Разработка урока-проекта Мой дом

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Мой дом».

Предмет: Познание мира.

Класс: 1 класс

Форма: осуществление проекта

Интеграция предметов: познание мира, изобразительная деятельность, трудовое обучение, литературное чтение, эколого-экономический курс «Наш дом»

Цели образовательные и воспитательные:

- познакомить учащихся с принципом создания коллективной работы «Юрта», вовлечь каждого участника в активный познавательный, творческий процесс;

- учить производить презентацию своего творческого труда, отстаивать свои взгляды на выбор средств и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов;

- воспитывать у детей интерес к историческому прошлому своего народа, художественной литературе, музыке, творческому взаимодействию при совместной работе.

Задачи:

- развивать творческие способности, эстетический вкус;

- формировать навыки исследовательской деятельности, умения самостоятельной работы с различными материалами, приобщать к полезному труду.

Время работы над проектом: 3 недели.

Режим работы: использование учебных часов (уроков ИЗО, труда, музыки, чтения), занятий дополнительного образования (Изостудия Дома детского творчества).

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: 1.Интерактивная доска (проектор, доска-экран, световое перо, мультимедийный персональный компьютер);

2.DVD-проигрыватель с колонками;

3.Аудиозаписи казахской народной музыки;

4.Художественная литература;

5.Шаблоны элементов юрты;

6.Карандаши, фломастеры, клей, бумага.

Электронная поддержка урока: Презентация Microsoft PowerPoint (из пакета Microsoft Office в количестве слайдов)

Дополнительно привлекаемые участники: учителя музыки, ИЗО, технологии, информатики, родители

План урока.

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния 1 мин

2.Ввод в тему урока, целевая установка 5 мин

3.Презентация участников проекта 2 мин

4.Выступления «историков» 5 мин

5.Практическая работа в рабочей тетради «Наш дом» 2 мин

6.Физминутка 2 мин

7.Выступление «артистов» 5 мин

8.Презентация работ «художников» 5 мин

9.Выступление «дизайнеров» 5 мин

10.Изготовление макетов юрт 10 мин

11.Оценка результатов работы 3 мин

Ход урока

I.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Мы улыбаемся миру,

Мир улыбается нам.

Всем людям планеты

Мы дарим улыбку

И хорошее настроение.

- Сегодня урок познания мира мы проведем в форме создания проекта. Покажите, пожалуйста, какое перед началом урока у вас настроение (на столе у каждого лежат карточки с изображением солнышка, солнышка за тучкой и тучки). Хорошее настроение обозначьте солнышком. Если в чем-то неуверенны, покажите солнышко с тучкой, а если вы в плохом настроении, поднимите изображение тучки.

II. Ввод в тему урока.

1.Чтение учителем стихотворения Я.Акима «Земля»

Есть одна планета сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей нету.

- О какой планете говорится в стихотворении?

2.Показ слайда№1 «Планета Земля».

- На что похожа планета Земля?

- Чего больше на поверхности Земли: суши или вод Мирового океана?

3.Слайд №2 (стр.65 из учебника «Я и окружающий мир»)

- Какие картины природы вы видите?

- Покажите картину природы, похожую на местность около нашего города.

- Подумайте, для кого Земля - дом?

- У каждого человека на земле есть Родина. Как называется наша Родина?

4.- Казахстан - очень большая страна. На ее территории можно встретить горы (слайд №3), пустыни (слайд №4), леса (слайд №5), степи (слайд №6), крупные промышленные города (слайд №7) и сельскохозяйственные угодья (слайд №8). И это - тоже наш общий дом. Но у каждого человека есть свое жилище - это любой дом или строение, где живут люди - поодиночке, семьей или несколько семей сразу. Вот о таком доме мы и будем говорить сегодня на уроке.

III. Осуществление проекта.

Этап I. Подготовка.

- Итак, сейчас дети расскажут, что они узнали о жилище человека при подготовке к уроку. А потом мы сами создадим одно из древнейших жилищ человека, которое используется людьми и в наши дни - юрту.

- Готовясь к уроку, мы разделились на группы.

Группа 1 - «Историки».

Группа 2 - «Дизайнеры».

Группа 3 - «Художники».

Группа 4 - «Артисты».

А расселись мы за три стола и в каждой вновь образованной группе есть и «историки», и «дизайнеры», и «художники», и «артисты». И каждый внесет в общую работу частицу своих знаний, умений и стараний.

Этап II. Планирование.

- Расскажите, чем занималась каждая группа при подготовке, и что вы будете делать на уроке.

Группа 1. «Историки».

(Мы расскажем, когда и какие жилища возводили люди с давних пор и до наших дней)

Группа 2. «Дизайнеры».

(Мы готовили убранство нашего дома)

Группа 3.»Художники».

(Мы подбирали узоры, узнали, какие цвета используют в украшении и убранстве юрты.)

Группа 4. «Артисты».

( А мы приготовили для всех стихи и песни)

Этап III. Исследование.

Сообщения представителей групп.

1. «Историки».

- Люди строят жилища уже 50 тысяч лет. В глубокой древности это были простые шалаши и шатры из веток, шкур животных. Когда люди начали возделывать землю и перестали кочевать, они стали возводить более основательные дома. Тысячелетиями для строительства жилищ люди пользовались природными материалами: деревом, глиной или камнями. Сегодня дома строят из кирпича, стекла, бетона, стали.

- В разных уголках мира жилища человека отличаются, так как люди живут в разных условиях: на земле есть места, где всегда жара, а где-то - вечная мерзлота. В таком сыром месте, как Индонезия, люди строят дома на сваях - бревнах, и когда во время сезона дождей реки разливаются, в домах по-прежнему сухо.

- Африканские бушмены строят свои хижины из травы и веток, которые собирают вокруг. Индейские дома пуэбло выстроены из земляных кирпичей. В Южной Америке, например, люди живут в тростниковых домах, где из тростника сделаны не только крыша и стены, но и пол.

- Солома тоже популярный материал для строительства домов. Еще 300 лет назад в Европе соломой покрывали крыши домов. Соломенные крыши все еще используются, например, в Африке.

- В лесных районах Северной Америки и на севере Европы важнейший строительный материал - дерево. В такой стране как Россия, где лесов очень много, из дерева возводили целые города.

- В жарких странах стены домов делают очень толстыми, чтобы они сохраняли прохладу в доме. Дома в районах с сильными дождями и снегопадами обычно имеют наклонную крышу, чтобы осадки скатывались вниз.

2. Работа в рабочей тетради «Наш дом».

Задание на странице 28. Кто где живет? Соедините чертой человека и его жилище.

Проверка. Правильный ответ выведен на интерактивную доску (слайд №9)

Физминутка

Дети читают стихотворение и выполняют движения

Маленький кролик по имени Кролик

Всех нас смеяться заставил до колик:

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

Ах, как смешно его уши торчали!

Мы хохотали, души в нем не чая,

Но на опушке заметив лису,

Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

3.- Люди обитают в жилищах, которые отвечают их образу жизни. На Земле многие народы называют кочевыми. Кочевники перемещаются с места на место, возя свои дома с собой. Такие жилища можно назвать переносным домом.

Отгадайте загадку:

Развернул, разобрал-

Багаж домиком стал.

Собрал, сложил,

На себя взвалил -

Опять домик багажом

На тебе едет верхом.

(Палатка)

- Но жилища кочевых народов отличаются от переносных домов современных путешественников.

Отгадайте еще одну загадку:

В этом доме нет угла.

Вот уж рай для неслуха!

И такое вот жилище

Ты всегда в степи отыщешь!

(Юрта)

4.- Знаете ли вы что это за жилище? Настало время показать свои таланты нашим артистам и рассказать нам о юрте.

На лугу, средь горных скал,

Хорошо овчару.

На джайляу выпасал

Дедушка отару.

Месяц теплый наступил,

Сны лучами растопил,

Ясный путь весне открыл,

Заспешил по склонам.

Юрту дедушка разбил

На лугу зеленом.

Юрту белую слегка

Ветерок тревожит…

Легкий дом издалека

Путник видеть может.

Юрта солнышком полна,

Места в ней немало

Будто облако она,

Что с небес упало.

Юрта - это круглый дом

С комнатой одною.

Обошел ее кругом,

Пес бежал за мною.

Много места для игры,

Чисто и прохладно,

А кругом висят ковры,

Пригнанные ладно.

Смотрит сверху сквозь тундук

Голубое небо.

Славно в юрте. А вокруг,

А вокруг зеленый луг -

Пробежаться мне бы.

Как кабина корабля,

Юрта предо мною,

Но не космос, а земля

Сразу за кошмою.

Золотистую кошму,

Что слегка лоснится,

Чуть за край приподниму -

Ветерок струится.

Но всего важней, видать,

Что она кругла:

За проделку наказать -

В юрте нет угла.

5.Работы художников.

- А теперь наши художники покажут свои работы и расскажут, что они узнали о юрте (слайд № 10)

. Рассказы художников:

-Казахская юрта - кииз уй или «войлочный дом». Это самое совершенное из переносных жилищ. Она может выдержать ураганные ветры, дождь и снежные заносы.

- Юрта состоит из решетчатых стен - кереге, сводчатых жердей - уыков, верхнего обруча - шанырака.

- Шанырак - одновременно окно и дымоход в юрте. Стены покрываются войлочными покрытиями.Они называются туырлык, узук, тундук.

-У казахов издревле была в почете ак уй - белая юрта - символ богатства и благополучия. А обычная юрта называется кара уй.

- Двустворчатые двери юрты - сыкырлауык. В переводе означает «скрипучий».

Они украшались тонкой резьбой или росписью. Прикрывались войлочной занавеской.

Дополнения учителя:

- Юрты для жилища используют многие кочевые народы. Но в отличие от, например, монгольской юрты, казахская имеет более высокое куполообразное очертание крыши. И именно это делает ее неуязвимой для ураганов и снегопадов. А шанырак - это не только окно и дымоход. Шанырак является семейной реликвией. Он передавался из поколения в поколение. И только тот народ, который чтит свое жилище как символ благополучия, мира спокойствия, может изобразить дом на гербе своей стране - обязательном атрибуте любого государства (Слайд № 11)

Этап IV. Практическая работа.

1.- А сейчас мы приступим к осуществлению нашего проекта - строительству юрты. На каждом столе есть шаблоны - части юрты. Ваша задача: разукрасить, вырезать и собрать юрту. А наши художники помогут вам, подсказав, какие узоры и краски традиционно используются в казахском декоративно-прикладном искусстве.

2. Сообщения детей.

3.Практическая работа под звучание казахских народных инструментов.

4.- Юрты готовы. И теперь наши дизайнеры расскажут об убранстве юрты. (Убранство юрты выведено на доску и имеется в рабочих тетрадях).

- В центре юрты - место очага, почитаемое казахами как святое место жилища. В парадной юрте имелся и круглый стол для трапезы, который покрывался дастарханом - скатертью. За очагом, напротив входа - почетное место (тёр), которое застилается лучшими войлочными коврами. Сзади него хранятся сундуки с одеждой, поверх которых складываются подушки, одеяла, ковры.

- Справа от входа ставили асадал - разборный шкаф для посуды, кебеже - ларь для продуктов. Слева от входа располагались конская сбруя, орудия труда приспособления для охоты. В правой части юрты находилось место отдыха для взрослых, а в левой - для детей. Войдя в богатую юрту, человек попадал в неповторимый мир орнамента.

Показ образцов декоративно-прикладного искусства.

- Рядом с юртой всегда находились животные. Какие животные сопровождали кочевников? Рядом с юртами выставляются заранее сделанные фигурки животных.

Этап V. Оценка результатов.

-Результатом нашей работы получился маленький аул. (Слайд №12)

-Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Покажите еще раз свое настроение после проведенной работы.





Самоанализ урока-проекта «Наш дом»

(интегрированный урок познания мира и эколого-экономического курса «Наш дом»)

В календарно-тематическом планировании предмета «Познание мира» на проведение урока «Мой дом» отводится 1 час в разделе «Семья». Однако, параллельно с курсом «Познание мира» в программу введен курс «Наш дом», в котором интегрированы экономические и экологические знания, направленные на формирование у учащихся экологического мышления и поведения, природоведческих представлений и понятий, сопровождается воспитанием эстетических представлений. Урок «Мой дом» явился наглядным примером такой интеграции.

Планируя урок, мы преследовали цели познакомить учащихся с принципом создания коллективной работы «Юрта», вовлечь каждого участника в активный познавательный, творческий процесс; учить производить презентацию своего творческого труда, отстаивать свои взгляды на выбор средств и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов; воспитывать у детей интерес к историческому прошлому своего народа, художественной литературе, музыке, творческому взаимодействию при совместной работе. В задачи урока входило развитие творческих способностей, эстетического вкуса, формирование навыков исследовательской деятельности, умения самостоятельной работы с различными материалами, приобщение к полезному труду.

На подготовку проекта ушло 3 недели. Работа осуществлялась в пять этапов. На первом все учащиеся разделились на 4 группы - «Историки», «Дизайнеры», «Художники», «Артисты». Второй этап - планирование, в ходе которого был определен порядок работы каждой группы. Третий этап - это исследование и сбор информации. В ходе четвертого этапа - практической работы - участники проекта изготавливали макет юрты. На последнем этапе была оценена работа класса.

Этапы урока планировались с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников, т.е. частая смена видов деятельности, непродолжительных по времени, использование интерактивной доски, коллективные формы обучения, использование элементов игровой деятельности.

Новые знания учащиеся получали не только на уроке, но и в ходе подготовки к нему.

Рефлексия в ходе последнего этапа показала, что эмоциональный настрой учеников к концу урока стал более позитивным, чем в начале.

Цели и задачи, поставленные перед уроком были достигнуты. Однако, урок показал, что для первоклассников работа в группах является достаточно сложной, т.к. еще нет опыта совместной деятельности.

Список используемой литературы.



1.Адылханов А.С., Жанабердиева К.А., Валеология. Методическое руководство. 1-4 классы. - Алматы: ОАО «Алматыкитап».

2.Дитрих А.К., Юрмин Г.А, Кошурникова Р.В. Почемучка. 2-е изд. - М.: Педагогика, 1990

3.Задания по экономике для младших школьников. Дополнение к программе «Введение в экономику». Алматы: Общественный фонд «Достижение молодых», 2002.

4.Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?» - М.: Молодая гвардия, 1992

5.Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учебное пособие/ Автор-составитель В.П.Шульгина. (Серия «Школа радости»). Изд-е 2-е. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс»

6.Наш дом. Методические рекомендации по интегрированному эколого-экономическому курсу на базе предмета «Познание мира», 1 класс. Составители: Мусихина Е.В., Стекольникова Т.П. / ЦАО «Достижение молодых». Алматы, 2004.

7.Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997


















Данный урок-проект проводился в курсе познания мира для учащихся 1 классов с интеграцией в эколого-экономический курс «Наш дом». Основной целью урока явилось формирование представлений учащихся о своем доме - планете Земля; стране, в которой мы живем; родном городе и, наконец, доме, как жилище. В ходе подготовки и проведения урока дети познакомились с одним из древнейших жилищ человека - юрте. Итогом коллективной деятельности учащихся явилось создание макета юрты, знакомство с ее убранством. К проведению урока активно привлекались учителя музыки, технологии, информатики, родители. Использовались ресурсы дополнительного образования - изостудии Дома детского творчества. Использование возможностей интерактивной доски сделало урок интересным, а изучаемый материал - более доступным.

11

© 2010-2022