Конспект открытого урока по русскому языку на тему Омонимы (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта открытого урока (русский язык 2 класс)

Учитель

Таланова Ольга Валерьевна

Учебный предмет

Русский язык

Класс

2-б

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Дата


Тема урока

«Омонимы»

Цель урока

  • Обучающие: Знакомство с термином «омонимы».

  • Развивающие:

  • Воспитательные: Воспитание чувства уважения к русскому языку

Задачи урока

Обучающие:

- формирование понятия об омонимах;

- научить опознавать омонимы в речи и различать омонимы и многозначные слова.

Развивающие:

- развитие навыков работы с толковым словарём;

- развитие умения формулировать учебные задачи, аргументировать свою точку зрения, извлекать информацию из текста, сравнивать языковые явления.

- развитие мыслительных процессов и познавательной активности.

5. Воспитательные:

- формирование оценки собственной компетентности и умение прогнозирования затруднений.

Название этапа

Время, мин

Форма работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

1-2

Включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой на работу

Сегодня девизом нашего урока буду такие слова: Думать - коллективно! Решать - оперативно! Отвечать - доказательно! Бороться - старательно! И открытия нас ждут обязательно!


Мотивирует обучающихся к учебной деятельности, Контролирует готовность к уроку

Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок.


- Регулятивные:

контроль

- Личностные:

самоопределение к деятельности - Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

5-6

Наблюдение, постановка опыта, самостоятельная работа.

Словарно-лексическая работа.

- Рассмотри картинки.

-Догадываешься, почему разные картинки названы одним и тем же словом игла?

- В них есть сходство?

- Как вы думаете, какое значение появилось первым?

- Можно ли сказать, что в названии четырех предметов использовано одно и то же слово игла с разными значениями?

- Предположите: в Толковом словаре слово игла будет написано один раз или несколько?

- Проверь свое предположение.

Работают с Толковым словарем (Уч. ч. - 2, стр. 106)

-Вспомните, как называются эти слова (Многозначные)

Организует повторение знаний, закрепление умений. Определяет типичные недостатки.

Демонстрируют знания, умения


-Познавательные:

постановка и решение проблемы;

- Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- Личностные:

развитие учебно-познавательных мотивации.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Целеполагание

2-3

Выход на тему урока. Учебная дискуссия. Задание с недостающими данными.

В некотором, в некотором государстве, под названием Русская речь, жил-был Иван царевич. А в далекой стране Грамматика жила прекрасная Царевна-Лексика. Прослышал Царевич про Царевну, и решил, во чтобы-то ни стало посмотреть на неё. И отправился он в путь. Долго ли, коротко ли шел Царевич, и зашел он в дремучий Русский бор. Видит Царевич перед ним огромный камень стоит, а на камне том задание, и продолжить свой путь Царевич сможет, если мы поможем выполнить это задание. -Необходимо слова разделить на две группы, но прежде чем вы начнете выполнять задание, около камня находится подсказка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу - далеки. (Работа в парах выбрать слова омонимы)

Многозначные слова

???

игла

головка

носик

шишка

конёк

коса

лук

ключ

клуб

боксёр

- Сформулируйте тему урока (обсуждение в парах).

- Чему будем учиться? -Молодцы вы, ребята, помогли Ивану-Царевичу, и теперь он может продолжить свой путь.

Создает проблемную ситуацию, ситуацию познавательных противоречий.

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования

- Регулятивные:

умение сотрудничать, вступать в дискуссию, умение ставить цели, планировать свою работу..

- Познавательные:

Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение - Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Открытие нового знания.










10-11






Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации. Коллективные формы работы (в группах). Учебная дискуссия. Практическая работа.





Идет Иван - Царевич по тропинке и не знает, куда она его приведёт и что его ждет впереди? А Русский бор все гуще, и вдруг на него падает шишка с дерева, а из шишки вылетают орешки, а в каждом орешке загадка. Отгадав их, мы сможем решить ребус и помочь Ивану - Царевичу узнать, что его ждет впереди.

1. В дневнике он - огорченье,
Стыд, позор ученика,
А козе на приключенья
Не дает сбежать с лужка.
(кол)

2.Как сверкнет с небес, так столько
Шума, грохота, аж жуть!
На земле же может только
Быстро куртку застегнуть.
(молния)

3. Знает скотовод бывалый,
И девчонка, и река,
Что бывает из металла,
Из волос, и из песка.
(коса)

4.Может хоть потоп устроить,
Хоть в стакан воды налить,
Стоэтажный дом построить,
И состав остановить.
(кран)

5. Продырявят все листочки,
Все цветочки обгрызут
И по рытвинам да кочкам,
Пушку в битву повезут.
(гусеницы)

6. Он и серп - совсем не братцы,
Чуть похожи, что с того?
Календарь вместит двенадцать,
Небо только одного.
(месяц)

7. На полу она - о, ужас! -
Дамы молят им помочь,
А, включив компьютер, тут же
Подружиться с ней не прочь.
(мышка)





к

о

л










м

о

л

н

и

я





к

о

с

а






к

р

а

н






г

у

с

е

н

и

ц

ы









м

е

с

я

ц






м

ы

ш

к

а



- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в лексическое царство омонимов! - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока. - Мы продолжаем повторять основные понятия раздела «Лексика». - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы в тексте, находить их в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать омонимы в речи, а также наш словарный состав должен пополниться. - Как вы думаете, каждое слово, которое используется в ребусе, называет похожие предметы? - Или это совсем НЕПОХОЖИЕ предметы СЛУЧАЙНО называются одинаково? - В Толковом словаре эти слова будут записаны один раз или несколько? - Проверьте.

- Какие же слова называются омонимами? (Самостоятельные выводы учащихся)

(Чтение правила на странице 114, учебник 1 часть)

Создает проблемную ситуацию. Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в группах. Побуждает к анализу собственных действий.




Анализируют проблемную ситуацию, ищут решение, выдвигают и проверяют гипотезу.





- Познавательные:

формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

- Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

-Коммуникативные:

Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Психофизическая тренировка

Релаксация

Организация психофизической тренировки

Выполняют упражнение

Первичное закрепление нового материала





Гимнастика для глаз.

4-5





3

Практическая работа. Коллективная работа (фронтально)





Снятие усталости с глаз

(мультимедийное упражнение) - Отправился путник дальше. Темнело. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках, видит: стоит Баба-Яга и что-то варит в большом котле. Увидела царевича и говорит: «Знаю-знаю, зачем пришел Иван-Царевич. Раз ты заглянул в наше царство, есть у меня задания для тебя. Коли выполнишь - помогу тебе, милок, а коли - нет, то окажешься в моём отваре». Ребята, вновь царевичу необходима наша помощь.

- Прочитате шуточное стихотворение.

- Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечёт, качая стаю

Отражённых голубей.

- Запиши текст в тетрадь.

- Сравни слова, выделенные жирным шрифтом.

- Они означают разное?

-Какое слово называет действие?

Конспект открытого урока по русскому языку на тему Омонимы (2 класс)Конспект открытого урока по русскому языку на тему Омонимы (2 класс)-Подчеркни его так:

-Какое слово называет признак - изменение цвета предмета?

-Какое слово называет предмет - породу птиц?

- Подчеркни слово-предмет так:---------- .

(Учебник ч.-1, стр. 113, упр.83) -Осталась Баба-Яга довольна нами дала волшебный клубочек, который укажет нам дорогу. А я вижу, что вы устали и вам необходим отдых.

Организует практическую работу. Организует проговаривание нового знания и способа действия.

Работают по алгоритму, излагают, объясняют учебный материал.

- Регулятивные:

Умение организовать учебную деятельность, составлять алгоритм действий.

- Личностные:

формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.

- Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

- Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельная работа

4-5

Выполнение упражнений знаний и умений во взаимосвязи с уже известными знаниями и умениями, способами действий. Практическая индивидуальная работа. (Взаимопроверку) - Недолго думая, Иван-Царевич бросил клубок на землю, и тот быстро «побежал» вперёд, да так быстро, что добрый молодец едва успевал за ним. Клубок докатился, да птицей обернулся, и улетела она высоко-высоко. Растерялся царевич, да Бабу-Ягу недобрым словом вспомнил, вдруг, откуда ни возьмись, выскочила белка: «Иванушка, вот тебе два задания. Выполнишь его, и дальше тебе путь - дорога откроется ». - Ну что, ребята, опять царство омонимов подготовило нам задачу. Я уверена, что каждый из вас хочет помочь. Чтобы это сделать необходимо выполнить задание самостоятельно. Чтобы сократить время, каждый из вас должен выбрать для себя только одно задание, с которым он может справиться. Задание 1. (Учебник ч.-1, стр. 113, упр.83) - Спиши стихотворение «Рыбак» Рыбачьей удалью блесну И в речке возле леса Поймаю щуку на блесну. Эх, выдержала б леса! -Сравни пары слов, выделенных одинаково. -Докажи, что в каждой паре-разные слова, поставив каждое из них в начальную форму. Задание 2. - Заполните таблицу, расставляя плюсы в нужных графах, приведите по два примера в третью колонку таблице.

Организует ситуацию выбора в соответствии с возможностями, вариантность.

Использует приобретенные знания в практической деятельности. Самооценка.

- Познавательные:

умение использовать информациюи вычленять необходимую для решения учебной задачи.

.

- Личностные:

уточнение собственных возможностей

- Регулятивные:

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Повторение

3-4

Действие по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- объединение признаков;

- оформление вывода.

Одинаково пишутся

Одинаково слышаться

Пример

Много-значн-ые слова

1_____

2_____

Омонимы

1_____

2_____


Взаимопроверку выполняют учащиеся, выбравшие одинаковое задание.

Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу.

Выявляют границы применимости нового знания и выполнения заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

- Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования.

- Коммуникативные:

высказывать сравнения по результатам сравнения.

- Личностные:

формирование собственных представлений о предмете изучения; реализация личностного потенциала; анализ личностного изменения в процессе учения.

Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

2-3

Беседа.

Действия по оценке знаний умений и навыков.

Подведение итогов - Молодцы, ребята. Вы помогли Ивану-Царевичу. Выбрал он нужную дорогу и дошел он до своей Царевны. Появился перед Царевной-Лексикой, а та говорит ему: "Долго ты шел, добрый молодец? Долго же ты шёл ко мне, много заданий пришлось выполнить. А в головушке-то твоей белокурой осталось хоть что-нибудь? Докажи, что знания твои крепкие. Выполни последнее мое задание, тогда пойду за тебя замуж». Делать нечего, согласился Иван.

- Какую задачу ставили в начале урока?

- Удалось ли её решить?

- Что нового узнали на уроке?

- Где можно применить новые знания? - Что называют омонимами? - В чём отличие омонимов от многозначных слов?


- Молодцы, и здесь вы помогли Ивану-Царевичу. Вышла Царевна-Лексика к Ивану Царевичу. Вскоре сыграли они свадьбу и стали жить-поживать, да добра наживать.

А Иван-Царевич благодарит вас за активную помощь ему и просит самым активным поставить отличные оценки. - Оцените свою работу на уроке (на парте каждого ребенка смайлики с настроением).

Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

Анализирует деятельность.

- Регулятивные:

оценка своих достижений на уроке.

- Личностные:

самоопределение

- Познавательные:

Рефлексия мотивации, способов деятельности общения.

Разноуровневое домашнее задание


Базовый: уч. ч.-1, упр.82стр. 113; Повышенный: т.- 1упр.44; Высокий: т.- 1упр.44; составить шуточное четверостишие с использованием омонимов.

Создает ситуацию оценки собственных возможностей

Оценивают собственную возможность (выбор уровня домашнего задания) Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



© 2010-2022