- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого урока по математике Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц
Конспект открытого урока по математике Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белоусова Е.П. |
Дата | 27.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Костромского муниципального района Костромской области
«Зарубинская средняя общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока
«Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц»
УМК «Школа России»
Математика. 1 класс
Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова и др.
издательство - М. : Просвещение, 2011.
Выполнила:
учитель начальных классов
Белоусова Елена Павловна
Зарубино,
2015
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Тема: «Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц»
Тема урока в системе: № 24 - предпоследний урок перед уроком актуализации знаний и умений.
Формы деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
Цель: закрепить полученные знания учащихся по теме «Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц»; способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; воспитывать аккуратность, умение помогать ближнему, поддерживать интерес к урокам математики.
Формирование УУД
Личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов;
- находить ответы на вопросы в знаковых записях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую и составлять ответы.
Планируемые результаты
Личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
- умение находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
- умение анализировать, синтезировать и обобщать полученные ранее знания;
- умение концентрировать внимание на различных объектах урока;
- умение правильно составлять высказывания.
Предметные:
- умение решать задачи изученных видов;
- умение выполнять арифметические действия и действия сравнения в пределах 10;
- знание порядкового и количественного счета;
- знание геометрического материала.
Основные понятия: «На … больше», «На … меньше»
Ресурсы:
-
учебник «Математика» Моро М. И., 1 класс;
-
проектор, ноутбук;
-
презентация к уроку;
-
видео и музыка для физкультминуток;
-
карточки для индивидуальной, парной и групповой работы;
-
ромашка для устного счёта;
-
«рукавички» - для оценивания.
Ход урока:
№ п/п
Этап урока.
Форма работы.
Задача этапа.
Деятельность учителя
Деятельность
Учеников
Время
I
Организационный момент
Фронтальная работа.
Цель: организовать учащихся к предстоящей работе на уроке.
-Ребята сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними.
-Посмотрите все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал, ромашка, маркерная доска.
Со сказками все дружат -
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть, и нет.
-Сегодня мы отправимся в путешествие по русской народной сказке «Рукавичка». (слайд 1)
(проверяют готовность к уроку)
1 мин
II
Актуализация знаний
Устный счёт
Фронтальная работа.
Индивидуальная работа.
Цели:
- воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для осознанного восприятия объяснения учителя
- контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
Самоопределение к деятельности
Фронтальная работа.
Цель:
- организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Устный счет.
Как-то снежною зимой
Старик лесом проходил.
На опушке, на лесной,
Рукавичку обронил. (слайд 2)
Мимо мышка бежала
Рукавичку увидала. (слайд 3)
«Как мягка и как тепла!»
В ней решила жить она.
«Вот войду, и буду жить!»
Нет! Рукавичка говорит:
- Ты с заданием сначала справься,
А потом уже живи!
Вот беда, хоть плачь.
Не умеет мышка ничего решать!
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам. (работа с ромашкой)
Задание для мышки (слайд 4)
Расположите ответы в порядке возрастания
6 + 4 = __ - дела
9 - 4 = __ - где дружба
4 + 5 = __ - идут
9 - 3 = __ - прочна
10 - 3 = __ - там хорошо
-Давайте проверим (слайд 4)
-А теперь нам надо собрать пословицу из рассыпанных слов, соблюдая порядок. (Где дружба прочна, там хорошо идут дела).
-Как вы понимаете смысл пословицы? (если мы будем дружны- никому не мешать, никого не толкать, не обижать; то и работать мы будем на много быстрее, и результаты будут гораздо лучше).
Спасибо, дети, помогли.
Мышка, что ж - живи! (слайд 5)
Мимо лягушка пробегала
Рукавичку увидала.
«Как мягка и как тепла!»
В ней решила жить она.
«Вот войду, и буду жить!»
Нет! Рукавичка говорит:
Сначала я тебя проверю,
- Как знаешь математику.
Ой, ребята, помогите!
Вы лягушку не покиньте. (слайд 6)
Задание для лягушки (слайд 7-9)
-
Какое число стоит перед 7?
-
Первое слагаемое 3, второе -4. Найдите сумму?
-
Какое число следует за числом 8?
-
Я задумала число. Оно на 3 больше 5. Какое число я задумала?
-
У Петра 7 книг, а у Кати 2. Сколько всего у детей книг со сказками?
(объяснить какое задание, по какой теме, таким образом, выведу на тему, вместе поставим цель и задачи)
-А теперь давайте проверим.(6,7,9,8,9)
-Кто не допустил не одной ошибки?
-Кто допустил 1 ошибку? 2 ошибки?
Вот спасибо , помогли, что ж лягушечка -живи.(слайд 9)
(увеличивают и уменьшают число )
(решают примеры, располагают ответы в порядке увеличения, объясняют смысл пословицы)
6 + 4 = 10 - дела
9 - 4 = 5 - где дружба
4 + 5 = 9 - идут
9 - 3 = 6 - прочна
10 - 3 = 7 - там хорошо
5 - где дружба 6 - прочна
7 - там хорошо
9 - идут
10 - дела
(отвечают на вопросы)
ответ
6
7
9
8
9
10 мин
III
Физкультминутка
Фронтальная работа.
Цель: уменьшить напряжение на зрение.
Физкультминутка для глаз
(слайд 11)
Наблюдают, как двигаются снежинки и глазами повторяют эти движения
1 мин
IV
Работа по тему урока
Парная, индивидуальная работа.
Цель:
- мобилизация внимания, планирование учебных действий в соответствие с поставленной задачей и условиями её выполнения.
По опушке, по лесной,
Зайка пробегал косой.
Рукавичку увидал.
Легонько лапкой постучал.
Пусти морозы пережить,
А рукавичка говорит:
- Задачу ты мою реши,
А затем уже живи!
Лапки, серенький поджал,
Сильно испугался.
Математикой косой
Никогда не занимался.
Ребята, зайке помогите,
Задачки вы его решите. (слайд 12)
- Мышка знает 7 сказок, а лягушка - на 3 больше. Сколько задач знает лягушка?
- Сколько Мышка знает сказок?
- Что известно про лягушку?
-Что нужно найти? Сколько сказок знает лягушка?
-Как решить задачу?
Вот спасибо, детвора,
Греюсь я уже. Ура! (слайд 13 - 14)
Много времени прошло иль мало
Мимо лисонька бежала,
Рукавичку увидала.
Вот войду, и буду жить.
Постой! Рукавичка говорит:
- Задачу ты мою реши,
А затем уже живи!
Испугалась лиса,
Как трудна эта задача.
Помоги ей, детвора,
Очень лютая зима. (слайд 15)
- Составьте задачу по рисунку.
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание?
(слайд 16 - 17)
(решают задачи)
Мышка - 7 с.
Лягушка - ? На 3 >, чем мышка.
7 + 3 = 10 (с.)
Ответ: 10 сказок знает лягушка
(выполняют задание лисы)
На ветке сидело 7 красных бабочек, а белых на 1 меньше. Сколько белых бабочек сидело?
7 - 1 = 6 (б.)
Ответ: белых 6 б.
10 мин
V
Физкультминутка
Фронтальная
работа.
Цели:
- уменьшить утомление;
активизация внимания учащихся.
Видео с участием мультяшного героя для выполнения упражнений физкультминутки (слайд 18)
(повторяют движения за героем мультфильма - Крошем)
1 мин
30 сек
VI
Повторение пройденного
Фронтальная работа.
Цели:
- установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
- закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.
Бежал по опушке волчок - серенький бочок,
Рукавичку он увидел, Вычел, даже разделил.
Попросился на постой. Все как полагается
Та, его чтоб не обидеть, Только правильный ответ
Задает вопрос простой. Никак не получается.
Волк умножил и сложил, Может, вы ответ найдете,
И поможете ему?
(слайд 19)
- У нас непростое задание. В выражения необходимо правильно вставить нужную цифру и нужный знак, чтобы получился правильный ответ.
4 * =5 8 * =5 6 * =8 9 * =8
-А теперь проверим (слайд 20)
-Кто не допустил не одной ошибки?
-Кто допустил 1 ошибку? 2 ошибки?
Вот, спасибо, помогли,
Ну, волчок, заходи.
Самостоятельная работа по карточкам. Решение неравенств.
Тут откуда ни возьмись , Сначала ты с заданием справься,
По лесу бредет кабан. А потом уже живи.
Я, кабан-клыкан. Помогите мне , ребята,
Пустите меня жить! Пропаду совсем без вас.
(слайд 21)
Задание для кабана.(карточки)
1 в. 2в.
4 + 3 *7 9 - 6 * 2 5 + 2 * 4 8 - 4 * 4
8 - 1 * 6 5 +3 * 8 8 - 3 * 6 3 +4 * 4
6 - 4 * 9 7 + 2 * 5 7 - 5 * 2 5 + 3 * 7
(Проверка проводится в парах + слайд с проверкой 22)
-Кто не допустил не одной ошибки?
-Кто допустил 1 ошибку? 2 ошибки?
Вот спасибо, детвора,
Греюсь я уже. Ура! (слайд 22)
(вставляют нужную цифру и знак, решают примеры)
4 + 1 = 5
9 - 1 = 8
8 - 3 = 5
6 + 2 = 8
(самооценка)
1 в.
4 + 3 = 7
8 - 1 > 6
6 - 4 < 9
9 - 6 > 2
5 + 3 = 8
2в.
5+2 > 4
8 - 3 < 6
7 - 5 = 2
8 - 4 = 4
3 + 4 > 4
(самопроверка)
5 мин
VII
Рефлексия
Групповая работа и парная.
Цели:
- проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
- предоставить возможность каждому ребенку показать свой уровень понимания и усвоения темы урока.
Связь примеров с условием задачи по картинке.
В этот день, часу так в пятом, Рукавичка говорит:
На опушке показался Ты, медведь, не реви,
Мишка косолапый. Задачку хитрую реши,
Рукавичку увидал медведь А потом уж заходи!
На весь лес давай реветь. Мишка за ухом чесал,
«Вот тут теперь я буду жить!» Морщил нос лохматый,
Обреченно зарычал
Просит помощи, ребята! (слайд 23)
Задание для мишки (слайд 24)
(выполняют задание.
Соединяют пример с картинкой)
2 мин
VIII
Итог урока
Фронтальная работа.
Цель:
- дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
- Что мы делали сегодня на уроке? (Проводили устный счет, решали задачи на увеличение и уменьшение нескольких единиц, сравнивали числа, работали с примерами, где пропущены цифры и знаки).
Вы старались, как могли, Сказка наша, так случилось,
Зверушкам малым помогали К концу плавно подошла.
Задачки сложные порой В тепле пусть спят зверята,
С ними вместе вы решали. Спасибо, вам, ребята.
На опушку ночь спустилась
Рукавичка уж полна
Каждый из вас просто молодец
Тут и сказочке конец!
-Какую пословицу мы собрали из рассыпанных слов в начале урока?
- Как связана пословица с нашими героями сказки?
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Достигли мы цели урока?
- Оцените свою работу на уроке.
- Работу соседа по парте.
(слайд 25)
- Спасибо за работу на уроке! Вы молодцы! Все свободны!
- На уроке мы проводили устный счет, решали задачи на увеличение и уменьшение нескольких единиц, сравнивали числа, работали с примерами, где пропущены цифры и знаки.
- Где дружба прочна, там хорошо идут дела. -
если мы будем дружны- никому не мешать, никого не толкать, не обижать; то и работать мы будем на много быстрее, и результаты будут гораздо лучше. Вот так и наши герои, оказались очень дружными и все поместились в рукавичку.
- Цели урока достигли, закрепили умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
(самооценка, взаимооценка)
3 мин