить устаревшие слова в стихах С.А.Есенина.
  2. Уметь находить значение устаревших слов в справочной литературе, в Интернете.
  3. Сформировать познавательный интерес к творчеству С.А.Есенина.

Оборудование:

- Толковые словари; ноутбуки (3 шт.);

-отрывки из стихотворений С.А.Есенина;

-картинки (на слайдах) с изображением предметов, названия которых являются устаревшими;

-бейджи для групповой работы;

-музейные предметы: махотка, косник, плетень, кудель, веретено, ухват; картинка с изображением салазок; карточки с названиями к музейным предметам;

- цветные ленты: красные, зелёные, белые, презентация.

Ход урока

1.Оргмомент ( 3 мин) Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня на урок литературного чтения я принесла с собой музейные экспонаты. Надеюсь, вам будет интересно и вы приобретете новые знания. Давайте повернемся друг к другу, улыбнёмся, подарим хорошее настроение и пожелаем удачи. Посмотрите в окно. Как чудесно вокруг. Зима в самом разгаре. Это любимое время года многих. Дети всегда с нетерпением ждут прихода зимы. Ведь именно зимой можно кататься на лыжах, играть в снежки, мастерить снежные крепости. Мне невольно вспомнились строки:

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана - дурака.

-А вам знакомо это стихотворение?

- Кто автор этих строк? (С.Есенин)

-Что вы знаете о Есенине?

-В 2015 году исполнилось 120 лет со дня его рождения.

2. Предлагаю вам прочитать еще раз строки С.Есенина.

-Все ли слова вам понятны? Есть ли в стихотворении слова, которые мы не употребляем в своей речи?

-Такие слова, вышедшие из употребления, называют устаревшими.

- Какова тема нашего урока?

Тема нашего урока «Устаревшие слова в творчестве С.А.Есенина».

3. -Что мы делаем, когда неизвестно значение слова, когда не понятно, о чём говорится? (Обращаемся к словарю, ищем в Интернете).

Я хочу обратить ваше внимание на слово ЗАДВОРКИ.

Какое интересное слово. -Как вы думаете, что такое задворки?

Обратимся к страничке из толкового словаря и найдем толкование слова ЗАДВОРКИ.

Задворки - (устар.) Часть крестьянского двора за домом с прилегающими к нему хозяйственными постройками, а также место за двором , позади самой крестьянской усадьбы.

-Я подобрала для вас картинку, чтобы вам было понятнее толкование слова.

Посмотрите как удобно, когда есть и толкование слова и картинка. Вот бы все словари были такие!



  1. А вы хотите создать свой словарь?

-Какую ЦЕЛЬ поставим на уроке?

- Создать словарь устаревших слов, которые встречаются в стихотворениях С. Есенина.

-Молодцы, это будет целью нашего занятия.

5.Составим первую страничку словаря вместе и узнаем, что такое салазки.

Нам поможет толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.

салазки - маленькие деревянные ручные санки.

6. -Посмотрите, какая страничка словаря у нас получилась.

В стихах Есенина часто можно встретить и другие устаревшие слова. И мы продолжим составлять наш словарь.

Вы сейчас будете работать в группах.

7.Вспомним правила работы в группе.

Каждый работает на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси.

Давайте распределим роли и начнём работать

В группе должен быть руководитель - тот, кто руководит работой, распределяет роли, толкователь - ищущий толкование слова, художник- оформитель - оформляет страницу словаря, экскурсовод- человек, который представит вашу страничку. (Бейджи прикрепляют)

-Не забудьте подать сигнал об окончании работы. Покажите его.

(Сказать о том, как нужно сигнализировать о том, что работа закончена.)

-Вспомним, какой результат должна получить каждая группа. (оформить страничку словаря).

8. -У каждой группы на столе стоит корзиночка . Там лежит отрывок из стихотворения, с которым нужно работать.

Достаньте их. Прочитайте и найдите устаревшие слова.

1 гр. У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!» «С добрым утром!»

Улыбаются старушки,

Приседают старики.

Смотрят с завистью подружки

На шелковы косники. «Плясунья»

2 гр. Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко. «В хате»

3 гр. Луну, наверное,

Собаки съели-

Её давно

На небе не видать.

Выдёргивая нитку из кудели,

С веретеном

Ведёт беседу мать. «Метель»

-Проверим. (Дети читают слова, толкование значений которых будут искать)

-Молодцы, вы верно нашли устаревшие слова. Теперь можно приступить к оформлению словаря.

- Руководители групп подойдут ко мне и получат все необходимые материалы.

-Напомните, что должно быть на страничке?

(Слайд, где указано как составить словарь)

  1. Устаревшее слово.

  2. Толкование слова.

  3. Картинка.

  4. Отрывок из стихотворения С.А.Есенина.

-Найденные слова вы можете выделить. У вас 6 минут. (На партах толковые словари, словарные статьи, ноутбуки с возможностью выхода в Интернет»

9. Работа по оформлению страниц словаря закончена.

Экскурсоводы групп представят нам результаты своей работы и найдут эти предметы среди экспонатов. Посмотрите на них внимательно. Они - главные герои ваших страничек. Из них мы составим музейную экспозицию.

10. Защита страничек. Выходит 1 представитель-экскурсовод от группы со страничкой, читает толкование, находит этот предмет и начинает составлять экспозицию. Ит.д.

Выстраивается экспозиция.

11. Итог занятия.

Наше занятие походит к концу. Давайте с вами вспомним, какую цель мы ставили вначале занятия?

--Составить словарь.

-Цель достигнута? -Да.

-Мы с вами не только составили словарь, но и оформили экспозицию для музея.

Вам понравилось занятие. Вы узнали что-то новое ?

-Мне было с вами интересно. Благодарю вас за работу. А словарик я вам подарю. У него нет последней странички. Вы можете продолжить его составлять дома и в классе.

12. Рефлексия. По старому русскому обычаю я предлагаю вам завязать узелок на память. У меня есть разноцветные ленточки.

Если на уроке было интересно, и вы открыли для себя новые знания- повяжите на плетень красную ленту.

Если у вас ещё остались вопросы, то повяжите зелёную ленту.

Если работа вас оставила равнодушным, то повяжите белую ленту.

(Можно попросить продолжить фразу: «Я повязал красную ленточку, потому что…» или «На уроке я не узнал …, поэтому повязал зелёную ленту.»

Какой красивый плетень у нас получился. Я всех благодарю за работу.

- Урок окончен.



© 2010-2022