Урок по русскому языку в 3 классе «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Хорькова И.Н. Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 904 г. Москвы.

УМК: «Гармония».

Предмет: русский язык.

Класс: 3.

Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».

Тип урока: урок усвоения новых знаний. Первый урок темы.

Цель: рассмотреть правило правописания "Ь" на конце существительных после шипящих, развитие речи учащихся.

Материально-техническое обеспечение урока: персональный компьютер, проектор, экран, презентация.

Учебник: «Русский язык» 3класс М.С.Соловейчик, УМК «Гармония».


Этапы урока.

Ход урока

Ответы учащихся.

1. Оргмомент.

Растает снег,

Спадет вода,

Пройдут ночные холода,

Уймутся снежные метели,

Леса стряхнут остатки сна.

Звонко закапают капели

И, наконец, придет весна.

(Геннадий Нов)

Сейчас за окном происходят удивительные превращения. Суровая снежная зима покидает нас, на смену ей приходит чудесное время года - весна. Мы с вами уже посвящали весне уроки окружающего мира, чтения.

Сегодня встретим весну на уроке русского языка.

Итак, в тетрадях число, классная работа.

2. АОЗ

а) Поиграем в нашу любимую игру "Поймай основу". Напомните мне правила игры.

Текст учитель читает вслух:

Наконец пришла долгожданная весна. Природа нарядилась в яркие краски голубого неба, весеннего света, первой зелени травы.

Какое словарное слово встретили?

Подчеркните в тексте буквы, которые обозначают на письме мягкость согласного звука.

Какие еще буквы могут обозначать на письме мягкость согласного звука?

Из предложения надо выписать

только основу -

подлежащее и сказуемое.

Природа

И, е, я

Ё, ю, ь

б) Выделить из этого ряда букв (и, е, я, ё, ю, ь) главного героя нашего урока поможет упражнение.

Посмотрите на эти весенние слова, на какие группы мы можем их разделить?

Капель, сирень, свежесть, ручьи, веселье, воробьи, таять, радоваться, смеяться.

Глаголы и существительные

Напомните мне функции мягкого знака.

Три функции мягкого знака, которые вы сейчас вспомнили, будут названиями групп.

1) Ь - показатель мягкости согласного,

2) ь - разделительный,

3) ь - показатель неопределенной формы глагола.

Какие слова отнесем к первой группе?

Капель, сирень, свежесть

Какие слова отнесем ко второй группе

ручьи, веселье, воробьи

Какие слова отнесем к третьей группе

таять, радоваться, смеяться

3. Физминутка

Встали, потянулись к весеннему солнышку, растем, растем.

Сели на корточки, попрощались до следующего года со снегом.

И снова тянемся к солнышку…

4. Проблемный вопрос, создание проблемной ситуации.

Посмотрите, как много мы знаем про мягкий знак. Зачем же мы снова к нему вернулись?

Чтобы повторить.

Не все еще знаем, можем узнать какую-то новую функцию, которую выполняет ь.

Тема урока.

Молодцы! Назовите ТЕМУ НАШЕГО УРОКА.

НОВАЯ РАБОТА "Ь".

Точно! А определить цель нашего урока нам поможет наука фонетика. Я загадаю вам загадки, а вы запишите транскрипцию отгадки.

Загадка 1. Кто там в норке возле дома, в темном уголке укромном.

Нарушает писком тишь только серенькая…

[мыш]

Загадка 2. Стоит старик над водой,

Качает бурой бородой.

[камыш]

Чем похожи транскрипции слов?

Заканчиваются одинаковым звуком [ш].

Какой последний звук?

Шипящий.

Какие еще шипящие звуки знаете?

[ж], [ч'], [щ']

К какой части речи относятся наши слова? В каком числе?

Имена существительные в форме единственного числа.

Запишите слова буквами. (Ученики записывают слова в тетради, учитель проверяет написание слов)

Стоп! Что вы делаете? Транскрипция у слов почти одинаковая, а почему вы их пишите по-разному?

Где можно посмотреть, как правильно пишутся слова?

Дети находят слова в орфографическом словаре и убеждаются в верном написании - мышь, камыш

Мышь, камыш

В орфографическом словаре.

Цель урока.

Сформулируйте ЦЕЛЬ НАШЕЙ РАБОТЫ.

ЦЕЛЬ: узнать, когда на конце имен существительных единственного числа после шипящих пишем мягкий знак, а когда нет.

Давайте наблюдать!

Слайд. Тишь, грач, пляж, вещь, нож, мелочь, борщ, ложь

Я переписала эти слова из словаря без ошибок.

Девочки, запишите существительные женского рода.

Тишь, вещь, мелочь, ложь

Мальчики, запишите существительные мужского рода.

Грач, пляж, нож, борщ

Слайд. Проверим верно ли мы выполнили работу.

Что заметили?

Слова женского рода с "Ь", а

мужского рода без "Ь"

Вывод.

Сделайте ВЫВОД. Какая новая работа у мягкого знака?

На конце существительных женского рода после шипящих пишется Ь, а

мужского рода не пишется. Новая функция мягкого знака-

ПОКАЗЫВАЕТ ФОРМУ ИМЕНИ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

5.Физминутка

Я назову слова, если это слово женского рода и требует написания Ь, то девочки топают.

Если слова мужского рода и Ь после шипящих не требует, мальчики хлопают.

Врач, вещь, глушь, царевич, королевич, калач, полночь, брошь

6.Закрепление пройденного.

Итак, как мы действуем, если слышим на конце слова шипящий звук?

(Составляем алгоритм)


Молодцы! Дома запишите в тетрадь 5 слов мужского и 5 слов женского рода по теме урока.

А в оставшееся до конца урока время потренируемся. Запишите слова в тетрадь, вставляя буквы, если это необходимо

Слайд. Чиж., пейзаж., дич., стриж., полноч., сторож., глуш., доч., помощ..

Проверка. Слайд

Мы хорошо поработали со словами. Давайте попробуем поработать с текстом.

Прочитайте про себя. Все ли вас устроило?

Есть у волшебницы Природы волшебный корондашь. Ещё лежит снег. А она уже рисует в мечтах нежный белый ландышь, торопливую реч ручейка,

роскошь летних цветов, золотистую осеннюю рож.

Запишите текст в тетрадь без ошибок.

Какие ошибки пришлось исправить? Докажите ваш вариант написания.

  1. Определяем часть речи.

  2. Если это существительное, определяем число.

  3. Если это единственное число, определяем род.

  4. Если род женский, то пишем ь.

  5. Если род мужской, то не пишем ь.

Нет, в тексте много ошибок.

7. Подведение итогов урока.

Что нового открыли?

С какой новой работой мягкого знака познакомились?

6


© 2010-2022