Технологическая карта урока литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Тема урока: Обобщение по разделу : «Поэтическая тетрадь»

Класс: 3 «В»

Цель урока: обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» - времена года.

Закрепить знания учащихся по стихам авторов: Барто, Маршак, Благининой.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов: Проявлять интерес к стихотворениям о временах года;

  1. Проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
  2. Умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
  3. Воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к братьям нашим меньшим;

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1. Определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

2. Анализировать текст стихотворения;

3. Умение высказывать детьми своё мнение, оценивать свою деятельность на уроке;

4. Объективно оценивать результаты своей деятельности;

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

1. Знать стихотворения Маршака,Барто, Благининой, .

2. Читать стихотворения выразительно, наизусть, совершенствовать технику своего чтения.


Оснащение урока:


Материалы для учащихся:
учебник Л.Ф. Климанова.
Материалы для учителя:
презентация, видео-физминутка.

Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

  1. Этап мотивации(самоопределение к учебной деятельности).

Приветствие и знакомство с детьми.

Сегодня урок литературного чтения в вашем классе проведу я, зовут меня Сергей Васильевич.

Двенадцать месяцев.

Дом - двенадцать этажей,
Назови жильцов скорей!

Вот на первом огоньки,
Здесь январские деньки.

На втором февраль могучий,
Снегом набивает тучи.

Выше март жильё нашёл,
Лужами залит весь пол.

Вот апрель, ему все рады,
Посадил кругом рассаду.

Май раскрыл пошире окна,
Чтоб в квартире всё просохло.

Вот июнь, июль и август,
Всем они приносят радость.

Где сентябрь, там стол богатый,
Угощайтесь все, ребята!

У окна октябрь вздыхает,
Лето с грустью вспоминает.

Вот ноябрь, пойдёмте выше,
Там у декабря под крышей

Новогодний ждёт сюрприз.
И скорей на лифте вниз!

Предметные: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила поведения.

  1. Этап актуализации пробного действия.

Наверное кто-то из вас уже догадался, о чем пойдет речь на уроке?

Времена года- их 4. И каждое из них по своему прекрасно , каждое оставит в душе что-то неотразимой красоты.

И сегодня мы с вами постараемся прочувствовать каждое из них.

Предметные: определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияний этих отношений на природные объекты, здоровья и безопасность человека.

Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения в т.ч. несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Формулировать собственное е мнение и позицию.

Личностные: осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы

В действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

3.Этап построения проекта.

Сегодня у нас с вами праздник, праздник поэзии. В чем заключается главная мысль этого праздника?

А каких авторов ? ( Маршак, Барто, Благинина

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы.

Личностные: Принятие ценностей природного мира, готовность следовать своей деятельности нормам предохранительного, здоровье сберегающего поведения.

Этап реализации построенного проекта.

Да, действительно сегодня на уроке пойдет разговор у нас пойдет об этих великих писателях. Но у них очень много произведений, а мы поговорим об одном очень интересном из разделов: «Времена года».
А для начала давайте вспомним, как называется глава. А это мы с вами посмотрим в начале учебника. «Поэтическая тетрадь».
Как вы пониманиете данную фразу?

Почему? Потому что тетрадь-место , куда можно записывать стихи, их может быть очень много.
А теперь когда мы вспомнили название главы, можно приступить к нашему празднику.

Познавательные:
Допускать существование различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Формулировать собственное мнение и позицию.

Этап первичного закрепления с проговариванием в речи.

Заранее вам было дано задание выучить или выразительно прочитать стихотворения Маршака,Барто, Благининой на тему времена года. Мы с вами разбились на группы.

Что у меня в руках? А с чем вы представляете солнышко?

Действительно, летом часто светит светит солнце, дарит нам тепло и загар.

А значит начнется наш праздник с чудесного времени года-Лета.

Какие стихи нам приготовила группа «лето»? давайте же их внимательно послушаем.

Круглый год. Июнь

Пришел июнь.
"Июнь! Июнь!" -
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь -
И весь он разлетится.

***

Самуил Маршак

КРУГЛЫЙ ГОД. Июль

Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
и готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.

***
Самуил Маршак

Круглый год. Август

Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.

Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными
Набит.

Ребята, что мы можем сказать о данных произведениях?

Встречались ли в стихах слова, которые вам непонятны?

(Нивами,сенокос)

Ребята, а какое же время года следует за летом? У меня в руках- яркий листок, что можно представить увидев его? Что пришла осень.

Осень- волшебное время. Природа преображается в яркие краски- все кругом расписное и нарядное. А что же об осени нам могут рассказать группа «Осень»? поделитесь!

Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел!

(разбор: о чем говорится , какое настроение передает нам автор об осени)

Е. Благинина

Осень

Дождь, дождь

Целый день

Барабанит в стекла.

Вся земля,

Вся земля

От воды размокла.

Воет, воет

За окном

Недовольный ветер.

Хочет двери он сорвать

Со скрипучих петель.

Ветер, ветер, не стучи

В запертые сени;

Пусть горят у нас в печи

Жаркие поленья.

Руки тянутся к теплу,

(разбор: о чем говорится , какое настроение передает нам автор об осени) А. Барто * * * Осенние задания С утра в лесу Над нитью серебристой Хлопочут паучки-телефонисты. И вот уже от елки До осинки, Как провода, Сверкают паутинки. Звенят звонки: - Внимание! Внимание! Прослушайте Осенние задания! - Алло, медведь! Вы слышите? - Да, да! - Уже не за горами Холода! Пока зима не подошла К порогу, Вам нужно срочно Подыскать берлогу! Скажите пожалуйста, какими словами пользовались авторы для эмоциональной окраски произведений? Как называются такие слова? Сколько прекрасного мы услышали об осени, я надеюсь, что-то останется и у вас в душе от этих строк.
Это же снежок! , ребята, а из чего же делают снежки? Из снега. А когда у нас выпадает снег ? -Зимой.

Но вот последние листья уже опали с деревьев, ветер становится все злее и злее, словно говорит нам, что приближается….зима.

Как много зимой прекрасного: снег, каток, легкий мороз, щипающий щеки. Не описать всей красоты этого времени года, но можно почувствовать это, читая строки из стихотворений, которые пропитаны этим временем.

И команда «Зима» поможет нам в этом, Давайте же внимательно их послушаем.

Я знаю, что надо придумать

Агния Барто

Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.

Смотрю я в стекляшку
Зелёного цвета,
И сразу зима
Превращается в лето.

Наступили холода

Агния Барто

Ветер на терраске,
Холодно в коляске!

На Андрейке - телогрейки,
Кофты, рукавицы,
Полосатый шарф Андрейке
Принесли сестрицы.

Он сидит, едва дыша,
В телогрейке пёстрой.
Как на полюс, малыша
Снарядили сестры.
- Привыкай и к холодам!

Объясняет Света. -
И зима приходит к нам,
А не только лето.

-С. Маршак

Как поработала зима!
Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний,
Легла на кровли стройных зданий.

Вокруг белеющих прудов -
Кусты в пушистых полушубках.
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.



Круглый год. Январь

Открываем календарь -
Начинается январь.

В январе, в январе
Много снегу во дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.

Круглый год. Февраль

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка.

Над Кремлевскою стеной -
Самолетов звенья.
Слава армии родной
В день ее рожденья!

Как вы считаете, удалось ли авторам передать природу зимы?

Вот сколько интересного мы с вами узнали о зиме, как ее представляют разные писатели. Скажите, есть ли между этими стихами различия? Конечно есть. Каждый писатель представляет зиму по своему: кому-то это веселая пора для беготни детей на горках, кому-то унылая, серая, холодная.

Красивый подснежник напоминает нам о приходе….весны.

Вслед за морозами и ветрами к нам приходит долгожданная..весна. Весна-это время пробуждения, перерождения. Все в природе начинает свою новую жизнь. Повсюду слышится пение птиц, которые так рады приходу весны,легкая травка уже пробивается сквозь остатки снега. Побежали ручейки, словно наперегонки. Вот какая она -весна. Но пожалуй лучше ее смогут передать нам писатели, команда «весна» подготовила для нас замечательные стихотворения, которые описывают это время со всех сторон.Давайте же их внимательно послушаем.

Е.Благинина- Весна.

Еще в домах пылают печки
И поздно солнышко встает,
Еще у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лед;

Еще к сараю за дровами
Не проберешься напрямик
И в садике под деревами
С метлою дремлет снеговик;

Еще мы все тепло одеты -
В фуфайки, в ватные штаны...
А все-таки весны приметы
Во всем, во всем уже видны

Не взошла ещё трава,
Но звенят капели.
В почках прячется листва,
Птицы прилетели.
Весна-красна лучистая,
От солнца золотистая!

И о ней поют скворцы,
Воробьи, синички.
Сезона нового творцы
Перевернут страничку
К новому, прекрасному
Лету, Солнцу ясному!

С Маршак

Апрель

Уже недолго ждать весны

Но в этот полдень ясный,
Хоть дни зимы и сочтены,
Она еще прекрасна.

Еще пленяет нас зима
Своей широкой гладью,
Как бы раскрытой для письма
Нетронутой тетрадью.

И пусть кругом белым-бело,
Но сквозь мороз жестокий
Лучи, несущие тепло,
Ласкают наши щеки.

(Анализ стихотворений)

Скажите пожалуйста, какими словами пользовались авторы для эмоциональной окраски произведений? Как называются такие слова?

Этап включения в систему знаний и повторения

Ребята, а какое время года все таки лучше? Зима или весна, или может лето и осень?

Все по своему прекрасны: только летом мы можем греться на солнышке, купаться на море.

Осень-ее называют золотой потому, что с наступлением она меняет природу до незабываемой красоты: повсюду ярко-оранжевые, красные листья,

Зима- только зимой может выпасть столько снега, чтобы можно было слепить снеговика, поиграть в снежки, скатиться с горки на санках.

Весна- это маленькое лето. Весной все оживает после зимы - птички и их заливное пение говорит нам о ее приходе.


Слушают учителя,
Отвечают на вопросы учителя (это эпитеты..)
Слушают учителя.

Думают над вопросом учителя.


Коммуникативные:
Формулировать собственное мнение и позицию

Этап рефлексии учебной деятельности.

Какая же она , весна по вашему мнению?- чудесная, прекрасная, красивая и ясная, волшебная и теплая и очень очень добрая.

Давайте поробуем с вами сплести венок рифм, весна…какая на ваш взгляд? .теплая, ясная и т.д.

Ребята, у нас с вами получилось просто потрясающее стихотворение о весне. Это какая ваша весна ( по счету).Моя 10-я весна жизни.. Так мы назовем наше стихотворение. Молодцы ребята, вы сегодня помогли передать атмосферу всех времен года.

Да.


Проведение такой рефлексии способствует реальной оценке собственных сил учителя на уроке, удалось ли ему заинтересовать уч-ся темой урока.



Личностные:
Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Самоанализ


1.Тема: «Проект: «Времена года», программа: «Издательство учебная литература» 2.Весь урок проведен организованно, интересно и познательно. Дети с удовольствием принимали участие на уроке. Обучающие были внимательны. 3. Место данного урока, четвертая четверть

4.Цель урока: обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» - времена года.

Закрепить знания учащихся по стихам авторов: Барто, Маршак, Благининой.

5.Задачи:.

- Направленные на достижение личностных результатов: 1.Проявлять интерес к рассказам барто, маршака, благининой. 2.Положительно воспринимать морально- этические нормы, лежащие в основе стихотворений Барто, Маршака, Благининой.

-Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1.Определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

2.Анализировать текст литературного рассказа;

-Направленные на достижение предметных результатов обучения:

1.Знать стихотворения А.Барто, С.Я. Маршака. Благининой.

2. Уметь сравнивать стихотворения данных авторов,

6.Мне удалось детей включить в данную запланированную деятельность 7. Отражение в содержании урока работы, направленной на формирование УУД: Личностные УУД формировались: Этап актуализации пробного действия. Осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей. Этап рефлексии учебной деятельности. Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные УУД формировались: Этап построения проекта. осуществлять поиск необходимой информации, для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы. Этап реализации построенного проекта. Допускать существование различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Формулировать собственное мнение и позицию.


Регулятивные УУД формировались: Этап актуализации пробного действия. вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД формировались: Этап актуализации пробного действия. допускать возможность существования различных точек зрения в т.ч. несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Формулировать собственное е мнение и позицию. Этап включения в систему знаний и повторения. Формулировать собственное мнение и позицию
8.Цели урока достигнуты. Критериям оценки урока, конкретно результатам урока и демонстрация знания после чтения стихов по группам.



© 2010-2022