Презентация + Конспект урока по русскому языку Путеводитель «В мире профессий»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка для 3 класса.

Тип урока: урок - проект. Путеводитель «В мире профессий»

Урок способствует формированию ключевых компетенций. Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Новые знания основываются на уже имеющиеся. В течение урока используются разнообразные формы и методы (например, интеграция с другими изучаемыми дисциплинами, групповая работа, работа с различными источниками информации, методы формирования контроля и взаимоконтроля и другие).

Таким образом, осуществлялась направленность на формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций. Урок построен с учётом новой позиции обучающихся, а именно позиции субъекта учебной деятельности.

Планируемые результаты :

1) предметные: обогатить знания о разнообразии профессий, их роли в экономике и жизни людей;

2) метапредметные: развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать изучаемый материал; формировать способность составлять текст по заданному плану; добывать информацию из различных источников; умение оформлять проекты.

3) личностные: развивать коммуникативные навыки обучающихся, умение работать в группе; прививать положительное отношение к учебному предмету, уважительное отношение к людям разных профессий.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

- Сегодня у нас необычный урок. Слайд 1.

Мы будем составлять проект - напишем с вами самую настоящую книгу, станем авторами.

- Легко ли это будет сделать? Почему? (никогда этого не делали)

Да, книгу мы не писали, а вот сочинения уже пробовали. Давайте вспомним, из скольких частей состоит сочинение?

- О чем будем писать в первой части? Второй? Третьей? ( Вступление. Основная часть. Заключение.)

- Ну, что попробуем свои силы?

2. Актуализация знаний.

-Итак, чтобы узнать о чём у нас сегодня пойдёт разговор на уроке, вы должны прочитать слова. Для этого в ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы, а из оставшихся составить слово и записать эти слова в тетрадь.

ЦЛЁУБТЦГЧУИГБК (лётчик)

ЖСЕАДЛОВЖНЛИЕК (садовник)

ПЛНЕОТКЛОАТРНЬ (пекарь)

БПГРОИДБИАВГЕЩБЦЩ (продавец)

ВУПЧМИПТВЕЛМЬ (учитель)

- Что объединяет все эти слова? (существительные, профессии) Определите род этих существительных. Какие еще слова можно бы было добавить?

- Какое существительное можно добавить в этот ряд слов, чтобы оно объединило их общим понятием?

- Профессия.

-Запишите, поставьте ударение, обозначьте орфограммы.

Игра «Магнит». Какие слова, фразы притягивает это слово - профессия? (Существительное, ед. число, 1 скл., неодуш, 9 букв, 9 звуков и т. д.)

Какие прилагательные притягивает? Глаголы?

111. Работа над проектом.

- Кто уже догадался, на какую тему мы сегодня будем составлять проект?

- Сегодня на уроке мы будем составлять не просто книгу, а путеводитель «В мире профессий». Слайд 2.

- А какая профессия самая важная? (Все профессии важны).

- В словаре русского языка С. И. Ожегова дано такое толкование: (читает ученик) «Профессия - основное занятие человека, его трудовая деятельность». Слайд 3. - Обратите внимание на слово «трудовая», а что же такое труд? - Правильно, ребята. Труд это работа, занятие, дело. Всё что требуется усилий, стараний, заботы. Об истории возникновения профессий. - Как же возникли профессии? 1.Рассказ учителя. Представьте первобытных людей, живших в далёком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Какими? Слайд 4-5. - Мужчины изготавливали орудия для охоты-копья, луки, стрелы. С хорошим оружием охота и рыбалка была успешной, и охотники приносили крупную дичь диких козлов, оленей, кабанов, значит, профессии охотника и рыбака уже были. - А чем занимались женщины? Слайд 6 -8. - Они растили детей, собирали плоды, обрабатывали звериные шкуры и шили из них одежду, занимались земледелием. - Мы видим, что уже в те времена люди распределяли между собой разные дела. А потом появились и новые профессии.

- Приступаем к созданию книги.

- Можно ли сказать, что профессия и труд - это синонимы?

- Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? (ответы детей)

2. - Для создания книги вы, ребята , должны выполнить задания.

Первое задание.- На ваших столах находятся конверты с пословицами. Они разделены на части. Составьте из частей пословицы.

Бери в работе умом, а не горбом.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Для кого труд - радость, для того жизнь - счастье.

Терпенье и труд всё перетрут.

Умение и труд, все перетрут»

Значение в том ,что труд и умение помогут во всех начинаниях.Трудолюбивый человек всегда справится со всеми трудностями и работами.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Самая знаменитая у нас, у славян пословица. Обозначает, что в любом деле, если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия.)

Бери в работе умом, а не горбом. (Русская пословица. Означает, что перед любым делом нужно тщательно продумать все свои действия и составит план, чтобы как можно меньше делать лишней тяжелой работы.)

Делу время, а потехе час. (Пословица означает, что не стоит увлекаться развлечениями и бездельем. Большую часть своего времени мудро будет посвятить учебе, работе, семье и развитию своей личности.)

Для кого труд - радость, для того жизнь - счастье. (Пословица о том, что если человеку нравиться трудиться, или заниматься любимым делом, то его труд обязательно ему принесет как духовную радость, так и обеспеченную жизнь.)

Сделал дело - гуляй смело. (Пословица означает, что если удачно решил какое - либо дело, нужно отдохнуть, расслабиться, набраться сил для новых дел.)

Терпенье и труд всё перетрут. (Пословица о ценности таких человеческих качеств, как трудолюбие и выдержка. Упорные, трудолюбивые люди, доводящие дело до конца, обязательно добиваются успеха в Жизни.)

- Работать вы будете в группах. Давайте вспомним, правила поведения в группе. Слайд 9.

Правила работы в паре или в группе.

  1. Работать должны все на общий результат.

  2. Один говорит - другие слушают.

  3. Свое несогласие высказывай вежливо.

  4. Если не понял - переспроси.

  5. Для ответа назначьте выступающего.

- Проверка - каждая группа читает по одной пословице. Как понимаете смысл пословицы? (Дети объясняют смысл пословиц).

- Спишите одну из пословиц к себе в тетрадь. Слайд 10.

- Народная мудрость всегда помогает нам добрым советом.

- Эти пословицы и станут началом - эпиграфом к нашему путеводителю (заготовленные пословицы вставляются в путеводитель).

-Приступаем к созданию Основной части путеводителя.

Предлагаю поиграть в игру и вы проверите как хорошо вы знаете названия профессий.

3. -Игра называется - "Собери название профессии".(работа в группах)

- Возьмите конверт, аккуратно выложите содержимое на середину стола. Соберите название профессии из букв. У каждого получится свое название профессии, запишите в тетрадь.

Проверка.
Учитель читает загадки дети записывают отгадки: водитель. воспитатель, артист, врач, моряк, моляр, плотник, дворник, пожарный, рыбак, строитель, космонавт. пограничник, показывает на экране иллюстрации с изображениями . Слайд 11- 24.

Обратите внимание на иллюстрации - может быть, они вам помогут.
- А какая из профессий самая важная?
- Это важные профессии. Люди этих профессий способствуют развитию и процветанию нашей страны.

4. Следующее задание заключается в том: дополните предложения и вы узнаете, что делают люди занимающиеся определенной профессией. Поработав в парах.
В поле пашет - …(тракторист)
Поезд водит - …(машинист),
В школе учит нас - …(учитель),
Строит здания - …(строитель),
Красит стены нам - …(маляр),
В шахте трудится - …..(шахтер),
Нарисует нам - ….(художник),
Рыбу ловит - ….(рыбак),
Служит на море - …(моряк),
В машине возит груз - …(шофер),
Хлеб убирает - …(комбайнер)
Песни нам поёт - …(певец).
Кто все знает - молодец!

Физминутка . - Проверка.

Учитель читает стихотворение , ребята показывают и называют.


5. Игра «Корректор». Поиграем в игру.

- Чем занимается корректор? Слайд 25.

- Прочитайте объяснение этого слова в Толковом словаре. (Ученик читает объяснение слова в толковом словаре)

Специалист, проверяющий орфографию и пунктуацию в текстах газет, журналов, книг. Его задача - исправление ошибок различного рода, вылавливание с помощью словарей и энциклопедий несуразностей и опечаток.

- Давайте поиграем в корректора. Исправьте допущенные ошибки в предложениях. ( Работа в группах). Запишите получившиеся предложения.

  1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.

  2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.

  3. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.

  4. Рабочие передавали сменчикам станки.

  5. Жестянчики работали на глазах всей улицы .(Объясните значение «на глазах»?)

  6. Резко сигналили шоферы, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

-Прочитайте правильные предложения. Что общего в названиях этих профессий? ( название профессии образовано с суффиксом -щик- чик)

6. Знакомство с профессиями прошлого.

-Ребята, выполняя сегодня разные задания, мы убедились, что названий профессий - великое множество. С возникновением новых технологий появляются новые слова, обозначающие профессии, род деятельности человека.

- Какие вы знаете?

- А вот какие профессии существовали в недалеком прошлом расскажут нам ребята, подготовившие сообщения.

Дети читают стихи.

1. Лудильщик. Слайд 26

Стишок про лудильщика, парня веселого.
Он плавит свинец и блестящее олово.
Он варит лекарства в походной аптеке
Больной сковородке, кастрюле-калеке.
Он чайник исправит - и чайник здоров.
Он врач сковородок, профессор котлов.
Он лечит кофейнику носик и донце,
И старый кофейник сверкает, как солнце.

- Лудильщик раньше ходил по дворам и чинил дырявую посуду. (Запишите предложение.)

2. Старьевщик. Слайд 27.

Эй, старичок «Старье берем»!
Что ты несешь в мешке своем?
- Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник
Да котелок из чугуна,
Насквозь проржавленный, без дна.

Старьевщики тоже ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: «Старье берем!». Сейчас сбором ненужных вещей занимаются организации.

-Запишите предложение: Старьевщики собирали подержанные вещи.

3. Точильщик. Слайд 28.

На педаль нажимая ногою,
Он вращал колесо ремешком.
Колесо он носил за спиною,
А ходил по дорогам пешком.

Раньше на улицах, во дворах домов слышались крики точильщика: «Точу ножи! Топоры точу!». Точильщик носил нехитрый инструмент: наждачный круг, который приводился в движение ремнем или вручную.

-Допишите предложение: Точильщик точил ножницы.

-Ребята, а сейчас дополните пословицу «Делу время - потехе…» (час). Слайд 29.

- Образуйте от слова «час» название профессии с суффиксом -чик- (-щик-). (Часовщик). Запишите в тетрадях название профессии. Слайд 30.

- Эта профессия из прошлого или современная?

- Она из прошлого, но существует и сейчас.

-Часовщиком могут назвать любого специалиста, имеющего отношения к часам: и дизайнера, и торговца. Но только того, кто своими руками создает или чинит механизмы, можно назвать часовщиком в полном смысле этого слова. Другое название этой профессии - часовой мастер.

Знаменитый часовой мастер из Петербурга К. Чайкин, автор механизма уникальных астрономических часов.

- Вот какие интересные истории мы услышали.

7. - Над проектом мы начали работу с подготовки материала - вы находили пословицы о труде и писали сочинения о профессиях своих родителей. Эти рассказы станут основной частью нашего путеводителя, ведь совет и опыт родителей всегда поможет вам. Родители дают вам первый жизненный опыт.

- Предлагаю послушать сочинения детей о профессиях родителей. Дети читают 3-4 сочинения.

- Кто бы хотел пойти по стопам родителей и выбрать их профессию.

- Андрей подготовил презентацию о профессии папы и он мечтает продолжить династию музыкантов. Слайд 31 -36.

- На следующих уроках мы продолжим знакомиться с профессиями и обязательно заслушаем другие сочинения. А сейчас просто послушаем, кем работают наши мамы и папы (перечисляют).

- Необходимо поместить ваши сочинения в наш путеводитель. Как сделать это, чтобы в случае необходимости можно было бы быстро найти нужную информацию? (по алфавиту). Хором повторяем алфавит, как только вы услышите букву, с которой начинается ваша профессия, выходите ко мне и участвуете в создании книги. (Дети вставляют рисунки и названия профессий).

8.- Как же выбрать профессию и не ошибиться в своём выборе?

Существует формула выбора профессии и состоит она из трёх частей. Слайд 37.

"Хочу" - это ваши интересы склонности, желания и мечты.

"Могу" - это ваши способности и здоровье.

"Надо" - это потребность в кадрах, т.е. какие профессии, пользуются или будут пользоваться в ближайшее время спросом.

А вот если вы сумеете совместить свои "хочу", "могу" и "надо", то ваш профессиональный выбор будет успешным.

Позиции "хочу" и "могу" вы можете развивать уже сейчас.

Но каким, же образом их развивать? Это не сложено. Нужно посещать спортивные секции, кружки, факультативы, занятия по интересам, где вы сможете проверить себя.

9. ФИЗМИНУТКА

- Давайте проверим, как хорошо вы знаете смысл слов «хочу, могу, надо». Я называю вам действие, а вы его показываете жестами.

Я хочу прыгать, я могу рисовать, мне надо уметь слышать, я хочу летать, я могу бегать, мне надо научиться красиво писать.

- Наша книга уже состоит из 2 частей. Какой части не хватает?

- О чем будем писать в заключении? (О своем отношении к теме.)

10. - Я предлагаю в завершении нашего путеводителя вставить ваши творческие задания - записать синквейн о профессии.

Cинквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Слайд 38-39.

В начале урока каждый из вас записал несколько профессий, обсудите и выберите одну. Все записывают в тетрадях, а выступающий на листочках. Дети зачитывают и вставляют в путеводитель.

1V. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 40.

Много есть профессий разных,
Выбрать что - не знаешь сразу.
В жизни много пригодится -
Стоит только научиться.

Каждая необходима и важна. Я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Только тот счастлив, кто своим трудом радует других. О человеке любящем свою профессию и приносящем пользу людям говорят, что он - мастер золотые руки, мастер своего дела. Я желаю вам правильно выбрать свой путь в жизни.

Главное призвание человека - дарить людям радость.

- Над чем мы сегодня работали? Над проектом.

- Что у нас получилось? Оцените свою работу смайликами.

- Получился ли у нас путеводитель? Что можно добавить, чтобы он была красочнее, чтобы ее приятнее было изучать? Иллюстрации.

- Домашнее задание такое - нарисовать иллюстрации к любой части нашего проекта - к синквейну.

- Используемая литература.

Выставка книг к уроку:

Все работы хороши: стихи и рассказы. Издательство «Дрофа», 2006.

Маяковский В. В. Кем быть. Издательство «РОСМЭН», 2004.

Навроцкий А.Г. О кузнецах и кузницах. Рассказы. Издательство «Малыш», 1998.

Русанов А.В. Хочу быть токарем. Для детей младшего школьного возраста. Новосибирское книжное издательство, 2001.

Пермяк.Е. Соберёшь по ягодке наберёшь кузовок. Издательство «Малыш»,2007.

Источники информации:

- литература

Толковый словарь русского языка .Ожегов С.И.-4-е издание,Москва,1992 г.

Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех детских праздников. М.: Сфера, 2003.

Е.Б.Бугрова. Поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой IIчасть. Волгоград, 2005.

Все работы хороши: стихи и рассказы. Издательство «Дрофа», 2006.

Волина В. Загадки от А до Я. С.-П.: Дидактика Плюс, 1997.

- изображения

free-clipart-pictures.net/

pedlib.ru/work_room/index.php?corner=pics

Наглядный материал «Профессии». Издательство «Книголюб», 2000.

Презентация к уроку.


© 2010-2022