Урок литературного чтения. 2 класс-Цветик-семицветик

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения. 2 класс

по системе Л.В.Занкова.

Петрушова Нина Анатольевна-

учитель начальных классов МОУ СОШ №6

город Тутаев ,Ярославской области

Тема урока В.П. Катаева "Цветик-семицветик"

Задачи урока.
Обучающие:
 Учить воспринимать и анализировать содержание сказки.
Учить составлять образ, выделять основную мысль.
Совершенствовать навыки чтения: сознательность, выразительность, беглость, правильность.

Развивающие:
Уметь выделять основную мысль, обобщать прочитанное, вести диалог.
Развивать мышление.

Воспитательные:
Воспитывать вдумчивого, внимательного читателя.
 Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания.
 Прививать интерес к чтению, к книге.


Цель урока .
Ознакомление с творчеством В.П.Катаева,
Работа над содержанием сказки "Цветик - семицветик"
Умение делать вывод и приобретать опыт.

Оборудование.
Книга «Цветик-семицветик» В.Катаева
Мультимедийные слайды
Портрет В.Катаева
На доске запись пословицы «Жизнь дана на добрые дела»
Лепесточки цветка для работы в парах, таблица.


Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, возьмитесь за руки, посторайтесь почувствовать тепло ладошек,
улыбнитесь друг другу.
Улыбка располагает к приятному общению.
Я желаю вам интересной, увлекательной и продуктивной работы на уроке.Создание эмоционального настроя.
На доске таблица :
внимательный
аккуратный
самостоятельный
любознательный
активный
рассеянный
веселый
модный
рассудительный

Рядом с таблицей - портрет ученика.

Учитель: Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?
Ответы учащихся.
Учитель: Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Расшифруйте текст.
СКАЗКАКАТАЕВАЦВЕТИКСЕМИЦВЕТИК

Учитель: Что это за слова?
Дети: Катаев. Сказка: "Цветик-семицветик".

Учитель: Вы правы, это тема нашего урока. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение. Ознакомление с творчеством ---- , работа над ----- сказки ---- умение делать ---- , чему---- -----.

Дети: Познакомиться с творчеством В.П.Катаева, работать над содержанием сказки "Цветик - семицветик" и сделать вывод, чему учит сказка.
III. Работа по теме урока.
1. Беседа об авторе.
Учитель: Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с книгой - это праздник и праздник вдвойне, если это сказка. Посмотрите на доску. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых - В.П.Катаев. Родился писатель в городе Одессе, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть "Сын полка". Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка: "Цветик-семицветик". Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже почти 71 год. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.

- А понравится ли она вам? Это мы выясним в конце урока.
- Перед вами книжная выставка. Все книги: "Цветик-семицветик", только они изданы в разное время и рисунки в них сделаны разными художниками.

2. Работа над названием сказки.
Работа по приему « Дерево предсказаний»
-О чем эта сказка? ( дети делают свои предположения и аргументируют свой ответ)
-Почему сказка с таким необычным названием?

( Семицветик - у цветка 7 лепестков и все они разного цвета).

3.Мозговой штурм.


- А теперь подумайте, почему писатель назвал "Цветик-семицветик" сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
Составление кластера :

-исцеление больного мальчика
-волшебница
-волшебный цветок
-приключения
-чудеса

3. Словарная работа.

(Для работы используются карточки со словами и выражениями).

а) Объясните значение выражений:
- по сторонам зевать;
- галдели, как попугаи;
- взяла досада.
б) Подбери близкие по смыслу слова:

Растяпа - …., велеть - …, превосходный - …, симпатичный - …, уродливый - …, отнять - …, смирные - ….

в) Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова: мечта и желание ?
Работа над близкими по значению словами мечта и желание.( составление кластера)

Мечта - нечто созданное воображением, мысленно представленное. Мечта- игра ума, когда человек представляет себе что-то приятное, но оно не существует.
Желание- влечение, стремление к осуществлению чего -нибудь, обладанию чем-нибудь .
Учитель: Анализируя сказку, каждый должен сделать вывод для себя о своих желаниях?


4. Работа по содержанию сказки.

а). Пересказ начала сказки (до встречи со старушкой).

б).Сцена встречи девочки и старушки. Чтение диалога.
Учитель: Что сказала волшебница по секрету Жене?

Дети: Женя получила цветок и узнала, как им пользоваться.

Учитель: Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. Работа в парах. На столе имеются лепестки Задание: расположить лепестки так, чтобы получился цветик-семицветик.

Учитель: Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом?
Дети: Отрывать лепесток и произносить волшебные слова.
Учащиеся разучивают эти волшебные слова.
Учитель: А теперь вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. (Карточки с таблицей даётся каждому ученику).

лепесток желание чувство разумное или нет
желтый
красный
синий
зеленый
оранжевый
фиолетовый
голубой

- На что был потрачен первый лепесток?
Дети: Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой.
Учитель: Какая неприятность случилась с Женей?
Дети: Девочка разбила мамину любимую вазу.
Учитель: На что потратила девочка второй лепесток и почему?
Дети: Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.
Учитель: Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Ученый Папанин и его товарищи - ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.
- Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?
Дети: Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.
Учитель: Знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило?
Дети: Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.

Учитель: Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе?
Дети: Это было глупое желание. Женя могла погибнуть.
5. Физкультминутка.
Учитель: Закроем глаза и мысленно окажемся на Северном полюсе. Здесь много снега, кругом сугробы, а снег все идет и идет. Вы снежинки и под веселую музыку исполняете танец снежинок.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Вот подул вдруг ветерок,
Закружился снежок,
Пляшут все снежинки,
Белые пушинки.


6. Продолжение работы по содержанию текста.


Учитель: На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание?
Дети: На то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как оно спасает Женю.
Учитель: Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?

Дети: Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот момент не было совсем.

Учитель: Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру?

Дети: Женя обиделась, даже рассердилась.

Учитель: Какое желание она загадала, чтобы их позлить?

Дети: Она велела лепестку, чтобы все игрушки, какие есть на свете, стали ее.

Учитель: Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось?

Дети: Как только на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки.

Учитель: Разумное ли это желание?

Дети: Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.

Учитель: На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание?
Дети: Женя испытывала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.

Учитель: Рассказать, почему Женя задумалась при виде последнего лепестка.
Ответ детей.
Учитель: О чем пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток?

Дети: Мальчик хромой, он не может бегать, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.

Учитель: Обратимся к заполненной таблице
лепесток желание чувство разумное или нет
желтый вернуться домой радость разумное

Красный- склеить вазу облегчения разумное

Синий- попасть на полюс страха глупое

Зеленый- вернуться с полюса радости разумное

Оранжевый- иметь все игрушки испуг глупое

Фиолетовый- отправить игрушки облегчения разумное

голубой -вернуть з доровье радость разумное

- Сделаем вывод о желаниях девочки.

Дети: У Жени было пять разумных желания и два глупых.

Учитель: Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель - описание.

1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки

2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки?

Вывод:

Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.

Учитель: Чему же учит эта сказка?
Дети высказывают свои суждения. Учитель подводит итог.

Учитель: Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика - семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети

IV. Домашнее задание.

-Написать «эссе»
Чтобы ты пожелал, если бы у тебя был цветик - семицветик?
V. Рефлексия.

Учитель: Зачем нам нужен был этот урок?

За что ты можешь похвалить себя?

За что можно похвалить своих одноклассников?

Ответы детей.

Учитель: Благодарю вас за урок.

Вы - молодцы.

Скажите себе: "Я - молодец, я думал, я старался".



© 2010-2022