Урок по окружающему миру по теме Мы - граждане России

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по окружающему миру «Мы - граждане России»

2 класс

Урок окружающего мира во 2 классе

УМК «Школа 21 века»

Тема урока: Тема урока: «Мы -граждане России»

Цель: Познакомить с основными правами граждан РФ.

Задачи:

 Развивать умение работать сообща, в парах.

 Воспитывать чувство патриотизма.

 Обобщить знания детей о нашей стране.

 Ввести новые слова: гражданин, закон, Конституция, права, обязанности.

 Формирование гражданской компетентности, дети должны ориентироваться в гражданском обществе.

Педагогические технологии: дискуссия, технология сотрудничества, ИКТ

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, чистые листочки, запись песни «Моя Россия», гимн России, карточки-задания, карточки с опорными словами (на доске), учебник.

Ход урока:

  1. Организационный момент

-Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок.

- Кто пришёл на занятие с хорошим настроением, я прошу улыбнуться.

- Кому нравиться общаться с одноклассниками, я прошу поднять руку.

-Если вы не любите конфликтовать, хлопните в ладоши.

- Если стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите руку друг другу.

Думаю, что теперь можно начать работу.

Итак, у нас урок окружающего мира.



  1. Повторение и закрепление изученного.

Звучит песня «Моя Россия» (музыка Г.Струве, слова Н. Соловьёвой). У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички. У моей России голубые очи. На меня, Россия, ты похожа очень. Припев: Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией. В небе радуга цветная. Нет земли красивей! Для меня Россия - белые берёзы, Для меня Россия - утренние росы, Для меня Россия, ты всего дороже. До чего на маму ты мою похожа! Припев. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты, моя Россия, песни петь умеешь, Ты, моя Россия, неразлучна с нами, Ведь Россия наша - это мы с друзьями. Припев.

- Почему наш урок мы начали с этой песни?

-На предыдущих уроках вы познакомились с прошлым нашей Родины. А сейчас я хочу , чтобы вы ответили на некоторые вопросы, касающиеся прошлого и настоящего нашей Родины.

2 слайд Ответы записывайте на листочках в столбик.



  1. Назовите один из самых древних городов «Золотого кольца» . Его почтительно называют «великим». Название города начинается с буквы «Р». (РОСТОВ)

  2. Какое важное событие мирового значения будет в 2014 году в нашем городе? (ОЛИМПИАДА)

  3. Как называется река, давшая название нашему городу? (СОЧИ)

  4. Напишите название ещё одного из городов Золотого кольца, который расположен на небольшой речке Каменке (СУЗДАЛЬ)

  5. Имя князя, прозвище которого обозначало «мешок» или «сумка», где он хранил монеты и раздавал бедным? (ИВАН)

  6. Большой город на реке Волге, где был открыт первый постоянный театр? (ЯРОСЛАВЛЬ)

Проверьте свои ответы, у кого всё правильно возьмите красные кружочки. Кто допустил ошибки синие кружочки.

Прочитайте первые буквы слов, какое слово получилось?

(РОССИЯ)

НА 3 СЛАЙДЕ ПОЛУЧАЕТСЯ СЛОВО РОССИЯ

3. Актуализация знаний

-Что такое Россия? (Государство, название нашей страны)

-В какой стране мы живём? (В России). Ещё наше государство называют Российской Федерацией.

- Какой город является столицей России? (МОСКВА)

- Кто стоит во главе государства? (ПРЕЗИДЕНТ)

- Кто знает как зовут нашего президента?(ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ПУТИН)

-У нас есть и малая родина.

-Как называется край, в котором мы живём? ( КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ)

- Кто является губернатором Краснодарского края? (ТКАЧЁВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ)

- У каждого государства есть свои символы

-Какие государственные символы вы знаете? (ГЕРБ,ФЛАГ, ГИМН)

Герб (эмблема)

У России величавой

На гербе орёл двуглавый

Чтоб на запад ,на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он России дух свободный.

Флаг (триколор, т.е трёхцветный)

Белый цвет - БЕРЁЗКА

Синий - НЕБА цвет.

Красная полоска-

СОЛНЕЧНЫЙ РАССВЕТ.

- Что же символизирует каждый цвет?

Белый - чистоту

Синий - верность

Красный -отвагу.

Гимн- торжественная песня, прославляющая государство.

- Как должны вести себя люди, когда звучит гимн?

(Слушаем 1 куплет, кто знает слова, может петь)

А вы знаете, что пока звучал гимн, в России появился на свет новый человек

Слайд ФОТО МЛАДЕНЦА

Он такой маленький, беспомощный, беззащитный. И с этого момента государство берёт на себя обязанность - охранять его жизнь. Родители получат на ребёнка свидетельство о рождении гражданина Российской Федерации.

4.Сообщение темы урока

Итак, тема нашего урока «Мы - граждане России»

- Ребята, возьмите карандаш и нарисуйте на листочках круг и прямую линию. (можно на обратной стороне листочка)

Теперь, ребят с первого ряда я попрошу встать и показать нам свои рисунки, а теперь ребят со второго ряда, с третьего ряда.

-Посмотрите, рисунки получились разные, и люди тоже все разные, непохожие друг на друга.

Хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что мы живём в ОДНОЙ стране и являемся гражданами РОССИИ

Будучи гражданами России, вы можете рассчитывать на заботу и поддержку со стороны государства.

Это записано в главном законе страны, который называется Конституция.

Слайд Конституция

В главном законе указаны права, которые государство дает своему гражданину.

Как вы понимаете слово права?

(Вы появились на свет, уже воспользовались своим правом на жизнь)

Права - это то, что разрешено человеку.

Иметь право - возможность совершать какие- то действия, возможность пользоваться чем-то, очень нужным человеку

Сейчас мы познакомимся с некоторыми правами граждан России ( РФ)

Работа в парах.

Рассмотрите картинки в учебнике на стр.153- 156 и обсудите с соседом по парте какое право изображено на каждом рисунке.

Слайд

  • Семья находится под защитой государства.

  • Право на участие в культурной жизни.

  • Право на свободный труд.

  • Право на образование.

  • Право на медицинское обслуживание.

  • Право на отдых.

-Давайте воспользуемся этим правом и проведём ФИЗМИНУТКУ

5. ФИЗМИНУТКА

Я, ты ,он, она

Вместе целая страна.

Вместе дружная семья.

В слове МЫ - сто тысяч Я.

Вы должны знать, какие права есть у каждого из вас.

Прочитайте в учебнике на стр. 157

Ребёнок имеет право:

  • носить фамилию родителей;

  • жить и воспитываться в семье;

  • общаться с родителями

Государство защищает жизнь и здоровье ребёнка, оплачивает его лечение и обучение.

В Конституции записаны не только права граждан, но и обязанности .

Ознакомимся с некоторыми обязанностями гражданина России. (стр. 159)



  • Каждый человек обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  • Защита отечества является долгом и обязанностью граждан РФ.

-А какая ваша главная обязанность? (УЧИТЬСЯ)

Дополнительно РАБОТА ПО КАРТИНЕ Н.П. Богданова- Бельского «Устный счёт» стр. 158

6. Закрепление, применение полученных знаний в новых ситуациях

- А сейчас мы проведём игру «Запрещается, разрешается» Будем работать в группах. Помните, что каждого надо уметь выслушать, потому что в группах должны соблюдаться равные права. Каждая группа получает карточку с заданием, работают 1 минуту, обсуждают, а затем один представитель от группы отвечает.

РАБОТА В ГРУППАХ ( по 4 человека)

Карточки с заданиями:

  1. 1 группа

- Прочитайте отрывок из сказки и определите, какое право нарушает сказочный герой:

«Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестрицу Алёнушку» (угроза здоровью)

  1. 2 группа

- Каким правом решили воспользоваться дети?

«Злая старуха выкрала детей из колыбельки. Когда они выросли ,собрались искать своих родителей» ( жить и воспитываться в семье)



  1. 3 группа

- Каким правом могут воспользоваться животные?

«Приходи ко мне лечиться

И корова, и волчица.

И жучок, и паучок,

И медведица» (Право получить помощь врача)



  1. 4 группа

-О каком праве идёт речь в следующих строчках:

«Все работы хороши, выбирай на вкус» ( право на труд)



  1. 5 группа

- Каким правом воспользовалась золушка, когда решила пойти на бал

( право на отдых)



  1. 6 группа

- Каким правом могут воспользоваться насекомые?

« Господин учитель ЖУК

Основал для насекомых

Школу чтенья и наук.» (право на образование)



  1. Подведение итогов.

- А теперь проверим вашу память.

- Какие новые термины вы узнали?

Слайд

- граждане;

-Конституция;

-права;

-обязанности;

А сейчас помогите мне сделать вывод:

«Все люди имеют одинаковые …(права), независимо от того,

- ребёнок это или …(взрослый),

-мальчик или …(девочка),

-говорит на русском или …(на любом другом) языке,

-живёт на севере или на …(юге)

Молодцы!



  1. Рефлексия

- Перед вами лежат смайлики, но нет личика. Вам необходимо нарисовать лицо. Если вы поработали на

«отлично»- нарисуйте улыбку,

Если вы знаете, что можете активнее работать, то улыбка должна быть нарисована вниз.

Если большее время вы молчали, то «ровная» улыбка.

Все хорошо поработали. Думаю, вы всегда будете помнить о своих правах и обязанностях.



  1. Домашнее задание

  1. Учебник стр. 152-159 читать;

  2. Ваш класс это тоже маленькое государство, чтобы жить в нём было интересно и хорошо, разработайте дома

«Законы класса»,

«Права и обязанности учеников вашего класса»



© 2010-2022