Урок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: "Природное сообщество - поле"

Цели урока: Создать условия для формирования представления учащихся о природном сообществе «Поле».

образовательные:

познакомить с животным и растительным миром полей; показать роль человека - создателя сообщества; закрепить понятия: природная зона, лес, луг, озеро.

развивающие:

развивать познавательный интерес; учить работать с ноутбуками, гербарием, словарём, применять в работе ранее полученные знания, учить рассуждать и делать выводы.

воспитательные:

воспитывать культуру мышления, групповую совместимость, умение выслушивать мнения членов группы, работать в парах.

Оборудование: Ноутбуки, гербарий, схемы, панно; УМК "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 3 класс, набор иллюстраций животных и растений поля и других природных сообществ, биолото, "карточка успеха", карточки- тесты.

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент.

Вот прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

- А начнём мы сегодня урок с массажа.

Массаж основных точек головы под музыку.

- Ну вот мы готовы к работе. Эпиграфом нашего урока являются слова Л.Н.Толстого:

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не только памятью. (Л.Н. Толстой)

- Как вы понимаете высказывание? (Вывод: нельзя в учёбе опираться только на память, надо добывать знания усилиями мысли.)

II. Ввод в урок.

На уроке мы будем фиксировать свою работу в "карточке успеха"

Заявка на оценку:

"5" - 10 баллов и более;

"4" - 7-9 баллов;

"3" - 5-6 баллов.

III. Умственная разминка.

Биолото - 2 балла.

У каждого есть поле, на котором записаны понятия. Учитель раскрывает содержание понятия, а учащиеся соответствующим номером фишки закрывают необходимое понятие.

луг

лес

озеро

пруд

болото

река

Ключ с ответами.

2

5

3

6

4

1

Содержание понятий.

  1. Водный поток с большим течением.
    2. Большое открытое пространство, поросшее травой
    3. Замкнутый искусственный водоём.
    4. Избыточно увлажненный участок земли со стоячей водой.
    5. Множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами.
    6. Небольшой водоем в естественном углублении.

  2. Самопроверка. (на доске)

- Как это всё можно назвать одним словом? (Природное сообщество)
- Что такое природное сообщество? (Единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды)
IV. Системная актуализация знаний. (2 балла)

- У нас сегодня на уроке работает контрольная группа, которая будет обобщать наши знания.

  1. - Распределите животные и растения по природным сообществам, в которых они обитают.

Контрольная группа работает с панно, а все остальные на ноутбуках и индивидуальных карточках, выполняя аналогичную работу.

1 вариант - на ноутбуках, 2 вариант - на листочках.

Используются иллюстрации животных и растений.

  1. тест из 5 вопросов (2 балла)

Поменялись 2 вариант - на ноутбуках, 1 - на листочках.

1. На лугу живут:

А) пчела, божья коровка, суслик

Б) шмель, водомерка, жаворонок

В) медуза, кобылка, комар

Г) кукушка, кузнечик, суслик

2. В озере обитают:
А) муха, муравей, лягушка

Б) стрекоза, головастик, утка

В) тля, землеройка, ёж

Г) комар, окунь, лиса

3. Пищевая цепочка луга:

А) капуста - тля - лягушка

Б) рогоз - комар -стрекоза

В) ромашка - бабочка - трясогузка

Г) клевер - пчела - сова

4. Какие животные являются хищниками?
А) кузнечик, карась, гусеница

Б) бабочка, мышь, дождевой червь

В) божья коровка, стрекоза, щука

Г) лиса, заяц, воробей

5. В лесу живут:

А) кабан, муха, ласточка

Б) заяц, землеройка, пустельга

В) волк, лось, рак

Г) дятел, белка, медведь

V. Объяснение нового материала.

- Вижу, что вы хорошо усвоили предыдущие темы, поэтому можем приступить к изучению нового сообщества. Сегодня будем говорить также о природном сообществе, которое очень похоже на луг, но значительно от него отличается. Догадайтесь, о каком сообществе идёт речь?

Звуки поля.

- это природное сообщество очень похоже на луг.

- располагается в низинах, на равнинах.

- там тоже произрастают влаголюбивые растения.

- человек выращивает на нём культурные растения.

Работа с репродукцией картины И.Шишкина «Рожь»

- Как думаете какое это сообщество?

- Что увидели? (Дети рассказывают о картине)

- Что такое поле? (ответы детей) Работа с толковым словарём. Нахождение значения слова поле. (контрольная группа)

- Какое подходит к нашему уроку?

- Какие цели мы поставим сегодня на уроке?

- Где и как образуются поля? (На ровной территории человек распахивает землю и выращивает растения.)

- Чем поле отличается от луга? (поле создано человеком, а луг природой)

- Но человек живет повсеместно, как же образуются поля в лесной зоне? (нужно сначала спилить деревья и выкорчевать пни, потом распахать землю и выращивать растения )

- Так что-же такое поле?

Поле - растительное сообщество, созданное человеком.

Все ли участки земли подходят под поля?

  • Как на поле ведется борьба за сохранность урожая?

  • Каким образом человек поддерживает плодородие почвы?

- Какие же растения поля мы можем выделить?

Самостоятельное изучение презентации (Просмотр презентации).

Составьте проблемные вопросы друг другу. (За каждый вопрос и ответ 1 балл)

В это время Контрольная группа работает с гербарием. (отбирает растения поля)

- Выступление контрольной группы (рассказ о растениях поля) коротко.

VI. Физминутка.

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.

VII. Систематическое закрепление.

- Человек является главным режиссером на поле. Здесь, как и в пьесе, есть положительные герои, так и отрицательные. Среди представителей живой природы найдите положительных и отрицательных героев. К положительным относятся те, которые помогают человеку выращивать урожай, а отрицательные уничтожают его.

Изучение презентации «Животные поля». Учебник стр.58 (2 и 3 абзац)

(составление плаката «Поле») контрольная группа

Работа в группах. Разделить на группы помощники и вредители. (карточки в конверте) (2 балла)

  • грачи;

  • пчелы;

  • бабочки;

  • гусеницы;

  • дождевой червь;

  • суслики, хомяки, мыши;

  • василек, пырей, лютик полевой;

  • колорадский жук;

Выступление контрольной группы.

8. Первичная проверка знаний. (1 балл)

Перед вами будут появляться высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то ставите плюс, а если нет - минус.

Хомяки, мыши, суслики - это друзья культурных растений.

Ячмень - это сорняк.

Поле очень похоже на лес.

Поле - это безлесное пространство.

В поле живёт мало зверей, потому что мало птиц.

Проверка на доске. 9. Человек и поле.

- Какая цепь питания может возникнуть на поле? (стебли и листья растений

гусеницы бабочек, кузнечики жаворонок)

- К чему может привести нарушение цепей питания?

- Почему руки людей называют «золотыми»?

- Люди каких профессий трудятся в поле?

X. Итог урока. Мотив на следующий урок.

- Что интересного узнал я на уроке?
- За что я могу похвалить себя, товарищей и учителя?
- Какое задание предложил выполнить дома по теме урока?

Возможные домашние задания:

  • подготовить сообщение о растениях поля;

  • подготовить сообщение о животных поля;

  • стр.56-59 пересказ, рисунок

    1. - Оценки. Посчитайте свои баллы.

Ну а теперь небольшой сюрприз. Какую культуру самую важную выращивают на полях?

(девочка с пирогом)

Вот он хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В нём - здоровье наше, сила,

В нём - чудесное тепло.

В нём - земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки!

Вырастай богатырём!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

- Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должны быть в крови у каждого человека. Каждый день, беря в руки кусочек хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт.





луг

лес

озеро

пруд

болото

река



луг

лес

озеро

пруд

болото

река



луг

лес

озеро

пруд

болото

река



луг

лес

озеро

пруд

болото

река

Карточка успеха

Заявка на оценку: "5" - 10 баллов и больше;

"4" - 7-9 баллов; "3" - 5-6 баллов.

задание

баллы

Заработанные баллы

1.

2

2.

2

3.

2

4.

несколько

5.

2

6.

1




Карточка успеха

Заявка на оценку: "5" - 10 баллов и больше;

"4" - 7-9 баллов; "3" - 5-6 баллов.

задание

баллы

Заработанные баллы

1.

2

2.

2

3.

2

4.

несколько

5.

2

6.

1

2

5

3

6

4

1

2

5

3

6

4

1

2

5

3

6

4

1

хомяк

мышьУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

Дождевой червь

пчела

гусеница

Колорадский жукУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

грач

сусликУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

лютик

бабочкаУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

пырей

василёкУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

рысьУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

лебедь

бабочкаУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

щука

кукушкаУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

окунь

пчелаУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

лиса

дятелУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

лягушка

кузнечикУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

белка

мышьУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

ель

берёзаУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

оса

кротУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

стрекоза

камышУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

клевер

улиткаУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

Распредели на группы. Покажи с помощью стрелок.

Урок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле



Урок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеЛес Урок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

Урок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеЛуг Урок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

Урок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеОзеро Урок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

Урок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – полеУрок окружающего мира. 3-й класс. Тема: Природное сообщество – поле

Тест. Выбери правильный ответ.

1. На лугу живут:

А) пчела, божья коровка, суслик

Б) шмель, водомерка, жаворонок

В) медуза, кобылка, комар

Г) кукушка, кузнечик, суслик

2. В озере обитают:
А) муха, муравей, лягушка

Б) стрекоза, головастик, утка

В) тля, землеройка, ёж

Г) комар, окунь, лиса

3. Пищевая цепочка луга:

А) капуста - тля - лягушка

Б) рогоз - комар - стрекоза

В) ромашка - бабочка - трясогузка

Г) клевер - пчела - сова

4. Какие животные являются хищниками?
А) кузнечик, карась, гусеница

Б) бабочка, мышь, дождевой червь

В) божья коровка, стрекоза, щука

Г) лиса, заяц, воробей

5. В лесу живут:

А) кабан, муха, ласточка

Б) заяц, землеройка, пустельга

В) волк, лось, рак

Г) дятел, белка, медведь

Тест. Выбери правильный ответ.

1. На лугу живут:

А) пчела, божья коровка, суслик

Б) шмель, водомерка, жаворонок

В) медуза, кобылка, комар

Г) кукушка, кузнечик, суслик

2. В озере обитают:
А) муха, муравей, лягушка

Б) стрекоза, головастик, утка

В) тля, землеройка, ёж

Г) комар, окунь, лиса

3. Пищевая цепочка луга:

А) капуста - тля - лягушка

Б) рогоз - комар - стрекоза

В) ромашка - бабочка - трясогузка

Г) клевер - пчела - сова

4. Какие животные являются хищниками?
А) кузнечик, карась, гусеница

Б) бабочка, мышь, дождевой червь

В) божья коровка, стрекоза, щука

Г) лиса, заяц, воробей

5. В лесу живут:

А) кабан, муха, ласточка

Б) заяц, землеройка, пустельга

В) волк, лось, рак

Г) дятел, белка, медведь


ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО - ПОЛЕ





© 2010-2022