«Формы организации учебной деятельности на уроках комплексного курса ОРКСЭ» (со сценарием)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Касьяненко Инна Ивановна

учитель начальных классов

I квалификационной категории



ТЕМА: СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК

КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ


Предварительная подготовка: I этап - погружение

Урок ИЗО - Праздник как элемент художественной культуры страны. Интегрированный курс «Краеведение» - Лепка из теста. Народная игрушка. Внеурочная деятельность - Русские народные забавы

II этап - организация

Деление на группы.

Планирование деятельности - 1 группа: подбор пословиц и поговорок о зиме

- 2 группа: подбор старинных русских игр

- 3 группа: игрушки из теста

- 4 группа: роспись кухонной утвари

- 5 группа: артисты (колядки, заигрыши, инсценировка)

III этап - осуществление деятельности

Поиск необходимого материала и подготовка результатов.

Работа с родителями: сбор утвари в деревенском стиле + роль Хозяйки избы.

IV этап - обобщение полученных результатов

Оборудование: стилизованная русская печь с лавкой, на ней - кошка (висят лапти)

на столе - вышитый рушник, самовар, расписная посуда

свечи, пирожки, баранки, конфеты

картины вышитые крестиком

елочка украшенная самодельными игрушками, конфетами

мультимедийный проектор

Цели урока: воспитывать уважительное отношение к православным традициям,

отечественной культуре;

уважение семейных традиций как значимой сферы человеческой

жизни.

Задачи: познакомить с историей возникновения православного праздника

«Рождество Христово»;
обогащать словарный запас детей новыми словами историко-

культурологического значения;

развивать творческие способности через жанры русского фольклора:

частушки, потешки, песенки, загадки, пословицы и поговорки, народные

игры и промыслы.

Планируемые результаты:

Личностные: - осознание сопричастности к русскому народу и истории;

- формирование учебно-познавательной мотивации учения.


Регулятивные: - готовность слушать собеседника и вести диалог;

- адекватно воспринимать предложения товарищей и других людей.

Познавательные: - осуществлять информационный поиск для выполнения заданий.

Коммуникативные: - использовать речь для совместной деятельности;

- воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Предметные: - принятие духовных ценностей: любовь, семья, традиция;

- описывать основные содержательные составляющие праздника.


Театрализация

(тихо играет «Песня снежинок» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»)

Хозяйка: (в русском сарафане)

«Сорока стрекочет - гостей пророчит»

А у наших у ворот собирается народ,

Чтобы петь, да плясать, Рождество встречать.

Для дорогих гостей и ворота - настежь!

(дети рассаживаются на лавки)

У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

«В тесноте, да не в обиде»

Ой, надо пирожки в печи проверить (идет к печи).

Учитель: Гляньте, «кошка - на печку, стужа во двор», знаете примету, почему так?

(ответы детей)

Хозяйка: Да уж, зимушка - красавица от души старается.

«Коль сугробы высокие, год будет урожайный», догадываетесь почему? (ответы детей)

«Зима - за морозы, а мужик - за праздники». Целых две недели Русь

гуляет: Святки, Рождество, Крещение, ух!

Учитель: Сегодня мы вспомним, какое значение имеют праздники для народа,

узнаем, как появилась семейная традиция отмечать Рождество,

попробуем понять, можно ли по религиозным праздникам изучать

историю народа.

(под песню «Во саду ли, в огороде», танцуя, заходят Настя с Яшей в костюмах)

Хозяйка: А вот и доченька моя вернулась. Замерзли? Ступайте к печке, погрейтесь.

А подружки - хохотушки, запевайте нам частушки!

(дети по одному выбегают в центр избы, поют народные частушки)


Хорошо вы спели, мы еле усидели!

Теперь сядем рядком, да поговорим ладком.

Как свечи зажигаются, так и сказка начинается…

(Хозяйка зажигает свечи, свет гаснет, мини-презентация со звуковым рядом «Рождение Христа»)


То было в давние года: над спящим миром ночь царила

И светлозарная звезда над Вифлиемом восходила.

Великое чудо в ту ночь совершилось - спасителя бог нам послал!

В забытой пещере, в заброшенных яслях младенец - сын божий лежал.

Мир ожидал спасителя - царя, а он родился тихо как заря.

Не во дворце богатом, не в столице, где богу подабало бы родиться.

Родился в хлеве, в полуночный час, явив пример смирения для нас.

Родился бог под небом Вифлиема, его рождение - то целая поэма…

(свет включается, инсценировка по стихотворению С.Черного «Рождественское»)


Настенька: Значит, Рождество - это день рождения?

Учитель: Ребята, а вы помните, где родился Иисус?

В пещерах раньше прятали скот от непогоды. Ясли - кормушка с сеном, она стала первой колыбелькой Христа. У входа в пещеру росло три дерева: ель давала тенек, под широкими листьями пальмы прятались в жару, и масляное дерево - маслина (веточки гербария)

Стихотворение «Три дерева» в переводе с греческого языка.

Христос - значит «царь земли и неба», только не было у него ни короны, ни дворца, а только слово заветное: учил он всех людей жить с любовью, не враждовать, иметь доброе сердце и мысли.

Как волхвы нашли путь к Царю?

Яша: Вот так праздник Рождество - это ж просто волшебство!

Хозяйка: Даже домашние животные чувствуют праздник. Хозяева несут им

угощения в хлев. А животных поменьше заводят в дом, чтобы погрелись у

очага. Угадайте, кто в моем хлеву живет? (ответы детей)

Учитель: Давайте споем народную песенку, чтобы у всех праздник был.

( дети исполняют хоровод с движениями «Уж как я свою коровушку люблю»)


Раздается стук в дверь: (голос за дверью) Пришла Коляда накануне Рождества! Хозяйка, не ленись, подымись. Как на улице мороз подмораживает, А рукавички худенькие - ручки замерзли! А лапоточки тоненькие - ножки замерзли! А кафтанчик с коготок - колядовщик весь продрог!

Хозяйка: Не стучите, открываем, в гости всех мы приглашаем. Это же ряженые.

Учитель: Ребята, а вы знаете, кто такие ряженые? (ответы детей)

Под Рождество люди надевали маски Бабы Яги, Козы, Медведя, чтобы запутать злых духов, которые причиняют людям бедствия. Они ходили по улицам, смеялись, веселились, прославляли хозяев, желали им благополучия. «Как год начнешь, такой и весь год будет!»

1-ый ряженый: Добрый вечер тому, кто в этом дому, старому, молодому,

Богу святому (кланяется).

Мы пришли Христа прославить, а вас с праздником поздравить!

Вам для потешки, а нам на орешки.

2-ой ряженый: Чтоб у вас поросятки водились, а горшки не бились.

Чтоб мука была в амбаре, чтобы жили вы как баре!

Тетушка добренька, дай пирожка сдобненька,

Ложечку кашки, да наверх колбаски.

А скупой хозяйке не видать и сайки!

Не пивать и меду - пустую ей колоду.

Хозяйка: Пироги из печки на вас глядели, да пока еще не поспели.

Проходите, оставайтесь, с ребятами пообщайтесь.

1-ый ряженый: Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

С вас, ребята, спрос - знаете пословицы про зиму и мороз?

(дети называют подобранные пословицы и поговорки)


Хозяйка: Спасибо за Колядки, а вот и пироги сладки, чтоб помнили Святки.

(угощает пирогами)


Учитель: Накануне Рождества православные люди ничего не едят - ждут, когда появится на небе звездочка, которая возвестила о рождении Иисуса. И уж потом начинается пир и продолжается 12 священных дней. Отсюда и название - Святки.

1-ый ряженый: В ответ на угощение, мы вам покажем представление.

Вот и публика (обращается к Петрушке).

2-ой ряженый: Не вижу никакого бублика!

1-ый: Не «бублик», а люди на тебя смотрят.

2-ой: А, здравствуйте, дорогие зрители (кланяется)

Подраться со мной не хотите ли?

1-ый: Как тебе не стыдно, тебя в гости пригласили.

2-ой: А что такого, я с ними посоревноваться хочу.

Например, кто громче всех заорет или шире всех раскроет рот.

1-ый: Ну, нет, лучше давай я. Ребята, вы знаете какую-нибудь народную игру?

(русская народная игра «Лапоть» под мелодию «Камаринская»)


2-ой: Спасибо этому дому, пойдем теперь к другому (кланяются и уходят).

Учитель: А где Яша - радость наша? (русская народная игра «Сиди, сиди, Яша»)


Хозяйка: А я в детстве тоже колядовать ходила, хотите и вас научу?

(разучивает с детьми «правильную» Колядку)

А вот конфетки, да печенье для вашего угощенья (раздает детям).

Учитель: Хлеб - соль кушай, а Хозяйку слушай!

Хозяйка: Много лет назад люди думали, что в сухих ветках и поленьях поселяется

злой дух, который несет в дом болезни и беды. Его надо было обязательно сжечь в Рождественскую ночь, т.к. огонь - символ очищения. Огонь в очагах горел 12 дней и ночей, называлось «Рождественское полено».

Учитель: Теперь в квартирах нет очагов, а традиция осталась. Как думаете, какая?

Что символизирует форма свечи? (ответы детей)

Подведение итогов

Учитель: С чем ассоциируется слово «дом»?

(синквейн «СЕМЬЯ» - подобрать 2 прилагательных, 3 глагола, одну пословицу и

1 обобщающее существительное)

Учитель: Доброе дело - великое счастье, это святое души торжество!

Вспомним, какое поведал нам слово тот, чье справляем сейчас Рождество:

Каждый, да будет всегда милосердным к слабым, сиротам, больным и

родным.

Тем, что имеет, поделится с бедным и назовет его братом своим.

А что значит быть милосердным?

В старые времена каждая семья была озабочена тем, чтобы у бедных тоже был праздник. Бедных приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с угощением, чтобы почувствовали поддержку.

Как вы думаете, что люди отмечали праздниками? (все новое)

Праздник - это историческая память. Почему? (связь поколений)

Как вы понимаете выражение «отдавать частичку своей души»?

Хозяйка: Желаю всем добра, золота и серебра,

(раздает детям восьмиконечные звездочки)

Чтобы вы со всеми мирно жили и, чтобы вас все любили!

Учитель: Запишите на каждый лучик новое понятие, которое запомнилось или

понравилось на сегодняшнем уроке.

(заполненные звезды вывешиваются на доске в форме созвездия)

Давайте придумаем название нашему новому созвездию, чтобы оно

соответствовало сегодняшней теме.

Домашнее задание

Подумайте с родителями, какие традиции существуют в ваших семьях, а какие традиции передавались из поколения в поколение?

© 2010-2022