- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа 2 класс литература Занков
Рабочая программа 2 класс литература Занков
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Праслова Л.А. |
Дата | 29.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
53
-
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Литературное чтение» В.Ю.Свиридова
Программа составлена для обучающихся 2 классов общеобразовательной школы.
Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла -развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: - развитие личности школьника, его творческих способностей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
-
Общая характеристика учебного курса
-
Место учебного предмета в учебном плане
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса «Литературное чтение»
Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. В сфере личностных УУД создаются условия для того, чтобы в соответствии с требованиями ФГОС «искусство и литература осознавались как значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир». Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею красоты, ценности и хрупкости мира, чтобы воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, к культуре и искусству. Важно научить воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества. Тексты, вопросы, задания к прочитанному показывают школьнику, как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств. Содержание курса «Литературное чтение» создает особые условия для развития познавательных УУД, поскольку школьники овладевают основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, учатся выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых). При этом в процессе деятельности учащиеся осваивают широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач, учатся воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты, использовать знаково-символические средства и модели. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе. Школьники учатся использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать ее с помощью инструментов ИКТ. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей. Вырабатывается умение учащихся ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом. В сфере предметных учебных действий особое внимание уделяется различным видам речевой и читательской деятельности, таким как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения). Прививается понимание разного типа информации в научном (понятие) и художественном тексте (образ). От общего представления о разных видах текста: художественных, учебных, научнопопулярных - через их сравнение ученик - читатель продвигается к умению по-разному работать с художественными, научно-популярными, учебными и другими текстами. Формируется библиографическая культура учащихся. На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика. Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: прочитай с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением - все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста. Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении. Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения. На уроках литературного чтения уделяется внимание воспитанию чувства юмора как показателя развития интеллекта, а также коммуникативной компетентности ученика. Чувство юмора уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Оно присуще и самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, теплое обращение к юному читателю, подбадривание его в сложных ситуациях; игра, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы. Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» и «Словарь» (с 1 класса), страницы режима дня (1 класс), «Твой год» (2 класс), «Картинная галерея» (3 и 4 классы). В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». Так, программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Интеграция с русским языком прослеживается как на уровне усвоения общих понятий, так и на уровне понимания смысла текста, его анализа, собственного сочинения. Знакомясь с разделом «Картинная галерея», школьники обращаются к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале изобразительного искусства. Учащиеся получают представление о связи литературы с музыкой (например, в главе учебника для 2 класса «Завязка, тайны искусства...»). Это делает все обсуждаемые проблемы общими для всей художественной культуры. В учебниках с 1 по 4 класс заложена единая логика развития мысли и познания. Во 2 классе программа предусматривает дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в ряд других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого. На протяжении второго года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом.
-
Содержание программы «Литературное чтение»
Круг чтения второго года обучения Малые жанры фольклора; малые жанры авторской литературы Потешки, прибаутки, заклички, побасенки, считалки, небылицы, скороговорки, поговорки, пословицы, загадки. Русские и зарубежные народные и авторские сказки «Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Кот, петух и лиса»*, «Морозко»*, «Волшебное кольцо»*, «По щучьему велению»*, «Кузьма Скоробогатый»*.«Айога» (нанайская сказка), «Медведь и охотник» (эвенкийская сказка), «Три дочери» (татарская сказка). Ш. Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица»*, «Мальчик_с_пальчик»*; братья Гримм «Три брата»*, «Сказка о рыбаке и его жене»*, «Храбрый портной»*, «В стране небывалой»*. В. Одоевский «Мороз Иванович»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...», «Сказка о рыбаке и рыбке»; П. Ершов «Конек_горбунок»; А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Классики русской литературы А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, А. Плещеев, И. Никитин, И. Суриков, П. Вяземский, С. Есенин, Н. Некрасов*, А. Блок*, И. Бунин*, К. Бальмонт, Саша Черный, В. Маяковский*, М. Цветаева. М. Исаковский, А. Твардовский*, Д. Кедрин, Н. Рыленков, Л. Друскин, Н. Матвеева*, А. Смирнов, М. Матусовский. В. Даль «Старик-годовик»; К. Ушинский «Четыре желания», «Играющие собаки», «Кто дерет нос кверху»*; Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Лев и собачка», «Прыжок», «Акула». Современные русские и зарубежные писатели и поэты С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер, Д. Хармс, Ю. Владимиров*, Е. Благинина, Э. Мошковская, В. Берестов, И. Токмакова, Р. Сеф, З. Александрова, Е. Серова, Г. Сапгир*, Ю. Мориц, Е. Чеповецкий, А. Кушнер, А. Усачев, О. Григорьев*, И. Шевчук*, Л. Дьяконов, И. Пивоварова, М. Бородицкая, О. Дриз, С. Козлов, Н. Орлова, Тим Собакин, Н. Друк, В. Лунин, Г. Кружков*, Э. Успенский. Дж. Чиарди, Э. Нийт, Ф. Галас, О. Вацетис, Я. Бжехва*, Ю. Тувим*, Э. Лир*, Л.Е. Керн*, С. Миллиган*, хокку. А. Гайдар «Чук и Гек»; В. Катаев «Цветик_семицветик»; Л. Пантелеев «Честное слово»*; Л. Воронкова «Рассказы»*; М. Пришвин «Осеннее утро», «Глоток молока»; В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», «Муравейник зашевелился»; Г. Скребицкий «Передышка»; И. Акимушкин «Природа чудесница», «Кто без крыльев летает»*; Б. Житков «Рассказы о животных»*; Г. Снегирев «Чембулак»*; Э. Шим*; С. Баруздин*. Н. Носов «Фантазеры», «Мишкина каша», «Заплатка», «Как Незнайка сочинил стихи», «Живая шляпа»*, «Телефон»*; В. Драгунский «Что я люблю», «...И чего не люблю!», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Кот в сапогах»; Г. Корнилова «Наш знакомый Бумчик»; С. Козлов «Ежик в тумане», «Красота»; О. Кургузов «Рассказы маленького мальчика»*; И. Пивоварова «Мы пошли в театр»; Л. Петрушевская «Кот, который умел петь», «Все непонятливые»; С. Прокофьева «Ученик волшебника»*; В. Губарев «Королевство кривых зеркал»*. Дж. Родари «Отчего идет дождь?»; Л. Муур «Крошка Енот»; О. Пройслер «Маленькая Баба_яга», «Маленький Водяной»*; Р. Киплинг «Откуда взялись броненосцы»*, «Слоненок»*, «Почему у кита такая глотка»*; Т. Янссон «Приключения Муми_Тролля»*; Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»*; Д. Биссет «Путешествие дядюшки Тик_Так»*.
-
Учебно-тематическое планирование
Содержание учебного предмета, курса
Тематическое
планирование
Кол--во
часов
Характеристика деятельности обучающихся:
Коррек-ция со-держания предыду-щеего курса
Тема 1
Вступление, или Детективное начало…
Знакомство с учебником (обложка, форзац, содержание, словарь). Вступительная статья
1 Ориентация в учебнике: - различение форзаца, титульного листа, оглавления; - предположение по обложке, внутритекстовой информации о содержании предстоящей в учебном году работы; - знакомство с системой знаков, героями, сопровождающими ученика на протяжении всего учебника. Актуализация, уточнение правил обращения с книгой. Осознание значимости чтения для личного развития. Построение монологического речевого высказывания небольшого объема
Характер литературного героя.
В. Драгунский «Что я люблю»
1 Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его юмористического характера, характера героя рассказа. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Уточнение представлений о герое литературного произведения
Характер литературного героя.
И. Токмакова «Мне грустно - я лежу больной…»
1 Осознанное восприятие, интерпретация текста, оценка его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного. Характеристика героя стихотворения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Различение позиции автора, отношения автора к герою. Выразительное чтение произведения с опорой на его эмоциональное восприятие. Анализ построения стихотворения: рифмы, их расположение, повторы, придающие стройность, ритм, нерифмующаяся строчка. Уточнение представлений о герое литературного произведения. Сравнение произведений по настроению, сравнение литературных героев
Характер литературного героя.
В. Драгунский «Что любит Мишка»
1 Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его юмористического характера, характера героя рассказа. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Сопоставление характеров героев рассказов и стихотворения. Уточнение представлений о герое и персонажах рассказа, характере литературного героя, о монологе
Характер литературного героя. В. Драгунский «И чего не люблю!».
1 Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Интерпретация прочитанного (интегрирование деталей), установление связей, не выраженных в тексте напрямую, формулирование простых выводов с опорой на структуру и язык произведения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) и сравнении прочитанных произведений. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представлений или знакомство с другими произведениями В. Драгунского. Уточнение представлений о позиции автора, антиципация этой позиции. Уточнение понятий: монолог, диалог; стихи, проза; сказка, быль; писатель, поэт; читатель, слушатель
Прием контраста в литературе.
Б. Заходер «О границах поэтического творчества», Дж. Чиарди «…Скажу я слово ВЫСОКО…», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», считалки
1 Осознанное восприятие, интерпретация текстов, оценка характера текстов. Выразительное чтение произведений с определением логических ударений,пауз. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Декламация стихотворения. Инсценирование. Представление о приеме контраста, умение находить контраст в тексте. Уточнение представления о рифме, подбор рифм. Уточнение жанровых особенностей считалки
Прием контраста в литературе. К. Ушинский «Четыре желания», работа с годовым кругом, А. Усачев «Первое сентября»
1 Выразительное и осознанное чтение, восприятие и оценка содержания текста. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Декламация стихотворения. Углубление представлений о приеме контраста, умение находить контраст в тексте. Уточнение представлений о рифме и ритме. Представление о времени (в частности, времени создания произведения )
Яркие поэтические образы в стихотворении Д. Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…». Анализ сочинений «Секреты моего лета»
1 Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Выразительное чтение произведения с опорой на эмоциональное восприятие текста. Анализ построения стихотворения: использование неточных рифм. Анализ собственного текста, составленного на основе личного опыта, анализ текстов одноклассников
Сравнение научного и художественного текста.
М. Пришвин «Осеннее утро», статья из энциклопедического словаря, В.Друк «Нежно смотрит на микроба…»
1 Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Работа со словом (распознавание научных терминов и художественных образов). Осознание эмоциональности, обилия подробностей, рифмованнос-ти, свойственных художественному тексту, и точности, краткости научного текста. Ориентирование в специфике учебного текста
Образ ночи в поэзии, живописе и музыке.
А. Пушкин «Тиха украинская ночь…», фрагмент рассказа В. Драгунского
1 Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера (красота художественного описания, настроение стихотворения, прозаического текста). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов. Углубление представлений об особенностях поэтического текста: олицетворении, звукописи. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Восприятие художественной литературы как вида искусства
Образ ночи в поэзии, живописе и музыке.
Понятие о видах искусства.
Репродукция А. Куинджи «Ночь на Днепре», «Лунная соната» Л.ван Бетховена
1 Сравнение красоты художественного описания, настроения стихотворения с настроением живописного полотна и музыкального произведения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведений искусства. Восприятие литературы как вида искусства наряду с живописью и музыкой. Анализ используемых художественных средств
Проверь себя. Работа над проектом-исследованием «Что читают мои одноклассники»
1 Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. Совершенствование библиографических умений. Участие в исследовательской работе, подготовке сообщения или выставке книг. Ориентация во времени создания произведений, с которыми познакомились в разделе
Всего по теме:
12
Тема 2
Завязка, тайна искусства
Звучащие образы в стихотворении И. Пивоваровой «Картина» и на полотне А. Васнецова «Осенние листья»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Анализ стихотворения, поэтических образов, средств выразительности, использованных для создания этих образов. Углубление представлений об особенностях поэтического текста: олицетворении, звукописи. Восприятие художественной литературы как вида искусства. Сравнение красоты художественного описания, настроения стихотворения с настроением живописного полотна. Участие в обсуждении произведений искусства. Восприятие художественной литературы как вида искусства наряду с живописью
Песни осени. Д. Кедрин «Осенняя песня»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем поэтических образов. Углубление представлений об особенностях поэтического текста: олицетворении, звукописи. Восприятие художественной литературы как вида искусства
Песни осени. О. Дриз «Кончилось лето»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем поэтических образов. Углубление представлений об особенностях поэтического текста: олицетворении, звукописи. Восприятие художественной литературы как вида искусства. Анализ собственного текста, составленного на основе личного опыта, текстов одноклассников
Олицетворение как поэтический прием. М. Лермонтов «Утёс», Ф. Тютчев «Что ты клонишь над водами…»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем поэтических образов, приема контраста, изображение чувств людей через картины природы. Сравнение стихотворений по настроению. Углубление представлений об олицетворении
Образ осени в стихотворении С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» и на полотне И. Левитана «Золотая осень»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем поэтических образов, соотнесение содержания стихотворения с эпиграфом. Углубление представлений об особенностях поэтического текста: олицетворении, сравнении. Восприятие художественной литературы как вида искусства, наряду с живописью. Сравнение красоты, художественного описания, настроения стихотворения с настроением живописного полотна. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведений искусства
Картины мира, созданные писателями и поэтами.
«Заря-заряница…», Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», И. Пивоварова «Песня зарянки»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов. Углубление представлений об особенностях поэтического и прозаического текста: олицетворении, звукописи, использовании сравнения. Сравнение стихотворения, и загадки, стихотворения и прозаического произведения. Создание собственных выразительных средств
Чудесный дар - видеть красоту мира. С. Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», М. Цветаева «Одна половинка окна…»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Анализ рассказа, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов. Анализ характера литературного героя. Использование интерпретации прочитанного (интегрирование деталей), устанавливание связей, не высказанных в тексте напрямую, формулирование простых выводов с опорой на структуру и язык произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Сравнение разных по форме, жанру, но передающих схожую мысль произведений
Чудесный дар - видеть красоту мира. Оницура (хокку), С. Козлов «Красота»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Анализ рассказа, средств выразительности, использованных в нем поэтических образов. Анализ (углубление) характера литературного героя. Использование интерпретации прочитанного (интегрирование деталей), устанавливание связей, не выраженных в тексте напрямую, формулирование простых выводов с опорой на структуру и язык произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Сравнение разных по форме, жанру, но передающих схожую мысль произведений
Нравственный урок нанайской народной сказки «Айога»
1 Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения. Чтение по ролям. Инсценирование. Соотнесение главной мысли произведения, с пословицей. Углубление представлений о загадке (сравнение, рифма, ритм)
Как смотрят на мир поэт и ученый: по стихотворениям И. Пивоваровой «Как я считал», рассказам
Г. Корниловой «Про бабочку», «Кто такой Бумчик»
1 Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Ориентирование в специфике фольклорного текста. Анализ стихотворения и рассказа, средств выразительности, использованных в них. Анализ характера литературного героя, через его внешность, увлечения и интересы, поступки.
Как смотрят на мир поэт и ученый. Г. Корнилова «Вертолет»
1 Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Анализ характера литературного героя через его внешность, увлечения и интересы, поступки. Сравнение литературного героя -в разных произведениях одного автора
Как смотрят на мир поэт и ученый.
Н. Орлова «Самолет», К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь»
1 Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Анализ произведений и их сравнение.
Как смотрят на мир поэт и ученый. Е. Серова «Лесной аэродром»
1 Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Анализ стихотворения, выразительных средств.
Проверь себя по теме «Завязка, тайны искусства…»
1 Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени
Всего по теме:
14
Тема 3
Погоня за секретами литературы
Что такое образ? Мир литературы - мир образов. Тие, Басе хокку Э. Нийт «Каменный замок…»
1 Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Анализ стихотворений, выразительных средств. Представление о художественном образе. (Образ не сам предмет, но то, как его воспринимает автор, впечатление от чего-то )
Ироническое отношение автора к герою.
К. Чуковский «Федотка», Е. Чеповецкий отрывок из книги «Непоседа, Мякиш и Нетак», С. Маршак «Попрошайка», Э. Мошковская «Жадных нет»
1 Осознанное восприятие содержания текстов, оценка его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного. Характеристика героя стихотворения, его внутреннего мира. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Различение позиции автора, отношения автора к герою. Выразительное чтение произведения с опорой на эмоциональное восприятие произведения. Представление о преувеличении. Сравнение произведений по настроению, ироничному отношению автора к героям
Ироническое отношение автора к герою. Портрет литературного героя. С. Михалков «Про мимозу»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного. Характеристика героя стихотворения, его внутреннего мира. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Различение позиции автора, отношения, автора к герою. Выразительное чтение произведения с опорой на эмоциональное восприятие произведения. Сравнение произведений по настроению, ироничному отношению автора к героям. Выражение отношения автора, читателя через называние героя («говорящая» фамилия, название), его портрет.
Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия. Л. Толстой «Прыжок»
1 Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения.
Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия. Л. Толстой «Прыжок»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия. Л. Толстой «Лев и собачка»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Черты сказки и загадки в стихотворении.
П. Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане…»,
В. Даль «Старик-годовик»
1
Выразительное и осознанное чтение, восприятие содержания текста, оценка его характера. Участие в обсуждении (диалоге -или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Декламация стихотворения. Углубление представления о фольклорных произведениях (сказке и загадке) через сравнение с авторским произведением
Реальные и фантастические образы. Ю. Мориц «Сто фантазий»
1
Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Выразительное чтение произведений с определением логических ударений, пауз.
Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Декламация стихотворения. Инсценирование. Представление о фантастических и реальных образах. Уточнение представлений о построении стихотворения, повторах
Реальные и фантастические образы. Н. Носов «Фантазеры»
1
Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, определение его юмористического характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения. Сравнение литературных героев разных произведений одного автора. Выяснение темы и специфики произведений Н. Носова
Реальные и фантастические образы. Н. Носов «Фантазеры».», Ф. Галас «Мир наоборот»
1
Анализ реальных и фантастических образов в рассказе. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Использование интерпретации прочитанного (интегрирование деталей), устанавливание связей, не высказанных в тексте напрямую, формулирование простых выводов с опорой на структуру и язык произведения.
Авторская сказка. Сходство с народными волшебными сказками. В. Катаев «Цветик-семицветик»
1
Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы.
Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Анализ текста с точки зрения жанра.
Понимание цели и назначения заглавия произведения. Выявление позиции автора, его отношения к литературному герою
Авторская сказка. В. Катаев «Цветик-семицветик».
Сходство и различие с народными волшебными сказками. Позиция автора. Прием преувеличения
1
Ориентирование в содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Использование интерпретации прочитанного (интегрирование деталей), устанавливание связей, не выраженных в тексте напрямую, формулирование простых выводов с опорой на структуру и язык произведения. Выявление позиции автора, его отношения к литературному герою.
Анализ текста с точки зрения жанра.
Уточнение представлений о приеме преувеличения, его использовании в авторских и народных сказках.
Авторская сказка.
В. Катаев «Цветик-семицветик».
Нравственная коллизия.
1
Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Использование интерпретации прочитанного(интегрирование деталей), устанавливание связей, не высказанных в тексте напрямую, формулирование простых выводов с опорой на структуру и язык произведения.
Авторская сказка.
В. Катаев «Цветик-семицветик».
Сказка, фантазия, мечта. Автопортрет
1
Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Использование интерпретации (интегрирование деталей), устанавливание связей, не выраженных в тексте напрямую, формулирование простых выводов с опорой на структуру и язык произведения.
Передача содержания прочитанного в виде пересказа с выражением собственной оценки действий героя
Автопортрет
1
Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Использование интерпретации (интегрирование деталей), устанавливание связей, не выраженных в тексте напрямую, формулирование простых выводов с опорой на структуру и язык произведения.
Передача содержания прочитанного в виде пересказа с выражением собственной оценки действий героя
Проверь себя по теме «Погоня за секретами литературы…»
1
Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени
Всего по теме:
16
Тема 4
Идём по невиданным следам…
Исследуем законы волшебных сказок
Ю. Мориц «Песенка про сказку»
1 Ориентирование в учебном тексте. Осознанное восприятие содержания текстов, оценка их характера. Коллективное обсуждение, обобщение читательского опыта, выявление особенностей сказочного текста (особенности героев и композиции, сказочные числа, волшебные предметы). Формулирование высказывания о специфике сказочного текста (с опорой на вопросы учебника, с помощью учителя). Выразительное чтение стихотворения с определением логических ударений, пауз. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения
Исследуем законы волшебных сказок.
А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Углубление представлений о понятиях: сказка, законы волшебной сказки. Знакомство с фактами биографии А. Пушкина, сказками
Особенности авторской сказки.
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Фольклорная основа сказки (знакомство с одним из вариантов), образы, созданные художником как составляющая часть книги
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей (вариативность народной сказки, фольклорный сюжет как основа различных авторских произведений ). Анализ текста (наличие повторов, классическое начало, сходство с фольклорным сюжетом: сходно место действия, набор главных героев, сходство финалов). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения.
Особенности авторской сказки.
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Различия с фольклорной сказкой
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей. Анализ текста (отличие от фольклорной сказки: богатая лексика, подробности, детали - описание моря и неба, реакции старика на запросы старухи, подробности описания избы, терема, нарядов старухи ). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Особенности авторской сказки.
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Работа с сюжетом, нравственной коллизией
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей, анализ текста (работа с сюжетом - выделение завязки, развязки, кульминации текста). Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения. Соотнесение главной мысли произведения с пословицей.
Особенности авторской сказки.
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Работа с сюжетом, нравственной коллизией
Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей. Анализ произведения с целью уточнения жанра. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Представления об отличии волшебной сказки, где волшебный помощник животное, от сказки о животных. Представления о законах волшебной сказки. Создание иллюстрации по содержанию сказки
Сказочные законы в волшебной сказке. Различие сказок о животных и волшебной на примере сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», русских народных сказок «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса»
1 Анализ прослушанного/прочитанного произведения для уточнения жанра. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Углубление представлений о законах волшебной сказки. Передача содержания прочитанного с учетом жанровых особенностей
Сказочные законы в русской народной сказке «Кузьма Скоробогатый»
1 Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ прослушанного/прочитанного произведения для выявления жанровой специфики волшебной сказки (сравнение волшебных помощников, сюжета, приемов; выявление других особенностей). Углубление представлений о законах волшебной сказки
Наедине с книгой. Сходство сюжетов сказок народов разных стран: русская народная сказка «Кузьма Скоробогатый», сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении произведения (диалоге или полилоге). Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем поэтических образов. Углубление представлений об особенностях поэтического текста. Восприятие художественной литературы как вида искусства. Представление о закличках, их предназначении, особенностях
Зимняя страничка.
А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов, сказочных персонажей. • Углубление представлений об особенностях поэтического текста. Восприятие художественной литературы как вида искусства
Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи в стихотворении И. Сурикова «Все темней, темней и тише…»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей. Анализ произведения для уточнения жанра, нахождения черт сходства и различия с фольклорной сказкой. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Работа со словом: различение и толкование устаревших слов. Знакомство с творчеством П. Ершова. Представления о законах волшебной сказки, их формулирование
Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи в сказке П. Ершова «Конек-горбунок»
1 Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/прочитанного произведения. Анализ произведения для уточнения жанра, распознавания черт фольклорной волшебной сказки
Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
1 Восприятие литературы как вида искусства наряду с живописью. Сравнение настроения сказки с настроением живописного полотна. Участие в, обсуждении (диалоге или полилоге) произведений искусства. Анализ живописного произведения
Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей, анализ текста (определение принадлежности сказки к сказкам о животных, а не к волшебным) с подтверждением словами из текста. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Работа со словом, различение слов, выражающих отношения между героями произведения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения
Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Работа по картине В. Васнецова «Аленушка»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей, анализ текста (определение принадлежности сказки к сказкам о животных, а не к волшебной ) с приведением доказательств из текста. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Сравнение произведений одного жанра и типа с целью выявления общего и формулирования вывода. Формулирование закономерностей сказок о животных
Бытовая сказка. Русская народная сказка «Мужик и медведь»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов
Бытовая сказка. Эвенкийская народная сказка «Медведь
и охотник»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его юмористического характера, характера героя рассказа, персонажей. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Чтение по ролям. Инсценирование.
Сказочный праздник. Р. Кудашева «Зимняя песенка»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности (олицетворения), использованных в нем, необычной формы, записи, точные и неточные рифмы
Юмор в литературном произведении. В. Драгунский «Заколдованная буква»
1 Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени
Форма стихотворного произведения Л. Друскин «Я сплю…»
1 - выполнять задания по пройденному материалу
Проверь себя по теме «Идём по невиданным следам…»
1 выявлять причины появления ошибки и определять способы действия, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Итоговая контрольная работа за первое полугодие
1 - выполнять задания по пройденному материалу
Анализ контрольной работы
1 выявлять причины появления ошибки и определять способы действия, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Всего по теме:
21
Тема 5
Кульминация! Вершина воображения…
Художественные приемы в авторском поэтическом тексте. С. Есенин «Зима»
1 Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени, предположение о предстоящей работе. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов. Углубление представлений об особенностях поэтического текста: олицетворении, звукописи, использовании сравнения, приема контраста
Народная и авторская сказка с похожими сюжетами: народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»
1 Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Работа со словом, различение слов и выражений, присущих сказке (традиционная характеристика героев, устойчивые выражения в описании событий, внешности героев, их речи).
Народная и авторская сказка с похожими сюжетами: народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»
1 Выразительное и осознанное чтение, восприятие содержания текста. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Разгадывание загадок, проговари-вание скороговорок. Углубление представлений о фольклорных произведениях (сказке и загадке) через сравнение с авторским произведением
Народная и авторская сказка с похожими сюжетами: народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»
1 Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения. Анализ сказки с точки зрения принадлежности к типу волшебных сказок (зачин, троекратный повтор событий, наличие волшебного помощника ). Сравнение сказок, близких по теме. Деление сказки на части, составление плана сказки, рефлексия полноты выполнения работы
Народная и авторская сказка с похожими сюжетами: народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». Братья Гримм «Госпожа Метелица»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Обсуждение главной мысли произведения. Анализ выразительных средств с целью уточнения позиции автора и способа передачи такой позиции. Анализ построения стихотворения: расположение рифм, сравнение с построением других стихотворений
Художественные приемы в народных и авторских поэтических текстах. Загадки, скороговорки, стихотворения Е. Благининой
1 Презентация собственного текста, созданного на основе художественного произведения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Анализ произведения, распознавания черт волшебной сказки, лирической тональности сказки, особенностей описания Снегурочки: внешности, речи, поступков. Работа со словом: способ сделать описание лиричным, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов
Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка «Три дочери»
1 Осмысление эстетических и нравственных ценностей художественного текста, высказывание собственного суждения. Восприятие литературы как вида искусства наряду с живописью и музыкой. Восприятие и осмысление живописного полотна. Анализ подробностей картины и средств передачи ее настроения.
Разгадываем загадки сказок. О. Вациетис «Подснежник»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Анализ стихотворения, сюжета, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов. Деление стихотворения на части, различение впечатлений и чувств героя стихотворения, порядка их описания. Озаглавливание каждой части, построение плана стихотворения. Работа со словом: устаревшие слова, причина их употребления в стихотворении. Различение позиции героя стихотворения и автора
Разгадываем загадки сказок. Народная сказка «Снегурочка»
1 Осознанное восприятие содержания текстов. Выразительное чтение произведений с определением логических ударений, пауз. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Декламация стихотворения. Инсценирование. Представление о фантастических образах в авторских произведениях и традиционных образах Бабы-яги, Лешего в фольклорных произведениях
Разгадываем загадки сказок. Народная сказка «Снегурочка»
1 Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного»и выразительного чтения. Анализ текста: выделение способа передачи характера главного героя через его портрет, внешность, поступки. Уточнение представлений об особенностях волшебной сказки, роль цвета волшебного предмета, материала, из которого он сделан. Расширение представлений о произведениях О. Пройслера
Разгадываем загадки сказок. Репродукция Б. Кустодиева «Масленица»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Расширение представлений или знакомство со сказкой А. Толстого «Золотой ключик»
Следы сказочного жанра в стихотворении И. Сурикова «Детство»
1 Понятие «портрет литературного героя» (словесный и живописный ). Понятие о жанрах живописи. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей
Следы сказочного жанра в стихотворении Д. Хармса «Как Володя быстро под гору летел»
1 Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения
Особенности авторского взгляда на сказку. М. Бородицкая «Колдунье не колдуется»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем. Сравнение отношения автора к герою в разных произведениях, различение позиции героя и автора
Особенности авторского взгляда на сказку. О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга»
1 Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени
Библиотечный урок. О. Пройслер «Маленький водяной», «Маленькое привидение», Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
1 Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени, предположение о предстоящей работе. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов. Углубление представлений об особенностях поэтического текста: олицетворении, звукописи, использовании сравнения, приема контраста
Мир авторской сказки (фрагмент сказки А. Толстого «Золотой ключик»)
1 Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Работа со словом, различение слов и выражений, присущих сказке (традиционная характеристика героев, устойчивые выражения в описании событий, внешности героев, их речи).
Жанры в литературе и живописи. А. Кушнер «Что я узнал!»
1 Выразительное и осознанное чтение, восприятие содержания текста. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Разгадывание загадок, проговари-вание скороговорок. Углубление представлений о фольклорных произведениях (сказке и загадке) через сравнение с авторским произведением
Исследуем законы рассказа. Л. Толстой «Акула».
1 Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения. Анализ сказки с точки зрения принадлежности к типу волшебных сказок (зачин, троекратный повтор событий, наличие волшебного помощника ). Сравнение сказок, близких по теме. Деление сказки на части, составление плана сказки, рефлексия полноты выполнения работы
Исследуем законы рассказа. Л. Толстой «Акула».
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Обсуждение главной мысли произведения. Анализ выразительных средств с целью уточнения позиции автора и способа передачи такой позиции. Анализ построения стихотворения: расположение рифм, сравнение с построением других стихотворений
Учимся сопереживать и сочувствовать. М. Пришвин «Глоток молока», Л. Дьяконов «Щенок и снег»
1 Презентация собственного текста, созданного на основе художественного произведения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Анализ произведения, распознавания черт волшебной сказки, лирической тональности сказки, особенностей описания Снегурочки: внешности, речи, поступков. Работа со словом: способ сделать описание лиричным, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов
Проверь себя по теме «Кульминация! Вершина воображения…»
1 Осмысление эстетических и нравственных ценностей художественного текста, высказывание собственного суждения. Восприятие литературы как вида искусства наряду с живописью и музыкой. Восприятие и осмысление живописного полотна. Анализ подробностей картины и средств передачи ее настроения.
Всего по теме:
22
Тема 6
Вперед по дорогам открытий…
Уроки добра.
Э. Мошковская «Дедушка Дерево»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, настроения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Анализ выразительных средств, создающих образ уюта, тепла, радости. Выразительное чтение произведения с определением логических ударений, пауз для точной передачи настроения стихотворения. Декламация стихотворения. Уточнение представлений о дереве как символе мирового древа в мифологических воззрениях людей, использование этого образа в авторских произведениях
Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка»
1 Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев.
Наедине с книгой. Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка»
1 Создание собственного текста на основе репродукции картины художника. Сравнение красоты художественного описания с настроением живописного полотна. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведений искусства
Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка», А. Куинджи «Березовая роща» (репродукция)
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов, приемов олицетворения, контраста. Анализ стихотворения по строфам.
Следы волшебных сказок в авторских текстах. Ф. Тютчев «Зима не даром злится…»
1 Умение ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям, целенаправленно осуществлять выбор книги с выставки книг по заданной тематике. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
В. Бианки - писатель и ученый. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
1 Коллективное создание диафильма из иллюстраций и с помощью выборочного пересказа отрывков сказки. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Анализ научно-популярного текста, выделение существенных признаков. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Сравнение текстов с точки зрения их специфики (авторская сказка и научно-популярный текст ). Анализ авторских языковых средств.
В. Бианки - писатель и ученый. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
1 Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Сравнение произведений литературы и живописи. Создание собственного текста на основе репродукции картины художника.
Научный и художественный текст. В. Бианки «Муравейник зашевелился», сравнение произведений.
1 Работа с тематическим каталогом или тематической выставкой книг. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его юмористического характера. Анализ приема звукоподражания, использованного в стихотворении. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Выразительное чтение с опорой на эмоциональное восприятие произведения.
Научный и художественный текст. «Точка зрения» художника в литературе и живописи. С. Махотин «Жук», репродукции Ф. Толстого
1 Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Коллективное обсуждение прочитанного, доказывание собственного мнения с опорой на текст или собственный опыт. Интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения, устанавливать связи, не высказанные напрямую
Мир глазами сказочного персонажа, насекомого, животного. Саша Черный «Песня мухи», отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
1 Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Использование интерпретации прочитанного (интегрирование деталей), устанавливание связей, не выраженных в тексте напрямую, формулирование простых выводов. Пополнение активного словарного запаса, точное называние качеств личности, черт характера Соотнесение пословиц с содержанием сказки
Мир детей и мир взрослых в стихах и рассказах. Э. Успенский «Разгром», А. Усачев «Самый лучший день»
1 Выразительное и осознанное чтение, восприятие содержания текста. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Декламация потешки. Углубление представлений о фольклорных произведениях (потешках, скороговорках и загадках). Представление о специфике построения некоторых жанров: парные рифмы; использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Уроки этики в авторских произведениях. К. Ушинский «Играющие собаки»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ текста со следующих позиций: • сюжет сказки (завязка, кульминация, развязка; смешное или тревожное событие является центральным ); • авторская сказка (распознавание позиции автора с доказыванием цитатами из текста; отражение в авторской сказке настроений, мыслей героя, что невозможно в фольклорной); . обнаружение морали
Уроки этики в авторских произведениях. Л. Мурр «Крошка Енот»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его юмористического характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Выразительное чтение произведения с опорой на эмоциональное восприятие. Анализ текста со следующих позиций: • признаки принадлежности к авторскому стихотворению; • признаки принадлежности к колыбельной.
Исследуем жанры устного народного творчества
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Анализ текста с точки зрения жанра: нахождение черт сходства и различия с фольклорной сказкой («превращение» волшебного помощника в героя). Ориентирование в нравоучительном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения
Законы фольклора в художественной литературе. Особенности авторской сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
1 Анализ текстов одноклассников с точки зрения принадлежности к жанру, с точки зрения выразительности, оригинальности сюжета. Рефлексия. Оценивание результатов своего творчества
Законы фольклора в художественной литературе. Особенности авторской сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
1 Анализ текстов одноклассников с точки зрения принадлежности к жанру, с точки зрения выразительности, оригинальности сюжета. Рефлексия. Оценивание результатов своего творчества
Колыбельные в авторской поэзии. Саша Черный «Колыбельная», А. Барто «Старший брат сестру баюкал…»
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, настроения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Анализ выразительных средств, создающих образ уюта, тепла, радости. Выразительное чтение произведения с определением логических ударений, пауз для точной передачи настроения стихотворения. Декламация стихотворения. Уточнение представлений о дереве как символе мирового древа в мифологических воззрениях людей, использование этого образа в авторских произведениях
Современная авторская сказка. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»
1 Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ текста: выделение способа передачи характера главного героя через его портрет, внешность, поступки. Уточнение представлений об особенностях авторской сказки. Расширение представления о произведениях Л. Петрушевской
Современная авторская сказка. Л. Петрушевская «Все непонятливые», сравнение произведений
1 Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ текста: выделение способа передачи характера главного героя через его портрет, внешность, поступки. Уточнение представлений об особенностях авторской сказки. Расширение представления о произведениях Л. Петрушевской
Наедине с книгой. Библиотечный урок по произведениям Л. Петрушевской
1 Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ текста: выделение способа передачи характера главного героя через его портрет, внешность, поступки. Уточнение представлений об особенностях авторской сказки. Расширение представления о произведениях Л. Петрушевской
Проверь себя по теме «Вперед по дорогам открытий…»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его юмористического характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Выразительное чтение произведения с опорой на эмоциональное восприятие. Анализ текста со следующих позиций: • признаки принадлежности к авторскому стихотворению; • признаки принадлежности к колыбельной.
Юмор в литературном произведении. Н. Носов «Мишкина каша», рецепт
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ текста со следующих позиций: • сюжет сказки (завязка, кульминация, развязка; смешное или тревожное событие является центральным ); • авторская сказка (распознавание позиции автора с доказыванием цитатами из текста; отражение в авторской сказке настроений, мыслей героя, что невозможно в фольклорной); . обнаружение морали
Юмор в литературном произведении. Н. Носов «Мишкина каша»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ текста со следующих позиций: • сюжет сказки (завязка, кульминация, развязка; смешное или тревожное событие является центральным ); • авторская сказка (распознавание позиции автора с доказыванием цитатами из текста; отражение в авторской сказке настроений, мыслей героя, что невозможно в фольклорной); . обнаружение морали
Юмор в литературном произведении. Н. Носов «Мишкина каша»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ текста со следующих позиций: • сюжет сказки (завязка, кульминация, развязка; смешное или тревожное событие является центральным ); • авторская сказка (распознавание позиции автора с доказыванием цитатами из текста; отражение в авторской сказке настроений, мыслей героя, что невозможно в фольклорной); . обнаружение морали
Юмор в литературном произведении. Н.Носов «Заплатка», Тим Собакин «Дело и мастер»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ текста со следующих позиций: • сюжет сказки (завязка, кульминация, развязка; смешное или тревожное событие является центральным ); • авторская сказка (распознавание позиции автора с доказыванием цитатами из текста; отражение в авторской сказке настроений, мыслей героя, что невозможно в фольклорной); . обнаружение морали
Юмор в литературном произведении. Н.Носов «Заплатка», Тим Собакин «Дело и мастер»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ текста со следующих позиций: • сюжет сказки (завязка, кульминация, развязка; смешное или тревожное событие является центральным ); • авторская сказка (распознавание позиции автора с доказыванием цитатами из текста; отражение в авторской сказке настроений, мыслей героя, что невозможно в фольклорной); . обнаружение морали
Что такое - быть настоящим поэтом. Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ текста со следующих позиций: • сюжет сказки (завязка, кульминация, развязка; смешное или тревожное событие является центральным ); • авторская сказка (распознавание позиции автора с доказыванием цитатами из текста; отражение в авторской сказке настроений, мыслей героя, что невозможно в фольклорной); . обнаружение морали
Что такое - быть настоящим поэтом. Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ текста со следующих позиций: • сюжет сказки (завязка, кульминация, развязка; смешное или тревожное событие является центральным ); • авторская сказка (распознавание позиции автора с доказыванием цитатами из текста; отражение в авторской сказке настроений, мыслей героя, что невозможно в фольклорной); . обнаружение морали
Наедине с книгой. Произведения Н. Носова
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ текста со следующих позиций:
Что такое - быть настоящим поэтом. О. Дриз «Как сделать утро волшебным», весенние пьесы А. Вивальди, П. Чайковского
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его юмористического характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Выразительное чтение произведения с опорой на эмоциональное восприятие.
С. Козлов - сказочник и поэт. С. Козлов «В небе туча хмурится…», Н. Рыленков «После дождя»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его юмористического характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Выразительное чтение произведения с опорой на эмоциональное восприятие. Анализ текста со следующих позиций: • признаки принадлежности к авторскому стихотворению; • признаки принадлежности к колыбельной.
Исследуем научные и художественные тексты Дж. Родари «Отчего идет дождь», сказка «Путешествие капельки»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его юмористического характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Выразительное чтение произведения с опорой на эмоциональное восприятие. Анализ текста со следующих позиций: • признаки принадлежности к авторскому стихотворению;
Исследуем научные и художественные тексты Дж. Родари «Отчего идет дождь», сказка «Путешествие капельки»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его юмористического характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Выразительное чтение произведения с опорой на эмоциональное восприятие. Анализ текста со следующих позиций: • признаки принадлежности к авторскому стихотворению;
Мир детей в рассказе И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его юмористического характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Выразительное чтение произведения с опорой на эмоциональное восприятие. Анализ текста со следующих позиций: • признаки принадлежности к авторскому стихотворению;
Понятие о видах искусства (театр, архитектура, скульптура). Интегрированный урок с уроком изобразительного искусства
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его юмористического характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Выразительное чтение произведения с опорой на эмоциональное восприятие. Анализ текста
Проверь себя по теме « Развязка. Раскрытие тайны…»
1 Осмысление эстетических и нравственных ценностей художественного текста, высказывание собственного суждения. Восприятие литературы как вида искусства наряду с живописью и музыкой. Восприятие и осмысление живописного полотна. Анализ подробностей картины и средств передачи ее настроения.
Всего по теме:
36
Тема 6
Всё ,что сердцу мило…
Поэтические и живописные образы детей. С. Маршак «О мальчиках и девочках», В. Лунин «Грусть»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем.
Поэтические и живописные образы детей. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», репродукция З. Серебряковой «За завтраком»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, приемов контраста. Сравнение стихотворения и живописного полотна
Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе
В. Драгунского «Кот в сапогах»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его юмористического характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, характера героя рассказа. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Уточнение представлений о герое и персонажах рассказа, характере литературного героя
Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе
В. Драгунского «Кот в сапогах»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его юмористического характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, характера героя рассказа. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Уточнение представлений о герое и персонажах рассказа, характере литературного героя
Как смотрят на мир поэт и ребенок. А. Барто «В пустой квартире»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, приема контраста.
Сопричастность миру семьи, Родины. А. Смирнов «Кто был на войне», В. Берестов «Мир»
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, приема контраста. Коллективное обсуждение главной мысли произведения
Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» Часть 1. Телеграмма
1 Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Ориентирование в содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, характеров героев рассказа. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Сравнивание героев рассказа: их речи и поведения. Наблюдение над развитием нескольких сюжетных линий рассказа
Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» Часть 2. Дорога к отцу
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Ориентирование в содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, характеров героев рассказа. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Сравнивание героев рассказа: анализ проявления характера героев в поступках. Представление о «бескрайности родины». Осознание причасности к отечественной истории и культуре
Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» Часть 3. Вот и приехали
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Ориентирование в содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, характера героев рассказа. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Использование интерпретации прочитанного (интегрирование деталей), устанавливание связей, не высказанных в тексте напрямую, формулирование простых выводов с опорой на структуру и язык произведения. Чтение по ролям
Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» Часть 4. Один в лесной сторожке
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, характеров героев рассказа. Использование интерпретации прочитанного (интегрирование деталей), устанавливание связей, не выраженных в тексте напрямую, формулирование простых выводов с опорой на структуру и язык произведения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Сравнивание героев рассказа: анализ проявления характеров героев в поступках, портретах. Представление о «бескрайности родины». Осознание причасности к отечественной истории и культуре
Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» Часть 5. Вот оно - счастье!
1 Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Ориентирование в содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, характера героев рассказа. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса (отражение изменений, происходящих в окружающей действительности)
Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек».
1 Составление сюжетного плана рассказа группой. Пересказ прочитанного по совместно составленному плану. Ориентирование в содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Анализ повести с целью найти чер ты волшебной сказки в авторском произведении
Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказах А. Гайдара. Библиотечный урок
1 Расширение представлений, знакомство с произведениями А. Гайдара или представление своего читательского опыта
Сопричастность миру семьи, Родины. М. Матусовский «С чего начинается Родина?»
1 Анализ текстов одноклассников с точки зрения принадлежности к жанру, с точки зрения выразительности, оригинальности сюжета. Рефлексия. Оценивание результатов своего творчества. Осознанное восприятие содержания текста и его оценка. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения
Итоговая контрольная работа по теме «Всё ,что сердцу мило»
1 Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. Совершенствование библиографических умений: находить книгу в библиотеке, ориентироваться в содержании книги по обложке, иллюстрациям, ориентироваться в оглавлении
Анализ контрольной работы
1 - выполнять задания по пройденному материалу
Итоговый урок. Рекомендации на лето
1 - выявлять причины появления ошибки и определять способы действия, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Всего по теме:
17
Всего по темам:
140
-
Материально-техническое обеспечение
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
I
Свиридова, В. Ю. Литературное чтение : учебник для 2 класса : в 2 ч. / В. Ю. Свиридова - Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.
Свиридова, В. Ю. Хрестоматия по литературному чтению. 2 класс / В. Ю. Свиридова, - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Используется дополнительная литература:
Э.В.Березина, Поурочно-тематическое планирование. 2 класс / Э.В.Березина - М., 2013.
15
15
1
II
Печатные пособия
1.Таблицы по развитию речи,
1
III
Технические средства обучения
1.Персональный компьютер
1
IV
Экранно-звуковые пособия
1. Магнитофон.
1
V
Оборудование класса
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
1