Урок обучения грамоте (чтение) Буква «х», обозначающая звуками [х], [х`]. Беседа о хлебе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чтение Тема: Буква «х», обозначающая звуками [х], [х`]. Беседа о хлебе. Цели:

  • ознакомить с буквой «х», которая обозначается двумя звуками [х], [х`];
  • развивать умение осуществлять звуко-буквенный и слоговой анализы слов;
  • способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного чтения;
  • развивать познавательные процессы (мышление, воображение, внимание);
  • формировать интерес к языку;
Коррекционная цель: развивать фонематический слух и связную речь учащихся Оборудование: карточки(слоги обратные и прямые), индивидуальные сигнальные карточки, предметные картинки.

Ход урока:

  1. Орг.момент:
- готовность к уроку - мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно. Слушаем внимательно. - Речевое правило Говорим всегда красиво Смело и неторопливо Ясно, чётко говорим, потому что не спешим.
  1. Работа над пройденным материалом.
-Разминка «Эрудит» Скажите, а чем различаются звуки и буквы? (звуки произносим и слышим, а буквы видим и читаем) Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.

- На какие 2 группы можно разделить все звуки? - Как отличаются гласные звуки от согласных? - На какие группы можно разделить согласные?

А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть, даже фыркать и скрипеть. Но не хочется им петь.

- Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного? А на твёрдость согласного?

Психогимнастика Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох,ох,ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах,ах,ах!» На празднике вы плясали: «Эх,эх,эх!» И совсем устали: «Ух,ух,ух!»

  1. Мотивация учебной деятельности.
Послушайте одну историю и вы узнаете с какой буквой мы сегодня познакомимся. Жила-была девочка. Она была маленькая и в школу еще не ходила. И больше всего она любила… А что она любила - прочитайте (запись на доске): груша апельсин лимон яблоко - назовите одним словом. (фрукты) Назовите первые буквы и вы получите имя девочки (Галя)



-Однажды мама посадила её обедать, налила суп и дала кусок хлеба. А Галя раскапризничалась: «Не буду есть этот противный и невкусный хлеб!» И только она так сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь. Прочитайте, как его зовут: КАРАВАЙ. Рассердился Каравай на Галю и сказал: «Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания!» Поможем Гале вернуться домой? Каравай дал первое задание. Назовите жителей его страны (на картинках - батон, буханка, рогалик, пирожок, бубулик, коржик, сухари, баранки, печенье, пирог, ватрушка, пирожное, торт, белый хлеб, каравай, оладьи, блины,кекс,пончики,лапша, макароны,крендель). Как назвать одним словосочетанием эти слова? (хлебные изделия). Второе задание. Что девочка не захотела есть? На какую букву начинается слово «хлеб»?
  1. Сообщение темы и задачи урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой «ха», которая обозначается двумя звуками [х], [х`], будем учиться читать слоги, слова и делать звуко-буквенный анализ.
  1. Работа над темою урока.
Характеристика звука -Третье задание Каравая: отгадайте загадку и дайте характеристику /х/ Есть такие слова: «Он всему голова» Хрустящей корочкой одет Мягкий, черный, белый….(Хлеб) Знакомство с буквой Звуки [х], [х`], обозначаются буквой Х,х. - Посмотрите и скажите чем различаются и чем похожи буквы.

- Когда мы употребляем большую букву Х? - На что похожа буква Х? (ответы детей) Х - забавная игрушка, Деревянная вертушка, Деревянная вертушка - Ветру вольная подружка. Не рогаты мы, не злы. Козлы мы , а не козлы. Держим мы в руках бревно. Чтоб не выпало оно. - назовите соседей буквы «ха» в алфавите.
  1. Физминутка.
Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать Шесть - за стол тихонько сесть.
  1. Игра «Поймай звук» [х], [х`], (хлопаем, если встречается[х])
Х, П, М, Х, К, Р, Х, Л, Т, К, Х Ха, хо, пу, кы, хы, та, хи, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх Хлеб, мооко, хитрый, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот
  1. Работа в тетраде
Четвёртое задание Каравая. - Печатанье большой и маленькой «ха» и слогов.

Прибежал тихоня А, прочитали дети - ХА. Прибежал задорный О, прочитали дети - ХО. Прибежал упрямый У, прочитали дети - ХУ. Прибежал звонкий Е, прочитали дети - ХЕ. Прибежал игривый И, прочитали дети - ХИ. Прибежал зазнайка Я, прочитали дети - ХЯ. - звукобуквенный анализ слова «хлеб».
  1. Физминутка
  2. Работа по букварю с.98-99
- Чтение слоговой таблицы и слов на с.98 Пятое задание Каравая. Найдите в словах на с.98 сочетание букв из букваря. - работа с таблицей родственных слов на с.99

Прочитайте слова. - Прочитайте слово, которое обозначает изделие из муки (хлеб); - его ласковое название (хлебушек); - поле со злаковыми культурами (хлеба); - сделанный из хлеба (хлебный); - Прочитайте оставшееся слово. Что оно обозначает? (хлебороб - профессия: человек, выращивающий хлеб). - Беседа - А вы знаете, почему обиделся Каравай на Галю?

Для людей хлеб - это жизнь. Люди слагают о хлебе песни, легенды, стихи. О хлебе говорят, как о живом существе, называя его -хлеб-кормилец, батюшка. Во все времена люди берегли хлеб. И вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб, как самое дорогое богатство. Потому, что сколько нужно труда, чтобы хлеб и изделия из хлеба попали к нам на стол. А где выращивают хлеб? Какие машины работают на поле? Куда везут грузовики зерно? Что делают с зерном на мелькомбинате? Где выпекают хлеб и различные изделия? Куда хлеб поступает дальше? Я думаю и вы будете ценить хлеб и труд людей, без которых бы хлеба не было. И Галя это поняла. Каравай её отпускает домой.
  1. Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке? С какой буквой мы познакомились?







© 2010-2022